в порядке уменьшения
The next category of uranium ore in descending (or decreasing) order of uranium content consists of .
Русско-английский научно-технический словарь переводчика . Михаил Циммерман, Клавдия Веденеева . 2003 .
Смотреть что такое «в порядке уменьшения» в других словарях:
СП 12-133-2000: Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве — Терминология СП 12 133 2000: Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно коммунальном хозяйстве: Аттестация рабочих мест по условиям труда Процедура анализа и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 03-433-02: Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах — Терминология РД 03 433 02: Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах: Горная машина с дизелем механическое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список союзных республик СССР — Содержание 1 Конституционный порядок 2 В порядке уменьшения площади (Союзные Рес … Википедия
источник — 3.18 источник (source): Объект или деятельность с потенциальными последствиями. Примечание Применительно к безопасности источник представляет собой опасность (см. ИСО/МЭК Руководство 51). [ИСО/МЭК Руководство 73:2002, пункт 3.1.5] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора
источник пылевыделения — 3.10 источник пылевыделения (source of dust release): Точка или место, из которого горючая пыль может выделяться в окружающую среду. Примечание 1 Источником пылевыделения может являться пылезащитная оболочка или слой пыли. Примечание 2 Источники… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Состав — 7. Состав и свойства золы и шлака ТЭС / Справочное пособие. Л.: Энергоатомиздат. 1985. Источник: П 78 2000: Рекомендации по контролю за состоянием грунтовых вод в районе размещения золоотвалов ТЭС 1. Состав и свойства золы и шл … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 51074-2003: Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 51074 2003: Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования оригинал документа: 2.5.1 биологически активная добавка : Природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА — Солнце и обращающиеся вокруг него небесные тела 9 планет, более 63 спутников, четыре системы колец у планет гигантов, десятки тысяч астероидов, несметное количество метеороидов размером от валунов до пылинок, а также миллионы комет. В… … Энциклопедия Кольера
Кэмпас — Действующее вещество ›› Алемтузумаб* (Alemtuzumab*) Латинское название Campath АТХ: ›› L01XC04 Алемтузумаб Фармакологическая группа: Противоопухолевые средства — моноклональные антитела Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› C91.1… … Словарь медицинских препаратов
(15760) 1992 QB1 — Орбита (15760) 1992 QB1 (показана синим). Чёрным показано Солнце, красным орбиты планет гигантов (в порядке уменьшения радиусов орбит): Нептуна, Урана, Сатурна, Юпит … Википедия
Источник
Технологическая карта урока. Тема: Знакомство с терминами «в порядке увеличения (уменьшения)».
Тема: Знакомство с терминами «в порядке увеличения (уменьшения)».
Цель: освоение понятий «увеличение» и «уменьшение».
Образовательная: формировать умение упорядочивать множества в заданном порядке;
Развивающая: развивать умение выражать мысль грамотно построенными предложениями с включением математической терминологии, обогащать словарный запас, развитие навыку устного счета, памяти, мышления.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ИКТ, наглядность (круги), учебник Аргинская 1 кл. (2012 г.), рабочая тетрадь, игрушки (пирамидки, матрешки).
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные: на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, самостоятельно осуществлять объектов; осуществлять действие подведения под понятие (матем. онятия: «увеличение», «уменьшение», строить рассуждения о доступных матем. отношений, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, принимать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, ребятами.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, понимать значение математики в жизни человека.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Вид урока: урок-презентация.
Настрой на работу Слайд 1
Доброе утро, ребята! Я рада, что мы вновь собрались вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.
Вы любите урок математики?
В предмете этом множество загадок. Сегодня предстоит решать, считать. Но самое главное во всем искать порядок.
Дети приветствуют друг друга улыбками, настраиваются на работу.
II . Закрепление ранее изученных знаний.
Устная работа Слайд 2
Игра «Угадай число»
— Число, стоящее пере числом 3?
— Число, соседи которого числа 7 и 9.
— Число, которое стоит в натуральном ряду шестым по счету?
— Число, которое стоит перед числом 5?
— Какое число является самым маленьким?
— Какое число предшествует числу 4?
— Какое число предшествует числу 6?
— Какое число стоит перед числом 8?
Дети работают с веерами цифр, выходят к доске ставят числа.
III . Определение совместной деятельности урока (постановка проблемы) Слайд 3
Учитель: Посмотрите на числа и подумайте: какое задание можно выполнить с этими числами?
