Что значит пословица обещанного 3 года ждут

Почему обещанного три года ждут, и что будет потом?

Слова «Обещанного три года ждут» звучат как-то особенно по-издевательски, когда мы сетуем на невыполнение кем-то своих обещаний, особенно если уже и обещанные три года прошли.

О значении пословицы «Обещанного три года ждут»

Почему именно столько времени надо ждать? Существует несколько версий этой насмешки над надеждами на скорое исполнение чужих обещаний. По одной из них, эти слова родом из Библии «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней» (Даниил 12:4-12), призывающие к терпеливому ожиданию второго пришествия Иисуса Христа, которое, как известно, пока ещё не произошло. Рассуждения толкователей Библии о проблематике пророчеств Даниила сводятся к неточностям интерпретации временных отрезков, однако версия о трёх с лишним годах, за которые обещанного блаженства так и не наступило, имеет право на существование, тем более что она перекликается и с выражением «ждать до второго пришествия», что также не сулит ничего хорошего ожидающему.

Читайте также:  Что значит мое имя рита

Вторая версия носит отчётливо русский характер и относится к XV веку, когда переход свободного крестьянина от одного к другому хозяину был возможен сначала раз в год, на Юрьев день, а затем раз в три года, в течение которых первый работал на второго и ждал от него выполнения соблюдений взаимных договоренностей, которые не всегда выполнялись. Закончилось всё просто – прекращением даже самой возможности ждать обещанного, в 1649 году было введено крепостное право, и Юрьев день потерял свою актуальность.

Смысл поговорки «Обещанного три года ждут» заключается в констатации бессмысленности ожидания выполнения чьих-то обещаний. Люди, не единожды обманутые, иллюзий стараются не питать, а потому у русского варианта этой крылатой фразы довольно скоро появилось продолжение «Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают» или в более жёстком варианте «а на четвертый отказывают».

Любопытный факт. В соответствии со статьёй 196 ГК РФ, общий срок исковой давности также составляет три года.

Синонимы в иностранных языках

Существуют и более простые аналоги этого фразеологического оборота, также высмеивающие намерение ждать обещанного: «до морковкиного заговенья» или «пока рак на горе не свистнет».

Нельзя считать обман веры в прекрасное лишь русской прерогативой. И у других народов накопился довольно большой печальный опыт подобных жизненных коллизий:

  • «Between promising and performing a man may marry his daughter» (английский) – «Между обещанием и выполнением можно дочь замуж выдать».
  • «Von Worten zu Werken ist ein weiter Weg» (немецкий) – «Между словом и делом долгий путь».
  • «Del dicho al hecho hay mucho trecho» (испанский) – «От слова до дела долгая дорога».

Источник

Обещанного три года ждут, а что происходит на четвертый? Истинное значение народной поговорки становится понятным только для тех, кто знает ее полностью

Наверняка вы не раз слышали о том, что обещанного три года ждут. Но что бы это значило? Юристы шутят, что дело в сроке исковой давности, мол, через три года он истекает. Но дело не в этом, а чтобы понять значение поговорки наверняка, нужно знать ее полную версию.

Полная версия пословицы

Даже тот, кто говорит о трех годах, в течение которых ждут всего обещанного, наверняка и понятия не имеет, что же происходит на четвертый. А об этом говорится в полной версии пословицы:

Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают.

Продолжение пословицы лишь подтверждает, что по истечении трех лет человек, ждущий чего-то, все равно не получит своего.

Но откуда взялось это выражение? Его стали применять во времена помещиков (примерно в 15-м веке), когда каждый свободный крестьянин знал, что в Юрьев день (на самом деле это был даже не день, а целая неделя до 26 ноября и столько же после) он может сменить своего хозяина, перейдя к другому помещику, работа у которого ему казалась более привлекательной. Такая возможность предоставлялась раз в три года, по истечении которых помещик был обязан выполнить некоторые договоренности по отношению к крестьянину. Но, как показывала практика, выполнялись они далеко не всегда. Отсюда и пошло это выражение, что три года ждут обещанного, а на четвертый получают отказ.

