- Глава 4. Мышление и цель
- Читайте также
- Глава 9 Мышление
- ЦЕЛЬ КАК ЛОЖНЫЙ МОТИВ. ЦЕЛЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
- Глава 14 В чем цель?
- Глава X МЫШЛЕНИЕ
- Глава 14. Смысл и цель
- Глава 4 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ
- ГЛАВА 8 ЦЕЛЬ И ПУТИ К НЕЙ
- Глава 7. Перевод проблемы в цель
- Позитивное мышление – более совершенное мышление
- 27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре
- Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
- Глава 4 Ставим цель
- Глава 22 МЫШЛЕНИЕ
- Глава 5 Мышление
- Глава 14 Мышление
- Урок 2. Целеполагание
- Понятие целеполагания
- Упражнение 2.1
- Упражнение 2.2
- Способы целеполагания
- Методы постановки целей
- 3.1. SMART
- Упражнение 2.3 от Брайана Трейси
- Упражнение 2.4
- 3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского
- 3.3. Метод «цели — ценности»
- Упражнение 2.5
- Проверьте свои знания
Глава 4. Мышление и цель
Глава 4. Мышление и цель
До тех пор, пока человек не развил в разуме целеустремленность, он не способен на серьезные достижения. К сожалению, большинство людей позволяют ладье своего сознания бесцельно дрейфовать по житейскому океану. Бесцельность есть зло. Индивидуум, который не желает для себя катастрофы и гибели, не может позволить себе подобное блуждание.
Бесцельно живущие люди становятся легкими жертвами мелочных беспокойств, страхов, проблем и жалости к себе. Подобная слабость, точно так же как и сознательно совершенные грехи, приводит их к неудачам, несчастьям и потерям. Никакая слабость не может быть пребывающим состоянием во вселенной, эволюционирующей по направлению к большей силе.
Человеку необходимо выработать законную цель жизни и исполниться решимости достичь ее. Эта цель должна стать центральной точкой всех его мыслей. Она может быть мирской, или же принять форму духовного идеала — согласно наклонностям человека на данный момент. В любом случае, индивидуум должен сосредоточить все ментальные силы на поставленной цели. Он должен сделать эту цель своей высшей обязанностью и посвятить себя ее осуществлению, не позволяя разуму уклоняться в сторону и увлекаться эфемерными мечтами и желаниями. Такое поведение — «царская дорога» к самоконтролю и ментальной концентрации. Даже если человек падает снова и снова, не в силах достичь цели, он должен вставать и идти вперед то тех пор, пока не победит слабость. Приобретенная сила характера будет мерой его подлинного успеха. Поступая подобным образом, он заложит основание для будущего триумфа.
Люди, которые пока не готовы принять великую цель, должны сосредоточить мысли на безупречном исполнении своих обязанностей, какими бы незначительными они ни казались. Только так человек может собрать и сфокусировать свои мысли, а также развить решимость и энергию. После того как он усовершенствует себя, для него не будет непреодолимых препятствий.
Самая слабая душа, знающая о своей слабости, но убежденная, что сила развивается благодаря систематическим усилиям, незамедлительно начнет возвышать себя. Добавляя усилие к усилию и терпение к терпению, она не перестанет развиваться до тех пор, пока ее сила не станет по-настоящему божественной.
Подобно тому как физически слабый человек может стать сильным через настойчивые тренировки, человек со слабым мышлением может обрести ментальную силу через регулярные упражнения в правильном мышлении.
Очистить разум от бесцельности и слабости, начать думать целеустремленно — это значит войти в число сильных людей, которые рассматривают неудачи лишь как промежуточные этапы на пути к высшим достижениям. Человек, заставляющий любые обстоятельства служить себе, думает с силой. Он совершает бесстрашные поступки и достигает значительного успеха.
Избрав для себя цель, индивидуум призван ментально начертать путь к ее достижению, не отклоняясь ни направо, ни налево. Сомнения и страхи должны быть исключены, потому что они разрушительным образом сказываются на усилиях. Мысли сомнения и страха никогда не смогут добиться каких-либо результатов. Они всегда будут приводить к неудаче. Когда в разум человека закрадываются сомнения и страхи, они губительно воздействуют на его волю, энергию и силу.
Воля и целеустремленность проистекают из осознания того, что мы можем действовать. Сомнения и страхи — великие враги знания. Индивидуум, который своевременно не избавляется от них, сам создает себе препятствия.
Человек, победивший сомнения и страхи, победил неудачу. Все силы его бытия соединены в одно целое. Он смело преодолевает препятствия на своем пути и осуществляет намеченные цели. Его планы вырастают, расцветают и приносят плод в свое время.