— Ребята, а может быть кто-то знает как можно назвать такой порядок в математике?
— А для чего необходимо соблюдать порядок чисел?
— Значит, нужно ли нарушать последовательность чисел?
— Где же чаще всего используем такие слова как «увеличение» и «уменьшение»
Дети высказывают свои версии (от самого маленького числа к большому и наоборот)
Дети называют 1,2,3,4,5,6,7,8
При работе с числами
IV . Изучение нового материала
Парная работа (групповая)
— Ребята, подумайте, где в жизни встречается такой порядок?
— Ребята, верно ли я собрала пирамидку?
— Поставьте матрешек в порядке «увеличения». Что это значит?
— Что значит в порядке «уменьшения»?
Игрушки (набор: матрешки от маленькой к большой и наоборот, пирамидка)
Нет, дети собирают
Каждый предмет больше предыдущего
Каждый следующий меньше предыдущего
V . Первичное применение знаний
Работа в тетради № 1 (вариативность)
Ребята, достаньте из конвертов домино (квадраты). Какое задание нужно выполнить?
Обобщение: что значит в порядке увеличения? Уменьшения?
— Ребята, послушайте небольшое стихотворение о числах.
— Самостоятельно работают (расставляют мячи) стр. 42 № 90
(взаимопроверка) – самопроверка друг у друга
Расставить в порядке увеличения или уменьшения чисел
Один за другим идут числа подряд
Все дальше и дальше уходит их ряд.
Разные числа у нас получаются,
Они никогда и нигде не кончаются.
Стоят они смирно и там говорят:
«Порядок мы любим, ребята,
И просим его соблюдать!»
VI . Подведение итогов.
На столе кружочки
— По календарю – осень, в Забайкалье – зима. Какая забава у детей зимой, когда много снега?
— А нужен ли здесь порядок? Зачем?
— Слепите снеговика из кругов.
— Нарисуйте ему глазки, а если вам было интересно, вы много узнали и запомнили, нарисуйте улыбку снеговику.
Источник
Периодический закон
Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в 1868 году. Его современная формулировка: свойства химических элементов и образуемых ими соединений (простых и сложных) находятся в периодической зависимости от величины заряда атомного ядра.
Периодический закон лежит в основе современного учения о строении вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева является наглядным отражением периодического закона.
В периодической таблице элементы расположены в порядке увеличения атомного заряда, группируются в «строки и столбцы» — периоды и группы.
Период — ряд горизонтально расположенных химических элементов. 1, 2 и 3 периоды называются малыми, они состоят из одного ряда элементов. 4, 5, 6 — называются большими периодами, они состоят из двух рядов химических элементов.
Группой называют вертикальный ряд химических элементов в периодической таблице. Элементы собраны в группы на основе степени окисления в высшем оксиде. Каждая из восьми групп состоит из главной подгруппы (а) и побочной подгруппы (б).
Периодическая таблица Д.И. Менделеева содержит колоссальное число ответов на самые разные вопросы. При умелом ее использовании вы сможете предполагать строение и свойства веществ, успешно писать химические реакции и решать задачи.
Радиус атома
Радиусом атома называют расстояние между атомным ядром и самой дальней электронной орбиталью. Это не четкая, а условная граница, которая говорит о наиболее вероятном месте нахождения электрона.
В периоде радиус атома уменьшается с увеличением порядкового номера элементов («→» слева направо). Это связано с тем, что с увеличением номера группы увеличивается число электронов на внешнем уровне. Запомните, что для элементов главных подгрупп номер группы равен числу электронов на внешнем уровне.
С увеличением числа электронов они становятся более скученными, так как притягиваются друг к другу сильнее: это и есть причина маленького радиуса атома.
Чем меньше электронов, тем больше у них свободы и больше радиус атома, поэтому радиус увеличивается в периоде «←» справа налево.
В группе радиус атома увеличивается с увеличением заряда атомных ядер — сверху вниз «↓». Чем больше период, тем больше электронных орбиталей вокруг атома, соответственно, и больше его радиус.
С уменьшением заряда атома в группе радиус атома уменьшается — снизу вверх «↑». Это связано с уменьшением количества электронных орбиталей вокруг атома. Для примера возьмем атомы бора и алюминия, элементов, расположенных в одной группе.
