Что значит понимать речь

Достаточно ли ваш ребёнок понимает речь? Всё об уровнях понимания речи

Я часто пишу о важности понимания речи и о том, как его развить у детей с сенсорной, сенсомоторной алалией и аутизмом. Но пока ещё не задевала тему о том, каким вообще должно быть понимание в норме, чего в плане понимания речи можно требовать от ребёнка конкретного возраста, а чего нет.

Какие уровни понимания речи вообще существуют?

При обследовании детей на уровень понимания выделяют следующие уровни:

Характерен для здорового младенца 3-6 месяцев. Малыш ещё не понимает речь, но узнаёт голоса знакомых людей, уже может иногда откликаться на имя (ближе к 5-6 месяцам), способен различать интонацию — пугается и радуется в зависимости от того, каким тоном с ним общаются взрослые.

Мы с диагнозом «сенсомоторная алалия» болтались на таком уровне понимания примерно до 2 лет.

Уровень детей в возрасте от полугода и до 10 месяцев. Понимание до сих пор хоть и очень ограниченное, но всё равно понемногу развивается: появляется понимание отдельных слов-существительных (игрушек, частей тела, бытовых предметов) и частых простых инструкций, типа «Нельзя», «Дай ручку», «Пока-пока».

Читайте также:  Что значит the show must go on

У нас появилось около 2 лет и сохранялось до 2,6.

Проходит через несколько этапов развития.

Примерно с 10 до 12 месяцев ребёнок накапливает словарный запас и может показать предмет в реальном мире, но ещё не узнает их на картинках в книжках.

В 12-14 месяцев дети могут узнавать знакомые предметы по простым изображениям, как на карточках Домана, где один предмет располагается на белом фоне.

А ближе к полутора годам малыши начинают вычленять предметы на насыщенных сюжетных картинках. Появляется понимание глаголов.

Для детей с нарушением понимания речи в период нахождения на уровне бытового понимания характерно то, что ребёнок знает преимущественно обиходные и бытовые предметы-существительные, но плохо ориентируется в глаголах — знает парочку часто употребляемых типа «дай», «принеси», «иди», но дальше ему уже сложно. Кроме того, характерны сложности с узнаванием действий на картинках.

Из-за недостаточного понимания глаголов у таких детей нередко присутствует этакое додумывание просьб. Например, вы попросили «Отнеси мяч в комнату», а ребёнок вам наоборот этот мяч тащит, так как знакомое слово-существительное «мяч» он услышал и понял, а вот то, что вы попросили сделать — нет.

Также, на этом этапе у детей с нарушением речи падежные вопросы, сложнее чем «Кто?», «Что?», вызывают ступор. То есть, если вы спросите «Чем помоем руки?», «Кому дадим яблоко?», ребёнок вас просто не поймёт.

Бытовой уровень понимания мы проходили с 2,6 примерно до 3,6 лет.

В норме такое понимание речи должно быть сформировано к 2,6 годам.

Ребёнок знает много глаголов. Уже не будет теряться, если задаются сразу 2 вопроса (» Покажи, кто стоит, а кто лежит «). Сформировано понимание сложных инструкций — как минимум, 2 ступени. То есть, может быть выполнена просьба не просто » Отнеси мяч в комнату «, а » Отнеси мяч в комнату и положи в коробку «. Становится понятно значение простых предлогов (на, под, в, за).

На примере своего алалика, скажу, что у детей с ТНР такое понимание речи может формироваться очень неравномерно. Например, в 3,6 мы уже уверенно выполняли двухступенчатую просьбу, но предлоги мучили до 5 с хвостом лет. И на картинках показывала, и на мебели в реальной жизни — никак. Предлоги учились туго.

Также, у детей с нарушениями речи в этот период наблюдается сильные аграмматизмы — не изменяются слова по падежам. Речь находится примерно в одном едином падеже, выглядит примерно так: «Мама красный куртка», а не: «У мамы красная куртка».

К слову, аграмматизмы в норме могут наблюдаться и у здоровых детей до 3 лет). Это нормально и проходит как только ребёнок начинает уверенно склонять слова, изменяя их окончания («стол — на столЕ»).

К 5 годам формируется понимание правильной конструкции предложения и грамотное склонение. Аграмматические перлы могут встречаться только в редко употребляемых словах.

Не знаю, когда этот этап наступает у детей с нарушениями речи, потому что нам 5,9, а аграмматизмов много до сих пор, пусть и намного меньше, чем ещё год назад.

