- Золотые правила этики. Этика отношений, служебная этика
- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
- Понятия норм поведения у древних шумеров
- Нормы этикета в Средние века
- Правила этикета в странах Востока
- Старорусские печатные сборники правил поведения
- Вред от формализма в следовании этическим нормам
- Правила поведения в простонародье
- Законы, неподвластные времени
- Необходимость всестороннего воспитания
- Внешний вид – залог выгодного впечатления
- Деловая и служебная этика
- Для чего нужна этика в обществе?
- Заблуждения этики
- Важность этики
- Этика как метод оценки
- Этика в наши дни
Золотые правила этики. Этика отношений, служебная этика
На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.
Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.
Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.
Понятия норм поведения у древних шумеров
Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением нравственных норм жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.
Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.
Нормы этикета в Средние века
В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.
От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.
Правила этикета в странах Востока
Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.
Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.
Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди – церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.
Старорусские печатные сборники правил поведения
На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» – бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.
Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на горе Синай. Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.
Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.
Вред от формализма в следовании этическим нормам
Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность – лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.
В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики – одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы – образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.
Правила поведения в простонародье
Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.
Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.
К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.
Законы, неподвластные времени
С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.
Необходимость всестороннего воспитания
Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.
Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.
Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и культура поведения являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.
Внешний вид – залог выгодного впечатления
Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».
Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.
Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода – это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.
Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение правил личной гигиены и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных этических норм.
Деловая и служебная этика
Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм поведения человека, занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.
Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.
Источник
Для чего нужна этика в обществе?
Этика служит мирному сосуществованию между людьми. Это также может быть известно как моральное поведение.
Это термин, который относится, в основном, к двум пунктам. Во-первых, это относится к установленному, обоснованному стандарту, который позволяет отделить добро от зла. В этом смысле этика определяет поведение людей с точки зрения обязанностей, прав, обязанностей, справедливости и других добродетелей..
Во-вторых, этика относится к изучению и развитию этических ценностей человека. В этом смысле этика включает оценку собственных моральных принципов, чтобы определить, имеют ли они прочную основу и способствуют ли здоровому сосуществованию среди членов общества.
Многие ученые в области считают, что этические и моральные ценности разделяют большинство культур, таких как уважение, доверие, ответственность, сострадание и справедливость.
Таким же образом, предотвращение человеческих страданий, содействие достижению счастья и равенства являются этическими элементами, разделяемыми большинством обществ..
Этика позволяет нам выбирать путь, по которому следует идти, позволяет нам различать добро и зло и тесно связана с моральными ценностями, такими как уважение, честность и справедливость. Важно не путать этику с моралью, так как это является основой первого.
Заблуждения этики
Социолог Раймонд Баумхарт провел исследование, в котором он допрашивал людей о значении термина «этика». Среди ответов они включали следующее:
- «Этика имеет отношение к тому, что мои чувства говорят мне, правильно или неправильно».
- «Этика связана с моими религиозными убеждениями».
- «Этика — это набор поведения, принятый нашим обществом».
Однако Баумхарт объясняет, что этика не может зависеть от чувств, поскольку зачастую чувства и эмоции отличаются от этических..
Точно так же этика не должна зависеть от религии, даже если большинство религий основано на этических ценностях, поскольку это будет означать, что этика не касается атеистов..
Наконец, этика не является социальной конвенцией, поскольку в некоторых случаях то, что большинство людей считает неправильным.
Нацистская Германия является примером коррумпированного общества, основанного на мнении большинства, «высшей арийской расы», которая считала евреев, чернокожих и другие группы низшими существами. Это порождает один из величайших геноцидов в истории человечества.
Аналогичным образом, некоторые люди могут считать этику соблюдением законов. Эта концепция неверна, как и предыдущие.
Например, законы одобрили рабство в восемнадцатом веке. Тем не менее, порабощение человека, осуждение его к принудительному труду и рассмотрение его как низшего существа не являются этическим поведением.
Важность этики
Этика, понимаемая как линия, отделяющая добро от зла, устанавливает стандарты, которые идут против мошенничества, воровства, нападений, изнасилований, убийств и других действий, связанных с нарушением прав человека. Среди них свобода, равенство, право на жизнь и право на частную собственность.
Точно так же этика как стандарт включает в себя практику таких ценностей, как честность, сострадание и верность, чье присутствие или отсутствие будет определять поведение человека по отношению к окружающим его людям..
Этика как метод оценки
Как уже упоминалось, элементы, которые формируют поведение человека, такие как чувства, социальные условности и законы, могут быть отклонены.
Вот почему необходимо постоянно проверять наши ценности, чтобы гарантировать, что наше поведение является этичным.
Этика в наши дни
Для Рэнди Коэна, автора книги «Добро, зло и различие: как отличить добро от зла в повседневных ситуациях», этика относится к тому, как люди решают изменить несправедливые ситуации. Коэн предлагает следующий пример:
Если бродяга просит денег, вы можете отдать их ему или нет. Этика в этом случае вмешивается, когда мы влияем на изменение условий бедности и беспомощности граждан в целом..
Точно так же Коэн указывает, что иногда этика может быть противоречивой, поскольку существуют ситуации, в которых этические и моральные ценности отвергают друг друга.
Например, ложь представляет собой неэтичное поведение. Однако, если в период рабства охотник за головами спросил вас, знаете ли вы, куда убежал раб, правильнее было бы сказать «нет», и если бы вы знали, где находится этот раб..
Учитывая ситуацию, которая была представлена ранее, возможны два подхода: честность и ложь, этическое поведение и неэтичное, соответственно. Так почему бы не пойти по пути этики и не сказать охотнику за головами, где находится раб? Это где этика усложняется.
В этом примере говорение правды породило бы плохое обращение с рабом или даже его смерть, что противоречило бы этике. С другой стороны, ложь позволила бы рабу сбежать, дав ему возможность вести свободную жизнь, которая была бы справедливой и, следовательно, этичной.
Из этого примера выводится, что этическая процедура не всегда ясна и, следовательно, необходимо анализировать ситуации, которые представляются ежедневно, чтобы определить, какой вариант является наиболее подходящим..
Знание этических принципов позволяет нам взвесить различные варианты, которые мы имеем перед ситуацией, и выбрать наиболее подходящий..
Источник