Что значит праведные люди

Значение слова «праведный»

1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый. — Вот кто свят! вот кто праведен! — раздавались возгласы —, — вот кому в старцах сидеть. Достоевский, Братья Карамазовы. || Отвечающий правилам религиозной морали, благочестия. Праведная жизнь.— А главное — не будешь ты видеть земных грехов, — продолжает мать —. — Тихо и скромно, стезею праведной, пройдешь ты путь земной. Новиков-Прибой, Судьба.

2. Высок. устар. Справедливый, правильный. Законно и праведно требование человека на личное счастие. Белинский, Сочинения А. Пушкина. — Митрий Митрич! Будьте праведным судьей. Гладков, Повесть о детстве.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’ВЕДНЫЙ, ая, ое; ден, дна, дно (книжн. устар). 1. Благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности,

Праведная жизнь. 2. Проникнутый правдой (в 3 знач.), соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь! Лермонтов. П. судья.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Читайте также:  Нет епископов нет короля что значит

пра́ведный

1. строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый ◆ Право же, она заслужила это своей праведной жизнью и хотя бы тем, что за жизнь свою не произнесла ни одного хульного слова против Бога. Виктор Астафьев, «Затеси», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

2. отвечающий правилам религиозной морали ◆ Любовь все грехи искупает, на праведную жизнь наставляет. Эдуард Володарский, «Дневник самоубийцы», 1997 г. (цитата из НКРЯ)

3. высок. устар. соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости; справедливый, правильный ◆ Но поскольку в утопизме возникает идея спасения мира через утверждение в нем праведного порядка или закона, ветхозаветная идея теократии принимает в нем характер спасения мира через государственное принуждение. С. Л. Франк, «Ересь утопизма», 1946 г. // «Родник» (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова орлянка (существительное):

Ассоциации к слову «праведный&raquo

Синонимы к слову «праведный&raquo

Предложения со словом «праведный&raquo

  • Никакого недоверия моя легенда об уставшей от трудов праведных манекенщице не вызвала, а я в очередной раз возблагодарила бога, наделившего меня безупречной фигурой и длинными ногами.

Цитаты из русской классики со словом «праведный»

  • «Боже отец наших! Помяни щедроты Твоя и милости яже от века суть; не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, презри беззакония и грехи наша. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей; всех нас укрепи верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг к другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания еже дал еси нам и отцем нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.

Сочетаемость слова «праведный&raquo

Что (кто) бывает «праведным»

Понятия, связанные со словом «праведный»

Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. ‏עַתִיק יוֹם‏‎, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ГоловосекУсекнове́ние главы́ Иоа́нна Предте́чи (др.-греч. Ἀποτομὴ τῆς Τιμίας Κεφαλῆς Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ) — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа (11 сентября) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.

Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.

Источник

Праведник — кто это и почему так его называют

Здравия всем, друзья.

Мне часто говорят, что я пишу непонятно, точнее, слишком загружаю текст энергетически. Но ведь загрузка энергией создаёт напряжение сознания и более глубокое понимание, освобождает человека от любого вида внушения или обусловленности.

Дам совет, если вы пришли читать текст, то всё остальное не имеет значения на данный момент времени, тогда текст будет не просто прочитан, а усмотрен всеми органами чувств, что даст возможность осознания и понимания более глубокого. Если считаете, что это невозможно, то всё равно прочитайте, попытка не пытка, но зёрна прорастают во времени. Сознание само обработает информацию и выдаст в мозг, когда вы будите готовы.

Праведник, кто это

Вернёмся к статье, и построим определение, что такое праведник.

Праведник – это тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, высокой нравственности.

Можно, конечно, взять и религиозную составляющую слова праведник.

Праведник – это человек живущий по законам божьим.

Но я исхожу из того, что это моральный критерий для человека и не обязательно должен исходить от бога, например, принцип воспитания в семье, в школе, в обществе.

Перевод изъяснения в церковную плоскость, зачастую уводит человека от истинно праведного пути. Но и церковь говорит, что праведник – это не монах, а человек, живущий обычной мирской жизнью.

Праведник в жизни – человек спокойный, безмятежный, живущий в мире с окружающими его людьми и с самим миром, но и в себе он справедлив, честен и добр, на оскорбления не отвечает, обладает качеством смирения. Это прекрасно видно, праведник такой, какой есть, не на показ, он просто не знает другого состояния жизни.

Сила их нравственного примера велика. Говорят в народе, «не стоит село без праведника». Их сила в их чистоте и детской непосредственности мудреца. В религии часто таких людей называют святыми, но сейчас это не обязательно так.

Объясняю. Когда в сан святых стали назначать не всегда праведные священники, понятие святого, как должно, кануло в лету. Выбирая в святые кого попало, не понимают святые отцы, что принцип праведников и героев укрепляют любую веру, но истинные праведники и герои.

Значение праведника

Чтобы как можно глубже развернуть тему, скажем, что праведники имеют определённые качества души, которые являются мощнейшей силой – это детская непосредственность мудреца, непорочность, чистота психические. Это сила сильней силы любви, ибо любовь – это сила взаимодействия двух и более составляющих, сила чистоты и непорочности существует сама в себе, как единственно существующая.

Праведник владеет этой силой.

Повторюсь, сила праведника заключается в его непосредственности непорочности и чистоте психической. Порой даже качествами нравственности трудно обозначить праведника, как образ или идеал. Именно по этой причине праведников в миру единицы.

Но эти люди своей силой дают возможность жить обществу, сохраняют планету и многое другое. У Елены Рерих есть высказывание, за точность не ручаюсь – было время, когда на Земле всего один праведник, живущий в Африке, смог сохранить планету от разрушения только своим присутствием в мире проявленном. Сказать языком религии – живущим в миру.

Так же праведник, по большому счёту, сдерживает целые коллективы, государства, этносы, территории от разорения и уничтожения, как и самоуничтожения. Более того, праведник сохраняет мораль человеческую в чистом виде в окружающем мире.

Пример. В Европе создали некую мораль и назвали её толерантность. Сама по себе толерантность действительно основана на некоторых качествах нравственности праведника, такие, как смирение, честность и другие, но какая может быть честность в мире конкуренции и рынка, справедливость в обществе неравенства, смирение в обществе бесправия или показного искусственного права, не морали. В итоге толерантность превратилась в уродливый образ без всякого смысла, кроме животных потребностей и веры.

Праведник – это безмятежность, тишина сознания, но и тишина, безмятежность, честность, справедливость, непосредственность натянутой струны, а не пустых постулатов и канонов, как и светских утверждений. Это их образ жизни, они не знают иного состояния.

Из жизни

Я не считал и не считаю себя праведником, хотя бы потому, что не обладаю таким качеством, как терпимость, и тем не менее приведу пример из своей жизни. Одно время ходили по домам и квартирам некие божьи угодники, называли себя «Свидетели Иегова». Милые люди, скажу я вам, вполне умны, нравственно воспитаны, библию знают чуть не наизусть, проповедуют добро, любовь к ближнему и прочие церковные и нравственные каноны.

Я просто показал и рассказал о себе, о своей жизни, о том, что знаю и что умею и что мы сделали в течении жизни со своей супругой. Свидетели Иегова, а их было трое, были просто поражены, спрашивают:

— Вы верите в бога?

— Как так? Всё, что вы делаете в жизни доброго вы должны посвящать богу и делать в вере, а не просто так.

Выходит, может быть добрым только в вере в бога? Разве высокая нравственность не должна быть нормальным человеческим качеством, образом жизни каждого человека?

Поэтому утверждаю, что, если говорят, что праведником можно стать только, будучи в вере, не верьте, это не праведник, а святой угодник, даже не свят, а только угодник.

Для праведника справедливость, честность, смирение, невозмутимость, непосредственность, правдивость – это их образ жизни независимо от веры. Просто не важно всё остальное, это состояние души, человек не может и не умеет быть другим.

Как-то видел фильм, одна молодая девушка попала в Индию в трущобы и там ей пришлось принять роды. Познакомилась со священником, сама была дочерью миллионера, и накануне свадьбы. После приключений в Индии, она отказалась выходить замуж, отказалась от наследства своих родителей и поехала по миру помогать людям по наитию сердца.

В приходах и монастырях её пытались заставить тупо молиться по часам, выполнять все церковные правила и вообще, жить по законам церкви. В конечном итоге она отказалась и уехала в самый дальний, опасный приход, в конечном итоге, она просто помогала, как могла. Так вот, я к тому, что эту женщину справедливо можно назвать праведником.

Фильм смотрел, а вот ни названия, ни имён персонажей не помню. Может кто и знает.

Вот вроде и всё. Раскрыл тему праведника с особой точки зрения, а принимать или не принимать, дело ваше, но не отвергайте сразу, ибо при размышлении всё так и есть.

Источник

Что такое праведность в миру?

Ко Дню всех русских святых

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.

Источник

Оцените статью