Уровни развития понимания речи выше используются для оценки понимания ребенком речи в дефектологии, чтобы можно было сравнить отстаёт ли ребёнок от нормы и насколько.

Если отойти от дефектологической оценки, то дальше понимание речи начинает развивается до :

Формируется к 5 годам. Вот, например, сейчас сложилась ситуация с карантином. Карантин нельзя показать и потрогать — для ребёнка это абстрактное понятие. Но если он на достаточном уровне понимает речь, то должен понять и ваше объяснение что это такое, почему закрыты площадки, носят маски и запретили гулять.

Что интересно, с расчленённым уровнем у нас ещё есть проблемы, но с пониманием абстракций всё довольно неплохо уже где-то полгода.

  • Полного понимания речи, включая пословицы, иносказания и переносный смысл

А вот это может формироваться очень долго, вплоть до подросткового возраста из-за недостаточного развития ассоциативного мышления у дошкольников и младших школьников. К слову, даже не все взрослые понимают смысл пословиц и иносказаний, но могут додумать значение на основе ассоциаций со своим опытом и знаниями. У детей же попросту недостаточно жизненного опыта, чтобы сложить ассоциацию.

Кроме того, в современном мире сложность понимания пословиц может быть связана не с тем, что у ребёнка проблемы с речью или с мышлением, а с тем, что многие пословицы связаны с предметами из прошлого , которые нельзя увидеть в реальной жизни.

Например, мы знаем, что пословица » Куй железо пока горячо » означает » Делай дела, пока есть возможность «, потому что из железа можно что-то выковать пока оно горячее и поддаётся формовке. Но за последние 70-80 лет кузницы, по сути, остались только в музеях, тематических парках и в сказках. На литейный завод «просто так посмотреть» тоже не сходишь. Без реального подкрепления, ребёнку сложно объяснить смысл пословицы и на какой ассоциации она основывается, что и приводит к затруднениям.

Кстати, неоднократно читала, что алалики так в полной мере и не овладевают иносказаниями и пословицами — слишком сложная форма высказываний. Выяснить так это или нет на примере своего ребёнка я смогу только через 6-7 лет.

Как видите, полное формирование понимания речи достаточно длительный процесс. На раннем этапе развития ребёнка ситуация с пониманием в норме меняется очень быстро: ребёнок может что-то не понимать, не так говорить, но проходит несколько месяцев-полгода и он сильно вырастает в своих речевых навыках.

Дети с нарушениями речевого развития могут долго топтаться на тех уровнях, которые норма уже давно прошла. Усвоение речи идёт неравномерно и трудно. Но ребёнок растёт, постепенно созревает его мозг и если параллельно ведутся коррекционные занятия, нарушения речи можно существенно сгладить.

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник

🎈Рассказываю, что такое понимание речи на бытовом уровне

Это следующий этап после ситуативного понимания речи

📌Ребёнок, который понимает речь на бытовом уровне- это как человек, который только начал понимать другой язык. Выучил пару слов из разных тем: одежда, мебель, еда, игрушки и т.д.

🙈 И из всего речевого потока вычленяет знакомые слова и ориентируется по ним и по ситуации .

Представим ситуацию : в другой стране ( вы только выучили несколько слов). К вам подходит человек и что- то у вас спрашивает. Например, как мне пройти на ту или иную улицу и найти аптеку?

😍Вы поняли, что у вас что-то спрашивают и услышали знакомое слово: улица и аптека. Соответственно сразу сориентировались что именно у вас спросили.

Так и детки, которые плохо понимают обращённую речь (на бытовом уровне), ориентируются на знакомые слова, ситуацию и додумывают, что именно у них спросили или им сказали. Отсюда возникают курьезные ситуации.

Например: ребёнок знает название любимой игрушки (грузовик), вы его просите поставить грузовик на полку. Он прекрасно понял, что вы обратились к нему, и ему нужно что- то сделать с грузовиком.

Поэтому он несёт вам грузовик.

Когда вы повторяете просьбу, то ребенок понимает, что что-то сделал не правильно и опять берет грузовик и несёт его папе.

Так будет повторяться пока вы не дадите ему образец, что именно он должен сделать. ( Поставить грузовик на полку).

👀 Или наоборот : вы просите ребёнка принести ложку, он знает слово принести, а слово ложка не знает, поэтому хватает любой предмет, который попался ему на глаза и тащит вам вместо ложки — тапок.

