Что значит популяризация научных знаний

Почему в России нужна популяризация науки и почему ее опасаются ученые?

«Когда мы убиваем в детях способность критически мыслить,
говоря, что кролики появляются из шляп,
мы создаем взрослых, которые верят в астрологию и гомеопатию»
Шелдон Купер,
персонаж популярного сериала о молодых ученых
«Теория большого взрыва»

«Теория большого взрыва» отлично продемонстрировала, как одна околонаучная комедия может поднять престиж физиков. В физике, конечно, не стали разбираться лучше, но выражение «теория струн» запомнили. Но если с физикой все сложно у всех, кроме самих физиков, то такие предметы интереса как чёрные дыры или префронтальная кора головного мозга вызывают ажиотаж у гуманитариев всех мастей. Но так ли хорошо мы способны разобраться в научной теме и не профанация вся эта популяризация?

Таинственный или, проще говоря, непонятный мир науки.

Что такое популяризации науки?

Если по-научному, то: «Поп-наука является плодом сращения, с одной стороны вполне объективных и значимых фактологических оснований академического научного знания, с другой стороны, специфической интерпретацией этого знания, которая тем или иным образом нацелена на решение социальных задач массовой культуры – развлечение читающей публики». А если мы были бы популяризаторами, то написали бы проще: «Поп-наука содержит в себе научные факты и ориентируется на массовую аудиторию». Популяризация – это доступное изложение научных знаний.

Читайте также:  Мурашки по яйцам что это значит у мужчин

Советский научно-популярный журнал «Квант» и американский журнал «Amazing Stories»

Когда появилась популяризация?

Во второй половине 19 века. После того, как появились СМИ, тут же появился массовый читатель и зритель. И началась эпоха научных шоу, фильмов о космосе, и научно-популярных журналов тиражом до 500 тысяч экземпляров. Просветители 17-18 вв. таким возможностям бы просто позавидовали. Ведь это они придумали сделать научное знание общедоступным. Одним из примеров популяризации той эпохи стала книга Франческо Альгаротти «Ньютонинизм для дам» 1737 года. Просветители мечтали вырвать, так сказать, народ из тьмы невежества с помощью знаний и открытий. Сегодня это, к сожалению, по-прежнему актуально.

Как создается плохая «сенсационная» поп-наука.

Кто занимается поп-наукой?

Логично предположить, что ученые занимаются популяризацией своих открытий. Но нет. По опросу Института психологии РАН 60 % опрошенных ученых вообще ничего не знают о поп-науке, 31 % с ней знакомы, но относятся к ней прохладно. То есть, большинство опрошенных ученых не имеют к поп-науке никакого отношения и даже не знают о ее существовании. Тогда кто популяризирует?

Популяризацией занимаются научные журналисты. Эдакий котопёс: и не ученый, и не журналист. Но, по словам вице-президента Российской академии наук Алексея Хохлова, такие люди очень нужны. Если они правдиво и доступно излагают научные знания, то совершенно неважно, ученые они или нет.

Необходимость популяризации науки в России

  1. Первый и очевидный аргумент в пользу популяризации науки – борьба с мракобесием.

Всего 10 лет назад на федеральном канале Геннадий Малахов предлагал лечить диабет с помощью приседаний. Что говорить о миллионах россиян, которые передают из уст в уста рецепты народной глупости. Уровень последней, надо сказать, сегодня просто зашкаливает. По данным одного из опросов с фразой «Антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии» согласно 53 % опрошенных. 29 % затрудняются с ответом и только 18 % опрошенных признали утверждение ложным. А уж о разнице между бактериальной и вирусной инфекцией знают, видимо, только избранные.

  1. Благодаря популяризации сохраняется связь между наукой и обществом.

В России к науке относятся не очень. Что государство, что налогоплательщики. Государство не вкладывает в науку деньги, а общество и не хочет отдавать свои деньги на научные исследования. Еще в 1994 году был проведен опрос, согласно которому только 8 % поддерживают государственное финансирование науки. Большинство опрошенных не считает, что ученые поддерживают интересы простых людей и просто удовлетворяют своё любопытство. Спустя 9 лет этот опрос показал почти такие же результаты.

В таких обстоятельствах науке просто необходим грамотный PR. И популяризация – лучший для этого инструмент.

  1. Популяризация вызывает интерес к науке.

Многие ученые начали свой путь к науке еще в юности. Прочитанная научно-популярная книга, подписка на журнал, фильм или научное шоу – все это может вызвать неподдельный интерес, который станет смыслом жизни. Когда-то журнал для школьников «Квант» выпускался тиражом 315 000 экземпляров и сколько детей полюбили науку. Популяризация повышает и престиж учёного, как человека, который занимается увлекательным и полезным для общества делом.

В чем опасность популяризации науки?

  1. Популяризация – это «примитивизация науки для толпы».

Те 31 % ученых из опроса РАН, которые все-таки слышали о поп-науке, назвали ее «доведением науки до уровня комикса» и «превращением науки в зрелище в худшем смысле».

Безусловно, что популярное часто бывает поверхностным. Так, популярность свела теорию бедняги Фрейда лишь к представлениям об эдиповом комплексе, а творчество Уорхола к единственной банке с супом Кэмпбэлл. Мало, кто знает, что первого звали Зигмундом, а творчество второго включает сложные темы и первый арт-хаус в кино.

Массовое неизбежно упрощает. И ученые не зря опасаются такого простого переложения научных знаний, потому что, оно дает свободу для обобщений, манипуляций и сокращений. И тогда популяризация превращается в «сломанный телефон». Самое опасное в этом, что люди будут повторять глупости с очень серьезным лицом.

  1. Популяризация задает моду на науку.

Все любят книжки про мозг. Каждый прочитал хотя бы одну научно-популярную книжку о мозге. Или посмотрел документальный фильм. Или послушал подкаст.

Популяризации создает моду на научные сферы. Из-за этого может происходить пренебрежение важными, частными, но не популярными исследованиями. А науку финансируют чиновники, которые не увидят ценности и важности, но отреагируют на популярную тему.

  1. Плохая популяризация превращается в лженауку.

Плохая популяризация – это когда определенная категория людей распространяет необоснованную информацию. А другая категория людей хватает по верхам и верит каждому слову. И все это без ссылок и доказательств. Спасает здесь то, что в этой системе работает внутренняя регуляция. Ошибки находят у авторитетных популяризаторов. У Черниговской Татьяны Владимировны, заслуженного популяризатора, ученого с двумя степенями нашли ошибки, которые, между прочим, неплохо было бы перепроверить.

Заканчивая статью о популяризации, хочется пожелать читающим сохранять критическое мышление даже в самых незначительных случаях. И уж если начинать грызть гранит науки, то вгрызаться в самую его суть. И в подтверждение слов предоставляем список использованной литературы, как и полагается согласно научному этикету.

Статья написана на основе следующих материалов:

Источник

Популяризация науки

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации).

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию [1] . Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки [2] . Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи [3] . Популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения как: занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.

В последнее время появились издания, имеющие лишь отдаленное сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведенный Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали о том, знают ли они о существовании поп-науки, и о отношении к ней,показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только, как популярных околонаучных изданий, но и как:

Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться [5] . Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:

Мы отдаем себе отчёт, что должны все-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами. [5]

Содержание

Популяризация наук

Естественные науки

Популяризация естественных наук — процесс распространения знаний о природных явлениях в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Большую роль в популяризации науки в России сыграло Московское общество испытателей природы (МОИП). Благодаря научным коллекциям МОИП были развиты многие научные музеи и ботанические сады [6] .

Математика

Популяризация математики — процесс распространения математических знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Следствием популяризации математики стало появление математических мифов, возникших из-за математической неосведомленности популяризаторов. Например, широко распространен миф о Великой теореме Ферма. Миф утверждает, что Великая теорема Ферма до сих пор не доказана, хотя в сентябре 1994 года её доказал Эндрю Уайлс в журнале «Annals of Mathematics» [7] .

Математику популяризировали: Алексей Крылов, Айзек Азимов, Яков Перельман, и Мартин Гарднер. Также популяризировали математику Алексей Маркушевич, Бенуа Мандельброт, Штейнгауз Г., Литлвуд Д., Мазаник, Алексей Архипович и другие.

В России популяризацией математики занимались и занимаются журнал «Квант», сайт «Математические этюды», серия Популярные лекции по математике и другие. В математической научно-популярной литературе широко известны популяризирующие математику книги Якова Перельмана. Немало в этих книгах занимательных задач и головоломок. Занимательные задачи и головоломки — один из атрибутов популяризации математики, помогающий легче понять математику. В качестве примера можно привести задачу Фараона и задачу трёх мудрецов.

Научный миф

Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. При популяризации научные теории, факты и события искажаются до неузнаваемости. От упрощения наука превращается в восприятии людей в нечто простое и интересное, но потерявшее первоначальный смысл.

Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью, они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Пуанкаре и Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.

Эскалация популяризации

Эскалация — гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки.

  • Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующей области науки и техники. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории.
    По мнению Алексея Шварева, популяризация нанотехнологий ведется многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег [8] , он даже придумал синоним излишней популяризации нанотехнологий — неологизм «нанопурга» [9] , соответствующий англ.nano-hype[10] . Хотя первый вице-премьер Сергей Иванов, говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий, упомянул этот неологизм так:

Это не какая-то «нанопурга», извините за моветон. Мы часто слышим со стороны наших критиков, что все это одна сплошная теория, схоластика, бессмысленная трата денег и никакой продукт получен не будет. Такой продукт у нас уже есть [11] .

Популяризаторы

Популяризатор науки — учёный, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.

