Что значит практическая направленность урока

Сообщение педагога «Практическая направленность обучения»

Лукина Елена Витальевна
Сообщение педагога «Практическая направленность обучения»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. У детей с УУО как правило, навыки самообслуживания находятся на низком уровне, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни. Они с трудом усваивают навыки общения, навыки поведения в общественных местах. Развитие навыков самообслуживания -это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей инвалидов. Через практическую деятельность (режимные моменты в течение всего дня) происходит целостное восприятие того что делает воспитанник. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Привычка-это психоэмоциональное состояние поведения детей с УУО. Необходимо развивать не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести — чтобы с тобой дружили, чтобы нравится взрослым, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. Формировать отношение к любым видам деятельности одна из воспитательных задач коррекционного воспитания. Умственно отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Воспитатель находится рядом начиная с подъема и до отбоя. Поэтому при формировании у них положительного отношения к определенному виду деятельности надо очень эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему виду вещам (положительное — к чистым, опрятным, и негативное, нетерпимое – к грязным, неухоженным).

Читайте также:  Что значит посылка наложенный платеж

Ежедневное требование — это развитие социальных потребностей и возможностей их удовлетворения.

Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.

Исходя их этого цель занятий: Формировать и развивать социально- бытовые умения и навыки у детей с УУО.

Исходя из поставленной цели,определили задачи:

• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;

• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде.

• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях.

• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей с УУО являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю и подбираю с учетом возможности и особенности каждого ребенка, одни справляются сами, с другими приходиться работать индивидуально.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Уроки Мойдодыра», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.

Занятия-практикумы по обучениюдетей умениям бытового труда: это

(Уборка посуды со стола, уход за одеждой, обувью, помещением); даю занимательные названия занятиям (например: «Веселая шнуровка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».

На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке, использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.

На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).

Успешность социальной адаптации у детей с УУО определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций.

Активизация мыслительной деятельности детей способствует также решение логических задач. Логическая задача — это представленная в словесной или наглядной форме загадка, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности. Например,выставляю две пары обуви: одна чистая, ухоженная, вторая — ее противоположность. Спрашиваю, что не сделал хозяин грязной обуви, зачем нужно мыть, ухаживать за обувью? Прошу исправить, помыть, тем самым формируем умение ухаживать за обувью.

Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.

Свою работу строю таким образом, чтобы при формировании того или иного блока социально-бытовых знаний и умений у ребенка, система занятий в начале носила цель полноценного восприятия ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций, затем — разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Таким образом, система работы направлена на получение ребенком социально-бытовых знаний и умений и достижения конкретных результатов в плане самообслуживания

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения «Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». Воспитатель группы компенсирующего вида для детей с ослабленным.

«На пороге школы». Опытно-практическая работа Подготовка детей должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Для подготовки ребенка к успешному.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность «Малая волна» Пояснительная записка. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее.

Аналитическая справка о владении педагога методиками активного социально-психологического обучения детей Аналитическая справка о владении Дигуровой Я. О. методиками активного социально-психологического обучения детей в МБДОУ№65 В наше время известно.

Конспект НОД в старшей группе «Фитолаборатория. Практическая работа с растениями» Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях. Развивать экологическое.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Программа дополнительного образования детей 4–5 лет «Умелые ручки» (художественная направленность) Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые ручки» Педагог: Степанова Н. А. Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации:.

Семинар «Организация работы с воспитанниками по созданию мультипликационных роликов». 2 часть (практическая) В канун праздника Новый год, мы предлагаем вам, снять свою поздравительную анимационную открытку в технике перекладка. Материалы и оборудование,.

Практическая консультация для родителей «Долгие зимние каникулы (выходные)» В такие большие выходные, родители успевают переделать много домашних дел и, чтобы не мучил вопрос: «Чем занять ребёнка? «- мы приготовили.

Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» 1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме: «Коррекционная направленность обучения рисованию детей.

Источник

Доклад на тему: «Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнегнутовская средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области

«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».

Подготовила: учитель физики

МКОУ «Нижнегнутовская СШ»

Из всего педагогического ассорти идей я выбрала практическую направленность урока.

«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».

В настоящее время интерес к знаниям, понимание их ценности для дальнейшей жизни у школьников встречается довольно редко, наблюдается тенденция слабой мотивации к учению. Как сделать так, чтобы ученики стали учиться, и в силу своих возможностей осваивали материал? Ответ на этот вопрос можно найти как у дидактов прошлого, так и современных. Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. Необходимо показать учащимся значение знаний в производственной, общественной и личной жизни – возможно, это поможет освоению знаний учащимися.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. А чтобы она была интересной и продуктивной в помощь нам практическая направленность. (Фото продуктивной практической домашней работы прилагаются).

Из всего педагогического ассорти идей я выбрала практическую направленность урока.

Подходи честной народ!

Пед.идеи бери в прок!

Моя мысль весьма проста

Если учишь ты письму

Если вдруг ты математик

Тут уж ты король педпрактик.

Вычитаем, умножаем, делим, складываем, знаем,

Что без практики беда

Сосчитать нечто нельзя!

Биологам и химикам практика как минимум

Нужна как воздух для живых,

Чтоб успеваемость детей

Стремительно не скатывалась вниз!

География, физ-ра пед.идея на «ура»!

Практикуем бегая, и моря исследуя!

ИЗО, труды, история!

Смотрите в проекторию!

Профессию дети выбирают

Практику и здесь не забывают!

Источник

Практическая направленность уроков биологии

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая направленность уроков биологии

Учебно-воспитательные задачи в обучении биологии решаются в различных формах организации обучения. Это урок, экскурсии, внеурочная и внеклассная работа, общественно-полезный труд.

На уроке учитель систематически и последовательно освещает содержание ведущих понятий, каждый урок тесно связан с предыдущим и последующими уроками.

Воспитание у детей бережного отношения к природе – одна из важнейших задач учителя биологии в современной школе.

Но как это сделать? Как решить эту задачу?

Любить и сохранять обычно хочется то, что очень хорошо знаешь, что тебе очень близко. И я решила сформировать у учащихся практическую направленность в изучении предмета, а также научить применять теоретические знания на практике. Развить у учащихся умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изученному материалу. Воспитать бережное отношение к природе, рациональный подход к природопользованию.

Одним из направлений совершенствования биологического образования является усиление практической направленности курса школьной биологии. Включение в урок элементов практической деятельности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства, с работой школьников на УОУ.

Первый этап начинается ещё в начальной школе, когда осуществляется преподавание курсов по изучению окружающего мира. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому школьник должен понимать, что большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Основная цель уже на первом этапе обучения – научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов. А этого можно добиться, используя практическую направленность обучения.

Новый стандарт общего образования по биологии предъявляет особые требования к тем навыкам, которым должны овладеть учащиеся. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на УОУ, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний.

В учебно-воспитательной работе я использую возможности УОУ с различными возрастными группами учащихся. Для ребят создана экологическая тропа. Здесь учащиеся знакомятся с произрастающими на территории школы деревьями и кустарниками, их биологией, значением в жизни человека, в период летней практики проводят опыты и готовят гербарии, используя многообразие травянистых растений. При изучении биологии человека использую сведения о лекарственных свойствах культурных и дикорастущих растений. При изучении темы о наследственности и изменчивости – основ экологии.

Над темой практической направленности я работаю уже давно, и отвожу ей одно из главных мест в общеобразовательном процессе, т.к. считаю, что уроки биологии особенно в сельской местности должны быть тесно связаны с практикой. Дети должны применять полученные знания в повседневной жизни, при этом убеждаясь в правильности теоретических знаний.

Работая над этой проблемой, ставлю следующие задачи:

1.С первых уроков привить любовь и интерес к предмету.

2. Научить теоретические знания применять на практике.