В любом случае понимание старой пословицы приводит любого современного человека к осознанию того, что не нужно долго верить обещаниям — выполнять их все равно никто не спешит.

Источник

Почему обещанного три года ждут, и что будет потом?

Обещанного три года ждут — верь только себе, только своим силам, всё делай сам, а обещаниям, посулам, чужим словам, приговорам, доводам не верь, иным обещать — что плюнуть «Ему скажут: «Не волнуйтесь, мы этот вопрос решим через неделю». Он верит! Запоминает, приходит через неделю! И спрашивает: «Ну как. » Что – как?! Все забыли, о чем это он» (М. Жванецкий «Он наша гордость»)
Английские аналоги фразеологизма «обещанного три года ждут» рromises, like pie- crust, are made to be broken — обещания, как и корка пирога, созданы, чтобы их ломать; вetween promising and performing a man may marry his daughter — между обещанием и выполнением обещания можно и дочь замуж выдать

Происхождение поговорки неясно. Ссылки на Библию, какого-то пророка Даниила, которого никто не помнит; на историю крепостного права, когда крестьянину разрешалось ещё иногда менять хозяев, сомнительны. Скорее всего, она — выражение многовекового опыта обмана человека человеком, а цифра «Три» в русском языке, фольклоре, сознании сакраментальна и убедительна: три года, три сына, три брата, три желания, тридевятое царство, «Три толстяка», трилогия, «Тридцать три квадратных метра», троекратное «ура», «Три орешка для золушки», «Тридцать три богатыря», «Три тополя на Плющихе», «Три танкиста, три весёлых друга». Да не только в русском — «Триста спартанцев», «Три мушкетера», «Трое в одной лодке», «Сердца трёх»

О значении пословицы «Обещанного три года ждут»

Почему именно столько времени надо ждать? Существует несколько версий этой насмешки над надеждами на скорое исполнение чужих обещаний. По одной из них, эти слова родом из Библии «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней» (Даниил 12:4-12), призывающие к терпеливому ожиданию второго пришествия Иисуса Христа, которое, как известно, пока ещё не произошло. Рассуждения толкователей Библии о проблематике пророчеств Даниила сводятся к неточностям интерпретации временных отрезков, однако версия о трёх с лишним годах, за которые обещанного блаженства так и не наступило, имеет право на существование, тем более что она перекликается и с выражением «ждать до второго пришествия», что также не сулит ничего хорошего ожидающему.

Вторая версия носит отчётливо русский характер и относится к XV веку, когда переход свободного крестьянина от одного к другому хозяину был возможен сначала раз в год, на Юрьев день, а затем раз в три года, в течение которых первый работал на второго и ждал от него выполнения соблюдений взаимных договоренностей, которые не всегда выполнялись. Закончилось всё просто – прекращением даже самой возможности ждать обещанного, в 1649 году было введено крепостное право, и Юрьев день потерял свою актуальность.

Смысл поговорки «Обещанного три года ждут» заключается в констатации бессмысленности ожидания выполнения чьих-то обещаний. Люди, не единожды обманутые, иллюзий стараются не питать, а потому у русского варианта этой крылатой фразы довольно скоро появилось продолжение «Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают» или в более жёстком варианте «а на четвертый отказывают».

Любопытный факт. В соответствии со статьёй 196 ГК РФ, общий срок исковой давности также составляет три года.