Отождествленная с целью мысль становится творческой энергией. Индивидуум, который знает этот факт, готов для более глубоких и сильных переживаний, чем те, что могут предложить блуждающие мысли и переменчивые чувства. Он становится полноправным и сознательным господином всех своих ментальных сил.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 9 Мышление
Глава 9 Мышление 9.1. Мышление как процессВ отличие от восприятия и ощущения, связанных с органами чувств человека, мышление является рациональной формой познания реальности. С помощью мышления человек оказывается в состоянии познать явления или предметы, которые
ЦЕЛЬ КАК ЛОЖНЫЙ МОТИВ. ЦЕЛЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
ЦЕЛЬ КАК ЛОЖНЫЙ МОТИВ. ЦЕЛЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ Наша потребность, претензия действовать целесообразно не только способствует организации разумного поведения, но в ряде случаев побуждает ставить ложные цели, выстраивать искусственные ложные концепции будущей
Глава 14 В чем цель?
Глава 14 В чем цель? Мы постоянно стремимся создать для детей оптимальные условия для развития их потенциала. Чего же в итоге мы хотим достичь?Ребенок находится во власти взрослых, которые все за него решают. Мы обязаны воспитывать наших детей таким образом, чтобы, став
Глава X МЫШЛЕНИЕ
Глава X МЫШЛЕНИЕ Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от
Глава 14. Смысл и цель
Глава 14. Смысл и цель Последний раз я попадал в столь же нелепую ситуацию, когда на первом курсе Принстона обедал в Клубе Плюща, — шепнул я тестю.Единственный яхт-клуб, где мне довелось побывать, — диснейлендовский. И вот мы с детьми, женой и ее родителями обедаем в
Глава 4 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ
Глава 4 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ Чтобы достичь цели, надо понять — чего мы хотим достичь?«Работу», — ответишь ты.Да, но работа бывает разная, и сначала надо понять, какую работу ты хочешь найти.Это как в еде.Я могу хотеть есть.Я могу принять решение, что я создаю себе еду.Я могу взять
ГЛАВА 8 ЦЕЛЬ И ПУТИ К НЕЙ
ГЛАВА 8 ЦЕЛЬ И ПУТИ К НЕЙ этой главе мы познакомимся с очень важной сферой применения Седона-Метода — как ставить и достигать цели. Конечно, я не могу гарантировать, что этот метод поможет Вам достичь любой цели, зато обещаю, что он увеличит шансы в вашу пользу. Он поможет не
Глава 7. Перевод проблемы в цель
Глава 7. Перевод проблемы в цель Итак, если вы разобрались с тем, от чего вы страдаете («Кто я?) и в чем действительно нуждаетесь («Зачем?»), то теперь можно перевести проблему в цель. Другими словами вы будете отвечать на вопрос «Куда я иду?»Перевод проблемы в цель означает,
Позитивное мышление – более совершенное мышление
Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и
27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре
27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном
Глава 4 Ставим цель
Глава 4 Ставим цель Жизнь – задыхается без цели. Ф. М. Достоевский Прямо здесь и сейчас мы поговорим о том, с чего необходимо начинать любое дело, любое обучение любому навыку – с постановки цели. Да, приобретение навыка эффективного коммуникатора – это тоже цель,
Глава 22 МЫШЛЕНИЕ
Глава 22 МЫШЛЕНИЕ В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов. Написание сочинений В то время
Глава 5 Мышление
Глава 5 Мышление Что такое миллион– Какое сегодня звездное небо, – сказала Лена, – наверное, миллион звезд видно!– Ну нет, звезд на небе невооруженным глазом видно только около двух с половиной тысяч, – возразил любящий математику и точность Вася.А миллион все-таки
Глава 14 Мышление
Глава 14 Мышление Нам не раз доводилось слышать, будто разум – это слепой поводырь, который не приводит, а уводит людей от истины. Если бы это было правдой, нам было бы лучше оставаться невеждами или поглупеть и убедить других поступить так же. Однако мы уже выяснили, что
Источник
Урок 2. Целеполагание
Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.
Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.
Содержание
Понятие целеполагания
Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.
Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего. Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?». Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.
Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).
Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:
Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.
В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены. Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком. Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.
О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.
На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.
Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.
Упражнение 2.1
Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.
Упражнение 2.2
Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.
Способы целеполагания
Существуют следующие основные способы целеполагания:
Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.
«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.
Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).
Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?
Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).
На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.
Методы постановки целей
3.1. SMART
Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:
- Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
- Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
- Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
- Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
- Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.
Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.
Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:
- максимальное уточнение результатов (S);
- обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
- прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
- выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
- для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).
Предлагаем вам отработать постановку целей по SMART на данном тренажере:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 2.3 от Брайана Трейси
Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.
Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.
Упражнение 2.4
Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?
3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского
Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:
- определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
— прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
— определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
— выяснение правил, определяющих характер этого влияния. - конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
- планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
- определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
- разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
- все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).
На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.
3.3. Метод «цели — ценности»
Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:
Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.
Упражнение 2.5
К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?
Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник