Что значит повторение орфограммы по русскому 3 класс

Что значит повторение орфограммы по русскому 3 класс

Урок русского языка «Повторение изученных орфограмм» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок-рефлексия блока «Правописание» по УМК «Начальная школа XXI века» содержит тренировочные упражнения на закрепление орфограмм корня и суффиксов

Скачать:

Вложение Размер
urok_povtoreniya.docx 18.87 КБ
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx 153.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : закрепить умение сопоставлять письменную запись со звуковой, обозначая изученные орфограммы, расставлять знаки препинания в простых предложениях.

Тип урока : повторение, обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты : применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, член предложения, простое предложение; контролируют свои действия.

Личностные результаты: проявляют интерес к предметно-исследовательской деятельности предложенной в учебнике и учебных пособиях.

  • познавательные : формулируют познавательную цель деятельности; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • регулятивные : определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия;
  • коммуникативные : ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения; находят способы преодоления конфликтов; ориентируются на выполнение моральных норм.
  1. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

Повторять да учить — ум точить.

— Как бы вы объяснили эту поговорку?

  1. Чистописание. Записать поговорку по образцу на доске.

П..вт..рять да учить – ум т..чить.

— Что нужно знать, чтобы правильно записать поговорку?

  1. Постановка учебной задачи.

— Зачем нам повторять правила правописания? (слова звучат и пишутся не всегда одинаково)

Работа с транскрипцией:

[уб’ижат’] [шолкавый’] [пт’инцы] [акаций’а]

-Запишите слова. Что вам поможет выполнить это задание? (знание правил) (самопроверка по слайду)

-Назовите тему урока.

4. Повторение знаний и способов действий.

— Упр. 1. Назовите и запишите слова с безударным гласным в корне (осень, листопад, хвостом, заметает, лиса, лисенок, чудеса, глаза). Ученики по одному комментируют выбор буквы.

-Какие две группы родственных слов встретились в стихотворении?

Классификация слов с О/Ё после шипящих

-Упр. 5. Прочитайте задание, подчеркните слова-команды. По какому признаку сгруппированы слова? Самостоятельная работа на карточках.

Карточка: 1 вариант — щ..ки, ч..рточка, ш..рох, ч..рный, ш..рты, сч..т, ш..колад;

2 вариант – ш..пот, щ..тка, ж..лтый, пош..л, ж..луди, пч..лка, ш..лковый.

Классификация слов с И/Ы после Ц

Дифференцированная работа. Пишем грамотно урок 60 упр. 1 вставить пропущенные буквы – в парах. Групповая работа – на карточке вставить слова с орфограммой И/Ы после Ц.

Карточка: На арене (цирка) выступали дрессированные тигры. Между кустами мелькнул рыжий хвост (лисицы). В гнезде громко пищали (птенцы). По птичьему двору бегали жёлтые пушистые (цыплята). Дети аккуратно писали в тетради (цифры).

-Какие из правил правописания вы повторили сегодня на уроке?

— Оцените свою деятельность на уроке ( таблица самооценки )

6. Домашнее задание. Пишем грамотно урок 60 закончить.

Основные правила по русскому языку за 3 класс: орфограммы

Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:

  1. Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
  2. Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
  3. Морфологический разбор слов.

Сочетания букв

  • Сочетания, пройденные в 1 классе:
    жи — ши
    пиши букву и;
    ча — ща
    пиши букву а;
    чу — щу
    пиши букву у.
  • В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.

Ы—И после Ц

  • Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
  • Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.
    Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
  • Буква Ы пишется после Ц в случаях:
    окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;
    окончания прилагательных: бледнолицый;
    суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына под­ружка, курицыно перо).

Безударные гласные в корне слова

  • Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно из­менить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
  • Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно за­поминать.

Примечание: При изменении формы слова меняется только окончание.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

  • После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
  • В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

  • Существуют парные согласные по глухости — звонкости: Б—П, В—Ф, Г—К, Д—Т, Ж—Ш, З—С.
    Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная или согласные Л, М, Н, Р: дуб — дубы, круг — кругла, круг­лый.

Непроизносимые согласные в корне слова

  • Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, мест­ный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — учас­тие, агентство — агент и др.
  • Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
  • Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.

Удвоенная согласная

  • Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суф­фикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
  • Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сум­ма, аллея.
  • При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или перено­сить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят меж­ду гласными: груп-па, Ан-на.

Мягкий знак

  • Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипя­щих на конце слова: дочь, мышь.
  • без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после ши­пящих на конце слова: грач, плащ.
  • во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пи­шется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).

Твердый знак

  • Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявле­ние, предъюбилейный,
  • Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязыч­ный.
  • При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшест­вующей согласной: объ-ём, подъ-езд.

Написание предлогов со словом

  • Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом мож­но вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
  • Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.

Частица НЕ с глаголами

  • НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
  • Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употреб­ляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлю­бить, недомогать.

Приставки

  • Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, на­рисовать, надписать.
  • Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
  • Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедуш­ка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
  • Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пи­шется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
  • Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
  • Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, воз­ложить, низложить, взлёт.
  • Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
  • Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
  • Приставка ПРЕ- только в двух случаях:
    1) высшая степень качества, можно подставить слово ОЧЕНЬ: прехитрый — «очень хитрый», пресмешной — «очень смешной»;
    2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит «пе­рервать»; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «пе­реломилось».
  • Приставку ПРИ- пишется во всех остальных случаях:
    1) присоединение, прибавление, близость к чему-нибудь: пристроить терра­су к дому — значит «присоединить, прибавить террасу к дому»; присказка — это «рассказ перед началом сказки», то есть «вступление в неё, добавление к ней»; пришкольный участок — это «участок, расположенный возле школы, при школе»;
    2) неполнота действия: притупить — «затупить немного, слегка»; приотк­рыть — «открыть не полностью, чуть-чуть».

Суффиксы

  • Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.
    Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово.
    — Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.
    — Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохра­няется гласный: носик — носика, сестрица — сест­рицы, медведица — медведице.
  • Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.
    В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).
    Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.

Заключение

Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.

Повторение изученных орфограмм в 3 классе.

Данная публикация представляет собой памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученных орфограмм в 3 классе.»

Уважаемые родители, повторите изученные орфограммы.

Большая буква в именах собственных Москва, Волга,

Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь ж.р.

имен существительных женского рода луч – м.р.

Правописание приставок и предлогов зашёл за другом

1 Найди в слове «опасное место»

Вспомни правило, проверь написание слова

Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Птицы улетают на юг.

главная часть слова

от, по, об, со, про, под,

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

что делает? что сделает?

вопросы косвенных падежей

места – где? куда? откуда?

образа действия – как?

предлогов не бывает

без, у, от, до, с, из, около

на, в, во, за, про, под

доволен кем? чем?

с, за, под, перед, над

говорить о ком? о чём?

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

что делает? что сделает?

что (кто) это такое? каков?

вопросы косвенных падежей

места – где? куда? откуда?

образа действия – как?

По цели высказывания:

По наличию главных членов:

По наличию второстепенных членов:

Осложненное или неосложненное:

1 – фонетический разбор

Покажи место ударения.

Дай характеристику всем звукам по порядку.

Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

Определи слово как часть речи.

Найди окончание и определи его значение.

Укажи основу слова.

Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.

Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – синтаксический разбор предложения

Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.

Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.

В скобках запиши характеристику данного предложения:

Источник

Читайте также:  Что значит она подстилка
Оцените статью