Использование выражения в литературе

    «И хоть обещанного три года ждут, а я так и вовсе не ждал, ибо никому из них, из этих, что вокруг, не верил» (Анатолий Приставкин «Кукушата…») «Даже самый близкий друг — Лефорт, — едва Анна Ивановна околицами заводила разговор — долго ли Питеру жить в неряшестве, по-холостяцки, — усмехался неопределенно…: «Обещанного три года ждут!» (А. Толстой «Петр Первый») «Обещанного три года ждут, ишь какой прыткий, годок, другой обождешь, а то так я тебя, малыша, в Петербург к чужим людям и отдам» (Н. Э. Гейнце «Аракчеев») «Захотят два бывших строителя светлого будущего опустошить сосуд нашего «национального» напитка ― обязательно «проявится» третий! Или ― «обещанного три года ждут»…(Евгений Весник «Дарю, что помню») «Обещанного три года ждут, ― назидательно сказал Крячко, но, заметив перекосившееся лицо Ваги, усмехнулся» (Н. Леонов, А. Макеев «Ментовская крыша»)

Синонимы в иностранных языках

Существуют и более простые аналоги этого фразеологического оборота, также высмеивающие намерение ждать обещанного: «до морковкиного заговенья» или «пока рак на горе не свистнет».

Нельзя считать обман веры в прекрасное лишь русской прерогативой. И у других народов накопился довольно большой печальный опыт подобных жизненных коллизий:

  • «Between promising and performing a man may marry his daughter» (английский) – «Между обещанием и выполнением можно дочь замуж выдать».
  • «Von Worten zu Werken ist ein weiter Weg» (немецкий) – «Между словом и делом долгий путь».
  • «Del dicho al hecho hay mucho trecho» (испанский) – «От слова до дела долгая дорога».

Он улетел, но обещал вернуться…

Обещанного три года ждут, что это значит?

Не знаю, как у вас, но у меня господа Обещалкины вызывают стойкое раздражение. На словах они кажутся надежными партнерами и верными друзьями, но это только на словах. Как только настает момент выполнять обещанное, говорун Обещалкин или надолго исчезает, или выливает на вашу голову новую порцию обещаний, искусно смешанных с очень «убедительными» оправданиями.

Что мы делаем, в очередной раз наступив на грабли с названием «Привет от Обещалкина»?

«Не может быть, этот Обещалкин такой порядочный, он не мог меня подвести (подставить, обмануть и т. д.)» Потом недоумение сменяется раздражением, ему на смену приходит злость. Все попытки как-то повлиять на Обещалкина в пух и прах разбиваются об его обтекаемость, которая незаметно превращается в агрессию. Причем, агрессия направлена против вас: «Ты что не понимаешь?! У меня…» Дальше последует полный перечень его проблем, и все попытки вставить в монолог хотя бы одну вашу проблему, не будут услышаны. Некоторое время утешаешь себя поговоркой «Обещанного три года ждут» и стараешься не потерять надежду и веру в его порядочность.

Что в итоге?

В итоге понимаешь, что поступил, как полный лох (дурак, простофиля, конченый идиот – нужное слово выбирайте сами), и начинаешь … оправдываться. Неожиданно, не правда ли? Но вбитое когда-то родителями чувство порядочности не позволяет сорваться, нахамить в ответ и, грозно сдвинув брови, решительно потребовать обещанное. Даешь себе слово больше не связываться ни с одним Обещалкиным. И место доверия к людям в душе прочно занимают настороженность и опасение. Понятное дело: кому же хочется нарваться еще на одного господина Обещалкина.

А что такое обещание?

Все словари и справочники утверждают, что обещание – это обязательство, причем только добровольное

(!), выполнить что-либо. Неважно, что именно нужно сделать. Важно, что обещанное должно быть выполнено. Есть дополнительное замечание: должно быть выполнено и будет выполнено, но только в том случае, если обещание дает порядочный человек.

Откуда к нам пришла поговорка «Обещанного три года ждут»?

Эта поговорка отпочковалась от пословицы

. Полный вариант звучит так: «Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают». По мнению исследователей, эта пословица появилась во времена крепостного права. Тогда существовал закон, согласно которому крестьянская семья в полном составе имела возможность перейти от одного помещика к другому. Не на веки вечные, конечно. Всего-то на три года. Делалось это просто: семейство дожидалось Юрьева дня и сообщало своему барину, что уходит от него к господину N. А что потом? Потом можно было и не вернуться, если новый помещик обращался с крепостными лучше старого.

