- Рассуждение
- Понятие рассуждения, как типа речи
- Композиция текста-рассуждения
- Языковые средства, характерные для рассуждения
- Пример текста-рассуждения
- Рассуждение как особый тип речи
- Типы речи в тексте
- Что такое рассуждение
- Композиционная структура рассуждения
- Языковые средства рассуждения
- Виды доказательств в рассуждении
- Пример текста-рассуждения
- Как распознать ложь?
- Как построить текст — рассуждение?
Рассуждение
Понятие рассуждения, как типа речи
Часто возникают ситуации, когда необходимо объяснить значение какого-либо понятия или причины какого-либо события, явления. Для этого нужно доказать свою мысль или выразить несогласие с чьей-то мыслью — опровергнуть её. В таких случаях строится рассуждение.
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Источник
Рассуждение как особый тип речи
Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.
Типы речи в тексте
Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:
В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.
Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?
Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.
Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?
Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.
Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.
В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.
Что такое рассуждение
Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.
Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.
Композиционная структура рассуждения
Схема текста-рассуждения следующая:
- тезис — главная мысль, истинность которой доказывается автором;
- аргументы — доказательства тезиса;
- вывод — подведение черты под сказанным, итог рассуждения. Заключение не всегда присутствует в тексте.
Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.
Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.
Языковые средства рассуждения
Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:
Часто встречаются предлоги и союзы:
Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.
Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.
Лексика обычно используется абстрактная.
Виды доказательств в рассуждении
Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.
- Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
- Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
- Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
- Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
- Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
- Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.
Пример текста-рассуждения
Как распознать ложь?
Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.
Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.
Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.
Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!
Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)
Источник
Как построить текст — рассуждение?
Как построить текст — рассуждение?
Основная цель рассуждения – убедить в истинности предлагаемой мысли, поэтому в рассуждении обязательно предъявляется тезис (основная мысль, требующая доказательства).
Тезис необходимо обосновать (объяснить), подбирая к нему доводы. Договоримся понимать доводы как ваши рассуждения по проблеме. В рассуждении доводы обычно связаны с тезисом причинно-следственной связью, поэтому полезно от тезиса задать вопрос: «Почему это так?» Ответ на вопрос и будет обоснованием тезиса или доводом. Для экзаменационного сочинения достаточно одного – двух доводов.
Справедливость обоснования (доводов) подтверждается примерами. Для экзаменационного сочинения необходимо привести два примера.
Затем следует вывод.
Общий алгоритм создания рассуждения:
Тезис – его обоснование (довод или два довода) – первый пример – второй пример – вывод.
Можно представить алгоритм создания рассуждения в виде схемы.
Например, в задании к сочинениям 15.2 и 15.3 требуется привести два аргумента. В таком случае можно использовать прием «во-первых – во-вторых». Но эти сочинения можно писать и по первой схеме (обязательно должно быть два примера).
Заполните таблицу, используя предлагаемые ниже материалы. Если предлагаемых материалов недостаточно, дополните их своими.
Структурные части рассуждения
Доводы (почему истинен тезис).
Прочитайте текст, определите тезис, доводы, примеры, следствия, постройте схему рассуждения. Заполните таблицу.
Принятие христианства имело для Руси большое значение.
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению Христианства.
С христианством распространилась грамотность: пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Появились рукописные книги. При монастырях возникали школы.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство было необходимо Руси, оно способствовало не только становлению ее настоящего, но и будущему страны.
Вопросы и задания
Проанализируйте тезис, определите, о чем предстоит рассуждать и что именно необходимо доказать. Соотнесите доводы с тезисом. Согласны ли вы с тем, что названные причины соответствуют тезису и их можно считать убедительными? Если у вас есть свои доводы, назовите их. Подберите примеры. Проверьте, соответствуют ли ваши примеры доводам и можно ли их считать убедительными. Примеры можно подбирать из художественных произведений, кинофильмов, можно использовать собственные жизненные наблюдения (материалы СМИ, Интернета). Проанализируйте вывод (следствие). Можно ли сделать такой вывод? Связан ли вывод с тезисом, доводами, примерами? Постройте схему рассуждения. Какой вариант работы (с таблицей или со схемой вам показался более легким для восприятия)? Расскажите, какие правила создания текста-рассуждения вы закрепили, выполняя задание 3.
