Что значит поставить научную проблему

Постановка проблемы исследования

Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.

Что такое проблема?

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

  • появляется пробел в теории, требующий заполнения;
  • традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
  • старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

  • реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
  • необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
  • проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.

Основные критерии научной проблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

  1. актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
  2. научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
  3. значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
  4. объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.

Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.

Этапы постановки проблемы исследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.

Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.

  1. Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
  2. Анализ, который включает:
  • изучение известных теорий на предмет существования решений;
  • подтверждение реальности запроса;
  • точная формулировка целей;
  • назначение рамок (временных, географических и прочих);
  • обозначение структуры – разбивка на подтемы.
  1. Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
  2. Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

  • раскрывать сущность конкретных объектов;
  • выделить направление работы, предполагающее продолжение;
  • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.

Источник

Как правильно сформулировать научную проблему в диссертации?

Перед аспирантом, только преступающему к написанию диссертации, поставлена нелегкая задача – найти научную проблему и четко сформулировать ее суть. Конечно, редко получается так, что научная проблема обретает формулировку сразу, и ничего редактировать в ней не нужно. На практике подход к такой задаче должен быть разносторонним. Как же грамотно сформулировать научную проблему в диссертации? Об этом вы сможет узнать в нашей статье.

Перед аспирантом, только преступающему к написанию диссертации, поставлена нелегкая задача – найти научную проблему и четко сформулировать ее суть. Конечно, редко получается так, что научная проблема обретает формулировку сразу, и ничего редактировать в ней не нужно. На практике подход к такой задаче должен быть разносторонним. Как же грамотно сформулировать научную проблему в диссертации? Об этом вы сможет узнать в нашей статье.

Каких принципов нужно придерживаться при формулировке научной проблемы?

Не удивительно, что окончательная постановка проблемы формируется уже в конце написания диссертационной работы, когда почти все главы написаны и аспирант готовиться к защите. Но только приступая к диссертации, важно выявить начальную проблему, от которой потом можно отталкиваться и трансформировать ее.

Важно знать, что к постановке главной проблемы необходимо применять системный подход. Это значит, что нужно изучить все имеющиеся материалы и источники информации по выбранной теме внимательно и не торопясь. При этом автор должен изучить как практическую, так и теоретическую информацию, отделив главные данные и данные, которые являются второстепенными друг от друга.

Но что же подразумевает под собой термин «научная проблема»? По сути трактовать его можно по-разному. В диссертации под научной проблемой понимается противоречие между известной и неизвестной стороной, которое нужно решить. Именно от решения научной проблемы зависит будущее развитие той науки и отдельных отраслей, к которым относится проблема.

Кроме того, правильная формулировка научной проблемы помогает определиться с дальнейшим направлением исследования в диссертации. Она также может указывать на те направления, которые раннее были не изучены и требуют глубокого анализа и решения.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Из каких этапов складывается постановка научной проблемы?

Безусловно, постановка любой научной проблемы складывается из определенных этапов. Перечислим их и расскажем о каждом подробно:

  1. Выявление необходимости в формулировке проблемы. Данные этап во многом зависит от личностных качеств аспиранта и его заинтересованности. Ведь если аспирант мечтает получить кандидатскую степень, он всегда найдет какая проблема будет лежать в основе исследования. Даже если аспирант не может быстро найти научную проблему, он может быть уверен, что существует еще масса всего неизученного. На это и стоит обратить свое внимание.
  2. Формулировка актуальности проблемы. Как правило, актуальность научной проблемы формируется исходя из практической значимости. Поэтому появляются и новые методы, а также средства, благодаря которым можно решить проблему исследования.
  3. Определение научной новизны проблемы и главных целей исследования. Когда аспирант учавствует в научных конференциях, пишет научную статью или выполняет другую исследовательскую деятельность, он всегда может выявить новую проблему, которая в дальнейшем будет важна в научных кругах и которую действительно стоит рассмотреть.
  4. Если аспирант разрабатывает новое техническое приспособление, то всегда найдется проблема, которая решается с помощью это устройства.
  5. Выявление главного ядра научной проблемы. Данный этап – главный и ключевой этап выполнения всей диссертационной работы. Он основывается на практической значимости выявленной проблемы и ее научной новизне.
  6. Определение смежных с предметом исследования(проблемой) областей науки. Этот этап позволяет раздвинуть рамки исследования и посмотреть на предмет исследования с разных сторон.
  7. Окончательная формулировка научной проблемы. После выполнения всех вышеперечисленных этапов грамотно выявить научную проблему и составить ее формулировку будет несложно.