Практическую направленность получаемых знаний на уроках биологии стараюсь проводить на всех уроках биологии, но особенно в 6-7 классах, т.к. школьный курс программы этому способствует.

Изучение биологии как науки начинается с изучения ботаники – науки о растениях. На уроках ботаники даются теоретические знания, формируются важнейшие ботанические понятия, которые выступают основополагающими для понимания общебиологических понятий в последующих курсах биологии. Раскрывая на ярких примерах связь биологической науки с практикой, стараюсь приучать учащихся использовать научную теорию при выполнении практической работы.

При изучении ботаники необходимо связывать теоретический материал с практикой, с жизнью, использовать личные наблюдения учащихся. Учащиеся сельской школы лучше знают природу, т.к. вся их жизнь проходит в постоянном общении с ней. В процессе постоянного общения с природой и работы в сельском хозяйстве у детей накапливается значительный запас разнообразных наблюдений, практических знаний, умений и навыков. Этот жизненный опыт, с которым приходят дети в школу, должны быть в максимальной мере использованы на уроках.

На первом уроке биологии в 6 классе провожу беседу по теме «Значение растений в природе и жизни человека». Важным моментом на уроке считаю вовлечение всех учеников класса в беседу. Главное не оставлять без внимания ни одного ученика. Стараться растормошить тихих, застенчивых детей и не забывать хвалить их даже за самые скромные ответы. Вопросы простые и поэтому учащиеся дают самые разнообразные ответы. Многие из них могут быть неправильными или неточными. Но не нужно делать на этом акцент и говорить, что ответ неверен. Цель урока – активизировать детей, вовлечь их в беседу, вызвать интерес к уроку, к предмету и уверенность в себе, в своих силах. А неправильный ответ будет исправлен самими же учениками после других наводящих вопросов. В процессе беседы я стараюсь опираться на жизненный опыт учащихся, их наблюдения в природе. От успешного проведения первого урока во многом зависит дальнейшее отношение к предмету. Постепенно подвожу детей к выводу, что растениями питается человек, питаются домашние животные, строят дома, делают мебель, бумагу, добывают различные лекарства, краски и многое – многое другое.

Какую ещё пользу приносят растения?

Растения выделяют кислород, который необходим для дыхания всех живых организмов. Приходим к выводу, что чем больше растений на земле, тем лучше для человека, будет больше пищи, строительного материала, одежды, лекарств: воздух будет богат кислородом. А потому человек будет здоровым, бодрым и весёлым.

В сравнении с другими темами, наибольшую связь с практикой можно проследить по теме «Корень». После выяснения значения корня, его взаимосвязи с другими органами, с особенностями строения корневых систем. Когда учащиеся усвоят, что придаточные корни стеблевого происхождения и что определенными агроприёмами можно увеличить их образование, в связи, с чем расширяется площадь питания, улучшается рост и повышается продуктивность растений. Школьники могут объяснить значение окучивания помидоров, картофеля, кукурузы и других растений. Проведя опыт на УОУ «Влияние окучивания на урожай томатов», школьники убеждаются в эффективности применения этого приёма. Этот приём они используют вместе с родителями на своих приусадебных участках. На конкретных примерах я показываю, что способность многих растений образовывать придаточные корни широко используются в практике сельского хозяйства на примере смородины, крыжовника.

Аналогично раскрываю и значение пикировки для развития корневой системы и питания растений из почвы при высадке рассады капусты, томатов и других растений. Объяснив зависимость роста растений от развития корневой системы, подвожу к пониманию того, что условия выращивания растений связаны с повышением их урожайности.

Знания о роли корневой системы в жизни растений неразрывно связаны с темой «Почва». О том, что холодную воду корни растения поглощают хуже, должен знать каждый. Это проверяется путём проведения опыта с комнатными растениями. В связи с этим ставлю вопрос для коллективного выяснения: почему в практике сельского хозяйства перед созреванием плодов и семян полив прекращают? Выясняем, что избыток влаги удлиняет период созревания семян, следовательно, затягивают сроки уборки.