Период, группа и электронная конфигурация
Обратите внимание еще раз на важную деталь: элементы, находящиеся в одной группе (главной подгруппе!), имеют сходную конфигурацию внешнего уровня. Так у бора на внешнем уровне расположены 3 электрона, у алюминия — тоже 3. Оба они в III группе.
Такая закономерность иногда может сильно облегчить жизнь, однако у элементов побочных подгрупп она отсутствует — там нужно считать электроны «вручную», располагая их на электронных орбиталях.
Раз уж мы повели речь об электронных конфигурациях, давайте запишем их для бора и алюминия, чтобы лучше представлять их внешний уровень и увидеть то самое «сходство»:
- B5 — 1s 2 2s 2 2p 1
- Al13 — 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1
Общую электронную конфигурацию для элементов III группы главной подгруппы можно записать ns 2 np 1 . Это будет работать для бора, внешний уровень которого 2s 2 2p 1 , алюминия — 3s 2 3p 1 , галия — 4s 2 4p 1 , индия — 5s 2 5p 1 и таллия — 6s 2 6p 1 . За «n» мы принимаем номер периода.
Правило составления электронной конфигурации, которое вы только что увидели, универсально. Если вы имеете дело с элементом главной подгруппы, то увидев номер группы вы знаете, сколько электронов у него на внешнем уровне. Посмотрев на период, знаете номер его внешнего уровня.
Вам остается только распределить известное число электронов по s и p ячейкам, а затем подставить номер периода — и вот быстро получена конфигурация внешнего уровня. Предлагаю посмотреть на примере ниже 🙂
Очень надеюсь, что теперь вы знаете: только глядя на положение элемента в периодической таблице, на группу и период, в которых он расположен, вы уже можете составить конфигурацию его внешнего уровня. Безусловно, это для элементов главных подгрупп. Повторюсь: у побочных — только «вручную».
Длина связи
Длина связи — расстояние между атомами химически связанных элементов. Очевидно, что понятия длины связи и атомного радиуса взаимосвязаны напрямую. Чем больше радиус атома, тем больше длина связи.
Убедимся в этом на наглядном примере, сравнив длину связей в четырех веществах: HF, HCl, HBr, HI.
Чем больше радиусы атомов, которые образуют химическую связь, тем больше между ними и длина связи. Радиус атома водорода неизменен во всех трех веществах, а в ряду F → Cl → Br → I происходит увеличение радиуса атома. Наибольшим радиусом обладает йод, поэтому самая длинная связь в молекуле HI.
Металлические и неметаллические свойства
В периоде с увеличением заряда атома металлические свойства ослабевают, неметаллические — усиливаются (слева направо «→»). В группе с увеличением заряда атома металлические свойства усиливаются, а неметаллические — ослабевают (сверху вниз «↓»).
Сравним металлические и неметаллические свойства Rb, Na, Al, S. Натрий, алюминий и сера находятся в одном периоде. Металлические свойства возрастают S → Al → Na. Натрий и рубидий находятся в одной группе, металлические свойства возрастают Na → Rb.
Таким образом, самые сильные металлические свойства проявляет рубидий, но с другой стороны — у него самые слабые неметаллические свойства. Сера обладает самыми слабыми металлическими свойствами, но, если посмотреть по-другому, сера — самый сильный неметалл.
Распределение металлов и неметаллов в периодической таблице также является наглядным отображением этого правила. Если провести условную линию, проходящую от бора до астата, то справа окажутся неметаллы, а слева — металлы.
Основные и кислотные свойства
Основные свойства в периоде с увеличением заряда атома уменьшаются, кислотные — возрастают. В группе с увеличением заряда атома основные свойства усиливаются, а кислотные — ослабевают.
Кислотные и основные свойства противопоставлены друг другу, как противопоставлены металлические и неметаллические. Где первые усиливаются, вторые — убывают. Все аналогично, поэтому смело ассоциируйте одни с другими, так будет гораздо легче запомнить.
Замечу, что здесь есть одно важное исключение. Как и в общем случае: исключения только подтверждают правила. В ряду галогенводородных кислот HF → HCl → HBr → HI происходит усиление кислотных свойств (а не ослабление, как должно быть по логике нашего правила).
