Что значит познавательные цели

Познавательные цели

Выделяются три основные познавательные цели обучения русскому языку:

— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

-вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов на окружающий мир, в том числе на язык как объективную часть этого мира. Он служит средством коммуникации ныне живущим людям, служил им и в далеком прошлом. Язык является средством познания жизни ушедших поколений через оставленные ими памятники письменности. Взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему людей есть лингвистическое мировоззрение. Его формирование — одна из важнейших задач преподавания русского языка в современной школе. Учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире.

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.

Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи.

Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.

Практические цели

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

— вооружение учащихся нормами литературного языка;

— развитие умения связно излагать свои мысли.

Общепредметные цели обучения русскому языку в школе

На всех учебных предметах в школе, в том числе на уроках русского языка, реализуются следующие общедидактические (или общепредметные) цели:

— развитие логического мышления;

— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

Виды дополнительных знаний.

Источники получения дополнительных знаний о языке.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Источник

Познавательные УУД
материал на тему

Развитие познавательных УУД через современные педагогические приёмы.

Скачать:

Вложение Размер
poznavatelnye_uud.zip 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательные универсальные учебные действия .

Чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

К познавательным УУД относятся следующие умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия.

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

Я хочу рассказать вам о тех приёмах пед.техники, которые я использую для формирования познавательных УУД.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Свои пpимepы : ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала .

Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Повторяем с контролем : ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов.
Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • Что обозначает имя существительное?
  • Какие имена существительные относятся к одушевленным сущ.?
  • На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
  • Расскажи о правописании имен собственных.
  • Как изменяются имена сущ.?
  • Как определить род имени сущ.?

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Тренировочная контрольная работа : учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.

Можно предложить детям задать подобные вопросы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (моделирование).

Сейчас вы увидите фрагмент урока окр. мира в 3 классе по теме: «Организм человека», этап проверки д/з, на котором дети представляют различные модели организма человека, выполненные самостятельно.

Моделирование применяется и на других уроках.

Логические универсальные действия: построение логической

цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да», «и нет».
Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при

решении проблем творческого и поискового характера.

Фантастическая добавка : учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой ( например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека ).

Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму, несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д.

При изучении темы по русскому языку «Род им. сущ.» я предложила ученикам задание: «Распределите слова в группы по родам. Вспомните слова по теме: «Здоровое питание» и добавьте в каждую группу по 3 слова».

Удивляй : учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы «Вода» учитель рассказывает историю:
-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег).
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

Проектная деятельность – наиболее эффективный метод формирования УУД. Начиная с 3 — го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи . (Окр. мир, русский язык, математика, технология, проектная деятельность)

Результаты формирования познавательных УУД в 3 «Б» классе.

В результате регулярного применения данных приёмов уровень развития познавательных УУД в моём классе увеличился с 73% до 86% (для сравнения, общероссийский показатель составляет 67%).

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является,

во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых,

подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО .

Я думаю, что вы, уважаемые коллеги, многие приёмы вам известны и вы давно используете их в своей практике, формируя тем самым познавательные УУД.

Закончу своё выступление словами известного дидакта Анатолия Гина, который сказал:

«Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах».

Познавательные универсальные учебные действия .

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы .

Общеучебные универсальные действия :

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
  • поиска, в том числе с помощью
  • компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
  • форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
  • условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
  • цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно — графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действи :

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр.

Тетрадь для развития познавательных способностей младших школьников ( авторская программа «Путешествие в мир познавательных способностей»)

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальных классов(2-3 классы), рассчитана на один год обучения и направлена на повышение уровня познавательных способностей у младших .

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт.

Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Работа по самообразованию.

«Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению».

Мотивы являются психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация. Что нужно сдел.

Стендовый доклад на тему: «Учебно-познавательная игра как форма активизации познавательной деятельности

В данной статье можно найти информацию об учебных играх, которые можно применять на уроках русского языка в начальной школе.

«Познавательная активность и познавательный интерес младших школьников с ОВЗ»

Статья на теме «Познавательная активность&quot.

Источник

Читайте также:  Что значит полная ликвидация
Оцените статью