Что значит портрет биография

Разновидности жанра портрет

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.
Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Детский портрет

Посмотреть детский портрет

Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Читайте также:  Тест адамса положительный что это значит

На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Женский портрет

Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Посмотреть камерный портрет

Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Мужской портрет

Охотничий портрет

Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Посмотреть парадный портрет

Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Трони (от нидерл. tronie — голова, лицо) — разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.

Семейный портрет

Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:

Источник

Биография по портрету

Сегодняшний урок в Театральной студии «Артист» проходил под названием биография по портрету. Студентам выдавался портрет незнакомого человека. Применяя фантазию к портрету незнакомца студенты учились создавать общее представления о человеке, присматриваясь к чертам характера по выражению лица, запечатленного на фотографии.

Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает. Это упражнение даётся студентам для того, чтобы вы тренировали зрительное восприятие, для развития наблюдательности и фантазии.Наблюдательность — это отличительная способность всякого художественного одаренного человека это его потребность. Домашнее задание, которое должны были делать студенты это создать биографию по взглядам. Попробуйте всматриваться только в глаза людей. Очень увлекательно! Ведь глаза это зеркало души и отражение внутреннего состояния человека в предлагаемых обстоятельствах. Подумайте! Почему человек на одно и тоже событие смотрит по — разному в зависимости от времени действия. Изучая взгляды людей вам придётся задумываться о своеобразии характеров.Да, не упустите из виду и того как он смеётся. В смехе человека — путь к его характеру. В театральной студии мы просим рассмеяться,смехом человек всего себя выдаёт и вы вдруг узнаете всю его подноготную.Веселость человека-это самая выдающая человека черта , с ногами и с руками.Итак если вы захотите рассмотреть человека и узнать его душу , то вникайте не в то,как он молчит или как он говорит, а вы рассматривайте его, когда он смеётся.Примечайте все оттенки человеческого смеха. Хорошо смеётся человек, значит хороший человек.

Источник

О жанре портрета и биографии

Такие жанры, как портрет и биография, являются широкоупотребляемыми, но малоизученными. Оба они исследуются непоследовательно, бессистемно, в пределах нечетко определенной терминологии и в отрыве друг от друга. Однако родственная сущность этих жанров (способность существовать на грани различных форм искусства и науки, переходить из состояния жанра в состояние средства и перевоплощаться друг в друга) призывает рассматривать их в сочетании, сопоставляя и сравнивая факторы жанрообразования для выявления общих и индивидуальных черт.

Тем, кого интересуют книги-биографии как отдельный жанр литературы, рекомендуем перейти по ссылке http://homlib.com/ru/article/knigi-biografii-kak-otdelnyy-janr-literatury и подробнее ознакомится с этим явлением.

Почти сорок лет назад Б. Галанов отметил в своем труде «Искусство портрета», что чем больше появляется портретов и чем шире становится популярность этого жанра, тем меньше исследований ему посвящается. Это досадное замечание касается и жанра биографии, изучение которого могло бы служить теории портрета, поскольку природа родства этих жанров такова, что изучение одного жанра способно освещать, оттенять особенности другого.

Исследованию жанра биографии посвящено две значительные работы «Биография и культура» Г. Винокура и «Биография биографии» Д. Жукова. Последняя, собственно, дала толчок к рассмотрению портрета и биографии в сочетании. Но, несмотря на правомерность выводов относительно ключевых задач биографа, в ней не разграничены четко понятие биографии и портрета. Говоря о биографии, автор нередко называет ее портретом. Однако, несмотря на близость этих двух жанров, они не являются тождественными и взаимозаменяемыми, так как выполняют разные задачи. Такое неправильное употребление терминов (портрет — биография) является первым признаком родства, а также неопределенности этих жанров. Потому что ни один научный текст не способен сочетать явления несовместимые, даже в условиях ложной гипотезы.