Вообще-то закон разрешал такие перемены совершать ежегодно. Но миграция рабочей силы очень мешала помещикам, поэтому они обратились к царю с челобитной. Тот внял просьбе и высочайшим повелением разрешил переходить только один раз в три года. Помещики вновь обратились с просьбой, и этот пункт в Указе о крепостных был убран вообще. Оседлыми стали крепостные, и права на перемены у них больше не было. Наверное, поэтому поговорка превратилась в пословицу, забыв свое окончание за ненадобностью.

, что есть вероятность того,
что пословица
«Обещанного три года ждут»
имеет еще более древние корни.
Если обратиться к Библии, то в книге пророка Даниила можно прочесть следующую фразу: «Блажен, кто ожидает». Понимаем это так: счастлив тот, в ком есть терпение. А ежели его нет. то нужно выработать в себе это качество. Для этого, согласно этой же книге, нужно провести в терпеливом ожидании тысячу тридцать пять дней. Нетрудно подсчитать, что срок тренировки продлится почти четыре года. Точнее, три года плюс 240 дней. Долго, нестерпимо долго будут тянуться эти дни. А если терпение лопнет, то можно дать себе отступное: «Обещанное три года ждут, а на четвертый отказывают».

Третий вариант самый современный.

Он отсылает нас к статье 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в которой черным по белому написано, что если иск не был удовлетворен в течение трех лет, то он не будет удовлетворен никогда. Срок давности истек, и придется распрощаться с надеждой хоть что-нибудь получить.

Секретариат мэра и Вильнюсского горсовета прислал протокол заседания Комитета по культуре, просвещению и спорту. Этот документ имеет особое значение для Еврейской общины: в очередной раз он демонстрирует невыполнение обещаний и истинное отношение к героям, которые во время Холокоста спасали евреев Литвы.

После выдержки из этого документа приводим статью председателя ЕОЛ Фаины Куклянски, которая была опубликована в тот день, когда Вильнюсское городское самоуправление в очередной раз отложило решение о памятнике Праведникам Народов Мира.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И СПОРТУ

2. ОБСУЖДЕНО. По поводу памятника Праведникам Народов Мира – спасителям евреев в Литве.

2.1. Одобрить инициативу установления памятника Праведникам Народов Мира.

2.2. Обязать Вильнюсскую городскую комиссию по памятникам, наименованию улиц и памятным доскам до 20 октября 2021 г. представить ответ Еврейской общине Литвы по поводу места установления памятника.

Председатель заседания Витаутас Миталас

Секретарь заседания Гарольдас Масялис

04 октября 2021 г.

Памятник спасителям евреев

Председатель Еврейской общины (литваков) Литвы Фаина Куклянски

Сегодня, по прошествии 75-ти лет, есть довольно много людей, которых волнуют события Холокоста, волнуют убийства евреев и их спасение. Уже на протяжении 26-ти лет мы живем в свободной Литве, однако люди, которые, несмотря ни на что, спасали евреев в годы войны, так и не дождались достойного уважения. До сих пор нет ни одного памятника, ни одного памятного знака, у которого евреи могли бы молиться и благодарить за свои спасенные жизни.

По прошествии 75-ти лет после Холокоста, еврейская община получила приятный подарок от Вильнюсской мэрии – табличку с названием улицы Жиду (Еврейской) на иврите и идише. Получилось прекрасное мероприятие, в котором приняли участие мэр столицы, посол Израиля в Литве и другие важные лица; у всех было преподнятое настроение, звучали еврейские песни. После церемонии, спустя несколько часов (в тот же день), Вильнюсское самоуправление приняло решение о том, что “выбранное место для Памятника Спасителям не подходит”, не указав при этом, какое же место подходит. Решение в очередной раз откладывается. Мэры меняются, а памятника по-прежнему нет. Считаю, что это плевок в лицо всей еврейской общине, это плевок мне, как человеку из семьи спасенных евреев. Мне стыдно перед всеми моими родственниками, разбросанными по всему миру. Я не могу объяснить своему 94-летнему дяде, который пережил Холокост благодаря Праведникам Народов Мира, почему нет памятника?