Это можно объяснить в темах диссоциации и химических связей. Когда мы дойдем до соответствующей темы, я напомню про HF и водородные связи между молекулами, которые делают эту кислоту самой слабой. Сейчас воспринимайте это как исключение: HF — самая слабая из этих кислот, а HI — самая сильная.
Восстановительные и окислительные свойства
Восстановительные свойства в периоде с увеличением заряда атома ослабевают, окислительные — усиливаются. В группе с увеличением заряда атома восстановительные свойства усиливаются, а окислительные — ослабевают.
Ассоциируйте восстановительные свойства с металлическими и основными, а окислительные — с неметаллическими и кислотными. Так гораздо проще запомнить 😉
Электроотрицательность (ЭО), энергия связи, ионизации и сродства к электрону
Электроотрицательность — способность атома, связанного с другими, приобретать отрицательный заряд (притягивать к себе электроны). Мы уже касались ее в статье, посвященной степени окисления. Это важное свойство, ведь более ЭО-ый атом притягивает к себе электроны и уходит в отрицательную степень окисления со знаком минус «-«.
Все перечисленные в подзаголовке свойства вместе с ЭО усиливаются в периоде с увеличением заряда атома, в группе с увеличением заряда атома они ослабевают. Таким образом, самый электроотрицательный элемент расположен справа вверху таблицы Д.И. Менделеева — это фтор.
Для примера сравним ЭО-ость атомов Te, In, Al, P. Индий расположен в одной группе с алюминием, ЭО-ость In → Al возрастает (снизу вверх). Алюминий расположен в одном периоде с серой, ЭО-ость возрастает Al → S (слева направо). Сравнивая серу и теллур, мы видим, что сера расположена в группе выше теллура, значит и ее электроотрицательность тоже выше.
Энергия связи (а также ее прочность) возрастают с увеличением электроотрицательности атомов, образующих данную связь. Чем сильнее атом тянет на себя электроны (чем больше он ЭО-ый), тем прочнее получается связь, которую он образует.
Понятию ЭО-ости «синонимичны» также понятия сродства к электрону — энергии, выделяющейся при присоединении электрона к атому, и энергии ионизации — количеству энергии, которое необходимо для отщепления электрона от атома. И то, и другое возрастают с увеличением электроотрицательности.
Продемонстрирую на примере. Сравним энергию связи в трех молекулах: H2O, H2S, H2Se.
Высшие оксиды и летучие водородные соединения (ЛВС)
В периодической таблице Д.И. Менделеева ниже 7 периода находится строка, в которой для каждой группы указаны соответствующие высшие оксиды, ниже строка с летучими водородными соединениями.
Для элементов главных подгрупп начиная с IV группы (в большинстве случае) максимальная степень окисления (СО) определяется по номеру группы. К примеру, для серы (в VI группе) максимальная СО = +6, которую она проявляет в соединениях: H2SO4, SO3.
В таблице видно, что для VIa группы формула высшего оксида RO3, а, к примеру, для IIIa группы — R2O3. Напишем высшие оксиды для веществ из VIa : SO3, SeO3, TeO3 и IIIa группы: B2O3, Al2O3, Ga2O3.
На экзамене строка с готовыми «высшими» оксидами, как в таблице наверху, может отсутствовать. Считаю важным подготовить вас к этому. Предположим, что эта строчка внезапно исчезла из таблицы, и вам нужно записать высшие оксиды для фосфора и углерода.
С летучими водородными соединениями (ЛВС) ситуация аналогичная: их может не быть в периодической таблице Д.И. Менделеева, которая попадется на экзамене. Я расскажу вам, как легко их запомнить.
ЛВС характерны для IV, V, VI и VII группы. Элементы этих групп более электроотрицательны, чем водород, поэтому ходят в «-» отрицательную СО. Минимальная степень окисления для элементов главных подгрупп, начиная с IV группы, может быть рассчитана так: номер группы — 8.
Например, для углерода минимальная СО = 4-8 = -4; для азота 5-8 = -3; для кислорода 6-8 = -2; для фтора 7-8 = -1. Для того, чтобы запомнить ЛВС, вы должны ассоциировать IV, V, VI и VII группы с хорошо известными вам веществами: метаном, аммиаком, водой и фтороводородом.
Так как общее строение ЛВС в пределах одной группы сходно, то, вспомнив например H2O для кислорода в VI группе, вы легко найдете формулы других ЛВС VI группы: серы — H2S, H2Se, H2Te, H2Po.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник