Что значит праведник русской литературы

Праведник

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Праведник» в других словарях:

праведник — святой человек, даниил, иов, ной, святой, великомученик Словарь русских синонимов. праведник святой (человек) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ПРАВЕДНИК — ПРАВЕДНИК, праведника, муж. (книжн. устар.). Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой нибудь религии. || Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требований нравственности. «О,… … Толковый словарь Ушакова

ПРАВЕДНИК — ПРАВЕДНИК, в православии святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях. Праведники цари или праведники князья называются благоверными, праведники епископы святителями, праведники монахи преподобными … Современная энциклопедия

ПРАВЕДНИК — ПРАВЕДНИК, а, муж. 1. У верующих: человек, к рый живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон.). И пьёт, и гуляет, а прикидывается праведником. • Спать сном праведника… … Толковый словарь Ожегова

праведник — I. ПРАВЕДНИК ПРАВЕДНИК, святой II. непогрешимость … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

праведник — • грешный праведник • свирепый праведник … Словарь оксюморонов русского языка

праведник — ПРАВЕДНИК, а, м Святой, который прославился своей праведной, безгрешной жизнью в обычных условиях, в миру, а не в монастыре. // ж праведница, ы. Праведник прославляется не за знатность предков, но за доброту собственных своих нравов (св. Иоанн… … Толковый словарь русских существительных

Читайте также:  Что значит эстетический вкус человека

Праведник — или праведные на церковном языке название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности святых ветхозаветных, напр., праведный Ной , праведные Симеон и Анна ,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

праведник — пр’аведник живущий по заповеди Божией, служащий Богу (Мал.3:18 ), стоящий на вечном основании (Прит.10:25 ) и не нуждающийся в покаянии (Лук.15:7 ). Но пред Богом нет праведного ни одного (то есть правого) (Екк.7:20 ; Рим.3:10 12). Праведный жив… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Праведник — м. 1. Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой либо религии. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Образ праведника в русской литературе

Автор: Guru · 07.07.2018

(333 слова) Важное место в русской литературе занимает образ праведника — человека доброго и искреннего, не отступающего от религиозной морали. Основанная на православном сознании, литература всегда стремилась найти разные подходы к изображению безгрешных людей, каждый из которых заслуживает отдельного внимания.

Среди героев автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого выделяется один персонаж повести «Детство», юродивый Гриша. Он непонятен и смешон для окружающих. Гриша ходит в лохмотьях, но под ними он скрывает вериги. Он притворяется умалишённым, но, когда рассказчик Николенька подглядывает за ним и видит его в молитве, он называет юродивого «великим христианином».

Праведник часто становится лишним человеком. Общество его не принимает, и он вынужден страдать, как и происходит с князем Мышкиным из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Сам автор в черновиках называл своего героя «князем Христом». Однако Мышкин не способен повлиять на окружающих: он слишком слаб, его детское сознание и болезнь не дают ему проникнуть в сердца людей. Если говорить о настоящем праведнике, преодолевшем мирские преграды, то это монах Зосима из романа «Братья Карамазовы». Старец смог «порвать с миром» ради людей и Бога, за что удостоился почитания прихожан и братии.

Безусловно, в число религиозных писателей входит Николай Семенович Лесков. В одном из его рассказов «Очарованный странник» Иван Флягин, «большой грешник», становится монахом. Сложная судьба и раскаяние в грехах приводят его к Богу. В результате из взбалмошного богатыря Флягин становится монахом Измаилом и странствует по святым местам.

Без праведника, по пословице, не стоит ни село, ни, как добавляет Александр Исаевич Солженицын в рассказе «Матренин двор», «вся земля наша». Матрёна Васильевна жила для других, хотя сама нуждалась в помощи. Она не жаловалась на судьбу, не осуждала насмехающихся над ней родственников. Чистая, смиренная и добрая душа, — вот что делало ее настоящей праведницей.

От средневекового жанра «житие» до литературы серебряного века образ праведника оставался актуальным для отечественных писателей и поэтов. Герои вроде старца Зосимы и Мартены становятся своеобразным противовесом порочному обществу. Автор знакомит с ними читателя, чтобы показать пример идеальной духовной жизни и указать на недостатки людей, не способных не то что на праведническую жизнь, а зачастую даже на простые добрые дела.

Источник

Тема праведничества в русской литературе

Исследовательская работа, раскрывающая образы праведников в творчестве Н.С. Лескова, А.И. Солженицына.

Просмотр содержимого документа
«Тема праведничества в русской литературе»

Тема праведничества в русской литературе

Выполнили: Фокина Юлия

учитель: Кичмар Ольга Ивановна

Цели: Раскрыть концепции «праведничества» в русской литературе

Задачи : -Изучить понятие «праведничество»

-Прочитать произведения Н.С.Лескова, А.П.Платонова, А.И.Солженицына.