Полезные советы, которые помогут грамотно сформулировать научную проблему

Напоследок мы приведем полезные рекомендации, которые помогут правильно сформулировать научную проблему:

  • Разделяйте основной вопрос(проблему) на несколько дополнительных частей,
  • Примените систематизированный подход к имеющимся данным и выявлению сути проблемы,
  • Составьте подробный план, по которому вы будете отвечать на главные и дополнительные вопросы,
  • Постройтесь выявить, какие области рассматриваемого вопроса уже изучены, а какие только предстоит изучить,
  • Определяйте нужный объем работ только после оценки практической значимости и научной новизны проблемы, а также после анализа данных по решения похожих проблем другими авторами.

Хорошим лайфхаком при формулировке проблемы будет участие в научных конференциях, подготовка монографий и статей. Ведь благодаря такой научной деятельности, аспирант может выявить новую научную проблему, которую можно взять за основу диссертационной работы.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ ПОСТАНОВКИ

Нуриев Т. Р. 1 , Беленкова О. А. 2

2 Доктор философских наук,

Уфимский государственный нефтяной технический университет

СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ ПОСТАНОВКИ

Аннотация

В статье изложены следующие аспекты решения научной проблемы: определена сущность научной проблемы, актуальность её методологически обоснованной постановки, а также выделены уровней постановки научной проблемы, обеспечивающие её решение.

Ключевые слова: научная проблема, поставка научной проблемы, методология решения.

Nuriev T.R. 1 , Belenkova O.A. 2

1 Master of Student,

2 Doctor of Philosophical Sciences,

Ufa State Petroleum Technological University

SUMMARY OF SCIENTIFIC ISSUES AND METHODOLOGICAL SOUNDNESS THE STATEMENT

Abstract

The article describes the following aspects of the decision of a scientific problem: The essence of a scientific problem, its relevance methodologically sound productions, as well as three levels of a scientific problem formulation to ensure its decision.

Keywords: scientific problem, delivery of a scientific problem, methodology solutions.

Поступательное развитие науки определяется решением проблем, ориентирующих ученых на выявление еще не исследованных закономерностей, что позволяет построить новые теории, объясняющие место в системе научных знаний ранее не объясненных фактов.

Согласно Карлу Попперу, наиболее весомый вклад в рост научного знания, который способна обеспечить теория, составляет решение новых, порождаемых ею проблем. Именно поэтому мы понимаем науку и рост научного знания как то, что всегда начинается с проблем и всегда кончается проблемами, которые открывают перспективы для последующего развития науки [1, с. 123].

Так что же такое проблема? Как ее отличить, к примеру, от научного вопроса? И в чем заключается её правильная постановка?

Традиция постановки научной проблемы восходит к И. Ньютону, который утверждал, что ученый должен правильно задавать природе вопросы и тогда она будет ему правильно отвечать. Эта традиция продолжается и в современной науке. Так, по мнению профессора Ю. К. Бабанского «проблема», есть характеристика проблемной, т.е. противоречивой ситуации, сущность которой в несоответствии теории о предмете общественной практики этой практике, – которое обнаруживает исследователь в изученном им материале [2, с. 10]. Психолог В. Н. Дружинин в своей книге «Экспериментальная психология» определяет проблему, как риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам[3, с. 15].

Философская трактовка понятия «проблема» выглядит следующим образом: «Проблема» – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» [4, с. 533].