В учебнике очень мало информации об удобрениях и их влиянии на рост и развитие растений. Поэтому дети получают задание найти дополнительный материал по этой теме. Используя полученную информацию, дети должны обследовать комнатные цветы в кабинете биологии, в рекреациях школы, дома и охарактеризовать их состояние.

Должное внимание уделяется дыханию корней. Выясняем факторы, мешающие обеспечение кислородом корневой системы. Это тяжёлые почвы, образование корни. При выяснении этого вопроса доказываю учащимся, что рыхлением почвы разрушается плотная корка. И создаются условия для дыхания корней. При этом разрушаются капилляры в почве, что препятствует испарению влаги из более глубоких слоёв. На конкретных примерах показываю, почему рыхление называют «сухой подкормкой».

На основе изученного материала предлагаю сделать анализ и подвожу к выводу, что рыхление почвы и орошение особенно полезны и необходимы в период вегетации. На итоговом уроке по теме «Корень» выясняю, как хорошо усвоен материал. Это достигается путём вопросов – заданий, подбираю задачи или упражнения практического характера.

При изучении таких тем, как: «семя», «Побег», «Цветок и плод» подбираю соответствующие задания и вопросы практической направленности.

В своей работе использую разные типы задач:

*Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность строения? (6 кл.)

*Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра. Какими опытами модно подтвердить эту реакцию амфибий?

*Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

*Задачи, связанные с самонаблюдением.

Измерьте свой рост утром, как только встанете. И вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объяснить причины изменения роста в течение дня.

Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки – это вены.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими науками учитель должен использовать творческие задания.

Способы и виды заданий разнообразны:

· составление рассказов с биологическими ошибками;

· сбор и оформление гербариев;

· выполнение практических заданий, мини проектов и т.д.

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, помогает лучше воспринять и усвоить учебный материал, использовать полученные знания на практике.

Необходимо будущему современному учителю научиться осуществлять проектную деятельность уже на начальной ступени обучения.

Я в своей работе при изучении курса «Животные» предлагаю учащимся участие в проекте «Человек в мире животных».

1. Выяснить практическое значение животных для человека.

2. Ответить на вопрос, имеет ли право человек вмешиваться в законы природы?

Работа ведётся в творческих группах, которые формируются в начале проекта. Каждая группа получает своё задание.

1 группа – социологи – выясняют, что известно об этом животном.

2 группа – медики – выясняют значимость животного с медицинской точки зрения.

3 группа – экологи – дают экологическую характеристику.

4 группа – инженеры – ищут, какие черты в строении животных человек взял для создания технических устройств (бионика).

5 группа – менеджеры – подготовили данные о потреблении и пищевой ценности животных.

Презентация проекта проводится на последнем уроке по изучению многообразии позвоночных животных по плану: Класс Рыбы – Класс Земноводные – Класс Пресмыкающиеся – Класс Птицы – Класс Млекопитающие.

Реализация проекта начинается в начале изучения данной темы. Учащиеся должны были найти дополнительный материал о практическом значении изучаемых нами животных, о том, где, когда мы можем повстречаться с ними в природе, и о том, как мы должны себя вести пи этом.

Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках, состоит в том, что учитель переходит с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося, мотивирует познавательную деятельность за счёт интереса, практической направленности, использует коллективные формы работы.

С каждым годом становится всё труднее поддерживать интерес учащихся в учёбе. Меняются времена и меняются интересы детей. Телевидение, интернет, научно-популярные кинофильмы дают массу информации. Современный учитель должен уметь организовать и реализовать формы работы практической направленности, что даст возможность в каждый урок внести что-то интересное, необычное, разнообразное и неожиданное, а ученики снова будут удивляться, делать для себя открытия, через которые увидят важность и практическое значение своих знаний.

Высказывание великого педагога К.Д.Ушинского, считавшего, что необходимо, чтобы «дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал2 является основополагающим моей педагогической деятельности.

Источник

Оцените статью