Что значит понять структуру потребности

Что значит понять структуру потребности

1.2 Структура потребностей человека

Потребности, их виды. Классификация потребностей

Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.

Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.

Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу

Выдвинутая Мас­лоу классификация человеческих потребностей включает:

  1. Физиологические потребности: потребность в возду­хе, пище, воде, жилище и т. д.
  2. Потребности в безопасности и защищенности: безо­пасность на рабочем месте, страхование от болезней, пен­сионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

Потребность в принадлежности к определенной соци­альной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости ок­ружающим, человеческие контакты.

  1. Потребность в уважении: потребность в чувстве соб­ственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.
  2. Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, воз­можность гордиться своей работой.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей прису­щи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и разви­тие людей с тремя основными потребностями: власти, ус­пеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естествен­ный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обыч­но искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышен­ного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стрем­ление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответ­ственность за решение проблем, предпочитают ставить пе­ред собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим резуль­татам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружес­ких взаимоотношений, оказании помощи коллегам по ра­боте.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигие­нические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, колле­гами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.

Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей

Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности – это потребности, опосредован­ные производственными отноше­ниями. В их систему входят, прежде всего, предметные по­требности (материальные и ду­ховные) – в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности – в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические по­требности опосредуются деньга­ми и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Обще­ственные потребности реализуются частично внеспроса – через социальные функ­ции государства (например ис­пользование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потреб­ность – результат реальных про­тиворечийобщественного произ­водства, выражает несоответст­вие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противо­речий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению по­стоянно возрастающих потребно­стей.
Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда – отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов

В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства на­ряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Че­ловек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономи­ческих успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально но­вых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социо­культурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и раз­витию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обще­стве необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не про­сто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступа­ет особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию ин­вестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использова­ние лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного ме­неджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является чело­век. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человече­ских ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, эконо­мической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономиче­ского поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гаран­тированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при мини­муме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффектив­ность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к произ­водству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, за­траты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельно­сти, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, на­выков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование – годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения – процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум (табл.23).

Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП

Источник

Структура потребностей людей

Изучению потребительских свойств товаров предшествует анализ потребностей различных групп потребителей.

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности выступают как внутренний побудитель активности человека.

Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров.

Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.

Существуют разнообразные методы классификации потребностей.

Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.

К физиологическим относятся потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Такие потребности иначе называют материальными. Эти потребности обеспечиваются созданием элементарных жизненно необходимых условий. Например, физиологические потребности в обуви связаны с защитой стопы от внешних воздействий (холода, влаги, острых предметов и т. д.), обеспечением нормального функционирования стопы при ходьбе.

Социальные — это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.

Духовные потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.

Представляет определенный интерес классификация потребностей по А. Маслоу.

А. Маслоу предложена иерархия потребностей человека, в соответствии с которой они подразделяются на пять уровней: основу составляют потребности существования (физиологические), затем потребности обеспечения, социальные, потребности в признании и потребности самовыражения. Значение удовлетворения социальных потребностей, по мнению А. Маслоу, очень велико и состоит не только в том, что определяет уровень комфорта жизни группы людей, но и в том, что составляет основу возможности удовлетворения потребности признания и самовыражения и тем самым влияет на уровень значимости жизни отдельного человека.

Следовательно, высшее проявление потребности — это потребность в самореализации, самоутверждении.

При сегментации потребительского рынка, на наш взгляд, следует придерживаться несколько другой схемы классификации потребностей.

Такая классификация потребностей будет способствовать более четкой сегментации потребительского рынка, так как она позволяет учесть потребности разных слоев населения.

На формирование потребностей влияют различные факторы: характеристика региона (климат, национальный состав, демографическая структура, основные обычаи и т. д.); денежные доходы населения; изменения моды; образ жизни; социальное положение; психология людей и т. д.

С развитием общества потребности совершенствуются и могут изменяться структурно. Например, с ростом уровня жизни людей доля потребностей в самоутверждении также растет.

Рассмотрим факторы формирования потребностей более подробно.