👌Здесь хорошая новость, чем больше ребёнок выучит слов, тем легче ему будет ориентироваться в окружающей обстановке.

🙈Нарушение понимания речи возможны не только при алалии, но и при различных генетических нарушениях, при нарушениях сенсорной интеграции, неврологических особенностях.

Если у вас есть подозрения, что ребёнок не понимает речь, то ваш ребёнок учит родной язык как иностранный. А в этом помогают логопеды 😘

Источник

Восприятие и понимание речи

Восприятие и понимание речи

Развитие и формирование речевой способности как ребенка, так и взрослого, овладение человеком речью, если обучение ей строится на онтогенетических началах, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов. Разобраться в основных положениях работы этих процессов важно потому, что их механизмы задействованы в понимании чужой речи – самого главного этапа в овладении речью иноязычной.

Говоря о восприятии речи, нужно отметить, что иногда различают его психофизиологическую и психолингвистическую трактовки. Так, в психофизиологии этим термином обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляторного) образа услышанного сигнала» [238, с. 86]. В психолингвистике и психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание» [238, с. 87].

Поскольку наша работа междисциплинарна и в понятие психолингвистики нами включается и психология речи, и психофизиология, то и наше понимание восприятия речи является широким – оно интегрирует в себе оба описанных выше подхода к указанному явлению. Более того, мы не отделяем речевое восприятие от восприятия общего, ибо считаем первое составной и органической частью общей психической функции. Мы расширяем и само понятие речевого восприятия, выводя его за рамки отражения и осознания сугубо лингвистических явлений, ибо оно есть психический и психофизиологический процесс и не может функционировать в отрыве от нервной системы и психики человека, принимающих и перерабатывающих информацию внешнего мира во всей ее полноте. Как мы уже говорили, вместе с языковыми сигналами в мозг человека попадают сигналы сопутствующие, без которых восприятие и распознание первых было бы не только затруднено, но и невозможно.

Восприятие, которое в зависимости от используемых анализаторов может быть слуховым, зрительным, осязательным, обонятельным и вкусовым (это так называемые модальности восприятия), представляет собой отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. И хотя на первый взгляд может показаться, что как ребенок, делающий первые шаги в освоении родной речи, так и взрослый человек, который начинает обучаться речи иноязычной исключительно на слух, пользуются лишь слуховым анализатором, на самом деле это далеко не так. В усвоении человеком речи всегда, с самых первых мгновений, бывают задействованы все виды имеющихся анализаторов, поэтому восприятие речи можно назвать полимодальным.

Нам очень нравится выражение «привиться с молоком матери», потому что оно очень образно и точно отражает суть постижения человеком речи – язык приходит к ребенку через органы чувств, которые у маленького человечка сильно обострены. Они очень чутко улавливают не только собственно речевые сигналы, но и любые сопутствующие раздражители: ведь только таким образом поначалу осуществляется у ребенка связь с миром. Так, мать подходит к малышу, ласково говоря: «Это мама!». И вместе с этим созвучием в душу ребенка проникает свет ее улыбки, запах и вкус молока, нежность прикосновения рук, тепло груди. Органы чувств тонко реагируют на малейшие изменения интонации и тембра голоса, выражения глаз, мимики, жестов – всего того, что сопровождает звучащую речь, и после первичной обработки посылают эту сложную информацию в мозг. Попадая через органы чувств в святая святых – в мозг человека, отражаясь и закрепляясь там в виде нейронных связей, эти, казалось бы, неречевые сигналы, являются речевыми в том смысле, что пронизывая речь тысячей ярких страхующих нитей, помогают ей прижиться в сознании и подсознании человека. Многократно услышав слово «мама», связанное с целым комплексом сложных ощущений, малыш будет скоро не только в состоянии распознавать его, но и со временем произносить.

Поэтому, обучая и взрослых людей, так важно не забывать вместе с развитием речи развивать в них как чувствительность анализаторов, раскрывая и расширяя все возможные сенсорные каналы, по которым поступает информация, так и сами угасшие порой чувства.

Именно по этому пути следует идти и во время коррекции различных искажений восприятия (напомним, что в нашем тренинге обе эти задачи – обучения и психокоррекции, решаются одновременно).