Все приведенные определения звучат по-разному, но, несмотря на это, всех их объединяет общий смысл: проблема – это такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании. К слову, это и является признаком отличающим понятие «научный вопрос» от понятия «научная проблема»

Одним вопросом проблема никогда не исчерпывается. Она представляет собой целую систему, состоящую из центрального вопроса и некоторого количества других, вспомогательных вопросов, получение ответов на которые необходимо для ответа на основной вопрос.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно разрабатывать программу ее решения, включающую систему задач, решение которых позволит выстроить научную теорию, обосновывающую решение данной проблемы. Чтобы имеющаяся проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно постановлена. Для этого специалисту необходимо быть профессионалом (находиться на передовых рубежах науки), и владеть информацией, позволяющей ему четко представлять, что именно уже известно человечеству в данной сфере науки, а что неизвестно. Правильная поставка проблемы позволяет надеяться на ее успешное решение.

В ряде исследований по логике и методологии научного творчества специально рассматриваются типовые действия, составляющие постановку проблемы. Академиками Е. С. Жариковым и А. И. Ракитовым были предложены 5 групп таких действий:

  1. Формулирование проблемы, включающее выдвижение основного вопроса проблемы, фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы и примерного описания ожидаемого результата.
  2. Построение решения проблемы, заключающиеся в «дроблении» проблемы на подвопросы и определении последовательности их решения. В процессе решения подвопросов принцип локализации позволит исследователю отграничить уже известные факты от неизвестных. И на основе полученного знания оценить возможность замены неизвестных вопросов решаемой проблемы выявленными знаниями.
  3. Оценка успеха решаемой проблемы заключается в выявление всех условий, необходимых для решения этой проблемы, а так же дальнейшем определении степени проблемности в поиске решения аналогичных проблем. Результатом проведения оценки является отнесение проблемы к определенному типу.
  4. Обоснование проблемы представляет собой последовательное выполнение действий: а) установление связей данной проблемы с другими; б) приведение доводов в пользу реальности проблемы; в) выдвижение большого числа возражений против проблемы; г) объективное обобщение результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
  5. Обозначение научной проблемы заключается в ее переводе на научный или обычные языки и подборе/разъяснении понятий, наиболее точно передающих смысл проблемы.

Изучение решения научных проблем на материале разных наук показывает, что процесс постановки научной проблемы имеет три уровня:

Первый уровень – часто встречающаяся ситуация состоит в том, что после решения центрального вопроса проблемы о ее дальнейшем выстраивании мало заботятся. Это низшая, часто интуитивная форма постановки и решения проблемы.

Второй уровень – постановка проблемы в соответствии с описанными правилами, но без полного понимания их смысла и необходимости соблюдения. При этом стоит отметить, что все операции не всегда оказываются реализованными у одного специалиста полностью. Но каждая из них так или иначе представлена в какой-нибудь из решаемых проблем науки. Это является основанием для составления процедурного поиска, дальнейшего научного обоснования проблемы.

Третий уровень – осознанное использование всех процедур и входящих в него операций.

Польза от выполнения вышеназванных действий заключается в следующем:

Во-первых, следуя научно обоснованным правилам, ученым необходимо размышлять о научной проблеме в таких ракурсах, о которых чаще всего речь не идет при интуитивной постановке. В итоге улучшается понимание проблемы, открываются новые подходы к ней, появляются новые точки зрения на средства и условия ее решения.

Во-вторых, в некоторых случаях ученые могут воздержатся от исследований, если выясняется, что поставленная проблема не является таковой в действительности, или разрыв между ресурсами решить проблему и заданными в ней целями слишком велик.

В-третьих, вследствие выполнения требований постановки проблемы обеспечивается качественное планирование научного исследования.

В-четвертых, в случае исполнения действий у ученого возникает ясное понимание сути проблемы, заключенных в ней возможностей, и затруднений, которые необходимо будет преодолеть в процессе научного исследования [5].

Литература

  1. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 391 с.
  2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. 320 с.
  4. Ильичев Л.Ф. Проблема // Федосеев П. Н., Ковалев С. М. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  5. Жариков Е. С. О действиях, составляющих постановку научной проблемы № 1. Философские науки. 1973. С.85-93.

Источник

Читайте также:  Что значит корень тека
Оцените статью