Характеристика региона является основополагающим фактором, влияющим на потребности людей. Климат, национальный состав, обычаи, оставляют свой отпечаток на общепринятых потребностях людей.

Существенное влияние на структуру потребностей может оказать половозрастной состав населения. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств.

С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.

Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров.

Важным фактором, влияющим на потребности, является мода.

Мода (фр. — mode, от лат. modus —- мера, способ, правило) характеризует непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

В отличие от стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров, в особенности одежды и обуви. Существуют разные теории моды. Однако наибольший интерес представляют следующие две теории: психоаналитическая и социальная. Авторами психоаналитической теории являются 3. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Флюгель и др.

Психоаналитическая теория связывает моду с подсознательными процессами. Основной причиной ее возникновения, по мнению авторов, является комплекс неполноценности: модные изменения позволяют компенсировать отсутствие престижа и создают иллюзию перемен в жизни человека. Помимо этого, мода выражает сексуальные потребности человека, служит важным элементом как социального, так и сексуального соревнования.

Сторонниками социальной теории моды были Т. Веблен, М. Вебер, Д. Рисман и др.

Социальная теория рассматривает моду как отражение статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, формируя образы вещей — символа престижа. Изменения моды связаны с «износом» этих символов: один модный образец уступает место другому, поскольку утрачивает значение престижа. Мода является и формой социальной регуляции поведения человека, приобщая его к определенной системе норм и ценностей.

Очевидно, эти две теории следует использовать в комплексе, так как сексуальные потребности и потребности в престижности взаимосвязаны.

Потребители, для которых важны имидж и статус, приобретают товары дорогие, престижные в специальных магазинах, хотя дорогие товары могут быть и в других магазинах. Однако такие потребители обычно посещают специализированные магазины, так как для них важен не столько сам товар, сколько сам процесс приобретения. В таких магазинах специфический подход к клиентам, высокий сервис обслуживания и, следовательно, удовлетворение потребности в самоутверждении.

В сверхсложном современном мире осознание собственных потребностей превратилось в такую же (а возможно, и более) сложную исследовательскую задачу, как и поиск технических путей удовлетворения уже известных потребностей. Разница состоит лишь в том, что технические задачи решают специально подготовленные, высококвалифицированные профессионалы, а идентифицировать собственные потребности пытается обыкновенный, не подготовленный человек. Причем делает он это на ходу, постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие проблемы, а чаще всего и не очень-то утруждая себя поиском решения.

Не справляясь с трудностями, которые по силам только крепкому профессионалу, рядовой потребитель привыкает мыслить шаблонно. Иными словами, клиент требует от новых товаров и услуг тех же качеств, что имели старые, но в «улучшенной» версии.

Вот эти-то «личные пожелания» и выясняет производитель в ходе добросовестно проведенного маркетингового опроса клиентов. И ставит именно такие задачи перед своими конструкторами. В результате, как показывают исследования, 90% выводимых на рынок так называемых «новых» продуктов отличаются от старых только мелкими улучшениями. Соответственно, недостаточно внимания уделяется выпуску подлинных новинок, которые могли бы радикально улучшить конкурентные позиции компаний.

Инструкция по применению — подробное наставление потребителю о правильном и безопасном применении изделия. Располагается на изделии, упаковке или включается в сопроводительные документы (паспорт, руководство и др.)

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести и использовать товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Потребление — использование товара по назначению с целью удовлетворения определенной потребности. Относится к товарам, которые в процессе использования расходуются (косметические товары, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т. п.).

Приобретатель — юридическое или физическое лицо, покупающее партию товара или товар, независимо от цели: для последующей продажи или использования.

Ремонт — действие, предпринятое в отношении непродовольственного товара, имеющего недостатки, чтобы сделать его пригодным для использования по назначению.

Товары длительного пользования — непродовольственные товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного до десятков, иногда сотен лет).

Эксплуатация — использование потребителем непродовольственных товаров по назначению в соответствии с правилами эксплуатации. В процессе использования товары расходуют свой ресурс, изнашиваются (автомобили, одежда, обувь, и т. п.).

Источник

Читайте также:  Что значит стратегия для предприятия
Оцените статью