Ведя разговор о речевом восприятии, нужно заметить, что, как и всякое восприятие, оно константно, т. е. проявляется в независимости образа от физических условий восприятия. Так, говоря о слуховом восприятии, мы непременно узнаем фразы «Здравствуйте!» и «До свидания!», независимо от того, кто их произнес – мужчина, женщина или ребенок и каким по тембру голосом. Мы постоянно будем узнавать, например, мелодию «Подмосковные вечера», независимо от того, исполняется она симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов или просто на фортепиано, саксофоне или гитаре. Аналогично этому, как дети, так и взрослые, очень чутко воспримут интонации радости, восторга или гнева, независимо от того, кому они принадлежат. Попутно напомним, что восприятие, распознавание и воспроизведение речевого сигнала всегда начинается с просодических средств, т. е. с ритмико-интонационного рисунка. А поскольку слуховое восприятие, а одновременно с ним внимание и слуховая память, изначально опираются на мелодические и ритмические компоненты звукового сигнала, то бывает целесообразно при обучении речи оформлять звучащие тексты не только интонационно, но и музыкально (о чем под несколько иным углом уже говорилось ранее).

Восприятие всегда целостно, т. е. образ воспринимается как устойчивое системное целое. Принцип целостности восприятия восходит к гештальт-психологии, в рамках которой была выдвинута и экспериментально обоснована идея целостности образа и не сводимости его свойств к сумме свойств составных элементов. Предметы и явления окружающего мира воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных объектов, а интегрируются в целостные образы. Так, услышав фразу, мы воспринимаем ее целостно, синтетически, а не как сумму отдельных слов, слово также воспринимается единым смысловым целым, а не совокупностью конкретных звуков. Именно поэтому при обучении целесообразно предъявлять речевой материал не в аналитической, а в синтетической форме – фразами и целыми текстами. Разложение текстов, фраз и слов на отдельные составляющие связано с последующими операциями головного мозга.

Понимание речи возникает тогда, когда начинает происходить различение воспринимаемых речевых единиц (фраз, слов) и их распознавание (узнавание). Механизмы этого процесса основываются на том, что кора головного мозга вырабатывает нервные связи, с помощью которых разнообразные звуковые образы (акустические речевые сигналы) оказываются связанными при восприятии в определенные блоки: слова – в сверхфразовые единства, фразы и особые ритмические группы (синтагмы), звукосочетания – в слова. Дело в том, что, например, во фразах слова располагаются не хаотически, а следуют друг за другом в определенном порядке. То же самое происходит и со звуками в словах. Это приводит к установлению между ними особых стереотипных связей (каждая фраза – стереотип сочетаний слов, каждое слово – стереотип звукосочетаний), которые в процессе восприятия находят свое отражение в выработке соответствующих связей в коре головного мозга. Более того, возникает и закрепляется целая система таких нервных связей, благодаря которой звуковые образы воспринимаются и узнаются не разрозненно, а целостно, связанными во фразы и слова.

Так же, как ребенок сначала начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы (причем и «фраза, – по словам М. М. Кольцовой, – воспринимается не сама по себе, а лишь как часть какого-то еще более общего воздействия на нервную систему» [194, с. 39]) и только потом становится способен производить операции вычленения более мелких речевых единиц из более крупных, так и понимание иноязычной речи взрослым человеком начинается на уровне целых фраз, и только лишь после этого наступает этап разложения их на составные элементы. Более того, на начальных этапах обучения звучащие фразы воспринимаются и распознаются слитно, как единое смысловое целое, как одно большое «слово» (например, англ. How-do-you-do «здравствуйте», How-are-you «как поживаете», Don’t-mention-it «пожалуйста»). Однако при помощи все тех же установившихся нервных связей, фразы эти, так же, как и слова, способны в дальнейшем разлагаться на речевые единицы, особенно при включении мыслительных операций.

Далее (и мы частично говорили об этом выше), для того, чтобы как ребенок, так и взрослый научились воспринимать, понимать и вслед за этим воспроизводить речь быстрее и лучше, необходимо, чтобы слышимые звуковые образы связывались при восприятии с целым комплексом ощущений, движений и эмоциональных переживаний, получаемым от объекта или предмета, этим словом обозначаемым. Так, например, фразу «Дождик!» (а это именно фраза, ибо в отличие от слова она предикативна, а предикативность ее выражена просодическими средствами) ребенок воспримет, поймет, запомнит и распознает в следующий раз лучше, если он намочит под дождиком ручки, почувствует запах этого дождя, услышит его шум, увидит водяные струи и даже попробует их на вкус. Воспоминания будут еще более яркими и крепкими, если при знакомстве с дождиком он будет чувствовать радость и ощущать иные положительные эмоции. Именно по этому принципу раскрытия всех сенсорных каналов человека и настройке его эмоциональной сферы построены многие упражнения ИЛПТ.