Прочитайте высказывание, определите, что может стать темой возможного рассуждения (о чем будет текст). Определите, что именно необходимо доказывать. Докажите тезис (можно использовать таблицу или схему).
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Часто мы слышим высказывания, с которыми можем согласиться только частично. В таком случае очень удобно использовать прием «с одной стороны – с другой стороны». Использование такого приема свидетельствует об умении учитывать разные точки зрения на одну проблему, а также помогает развивать свою мысль.
Схема построения рассуждения с использованием противопоставления будет такой:
При написании сочинения 15.1на ОГЭ, когда требуется рассказать о грамматических функциях языкового факта, прием «с одной стороны – с другой стороны» лучше не использовать, так как для доказательства предлагается высказывание, утверждающее неоспоримый факт. А вот прием «во-первых – во-вторых» будет очень уместен.
В сочинениях слова «с одной стороны», «с другой стороны»,«во-первых», «во-вторых» можно и не писать, но их обязательно мысленно произнести и помнить о них, подбирая доказательства.
Подумайте, возможно ли использование приема«с одной стороны – с другой стороны» при работе с предлагаемыми ниже высказываниями. Выберите одно из высказываний и докажите его, используя прием «с одной стороны – с другой стороны».
Выберите одно из высказываний (можно использовать то, с которым только что работали) и докажите его, используя прием «во-первых – во-вторых». Объясните разницу в доказательствах.
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Информация к размышлению
Очень часто тема сочинения предлагается в форме вопроса. И это закономерно, так как любое рассуждение – это ответ на вопрос, который волнует, интересует автора рассуждения. Именно поэтому необходимо научиться работать с вопросом и освоить алгоритм ответа на него.
Для того чтобы ответить на вопрос, сначала необходимо его прочитать и определить, о чем нас спрашивают и что предстоит доказывать. Работа такая же, какую мы проводили, стараясь понять смысл тезиса.
Затем необходимо ответить на вопрос. Ответ на вопрос будет тезисом нашего рассуждения. Чтобы правильно выстроить рассуждение, необходимо осмыслить ключевые слова тезиса (они должны соответствовать ключевым словам вопроса). При этом нужно помнить, что в ответе на вопрос (в тезисе) должны быть те же ключевые слова, что и в вопросе.
Определив, что именно нам предстоит доказывать, необходимо понять, по каким причинам происходит то, о чем говорится в тезисе (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив?», «Почему это так?», «Почему это происходит?», «По какой причине?», «Так ли это?»)
Затем следует обосновать (объяснить) причины, по которым происходит то, о чем говорится в тезисе, факты, подтверждающие справедливость тезиса.
На следующем этапе работы необходимо подобрать примеры, подтверждающие справедливость тезиса и его обоснование (справедливость доводов). Примеры нужно тоже обосновать, объяснить, а не просто перечислить.
И только после этого можно делать вывод. Вывод должен соответствовать тезису (ответу на вопрос).
Важно помнить, что есть вопросы, на которые трудно отвечать однозначно. В таких случаях полезно использовать прием «с одной стороны – с другой стороны».
При написании сочинения необходимо четко обозначать границы тезиса, доводов, примеров и вывода с помощью логических связок.
Составьте алгоритмы рассуждений по проблемному вопросу (можно выбрать один – два):
- Что важнее: любить или быть любимым?
- Определите значения слов вопроса, дайте правильное объяснение тем словам, которые вам непонятны; сформулируйте тезис (дайте ответ на вопрос); определите, что вам предстоит доказывать(работайте с составом сказуемого), обратите внимание на то, что прием «с одной стороны – с другой стороны» при написании таких сочиненийбудет уместен, так как противопоставление заложено в некоторых вопросах, но можно этот прием и не использовать); подберите и обоснуйте доводы, можно один довод (для этого необходимо ваше рассуждение о проблеме); подберите примеры из вашего опыта или литературных произведений, обоснуйте их; сделайте вывод (следствие).
Источник