- Что значит повторение орфограммы по русскому 3 класс
- Урок русского языка «Повторение изученных орфограмм» 3 класс план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Основные правила по русскому языку за 3 класс: орфограммы
- Сочетания букв
- Ы—И после Ц
- Безударные гласные в корне слова
- Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
- Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
- Непроизносимые согласные в корне слова
- Удвоенная согласная
- Мягкий знак
- Твердый знак
- Написание предлогов со словом
- Частица НЕ с глаголами
- Приставки
- Суффиксы
- Заключение
- Повторение изученных орфограмм в 3 классе.
- Просмотр содержимого документа «Повторение изученных орфограмм в 3 классе.»
Что значит повторение орфограммы по русскому 3 класс
Урок русского языка «Повторение изученных орфограмм» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок-рефлексия блока «Правописание» по УМК «Начальная школа XXI века» содержит тренировочные упражнения на закрепление орфограмм корня и суффиксов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya.docx | 18.87 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 153.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : закрепить умение сопоставлять письменную запись со звуковой, обозначая изученные орфограммы, расставлять знаки препинания в простых предложениях.
Тип урока : повторение, обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты : применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, член предложения, простое предложение; контролируют свои действия.
Личностные результаты: проявляют интерес к предметно-исследовательской деятельности предложенной в учебнике и учебных пособиях.
- познавательные : формулируют познавательную цель деятельности; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- регулятивные : определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия;
- коммуникативные : ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения; находят способы преодоления конфликтов; ориентируются на выполнение моральных норм.
- Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
Повторять да учить — ум точить.
— Как бы вы объяснили эту поговорку?
- Чистописание. Записать поговорку по образцу на доске.
П..вт..рять да учить – ум т..чить.
— Что нужно знать, чтобы правильно записать поговорку?
- Постановка учебной задачи.
— Зачем нам повторять правила правописания? (слова звучат и пишутся не всегда одинаково)
Работа с транскрипцией:
[уб’ижат’] [шолкавый’] [пт’инцы] [акаций’а]
-Запишите слова. Что вам поможет выполнить это задание? (знание правил) (самопроверка по слайду)
-Назовите тему урока.
4. Повторение знаний и способов действий.
— Упр. 1. Назовите и запишите слова с безударным гласным в корне (осень, листопад, хвостом, заметает, лиса, лисенок, чудеса, глаза). Ученики по одному комментируют выбор буквы.
-Какие две группы родственных слов встретились в стихотворении?
Классификация слов с О/Ё после шипящих
-Упр. 5. Прочитайте задание, подчеркните слова-команды. По какому признаку сгруппированы слова? Самостоятельная работа на карточках.
Карточка: 1 вариант — щ..ки, ч..рточка, ш..рох, ч..рный, ш..рты, сч..т, ш..колад;
2 вариант – ш..пот, щ..тка, ж..лтый, пош..л, ж..луди, пч..лка, ш..лковый.
Классификация слов с И/Ы после Ц
Дифференцированная работа. Пишем грамотно урок 60 упр. 1 вставить пропущенные буквы – в парах. Групповая работа – на карточке вставить слова с орфограммой И/Ы после Ц.
Карточка: На арене (цирка) выступали дрессированные тигры. Между кустами мелькнул рыжий хвост (лисицы). В гнезде громко пищали (птенцы). По птичьему двору бегали жёлтые пушистые (цыплята). Дети аккуратно писали в тетради (цифры).
-Какие из правил правописания вы повторили сегодня на уроке?
— Оцените свою деятельность на уроке ( таблица самооценки )
6. Домашнее задание. Пишем грамотно урок 60 закончить.
Основные правила по русскому языку за 3 класс: орфограммы
Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:
- Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
- Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
- Морфологический разбор слов.
Сочетания букв
- Сочетания, пройденные в 1 классе:
жи — ши пиши букву и;
ча — ща пиши букву а;
чу — щу пиши букву у. - В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.
Ы—И после Ц
- Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
- Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.
Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!» - Буква Ы пишется после Ц в случаях:
окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;
окончания прилагательных: бледнолицый;
суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына подружка, курицыно перо).
Безударные гласные в корне слова
- Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
- Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
Примечание: При изменении формы слова меняется только окончание.
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова
- После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
- В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
- Существуют парные согласные по глухости — звонкости: Б—П, В—Ф, Г—К, Д—Т, Ж—Ш, З—С.
Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная или согласные Л, М, Н, Р: дуб — дубы, круг — кругла, круглый.
Непроизносимые согласные в корне слова
- Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, местный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — участие, агентство — агент и др.
- Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
- Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.
Удвоенная согласная
- Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суффикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
- Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сумма, аллея.
- При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными: груп-па, Ан-на.
Мягкий знак
- Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипящих на конце слова: дочь, мышь.
- без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после шипящих на конце слова: грач, плащ.
- во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пишется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).
Твердый знак
- Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный,
- Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязычный.
- При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшествующей согласной: объ-ём, подъ-езд.
Написание предлогов со словом
- Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
- Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.
Частица НЕ с глаголами
- НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
- Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлюбить, недомогать.
Приставки
- Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, нарисовать, надписать.
- Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
- Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедушка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
- Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пишется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
- Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
- Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, возложить, низложить, взлёт.
- Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
- Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
- Приставка ПРЕ- только в двух случаях:
1) высшая степень качества, можно подставить слово ОЧЕНЬ: прехитрый — «очень хитрый», пресмешной — «очень смешной»;
2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит «перервать»; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «переломилось». - Приставку ПРИ- пишется во всех остальных случаях:
1) присоединение, прибавление, близость к чему-нибудь: пристроить террасу к дому — значит «присоединить, прибавить террасу к дому»; присказка — это «рассказ перед началом сказки», то есть «вступление в неё, добавление к ней»; пришкольный участок — это «участок, расположенный возле школы, при школе»;
2) неполнота действия: притупить — «затупить немного, слегка»; приоткрыть — «открыть не полностью, чуть-чуть».
Суффиксы
- Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.
Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово.
— Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.
— Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный: носик — носика, сестрица — сестрицы, медведица — медведице. - Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.
В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).
Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.
Заключение
Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.
Повторение изученных орфограмм в 3 классе.
Данная публикация представляет собой памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей.
Просмотр содержимого документа
«Повторение изученных орфограмм в 3 классе.»
Уважаемые родители, повторите изученные орфограммы.
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Правописание приставок и предлогов зашёл за другом
1 Найди в слове «опасное место»
Вспомни правило, проверь написание слова
Запиши слово правильно
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО?
СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Птицы улетают на юг.
главная часть слова
от, по, об, со, про, под,
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
что делает? что сделает?
вопросы косвенных падежей
места – где? куда? откуда?
образа действия – как?
предлогов не бывает
без, у, от, до, с, из, около
на, в, во, за, про, под
доволен кем? чем?
с, за, под, перед, над
говорить о ком? о чём?
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
что делает? что сделает?
что (кто) это такое? каков?
вопросы косвенных падежей
места – где? куда? откуда?
образа действия – как?
По цели высказывания:
По наличию главных членов:
По наличию второстепенных членов:
Осложненное или неосложненное:
1 – фонетический разбор
Покажи место ударения.
Дай характеристику всем звукам по порядку.
Подсчитай количество звуков и букв.
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
Определи слово как часть речи.
Найди окончание и определи его значение.
Укажи основу слова.
Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
3 – синтаксический разбор предложения
Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
В скобках запиши характеристику данного предложения:
Источник