Даже абстрактные, а не только конкретные понятия можно предъявлять для восприятия не исключительно на слух, а включая, задействуя и развивая другие, важные для речеобразования, сенсорные анализаторы. Так, восприятие и воспроизведение названий времен года, устное описание погоды и природных явлений может сопровождаться показом репродукций прекрасных картин из Третьяковской галереи (И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», А. К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.). При этом хорошо использовать звучание красивой музыки, например, «Времен года» П. И. Чайковского или этюдов Ф. Шопена, а может быть предложено и иное, стимулирующее слух и эмоции, звуковое оформление – в виде пенья птиц, журчанья ручьев, раскатов грома и шума дождя. Можно наполнить аудиторию запахом трав, цветов или моря. А еще лучше будет включить при этом у учащихся двигательные функции и изобразить пантомимой катанье на лыжах с гор, купание в реке, сбор грибов и ягод в лесу. Мы уже отмечали, что, как совершенно верно пишет М. М. Кольцова, «именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств» [194, с. 64] – в этом проявляется активность восприятия. Как считал И. М. Сеченов, мышечное чувство примешивается ко всем ощущениям, усиливает их и помогает связать в единое целое. Именно поэтому движение, действие с предметами и активность человека в тренинге и игре способствует развитию речи как ребенка, так и взрослого.

Восприятие и дальнейшая работа всех психических процессов всегда сопряжены с работой мышечной системы человека. В этой связи И. М. Сеченов говорил о «мышечных чувствах», т. е. ощущениях, которые поступают в человеческий мозг от движений работающих мышц и которые несут в себе разнообразную информацию о воспринимаемых объектах и явлениях. При восприятии речи это относится как к внутренней работе так называемых слуховых и речевых мышц, которые, получая речевой сигнал, реагируют на него внутренними незаметными глазу движениями, посылая эти двигательные импульсы в мозг и закрепляя там воспринимаемую информацию, так и к внешней работе всех мышц тела. Если мы услышим звук, то мы не только, как правило, повернем по направлению к нему голову. В барабанной перепонке и тонкой мембране внутреннего уха возникнут легкие колебания, которые передадут информативные раздражения на слуховой нерв, в мышцах нашей гортани незаметно произойдет настройка на силу, тональность, мелодику, ритм, тембр звукового раздражителя; речепроизводительные органы начнут невидимую деятельность по артикуляторной обработке акустического сигнала, подготавливаясь к работе по его воспроизведению. Собственно говоря, еще только воспринимая сигнал, обрабатывая его и выискивая в нем смысл, мозг, который функционирует как мультипроцессор и всегда настроен на продукт, уже готовится к воспроизведению этого сигнала.

М. М. Кольцова, анализируя работы И. М. Сеченова, отмечает, что И. М. Сеченов считал мышечное чувство не только обязательной составляющей любого ощущения, но и его доминантой. «Изучая биоэлектрическую активность мозга, – пишет она, – ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга» [194, с. 63]. Поэтому когда человек слышит звук, видит и трогает предмет, получает иные осязательные ощущения, «в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов» [194, с. 63], необходимых для выработки условных связей, при этом нервные импульсы со всех органов чувств объединяются и усиливаются именно в двигательной проекционной области [194, с. 63].

Восприятие, память и прочие познавательные процессы работают лучше, если при восприятии явлений, в нашем случае речевых, человек совершает различные манипуляции. Так, ребенку, объясняя название предмета, обязательно нужно дать этот предмет посмотреть, потрогать или поиграть с ним. При этом очень важно создать ситуацию положительного аффекта. И. М. Сеченов приводит очень яркий пример чувственно-двигательного восприятия и познания речи ребенком, использованный в качестве иллюстрации в книге М. М. Кольцовой [194, с. 52]. «Вот, говорит он, маленький ребенок видит елку, трогает ее, колется иголками, чувствует смолистый запах – и весь этот комплекс ощущений связывается со словом «елка» (Цитируется по М. М. Кольцовой [194, с. 52].)