-проанализировать образы персонажей, воплощающих идею «праведничества».

Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова,Лескова,Платонова,Солженицына.

Так кто же такой праведник?

Праведник — это человек,строго придерживающийся заповедей,моральных предписаний какой — либо религии; добрый человек,любящий людей больше самого себя.

Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова

  • Изображения праведницы в сказке Н.С. Лескова «Маланья — голова баранья»

Лесков в сказке раскрывает образ бедной женщины по имени Маланья. Она живет сегодняшнем днем и прежде всего, думает не о себе, а о других людях. За это в народе прозвали ее «Голова баранья». Лесков уделяет большое внимание не внешности героини, а ее внутреннему миру, красоте души. Помощь другим: наверное, в этом и заключается смысл ее жизни. Маланью абсолютно не волнует, беден человек или болен. Она безотказно поможет каждому человеку, а если не может, то одарит его теплом и лаской. В ней отсутствует черты эгоизма, это добрая и отзывчивая душа, ей руководят только чистые и искренние побуждения.

Именно такие люди помогают нам понять, кто мы есть на самом деле и дают возможность оставаться прежде всего людьми и проявлять хоть каплю сострадания и помощи людям, которые в этом нуждаются.

Образ праведника в сказке Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

Это произведение о тульском мастере по имени Левша, одного из тех, кто участвовал в подковывании блохи. Лесков описывает Левшу как искусного оружейника, с родимым пятном на щеке и с небольшими лысинами на висках, немного косоглаз и плохо владеет правой рукой. Его образ стоит в ряду других праведников, созданных Лесковым. Он олицетворяет всю талантливость русского народа. Левша жертвует собой ради Отечества, чтобы доказать англичанам, русские ни чуть не хуже их. Поездка в Англию оказалась очень тяжелой, он едет туда без остановок, без документов и очень голодным. Увидев творение Левши, англичане предлагают остаться у себя в стране, он отказывается: «Мы к своей Родине привержены». Тем самым он доказывает, что он истинный патриот, с высокой нравственностью и его невозможно подкупить. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» — отзывался о Левше один из англичан. Но свой истинный патриотизм он доказывает в последние минуты своей жизни. Он просит передать государю секрет о чистке оружия в Англии, незнание которого снижает боеспособность русской армии.

Образ праведника Тимофея Осиповича в сказке «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова

В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим»

При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверх чувственности, Божественного Промысла. В рассказе «Христос в гостях у мужика» реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар.

Когда-то давно Тимофея Осиповича сильно обидел его дядя. Он держал злобу на старика на протяжении долгих лет, уехал подальше от родных в сибирский край, но не смог простить столь сильные обиды. Именно Христос и вера помогли ему обрести счастье в жизни и простить своего дядю. Тимофей исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрел мир в душе.

Образ крепостного мальчишки Паньки в рассказе Н.С. Лескова «Дурачок»

Н.С. Лесков создал целую галерею образов русских людей. Писатель считал, что творящие не церковный подвиг человеколюбия — праведники и они «сильнее других делают историю»

К сожалению, люди совершают так мало добра, что окружающие относятся с презрением к людям, которые идут на подвиги, жертвуя собой. Так случилось и с главным героем в рассказе «Дурачок».

Безродный крепостной мальчик по имени Панька, рос при господском доме, и должность была его «всем помогать».Люди задавались вопросами о его деятельности, а вот Панька от своих деяний получал необыкновенный заряд тепла и любви. Панька всех удивлял своими поступками, то во дворе работал днями и ночам, то конюшни чистил, а в свободное время плел лапти и себе и другим.

Он был настоящим праведником, который не щадил себя, это хорошо видно в сцене с провинностью Пети. Увидев, как Петька боится идти на наказание, Панька решается выручить его и пойти на розги вместо него.

Его любовь к людям можно сравнить с любовью Иисуса Христа, он совершенно искренен и все его поступки идут от чистого сердца, во имя добра.

Образ праведника Ефима в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Рассказ «Юшка», написанный Платоновым, весь пронизан болью и состраданием к герою, которого не считали за человека. Он был трудолюбив, работал в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал всякую работу и получал за это очень скромное жалование. Он жил тем что подаст ему кузнец. Юшка работал с утра до ночи, честно выполняя свою работу, и никто никогда не слышал от него плохого слова. Проходя по улице в Юшку летели горсти камней и ветки деревьев, которые дети поднимали с земли и бросали в бедного Юшку, а мужики, напиваясь, избивали его. Но Юшка был убежден, что люди любят его. Он был в этом уверен, потому что он сам любил людей всем сердцем и делал для них все. Бедняга считал, что все на земле живое и имеет душу.

