Что значит позитивный закон

Позитивное право

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum ) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя. ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве.

Позитивное право противопоставляется естественному.

Содержание

Происхождение понятия

Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.

Правовой позитивизм

Естественное право — данное человеку от рождения, не зависящее от его воли, а позитивное право — устанавливается государственными институтами законодательной власти, посредством нормативно — правовых актов.

Позитивисты и неопозитивисты придерживались легистского типа правопонимания.

В легистском правопонимании позитивное право трактуется как совокупность нормативных правовых актов государства. Также Иеринг определял право как «совокупность действующих в государстве принудительных норм». Однако, по замечанию Е. Н. Трубецкого, «государство есть прежде всего правовая организация, союз людей, связанных между собою общими началами права; ясное дело, следовательно, что понятие государства уже предполагает понятие права. Стало быть те учения, которые определяют право как совокупность норм, „действующих в государстве“ или „признанных государственной властью“, говорят на самом деле иными словами: право есть право, х = х» [1] .

Читайте также:  Если мед побелел что это значит

Радбрух в работе «Законное неправо и надзаконное право» 1946 года возложил на юридический позитивизм ответственность за извращение права при национал-социализме, так как он «своим убеждением „закон есть закон“ обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием».

Действующее право

Юристами термин «позитивное право» может применяться для характеристики действующих правовых норм (лат. «de lege lata» — по действующему закону) и их отграничения от норм, отменённых или фактически потерявших юридическую силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем, существующих только в виде проектов законов, предложений, требований, правовых идей (лат. «de lege ferenda» — по будущему, предполагаемому закону) [2] .

Источник

Положительный закон — Positive law

Позитивные законы (лат. Ius positum ) — это созданные людьми законы, которые обязывают или определяют действие. Позитивное право также описывает установление конкретных прав для отдельного человека или группы. Этимологически название происходит от глагола « позировать» .

Концепция позитивного права отличается от « естественного права », которое включает неотъемлемые права, предоставленные не законодательным актом, а «Богом, природой или разумом». Позитивное право также описывается как право, которое применяется в определенное время (настоящее или прошлое) и в определенном месте, состоящее из статутного права и прецедентного права, если оно является обязательным. Более конкретно, позитивное право можно охарактеризовать как «закон, фактически и конкретно принятый или принятый надлежащими властями для правительства организованного правового общества».

СОДЕРЖАНИЕ

Lex humana против Lex Posita

Фома Аквинский объединил рукотворное право ( lex humana ) и позитивное право ( lex posita или ius positivum ). Однако между ними есть тонкое различие. В то время как право, созданное людьми, рассматривает право с точки зрения его истоков (то есть того, кто его основал), позитивное право рассматривает право с позиции его легитимности. Положительный закон — это закон, созданный волей того, кто его создал, и поэтому положительный закон может существовать в равной степени как положительный закон, созданный человеком. Теория позитивного права проистекает из властей, которые ее приняли. Этот тип закона необходим, поскольку он создан человеком или принят государством для защиты прав отдельных лиц, управляемых, для разрешения гражданских споров и, наконец, для поддержания порядка и безопасности в обществе. (Более дословно переводится, закон posita есть постулировать редактор , а не постулировать IVE закона.) В Summa против язычников Томаса сам пишет о божественном позитивном праве , где он говорит , что » Si autem Лекс сидит divinitus posita, auctoritate Divina dispensatio Fieri potest (если закон будет данное божественно, диспенсация может быть дарована божественной властью) »и« Lex autem a Deo posita est (Но Закон был установлен Богом) ». Мартин Лютер также признал идею божественного позитивного закона, как и Хуан де Торквемада .

Томас Маккензи разделил закон на четыре части с двумя типами позитивного права: божественный позитивный закон, естественный закон , позитивный закон независимых государств и право наций . Первый, божественный позитивный закон, «касается религиозных обязанностей» и исходит из откровения. Он противопоставил это божественному закону природы , который «признается одним разумом, без помощи откровения». Третий, позитивный закон независимых государств, — это закон, установленный «высшей властью в государстве». Другими словами, это положительный закон, созданный руками человека. Четвертый, национальный закон, регулирует «независимые государства в их отношениях друг с другом».

Фома Аквинский не испытывает особых затруднений с идеей как божественного положительного закона, так и человеческого положительного закона, поскольку он не предъявляет никаких требований к человеку, устанавливающему закон, которые исключают людей или божественное. Однако для других философов идея как божественного, так и человеческого позитивного закона оказалась камнем преткновения. И Томас Гоббс, и Джон Остин поддерживали идею окончательного суверена. Там, где томизм (и действительно Маккензи) разделил верховную власть на духовную (Бог) и временную (Маккензи «верховная власть в государстве»), и Гоббс, и Остин искали единого, неделимого, суверенного как высший источник закона. Проблема, которую это вызывает, заключается в том, что временный суверен не может существовать, если люди подчиняются божественному положительному закону, но если божественный положительный закон не применяется ко всем людям, тогда и Бог не может быть суверенным. Ответ Гоббса и Остина на это — отрицание существования божественного позитивного закона и наделение суверенитета людьми, которые, однако, подчиняются божественному естественному закону. Светская власть является суверенной и отвечает за перевод божественного естественного закона в человеческий позитивный закон.

Джеймс Бернард Мерфи объясняет: «Хотя наши философы часто стремятся использовать термин« позитивный » для обозначения специфических человеческих законов, этот термин и концепция не очень подходят для этого. Все божественные законы имеют положительный источник, и большая часть его положительна в своей основе. содержание […].»

Юридический позитивизм

Этот термин также иногда используется для обозначения юридического позитивизма философии права , в отличие от школ естественного права и юридического реализма . В этом смысле этот термин часто используется в отношении Кодекса Соединенных Штатов , части которого повторяют акты Конгресса (т. Е. Позитивный закон), в то время как другие части сами были приняты и, таким образом, являются позитивным правом.

Что касается более широкого смысла, различные философы выдвигали теории, противопоставляющие ценность позитивного закона естественному закону. Нормативная теория права , как и выдвинутый в школе Брно , дала Первостепенную позитивное право из — за свою разумную природу. Классические либеральные и либертарианские философы обычно предпочитают естественный закон правовому позитивизму. Позитивное право для французского философа Жан-Жака Руссо было свободой от внутренних препятствий. Среди выдающихся сторонников правового позитивизма в двадцатом веке был Ганс Кельзен как в европейские годы до 1940 года, так и в американские годы после 1940 года до своей смерти в 1973 году.

Источник

Позитивное право и естественное – соотношение и взаимосвязь, сравнительная характеристика

Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования. В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное). Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному. Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет. Можно ли сравнить позитивное и естественное право? Определения этих двух понятий.

Что они собой представляют – характеристика позитивного и естественного права, и есть ли между ними взаимосвязь

Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга. Их соотношение отражается в видах.

Естественное право и его соотношение с позитивным

Естественное – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой. К ним могут относиться следующие права:

  • на жизнь;
  • уважение достоинства;
  • справедливое отношение;
  • свобода мысли.

Особенность естественного права в том, что оно никак не связано с государством. Регламентируемые им нормы не могут им контролироваться.

Определение позитивного и отличие от естественного

Позитивное – установлено на государственном уровне и регулируется им законодательно. То есть это все права, которые закреплены на официальном уровне.

Нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но одновременно с тем противоречить им. И это не единичные аспекты, а целые догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.

На видео – естественное и позитивное право:

Сходство

Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права? Они обособлены друг от друга. Но в соответствии с естественно-правовой теорией, то позитивное право – нормы установленные государством не должны противоречить естественным правам и ограничивать свободу граждан, влиять на их равенство и придерживаться справедливости для всех людей без исключения.

Некоторые индивидуумы в реальной жизни могут трактовать естественные нормы по-своему и применять насилие, учиняя произвол, считая, что не нарушают тем самым закон и их действия соответствуют неправильно понятым религиозным установкам, чтобы избежать этого, задействовано положительное право.

Как видим, без тесного переплетения естественных норм с позитивными, регулировать отношения в обществе невозможно. Благодаря четкой конкретизации и обозначению возможных нарушений позитивное вполне может регулировать те процессы, которые уже есть или зарождаются в обществе, но при этом они отвечают естественным нормам.

Узнать больше про предмет правового регулирования семейного права, можно из данной статьи.

Как происходит отграничение трудового права от смежных отраслей права, указано в статье.

Возможно вам так же будет интересно узнать про судебный прецедент как источник российского права.

В правовом государстве законы должны отвечать идеям демократии, предоставлять свободу гражданам и соответствовать морали, гуманности и справедливости.

Таблица сравнения – различия двух видов

Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.

Таблица сравнения – различия и сходства

Показатель Естественное Позитивное
Связь через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия неразрывно связано с конкретным государством
Возникновение это право появляется сов-местно с формированием человечества оно возникает после того как сформировано конкретного государства
Создание права производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства
Права человека на свободу имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать.
Правовые нормы представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер
Религиозные и этнические оправдания это право их признает отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства
Взаимосвязь с законодательством отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации
Предел устремлений высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка интересы государства
Причастность к мировой культуре целостное сосуществование с ней является автономной частью

Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.

Почему необходимо взаимодействие

Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.

В последнее время во многих странах естественные права отражаются в нормах позитивного права, которые издают государственные органы. Естественные существовали и ранее. Они исходили из природы человека, как отдельного индивидуума целого общества, но никто их не закреплял на государственном уровне.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.

Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.

Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.

Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.

Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.

В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.

Источник

Оцените статью