Исследования, посвященные жанру портрета, которых всегда было очень мало (а современных не существует вовсе) не нарушают проблемы взаимосвязи портрета и биографии. Такие работы, как «Искусство портрета» Б. Галанова, «Об искусстве портрета» М. Андрониковой, «Творческая история литературных портретов» М. Николаева, «Искусство литературного портрета» В. Барахова, дают общий анализ портретирования, рассматривая портрет, как правило, не столько как жанр, сколько как общеэстетическую категорию или отдельный элемент текста. Авторы этих работ касались проблемы биографии только в контексте достоверно отраженного биографического факта в портрете, не нарушая вопрос пограничного состояния этих жанров, которые способны переходить друг в друга.

Портрет и биография является не только самостоятельными жанрами (которые априорно следует рассматривать так), родственными и одновременно отличными, которые стоят на грани друг друга, но они имеют такую неповторимую способность: оттенять и проявлять индивидуальные особенности каждого жанра в условиях объединяющего сравнительного анализа.

Следовательно, такие жанры, как портрет и биография, объединены общей предельной сущностью. Смысл ее заключается в способности этих жанров стоять на грани различных форм творчества, быть в состоянии перехода, включая в себя характеристики то одной, то другой творческой сферы, и одновременно способности переходить друг в друга (портрет — в биографию и наоборот). Эта предельная сущность проявляется в трех (основных) свойствах портрета и биографии. Первое свойство — быть на грани различных форм искусства и науки; вторая — быть на грани жанра (единого целого) и средства (элемента, части от целого), третья — быть на грани друг с другом. Эти три свойства и создают неповторимую природу портрета и биографии, природу явлений, находящихся в состоянии перехода.

Портрет и биография на грани различных форм искусства и науки

Рождение жанра портрета произошло в живописи. Первые портретные образцы были живописными и изучение этого жанра в рамках искусствоведения значительно шире, последовательным и масштабным, чем в литературоведении или журналистиковедении. В живописи портрет почти сразу оформился как жанр и, соответственно, рассматривался искусствоведами в этом же качестве. Вокруг текстовых портретов (литературных, беллетристических, публицистических) всегда шли споры. Мало исследований посвящено изучению портрета как жанра, а не как структурного элемента текста (или портрета-образа). Однако портрет как жанр существует и доказательством этого является множество публицистических образцов в периодической печати и портретов-книг. Первые текстовые портреты появились на границе литературы и науки. Это были литературные портреты, принадлежащие к жанрам литературной критики. «Литературный портрет — литературно-критический жанр: краткий рассказ о творческом лицо какого-то писателя, про его жизненный путь, общественную и литературную деятельность, значение творчества и т.д.». Призван выявлять особенности творческой манеры, характеризовать ценность творческого наследия писателя и выяснять его роль в литературном процессе, формируя «творческое лицо», литературный портрет в этих своих задачах выполнял и выполняет сегодня исследовательские функции научно-публицистического жанра. Историю портрета исследователи ведут из древней литературы «чуть ли не с Плутарха», и характер исторического движения различных видов портрета такой, что каждый новый исторический вид был ближе то к науке, то к художественной литературе.

Биография, в свою очередь, всегда была на пересечении науки и беллетристики. Долгое время этот жанр представлял собой сухой хронологический рассказ фактов жизни человека. В основе биографии М. Бахтин усматривал общественную надгробную и поминальную речь. Кстати, нередко сегодня портреты в СМИ печатают по случаю юбилея, то есть буквально на память. Это сплетение предпосылок возникновения биографии с современной потребностью в портретах является символической иллюстрацией родства этих жанров.

Портрет и биография, несмотря на близость, имеют разные задачи. Их единство содержится в их природе, сочетающий аналитическое и художественное, легко колеблется то в сторону поэтизации, создание художественного образа, то в сторону документальности, создание публицистического образа.

Биография, так же как и портрет, может выступать и частью текста, и целым текстом. В широком смысле биография — это совокупность фактов жизни человека. И в этом качестве биография имеет неограниченные возможности воплощения. Биография может быть материалом, на основе которого возникают научные и документальные тексты, и самим текстом, который имеет свои законы созидания.

Источник

Оцените статью