  • Он был болен туберкулезом, и частые побои сильно сказались на его здоровье. Он ослабевал, но в нем была всегда неопределенная тяга к жизни. »Мне нельзя помирать»-говорил он.
  • После смерти Юшки, люди моментально забыли о том, что такой человек вообще существовал. Но им стало худо, потому что злоба и издевательство, которое они вымещали на бедном больном человеке, оставалась в них.
  • Такие люди-праведники, как Юшка существуют и в современном мире. Эти люди готовы поддержать, прийти на помощь и всегда дать правильный совет. Они дарят добро, в столь злой и обиженный мир. Они-луч света в темноте. Именно таких людей нужно уважать и ценить, а не вымещать на них все свое зло и гнев.

Идея произведения в рассказе Лескова «Пугало» — зло всегда родит зло, и побеждается только добром

  • Н.С.Лесков, в рассказе «Пугало» представляет доброго, честного мужика Селивана, которого считали разбойником и вором без всякой на то причины. Слухи и крестьянские вымысли окрестили его колдуном и превратили в пугало для окружающих. Но один случай перевернул стереотипы крестьян о нем, и заставил раскаяться за клевету.
  • Селиван в юности работал у калачника и продавал калачи. Он был честен и никогда не обманывал людей. Однажды он исчез из города, оставив все деньги от дневной продажи. Вместе с ним исчезает и девочка, дочь палача. Эту бедную девочку, вместе с отцом никто не хотел пускать в дом и накормить. Они ночевали в сырых глинистых оврагах, пока однажды отец не замерз насмерть, а девочка осталась калекой. Селиван женился на этой девочке, и переехал в пустой постоялый двор, которого после все обходили стороной, потому что там жил «пугало» Селиван. «Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».
  • Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.
  • Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тетушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами. Совместно решается, что ее украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идет по-другому.
  • Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения — с другой, — и всем казалось, что все они — враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

  • Матрена-сильная русская женщина, с несчастной судьбой. Много горести и печали было в ее жизни, но она смогла выстоять и осталась доброй и бескорыстной женщиной. Все ее дети умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня твердила, что Матрена «порченая», потому что вышла замуж за брата своего жениха.
  • Всю свою жизнь она прожила не для себя, а для других. Она работала не покладая рук:жала сено, пахала, трудилась на колхоз, на соседей, выполняла «мужицкую» работу, но никогда при этом не просила денег. О таких женщинах, как Матрена,писал Некрасов: «Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!»
  • Она помогала всем без отказа, а у самой в доме было все вверх дном. Люди считали ее глупой, не понимающей ничего в жизни, женщиной. Ее не уважали, не подражали ее доброте и отзывчивости. Именно в этом, по мнению А.И. Солженицина, заключалась беда русского народа.
  • Без таких женщин-праведников, как Матрена, «не стоит ни село, ни город. Ни вся Земля наша.»
  • Именно такие как она, составляют гордость русского народа .
  • По мнению других,она была несчастливой женщиной. Но по ее мнению, все было хорошо, потому что сердце ее было чистое,а душа добрая. Она никогда не обманывала людей и не предавала.

Воплощение русского национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Иван Северьяныч – главный герой повести, который за свою жизнь совершил немало поступков как хороших, так и плохих. Он забивает до смерти монаха, отрубает хозяйской кошке хвост, а в борьбе за кобылу забивает татарского князя и по желанию Груши, скидывает ее с обрыва. Он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Читая произведение Лескова, мы можем задаться вопросом: Флягин — грешник или праведник? Очарованный странник был сам заложником несчастий, и все его благородные поступки были совершены неосознанно, решения которых связаны с порывом чистой души. Именно после гибели любимой Грушеньки, он сильно раскаивается в своих грехах и называет себя «большим грешником». И только в монастыре уже вспоминает о своих грехах со спокойной душой. Хоть Иван Северьяныч и совершил много нехороших поступков, но все же раскаялся за них и молился за каждого. Этого героя можно назвать праведником,потому что на его примере Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

Общие черты всех праведников

  • Деятельное и самоотверженное добро — главная идея праведника
  • Праведники никогда не смешивают любовь к Отечеству с выполнением распоряжением начальства. Норма поведения для них- независимое,достойное служение своему народу,а не царю.
  • Полное отсутствие эгоизма,заботятся о спасении других и находят радость в утешении и помощи близким. Добры и скромны.
  • Сила духа и твердость помогают им предотвратить конфликты между людьми
  • Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся,чтобы их благородство было замечено,не ожидают наград за совершенное ими добро.

Источник

Оцените статью