Следует сказать, что ЕОЛ вместе с Центром изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы прилагает много усилий, чтобы в Вильнюсе появился такой монумент. По нашему мнению, самое лучшее место для памятника – это перекресток улиц Мисионерю и Майронё, возле улицы Оны Шимайте. Именно сюда, во двор монастыря Миссионеров, в холодное утро 23 сентября 1943 г., в день ликвидации Вильнюсского гетто, привели тысячи евреев Вильнюса для последней селекции. Здесь были расстреляны участники сопротивления. Это место, на котором ожидали своей участи обреченные: одни были отправлены в Панеряй, другие – в концлагеря. Маму и сестру члена ЕОЛ, бывшей узницы Вильнюсского гетто Фани Бранцовской отправили в концлагерь недалеко от Риги, а отца – в концлагерь Клоога в Эстонии, он погиб за несколько дней до освобождения лагеря в 1944 году. Последняя селекция узников Вильнюсского гетто проходила именно на этом месте, возле монстыря Миссионеров. Еврейская община Литвы обратилась в мэрию за разрешением установить здесь памятник спасителям.

Одна из первых признанных Яд Вашемом Праведниц Народов Мира – Она Шимайте, в планах городских властей записана как “Она Ширвайте”. Никто не знает, кто такая Она Шимайте. О спасителях не говорят в школах. Мы хотим, чтобы памятник спасителям был недалеко от улицы, названной именем этой храброй женщины.

В 2004 году известный еврейский писатель Ицхокас Мерас, которого в годы Холокоста спасли простые литовские крестьяне, написал в завещании на имя Президента Литовской Республики, премье-министра и других руководителей страны: “Они сознательно или бессознательно сопротивлялись уничтожающей нацистской силе и ее инструменту – тем, кто убивал. Мы должны помнить и уважать их героизм, совесть, нравственность, любовь к ближнему и простое человеческое милосердие. Их имена увековечены на Горе Памяти в Иерусалиме. Их имена должны быть золотом выгравированы в независимой Литве. Должен быть воздвигнут памятник Праведникам литовского Народа – тем, кто в самое темное время нес в обожженных, безоружных руках огонь совести, чести, любви к ближнему. К сожалению, все так и осталось на словах. До сих пор нет ни памятника, ни названных в честь Праведников улиц, ни аллеи Спасителей. Они (спасители) не получают никакой поддержки со стороны правительства. Неизвестно, почему государство так не ценит своих самых выдающихся людей? Размышления об образовательных программах и семинарах, посвященных Холокосту, ничего не дадут, если государство на официальном уровне, во всеуслышание не будет оказывать должного внимания и уважения спасителям, и наказывать тех, кто участвовал в Холокосте. Иначе, умаляется подвиг спасителей”.

Решение не устанавливать памятник спасителям – это не решение какого-либо мэра или комиссии. Председателя ЕОЛ не приглашают в мэрию на обсуждение этих вопросов. Их обсуждают дилетанты, люди, которые не знают еврейской истории, не знают о героизме спасителей. Во время Холокоста в Литве было уничтожено более 200 тысяч евреев. Праведниками признаные более 800 человек. В этом случае изречение из Талмуда: “Кто спасает одну жизнь, тот спасает весь мир”, приобретает особое значение. Еврейская община готова установить памятник спасителям на свои средства. Литовское государство должно встать на колени перед этими людьми. Если бы не они, была бы попрана честь всей Литвы. Подвиг Праведников Народов Мира был лучом человечности в самое темное время Литвы, время, переполненное ненавистью к евреям.

Спор по поводу памятника – это принципиальный спор. Он не поводу места. Такова политика Литвы. По отношению к спасителям поступают по-свински.

Источник

Оцените статью