То же самое – и при обучении взрослых людей. Вспомним пример с экзотическим фруктом, когда, воспринимая, запоминая и воспроизводя его название, человек опирается на сопровождающий слово чувственно-двигательный комплекс сигналов.

Наши чувства – это, действительно, ворота в мозг. И восприятие никогда не работает в одиночку. Воспринимая, человеческий мозг одновременно настраивает внимание, раскладывает информацию по кладовым памяти, подключает мышление, активизирует воображение. Поэтому если при подаче языкового материала при помощи специальных упражнений развивать у человека все модальности ощущений и восприятия: визуальные, акустические (слуховые), мышечные (двигательные), тактильные, обонятельные и даже вкусовые (что и происходит в ИЛПТ), – то при этом непременно разовьется и его память – человеку будет легко не только воспринимать и обрабатывать, но и запоминать этот языковой материал, мысленно преобразуя его в яркие визуальные образы, сопровождаемые цветом, звуком, запахом, тактильными ощущениями и соответствующими эмоциями. Такие образы, в создании которых участвуют все наши чувства, с органично вплетенным в эти образы языковым материалом, надолго сохранятся в сознании и подсознании человека. Даже уйдя в подсознание или в пассивные слои памяти, эти образы с сопровождаемыми их языковыми символами, могут легко выйти на свет из тени забвения, достаточно будет услышать знакомый звук, увидеть знакомый силуэт или движение, почувствовать знакомый запах, вызвать знакомые ощущения, воскресить забытые эмоции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Про понимание и заботу (история из жизни)

Про понимание и заботу (история из жизни) В контексте разговора о материнстве не могу не поделиться историей из жизни, запомнившейся мне, по-видимому, навсегда.Мы с моим сыном Зориком шли по центральной улице нашего городка. Часы на сотовом телефоне (увы, не на городской

Восприятие

Восприятие Как считают психологи, совершенствование восприятия происходит в процессе тех действий, которые требуют различать цвета, формы, величину и классифицировать предметы по тем или иным признакам. Для развития восприятия ребенку необходимы однотипные предметы с

Понимание и поддержка, равноправие в семье

Понимание и поддержка, равноправие в семье Дети с проблемами в развитии требуют немало внимания и времени со стороны родителей. Если у вас несколько детей, не ставьте себе в вину, что вы вынуждены тратить время на них неравномерно. Надо четко знать, что необходимо каждому

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 3.1. Общая характеристика музыкального восприятия Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных

Восприятие величины у ребенка

Восприятие величины у ребенка Попробуйте поставить себя на место малыша и, вспомнив детство, представить окружающий мир. Дети рождаются очень близорукими. Более-менее четко новорожденный ребенок может видеть лишь на расстоянии до 20 см, именно столько нужно для

Понимание прочитанного

Понимание прочитанного В процессе обучения чтению существуют 3 уровня понимания. По мере того как ребенок достигает их один за другим, он демонстрирует окружающим обилие новых волнующих открытий. Естественно, что в первую очередь он получает удовольствие, обнаружив, что

Родительское понимание

Родительское понимание Понимать значит быть свободным от предрассудков и от инфантилизма, вернее, свободным настолько, насколько это вообще возможно, потому что кто же может освободиться от условных рефлексов, приобретенных в раннем детстве? Понимание предполагает

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования Мы не раз подчеркивали, что, обучая взрослых людей иностранному языку (а точнее, иноязычной речи,

1. Восприятие музыки

1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки

Проверка на понимание

Проверка на понимание Люди должны знать, что вы не хотите причинить им вред. В этом разделе рассказывается, как сделать так, чтобы ребенок распознал неподобающее поведение и признал, что он его автор. Эту стратегию мы называем проверкой на понимание. Чтобы понять, кому

Восприятие

Восприятие Обсуждение приемов преподавания будет неполным без разговора об органах восприятия и способах получения информации. Достаточно обрывка воспоминаний, чтобы вы оказались в прошлом, в забытом месте, среди знакомых лиц. Когда играют золотые хиты, сознание выдает

Глава 9 Искренность и понимание

Глава 9 Искренность и понимание Мы можем научить ребенка быть честным и храбрым только в том случае, если сами проявляем эти качества. Если мы не боимся пробовать что-то, в чем ничего не понимаем, то наши дети последуют этому примеру и сами станут восприимчивы и открыты для

Источник

Оцените статью