Что значит понятие культура поведения

Понятие культуры поведения и её компоненты

Mарина Потапова
Понятие культуры поведения и её компоненты

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например,в педагогическом словаре: Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми, в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

культура деятельности,

культура общения,

культурно-гигиенические навыки и привычки.

Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице 1 — Компоненты культуры поведения, что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.

Культура деятельности

проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.

Важный показатель культуры деятельности — естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Культура общения

предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту;предполагает:

— умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

культуру речи, т. е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки

важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей культуры поведения за столом Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребёнку быть уверенным в себе. Задача педагогов и родителей – научить дошкольника.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Практические рекомендации по воспитанию культуры поведения у дошкольников Практические задания по воспитанию культуры поведения у дошкольников Беседы на этические темы со старшими дошкольниками. В формировании.

Родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитание культуры поведения у дошкольников Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Время проведения:.

Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности Статья «Формирование толерантности и культуры поведения в в коммуникативной деятельности» Сегодня все большее распространение в детской.

Консультация «Воспитание культуры поведения» Современное общество требует от каждой личности, желающей реализовать свой потенциал, таких качеств, как: мобильность, коммуникабельность,.

Воспитание культуры поведения у дошкольников. Консультация Консультация: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Гончарова Г. В., воспитатель МБДОУ детский сад КВ№42 г. Воронеж Воспитание.

Воспитание культуры поведения у школьников во внеурочное время Формирование культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Воспитание у детей культуры поведения за столом Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом.

Источник

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности — воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).

Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения — тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. — проявление точности и обязательности.

В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

Внеш. привлекательность в жизни ребёнка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребёнком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребёнка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодёжи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребёнка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упрёки, замечания — малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов — изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодёжи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 — 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, мораль, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Источник

Культура поведения

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Культура поведения» в других словарях:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре. К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества,… … Российская педагогическая энциклопедия

Культура поведения — высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

культура поведения — elgesio kultūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Objektyvių santykių su aplinka sutikimas su higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimais. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos, pvz.: švara, etiketo taisyklių laikymasis … Enciklopedinis edukologijos žodynas

культура поведения — elgesio kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimų laikymasis. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos: švarumas, etiketo taisyklių paisymas, pakantumas, mandagumas,… … Sporto terminų žodynas

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета … Профессиональное образование. Словарь

Культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими … Педагогический словарь

Культура — (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Педагогический терминологический словарь

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

культура — КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Читайте также:  Что значит последовательность имеет предел
Оцените статью