Что значит повседневная речь

Содержание
  1. Чистота и уместность речи — это что такое?
  2. Общие критерии правильной речи
  3. Уместность речи — это важно
  4. Виды уместности речи
  5. Чистота речи
  6. Что загрязняет речь?
  7. Послесловие
  8. Значение словосочетания «повседневная речь»
  9. Значение слова «повседневный&raquo
  10. Значение слова «речь&raquo
  11. Делаем Карту слов лучше вместе
  12. Ассоциации к слову «повседневный&raquo
  13. Ассоциации к слову «речь&raquo
  14. Синонимы к словосочетанию «повседневная речь&raquo
  15. Предложения со словосочетанием «повседневная речь&raquo
  16. Сочетаемость слова «повседневный&raquo
  17. Сочетаемость слова «речь&raquo
  18. Понятия, связанные со словосочетанием «повседневная речь»
  19. Афоризмы русских писателей со словом «повседневный&raquo
  20. Отправить комментарий
  21. Дополнительно
  22. Значение слова «повседневный&raquo
  23. Значение слова «речь&raquo
  24. Предложения со словосочетанием «повседневная речь&raquo
  25. Правила речевого этикета
  26. Основные понятия речевого этикета
  27. Разновидности и взаимосвязь с культурой
  28. Функции речевого этикета
  29. Главные правила
  30. Деловое общение
  31. Принципы речевого делового этикета
  32. Основные этапы
  33. Повседневная речь
  34. Правила речевого этикета для разных социальных групп
  35. Частые нарушения и ошибки

Чистота и уместность речи — это что такое?

Культурная речь — это признак по-настоящему воспитанного, приятного человека. Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно потратить немало времени. Но это умение обязательно принесет свои плоды в будущем, ведь не зря говорят «Язык до Киева доведет». Привлечь внимание аудитории и эмоционально на нее воздействовать необходимо уметь не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни.

Общие критерии правильной речи

Как уже было сказано выше, важны такие критерии, как точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи. Дадим каждому из них краткое определение.

Точность речи — это правильное соответствие слов с обозначаемыми предметами и явлениями реальности, а также соответствие общепринятого значения слова его речевому применению.

Логичность речи — это смысловая непротиворечивость частей в одном высказывании, а также непротиворечивость высказываний в целом тексте.

Читайте также:  Что значит traffic category r90 что это

Чистота речи — это отсутствие неприемлемых, не соответствующих нормам нравственности элементов в языке.

Выразительность речи — это ее особенности, которые привлекают внимание и интерес.

Богатство речи — это использование разнообразных языковых конструкций и средств языка.

Уместность речи — это корректное использование языковых средств, которое делает ее соответствующей определенным целям и условиям.

Максимально подробно мы сегодня поговорим о последнем критерии.

Уместность речи — это важно

Каждому человеку нужно знать, в какой ситуации, как и что лучше говорить. Также здесь играет роль и выразительность речи. Уместность идет с ней рука об руку, потому что для каждой ситуации нужна своя лексика и языковые фигуры. Чем менее шаблонно мыслит человек, тем ярче его речь.

Уместность речи — это, во-первых, соответствие тематике разговора, его содержательной и эмоциональной частям. Адекватно применять языковые средства иногда бывает сложно, но с практикой этот навык нарабатывается. Уместность речи — это, во-вторых, умение определять вид слушателей и то, как они лучше воспринимают информацию.

Виды уместности речи

Уместность речи бывает нескольких видов. Они выделяются относительно:

4) личности и психологии.

Стилевая уместность касается отдельных слов, оборотов, конструкций. Для каждого стиля характерны свои особенности, которые определяют уместность речи. Примеры могут быть следующими: «Улица Университетская, как можно пройти?», «Она задумала и сказала». Второе предложение в художественном стиле выглядело бы следующим образом: «Девушка, поразмыслив некоторое время, произнесла». Сразу видна стилистическая разница между предложениями одного смысла.

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с тем, что одна и та же фраза или целое предложение могут иметь разный смысл в зависимости от контекста. Стиль и контекст как критерии очень схожи между собой, но между ними есть отличительная черта. Иногда происходит так, что определенное языковое средство может быть неприемлемым для стиля, но в конкретном контексте будет уместным. Ярким примером такой ситуации являются отглагольные существительные. Деловая и научная речь немыслима без них, а в других стилях они уже режут слух. Но иногда в повседневной речи в определенном контексте отглагольные существительные используются как нельзя подходяще.

Точность и уместность речи в определенных ситуациях иногда выделяются на отдельных уровнях языка. Это значит, что на лекции в университете стоит употреблять слова из научной лексики, на деловых встречах придерживаться официально-делового стиля и т.д.

Личность и психология собеседника также имеют место при рассмотрении уместности речи. Например, если вы видите, что человек не успевает обрабатывать то, что вы ему рассказываете, стоит снизить темп речи или выражаться более простыми словами. Некоторые люди, наоборот, не любят медленной речи.