XVIII век

В России в XVIII веке популяризацией науки занимался Михаил Васильевич Ломоносов. В своей работе «Размышления о причине теплоты и холода» он опроверг теорию теплорода и в научно-популярном стиле обосновал корпускулярную теорию. В его просветительской деятельности ему пригодились способности ритора. Современники (в том числе и недруги) свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный общественный, гражданский характер. [12]

XIX век

Известный пропагандист научных знаний, популяризатор и просветитель XIX века Александр Григорьевич Столетов внес свой вклад в популяризацию науки в России. Володар Лишевский считает, что Столетов, как и Ломоносов, был мастером лекции и свои лекции он создавал как художественные произведения: с завязкой, развитием сюжета, кульминацией и развязкой. В своих лекциях Столетов сообщал самые последние научные данные. Также он был активным членом Общества любителей естествознания: читал публичные лекции в Политехническом музее, печатал научно-популярные статьи в общедоступных журналах, так или иначе пропагандировал научные знания. Его лекциям перед широкой публикой служили такие средства как образ, интересная цитата, необычные сравнения и параллели. [13]

Свой вклад в популяризацию науки XIX века внёс писатель-фантаст Жюль Верн. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе такие изобретения: подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полёты, электрический стул и т. д.

Немалый вклад в популяризацию биологии XIX века внёс Альфред Брем. Он написал серию книг «Жизнь животных», где с большим количеством иллюстраций и в научно-популярном стиле описал известных тогда животных.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) был известным ученым и пропагандистом науки. Его книги «Чарльз Дарвин и его учение», «Жизнь растения», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Земледелие и физиология растений», «Наука и демократия», по мнению Володара Лишевского, могут служить непревзойденными эталонами научной популяризации, образцами того, как надо писать для народа. [14]

Широко пропагандировал космические полеты и связанные с этим научные достижения Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский был простым учителем и учёным-самоучкой. Он пропагандировал создание дирижаблей, транспорта на воздушной подушке, космических кораблей, искусственных спутников. [15]

XX век

По мнению Володара Лишевского выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний был Алексей Николаевич Крылов. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии.

Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трех законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям.

Благодаря Алексею Николаевичу Крылову широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности. [17]

В США, в XX веке, много научно-популярных книг написал Айзек Азимов. В его научно-популярных книгах, написанных в основном в 60-х и 70-х годах, в доступной форме излагаются занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.

В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Книги Перельмана постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы и они изданы на многих языках мира. Пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности он также занимался педагогической. Многие годы он читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Он написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.

XXI век

С XX по XXI век

Брайан Грин

Крупнейший ученый, физик-теоретик и популяризатор в одном лице. Популяризует астрономию и физику. Автор книг «The Elegant Universe» (пулицеровский финалист, в русском переводе название книги «Элегантная вселенная»), «The Fabric of Cosmos» (в русском переводе название книги «Ткань космоса»), фильмов с аналогичными названиями. Один из создателей Всемирного фестиваля науки («World Science Festival»), проходящего в Нью-Йорке с 2008 г.

Стивен Хокинг

Знаменитый физик Стивен Хокинг не только физик, но и популяризатор науки. Хокинг популяризировал астрономию и физику. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) в научно-популярном стиле рассказывается о космологии и её последних достижениях.

Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившего ему этот принцип:

Полностью его слова звучат так:

Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².

Сергей Петрович Капица

Русский советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки» [18] . Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное-Невероятное». является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки [19] .

XXI век

Разрушители легенд

Несколько лет назад появилась целая группа популяризаторов науки на телевидении. Их команда, как и одноимённая телепередача, называется «Разрушители легенд» (англ. Mythbusters ). «Разрушители» экспериментально опровергают (а иногда и подтверждают) различные современные мифы, которые можно проверить научно. На первый взгляд их опыты могут показаться простым развлечением, но на самом деле и Джейми, и Адам следуют научной методологии, подсчитывая, измеряя скорости, мощности и просчитывая ход эксперимента, пытаясь найти пути научного решения любой проблемы. Ведущие не раз утверждали, что их программа не просто развлекательное шоу со взрывами. Например, при проверке мифа «Коричневая нота» один из ведущих, Адам Севидж в шутку надел подгузник, прокомментировав это так: «Вот вы переключаете каналы, и вдруг замечаете на одном взрослого мужика в подгузниках. Вы заинтересованы и начинаете смотреть нашу передачу, узнавая новое и приобщаясь к миру науки и её методам».

Средства

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью. Например рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном лишь развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (например, в случае если статья сделана по технологии вики).

Сообщество популярной науки

Организации, популяризирующие науку

Фонд «Династия»

Фонд некоммерческих программ «Династия» — организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и её популяризация в России.

20 программ и проектов, популяризирующих науку и развивающих образование, ведёт Фонд «Династия» [20] .

Источник

Оцените статью