Что значит познавательно прогностическая функция науки

Основные функции науки и её социальная роль

Автор: Дорош А.И.
Источник: Реферат по дисциплине «Философия науки и техники»

Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

Читайте также:  Аэропорт пулково led что значит

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Понятие науки

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Читайте также:  Саженцы укс что значит

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы – как, например, в нашей стране на протяжении 20–50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в твор-честве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки — Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России – В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

2. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода цех , в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое. Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

3. Социальная роль науки

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.

Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Выводы

В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи. В ходе проведения анализа, было выполнено описание функций науки. Была определена роль этих функций, структура, а также выявлены наиболее основные функции науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, к основным функциям науки можно отнести производство научно-теоретического знания, функцию наблюдения, описания, объяснения, мировоззренческую и культурную функцию науки, технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы. Важна функция науки как фактора социальной регуляции общественных процессов, а также проективно-конструктивная функция.

Источник

Прогностическая функция. Познавательно-прогностическая функция

Научно обоснованное целеполагание, проектирование и последующее усовершенствование действующих образовательных структур, эффективное ведение политики образования — основополагающие принципы познавательно-прогностической функции.

Термин «функция», пришедший из латинского языка, имеет несколько значений: «выполнение», «совершение». Наука является мощной социальной силой, занимающейся решением глобальных проблем человеческой цивилизации. В современной жизни роль науки стабильно возрастает, порождая и видоизменяя статус культуры общественного сознания. Научная деятельность, искусство и обыденное сознание — неразрывно связанные формы познавательной активности. В научной теории существуют основные функции, каждая из которых тесно связана с другой: теоретико-познавательная, практическая и прогностическая. Примечательно, что степень и характер их проявления зависят от целей, установок и условий, в которых они изучаются.

Функции науки

Задача теоретико-познавательной функции сводится к раскрытию содержания законов, категорий, существенных причинно-следственных связей процессов. Она изучает характер проявления этих процессов, наличие внутренних противоречий, а также способы их преодоления для обеспечения поступательного развития общества.

Теоретико-познавательная функция служит фундаментом для любой научной дисциплины. Непосредственное познание заключается в рассмотрении фактов, наблюдении и изучении поведенческих особенностей субъектов, типичных для них явлений, на основе которых изучаются законы и категории.

Практическая функция обосновывает применение законов, необходимых для решения задач и осуществления политики, отвечающей коллективным интересам. Например, в экономике практическая функция основана на изучении рациональных форм хозяйственного управления, а также на применении мер, способствующих разрешению экономических проблем с достижением эффективного результата развития производственных субъектов и стремительного роста благосостояния населения.

Философия

Процессы и явления, материя и сознание, человек и общество — прогностическая функция в контексте философской дисциплины построена на создании прогнозов относительно форм и направлений развития объектов в будущем. Теоретическим основанием для нее служит имеющаяся система знаний об окружающей действительности.

Данные, которыми владеет наука, являются основополагающими в определении развития человеческого общества. Прогностическая функция философии заключается в изучении социально-культурного феномена науки, познания взаимодействий природы и общества. Например, изучение явления гуманизации в условиях технической революции: деятельность современного инженера обезличивает человечество, неся с собой не только блага и прогресс, но и разрушение естества, машинизацию общества, извращение духа. Прогностическая функция философского учения основана на рационально-теоретическом постижении мира, изучении присущих ему законов и закономерностей, попытках объяснения и прогнозирования их развития.

Педагогика

В педагогике прогностическая функция носит следующий характер: обоснованное предвидение путей развития образовательных реалий. Программное обучение, разработка ЭВМ и коммуникационных средств стали основой для развития такой отрасли науки, как педагогическая футурология. Прогностическая функция педагогики выдвигает множество теорий о прогрессивном движении образования. Например, дети будущего поколения будут обучаться либо в домашних условиях, либо в специализированных центрах.

Основой для образовательной деятельности станут теле­коммуникационные средства. Результаты педагогических исследований заключены в теориях, педагогических системах и технологиях. Прогнозы деятелей образовательной сферы представлены в виде докладов, статей, книг, учебных пособий и обучающих программ.

Экономика

В экономической теории задача прогностической функции сводится к предвидению экономических процессов. Тех, что способствуют отрицательным и положительным изменениям экономических показателей. Экономические кризисы, инфляция, безработица, низкий доход — предотвращение рыночно-экономических бедствий прогностическая функция экономического знания возложила на свои плечи.

Государство и право

Теория государства и права невозможна без прогностической функции. Составление прогнозов и предсказаний, выдвижение гипотез, изучение путей развития государственно-правовых явлений имеют немаловажное значение в эволюции держав. Прогностическая функция права и государства имеет свою структуру. Это процесс построения и регулирования государственных общественных отношений в контексте права, а также изучение характерных для него явлений, попытки стабилизировать социальную, политическую и национальную обстановку, устранение противоречий в формах управления.

Структура правосознания

Этот момент не менее важен для понимания рассматриваемого вопроса. Прогностическая функция как метод моделирования социально необходимых правил поведения, регулирующих общественные отношения, является идейным источником права. Но выполняется она посредством правосознания.

Совокупность взаимных связей и действий компонентов, необходимых для целостного развития и функционирования правосознания, называют структурой правосознания. Она представляет собой два элемента: научное (идеология) и обыденное (психология) правосознание.

Под системой взглядов, представленных в форме теории, но находящих свое отражение в правовых явлениях общества, подразумевают правовую идеологию или научное правосознание. Этот элемент играет важную роль в деятельности государственных органов, занимающихся использованием правотворческих и правоприменительных идей.

Правовая психология занимается изучением настроений, превалирующих в социальных группах или у отдельно взятых индивидов относительно права и закона, которые функционируют в обществе. Другими словами, такой элемент структуры правосознания, как правовая психология, анализирует отношение населения к действующему законодательству, а также к утверждению и реализации новых законов, правовому закреплению определенных общественных норм.

Источник

Оцените статью