Чистота речи

Чистая речь — это речь, в которой отсутствуют непривычные языковые элементы, соблюдаются языковые нормы (стилистические и словоупотребительные). Чтобы лучше понять, какая речь является чистой, просто вспомните прямое значение этого слова, и все поймете.

Чистая речь — это речь без словесного мусора. И чистота, и уместность речи создают благоприятное впечатление о человеке.

Что загрязняет речь?

Существует несколько категорий слов, которые снижают чистоту речи. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Диалектизмы — это слова и словесные выражения, которые характерны для жителей определенной местности. Диалектизмы могут быть связаны с лексикой, этнографией, семантикой, фонетикой и др. Например, для южнорусского говора характерны такие слова, как буряк — свекла, гуторить — говорить и др. Диалектизмы имеют и положительную роль, отражая самобытность и уникальность разных областей России, но на более высоком уровне упрощают речь.

2. Варваризмы — иностранные слова, которые без необходимости включаются в речь. Часто происходят такие ситуации, что использованное иностранное слово имеет аналог в русском языке, но из-за появившейся моды на вкрапления возникает много споров среди защитников русского языка. Да, иногда новые термины из других языков приходят и укрепляются, так как обозначают появляющиеся явления и предметы, но когда вместо «искусства» везде говорят «арт», это уже посягательство на чистоту языка.

3. Жаргонизмы — это слова из лексики людей, объединенных интересами, территорией или родом деятельности. В профессиональной сфере использование жаргонизмов оправданно, но их перенос в повседневную речь считается недопустимым, так как это режет слух.

4. Вульгаризмы — грубые слова и выражения, выходящие за пределы русского литературного языка. Тут и говорить особо нечего, потому что для повседневной речи это просто неприемлемая манера общения. Право использовать вульгаризмы есть только у художественных деятелей, для передачи характеров их героев.

5. Слова-паразиты — слова, частицы, выражения, которые захламляют высказывание и мешают воспринимать смысл сказанного. Самые распространенные паразиты — это «ну», «короче», «типа», «в общем» и др.

Послесловие

Во многих психологических книгах пишут, что для того, чтобы уметь общаться с людьми, нужно говорить правильно, четко, учиться эмпатии. И это сущая правда, людям с таким умением открыто множество дверей для движения вперед!

Источник

Значение словосочетания «повседневная речь»

Значение слова «повседневный&raquo

ПОВСЕДНЕ́ВНЫЙ , —ая, —ое; —вен, —вна, —вно. Имеющий место изо дня в день; каждодневный. Повседневные нужды населения. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, —е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова важничанье (существительное):

Ассоциации к слову «повседневный&raquo

Ассоциации к слову «речь&raquo

Синонимы к словосочетанию «повседневная речь&raquo

Предложения со словосочетанием «повседневная речь&raquo

  • На самом деле вопросы культуры, которыми мы займёмся, относятся к самому приземлённому уровню обыденной жизни, а интересующие нас аспекты языка лежат на том же уровне повседневной речи.

Сочетаемость слова «повседневный&raquo

Сочетаемость слова «речь&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «повседневная речь»

Афоризмы русских писателей со словом «повседневный&raquo

  • Чтоб жизнь не была загадкой,
    Мне поверь и не противоречь.
    Слово — бог, и поэтому краткой
    Быть должна повседневная речь.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «повседневный&raquo

ПОВСЕДНЕ́ВНЫЙ , —ая, —ое; —вен, —вна, —вно. Имеющий место изо дня в день; каждодневный. Повседневные нужды населения.

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, —е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.

Предложения со словосочетанием «повседневная речь&raquo

На самом деле вопросы культуры, которыми мы займёмся, относятся к самому приземлённому уровню обыденной жизни, а интересующие нас аспекты языка лежат на том же уровне повседневной речи.

Даже наша повседневная речь свидетельствует о массовом ожидании конца технологической истории.

Потому что мы чувствуем, что они необычны, что они отклоняются от нейтрального фона повседневной речи, который мы ощущаем интуитивно.

Источник

Правила речевого этикета

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Основная часть разговора может строиться по трем сценариям: рабочий, торжественный или скорбный. На тип ситуации указывают различные речевые формулы, произносимые собеседниками («Примите наши соболезнования», «Разрешите вас поздравить!», «Я бы вам посоветовал» и т. д.).

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

  1. Использование неуместных выражений, сквернословие, употребление ненормативной лексики.
  2. Нарушение ритуалов (не поздоровался, не поблагодарил, не извинился и пр.).
  3. Присутствие в речи жаргонизмов («ваще», «чумовой», «улет» и т. д.).
  4. Сарказм, приказной тон, грубость, невежество, отсутствие эмпатии по отношению к собеседнику.
  5. Упоминание о присутствующем человеке в третьем лице.

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Источник

Оцените статью