Что значит познавательный мотив

Познавательный мотив

Словарь-справочник по педагогической психологии . М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева . 2001 .

Смотреть что такое «Познавательный мотив» в других словарях:

Познавательный мотив — преобладание у школьника в ходе учения направленности на содержание учебного предмета … Словарь по педагогической психологии

Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова — Предназначена для определения уровня развития О. со взрослым у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Методика разработана в контексте концепции генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. На втором третьем году жизни происходит развитие как… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Сетевое сообщество — группа людей, поддерживающих О. и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети; совокупность интеракций в виртуальной среде. Возникновение сетевых сообществ связано с расширением социальной… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия

Деятельность — динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также:  Статус лота завершен инициативы граждан кфх что это значит

Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

МЕТАФИЗИКА — (от греч. metaphysic то, что после физики) наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ… … Философская энциклопедия

Источник

Научная электронная библиотека

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

2.2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ МОТИВОВ ПОЗНАНИЯ

Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования, представляют собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений (рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.

Классификация мотивов, действующих в системе обучения, предполагает деление их по видам, уровням, направленности и содержанию (рисунок 2.2.).

Рисунок 2.2. Классификация мотивов обучения.

1. По видам выделяют мотивы:

1) социальные и познавательные (когнитивные),

2) побудительные и смыслообразующие,

3) внешние и внутренние,

4) осознанные и неосознанные,

5) реальные и мнимые.

Внешние мотивы исходят от педагогов, других лиц, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий, принуждений. Они действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление личности и поэтому не может быть названо гуманным. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом — во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы обучаемый сам захотел что-то сделать и сделал это. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).

Осознанные мотивы выражаются в умении учащегося рассказать о причинах, побуждающих его к действию, выстроить побуждения по степени значимости.

Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, неконтролируемых сознанием влечениях, но в то же время они могут быть сильными.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

2. По уровням:

1) широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус);

2) узкие социальные (или позитивные) мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получить достойное

вознаграждение за свой труд);

3) мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в группе);

4) широкие познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию,

реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности);

5) учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

6) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);

3. По направленности и содержанию:

1) социальные (социально-ценностные),

2) познавательные,

3) профессионально-ценностные,

4) эстетические,

5) коммуникационные,

6) статусно-позитивные,

7) традиционно-исторические,

8) утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено, что 1) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения; 2) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаются различным образом в зависимости от возникающих условий. Из этих сочетаний возникает движущая сила учения. Её характер, направленность, величина определяются суммарным действием мотивов.

Различные мотивы имеют неодинаковую силу на протекание и результаты динамического процесса. Например, широкие познавательные мотивы являются более слабыми по сравнению с учебно-познавательными мотивами в узкой области. В конкурентной среде более значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы делятся на побудительные (в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие («переводят» общественно-значимые ценности на личностный уровень — «для меня») мотивы. Широкие общественные мотивы, занимавшие ранее ведущее место, ныне действуют незначительно.

Отечественная педагогическая теория отыскивает новые мотивы всё ещё в старых ценностях. Однако их следует искать в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика (И.П. Подласый, 2000).

Собственные результаты исследований уровней преобладания различных мотивом у студентов медицинского колледжа отличаются в зависимости от их курса обучения. При поступлении в ССУЗ у студентов преобладают профессионально-ценностные и познавательные мотивы, а при окончании ССУЗа — утилитарно-практические и статусно-позиционные. Наиболее низким уровнем в обеих группах отличаются традиционно-исторические, эстетические, коммуникативные мотивы (таблица 2.1.).

Индивиды по-разному осознают свои потребности.

1. В зависимости от этого различают эмоциональные и рациональные мотивы.

2. В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности. Содержание генерализованных мотивов выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для индивида предмета его потребностей. Инструментальные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью её подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях. Эти группы мотивов (генерализованные и инструментальные) в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Источник

Понятие о мотивах познавательной деятельности. Виды познавательной мотивации

Для успешного достижения цели в любой деятельности эта деятельность должна соответствующим образом мотивироваться. Иными словами: человек ставит перед собой некую цель, чтобы ее достигнуть, он осуществляет некую деятельность, а побуждают его к достижению цели и, следовательно, к осуществлению тех или иных действий мотивы.

Т.о. мотив (от лат. movere – двигать) – то, что побуждает человека к действию, направленному на достижение цели.

Мотивы – осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей (В.И. Ковалев).

Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Но потребности могут быть одинаковыми, а мотивы разными, или потребности могут быть разными, а мотивы одни и те же.

Например: люди, имеющие потребность в пище, покупают и употребляют разные продукты; люди, имеющие потребность в труде, идут учиться в разные вузы и затем выбирают разную работу; познавательная и эстетическая потребности > желание увидеть хорошую игру актеров на сцене > приход в театр.

В своей деятельности человек руководствуется множеством различных мотивов, которые составляют взаимосвязанную систему.

Система мотивов определенного человека в совокупности с системой действий по активизации мотивов определенного человека, побуждения себя и других к деятельности составляет мотивацию человека.

Мотивация

Система мотивов человека Система действий по активизации

мотивов человека, побуждения себя

и других к деятельности

осознаваемые неосознаваемые осознаваемые неосознаваемые

Т.о. мотивация обусловливает особенности поведения и деятельности личности.

Мотивация оказывает влияние на такие характеристики деятельности, как активность, работа не считаясь со временем, исполнительность и др.

Через изменение характера деятельности мотивация, наряду со способностями, оказывает влияние на результаты.

Мотивация человека может быть направлена

— на себя – эгоист;

— на других – альтруист;

— на задачу – фанатик, трудоголик.

Направленность на задачу в свою очередь может быть направлена

Направленность на результат разделяют:

— на достижение успеха;

— на избегание неудачи.

Рассмотрим мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

Давно было подмечено, что поведение людей отличается по тому, насколько они настойчивы в достижении желаемого, т.е. поставленных перед собой целей. Одни сами включаются в активную деятельность, в ситуации достижений, другие – их избегают.

Мотив, побуждающий человека достигать желаемого, называют мотивом достижений. Это не врожденный, а приобретенный мотив. Он приобретается на протяжении всей жизни. Люди, у которых преобладает устойчивая мотивация достижений, активно ищут ситуации, которые помогут им проявить себя, максимум своих способностей и умений, не боятся соревноваться с другими, не избегают ответственности, проявляют упорство и настойчивость. У них адекватная самооценка. Цели выбирают немного выше среднего. Успех, переживаемый в результате достижения цели, укрепляет их самооценку и веру в успех.

Мотив избегания неудачи противоположен мотиву достижения. Этот мотив возникает под влиянием страха претерпеть неудачу. Люди, имеющие такую мотивацию, избегают таких ситуаций, в которых они могли бы достичь успеха, выбирают более легкие цели, их успешное достижение, как правило, не влияет на самооценки. Неуспех в достижении целей снижает самооценку, остро переживается, считают подтверждением недостатка способностей.

Условия возникновения и развития мотива достижений:

1. Интересный и полезный характер деятельности. (Например, занятия по предмету … сложные, скучные, неинтересны ученику, он не понимает, каким образом, в каких ситуациях он сможет использовать полученные знания и умения, следовательно, все это не способствуют развитию мотива достижений. Необходимо сделать занятия увлекательными, организовать усвоение материала такими способами, которые сделают его доступным пониманию ребенка).

2. Соответствие деятельности способностям субъекта деятельности. (Родители «делают отличника» из своего ребенка, а у него нет соответствующих способностей по ряду предметов, ребенок «не дотягивает» до высокой планки родителей, а, следовательно, терпит неуспех и у него не развивается мотивация достижений).

3. Наличие внешних условий для достижения результата. (Есть или нет возможностей для достижений: например, ребенок способный, есть желание учиться, а дома нетрезвый отец мешает выполнять домашние задания… Или: Ребенок любит рисовать, а у семьи нет возможности купить холст, краски, заплатить за художественную школу и т.п.).

4. Возможность действовать самостоятельно, свободно, по своему усмотрению. ( Ребенок не ограничен рамками, у него есть «чувство хозяина», он сам принимает решения и несет за них ответствкенность).

5. Наличие элемента состязательности между людьми, имеющими примерно равные способности.

6. Признание ценности достижений окружающими людьми.

7. Объективная внешняя оценка достижения (признание без зависти).

Мотивы, которые побуждают учащихся к приобретению знаний, могут быть различны. Наиболее распространенной является следующая классификация мотивов учения.

I. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

1. Широкие социальные мотивы. Они связаны с гражданскими и моральными мотивами человека, его жизненной перспективой. Это:

а) мотивы долга и ответственности перед страной, родителями, учителями;

б) мотивы самоопределения (понимание значения для будущего, желание подготовиться к будущей работе);

в) самосовершенствования (получить развитие в процессе учения).

2. Узколичные мотивы:

а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация внешнего успеха или внешнего благополучия). (Иногда ученик по сути не имеет интереса к учению, но им движет интерес к получению хороших оценок, хорошего аттестата, медали. В таком случае не важно, каким путем получены оценки, главное – их получить);

б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

3. Отрицательные мотивызаключаются в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей), которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Этими неприятностями могут быть напоминания, выговоры, угрозы родителей и т.д., осознание неравноправного положения среди сверстников и др. Такие учащиеся не желают посещать школу, пропускают занятия. Такая мотивация не может принести положительных результатов, поскольку учение требует усилий, желаний.

II. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, познавательные мотивы.

1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, проникать в суть явлений. В ходе учения такие учащиеся получают удовольствие от того, что узнали новое, удовлетворили любознательность.

2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает процесс решения задачи, а не результат.

3. Мотив достижения успеха в самой учебной деятельности, мотивация достижения более высоких и успешных результатов.

Эти мотивы учебной деятельности, разумеется, никогда не выступают в чистом виде. Часто различные виды мотивации переплетаются между собой.

Чем определяются мотивы учебной деятельности?

— во-первых, самой образовательной системой и конкретным образовательным учреждением;

— во-вторых, организацией образовательного процесса;

— в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

— в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику и к своей профессиональной деятельности;

— в-пятых, спецификой учебного предмета и характером его преподавания.

Познавательная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостьюи динамичностью.

Направленность познавательной мотивации определяется ее соотнесенностью с широкими социальными потребностями (учиться, чтобы занять достойное место в обществе), познавательными (учиться, чтобы узнавать новое) и внутренними потребностями (учиться, чтобы получить хорошую оценку).

Устойчивость познавательной мотивации определяется характером ее проявления, выражающимся в любопытстве (ситуативно и кратковременно возникающем интересе к яркому, новому, интересному), любознательности (избирательном интересе к отдельным предметам или темам), стойком познавательном интересе (осознанном, ярко выраженном стремлении к освоению новых знаний).

Динамичность познавательной мотивации выражается в том, что она может меняться в зависимости с объективных и субъективных факторов.

В общей системе учебно-воспитательного процесса роль познавательной мотивации чрезвычайно значима. Мотивация – основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности обучающихся, позволит повысить их личный познавательный и творческий потенциал. Недостаточно мотивированный ученик не будет стремиться к развитию своих знаний. У недостаточно мотивированного ученика процесс обучения затруднен.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризироватьбедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.

Положительное отношение к учению:постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Для различных субъектов характерна разная степень про­явления познавательной мотивации. При этом познавательная активность личности может меняться, поэтому выделяют различные уровни развития познавательной мотивации:

Первый уровень – познавательная мотивация проявляется в виде любопытства естественной реакции ребенка на все новое или неожиданное. Это любопытство приковывает внимание субъекта обучения к рассматриваемому учебному материалу, но не переносится на другой учебный материал. Данный уровень проявления познавательной мотивации имеет неустойчивый, ситуативный характер и определяется следующими признаками. Прежде всего учащиеся увлекаются «интересным» (с их точки зрения) предметом; их привлекает внешняя сторона изучения предмета, однако они не стремятся к самостоятельному накоплению знаний, имеют низкий уровень осознанности материала. Учащиеся отрицательно относятся к работам творческого характера, они не интересуются результатами своей деятельности. В дополнительной литературе, рекомендованной преподавателем, учащиеся видят лишь интересные факты и яркие иллюстрации.

Второй уровень познавательной мотивации – любознательность, отличительными признаками которой выступают следующие характеристики: учащиеся проявляют желание глубже разобраться в изучаемом предмете, понять его сущность и предназначение; обычно ониактивны на уроке, задают преподавателю вопросы, участвуют в обсуждениях, приводят примеры; осознанно называют ту илииную дисциплину как любимый предмет; охотно выполняют дополнительные задания, выступают в роли помощников учителя или консультантов; читают дополнительную литературу.

Однако любознательность обучаемого обычно не распространяется на изучение всего предмета. Содержание другой темы или раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы поддерживать любознательность, сформировав на ее основе глубокий познавательный интерес, при котором учащийся понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний; когда его захватывает сам процесс достижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем и нестандартных задач доставляет удовольствие.

Третий уровеньпознавательный интересвысший уровень познавательной мотивации.

Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и носит бескорыстный характер.

Наличие познавательного интересапроявляется в следую­щих признаках, характерных для учебной деятельности уче­ника.

Во-первых, ученик осознанно выделяет какой-то предмет как самый любимый, активно участвует в уроке, самостоя­тельно и с желанием готовит доклады и сообщения.

Во-вто­рых, он связывает изучение данного предмета со своей бу­дущей профессий, проявляет повышенную активность при изучении отдельных разделов, охотно выполняет дополни­тельные задания.

В-третьих, при объяснении нового материа­ла он быстро понимает суть, умеет обнаружить и объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, не довольст­вуется готовыми ответами, а ищет теоретические обоснова­ния, активно участвует в обсуждении проблемных вопросов.

В-четвертых, ученик быстро ориентируется в применении теоретических знаний на практике, ищет объяснения новым яв­лениям и противоречивым фактам. Кроме того, он любит работы исследовательского характера и сам обнаруживает творческие задачи, активно включается в их решение. Нако­нец, ученик стремится к самообразованию, читает много дополнительной литературы, следит за новыми публикация­ми, самостоятельно составляет рефераты прочитанного.

Источник

Оцените статью