Что значит понимать классику

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко

Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.

Фото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Читайте также:  Что значит остаток отпуска с минусом

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

Источник

Классическая музыка: как слушать, чтобы понимать и получать удовольствие🎹

С современной музыкой все более или менее просто. Есть разделение на жанры и понятное ощущение: нравится или не нравится. Чтобы оценить композицию, вам зачастую не нужно много времени: либо вы чувствуете, что это ваше, либо выключаете и забываете. Но как слушать классическую музыку? Здесь уже появляются вопросы.

Ведь это “высокий” жанр, где нет места юмору. Он не для всех, а только для понимающих и разбирающихся в музыке особ. Так ли это? И что вообще стоит считать классикой? Как ее понимать и полюбить? Постарались ответить на эти и другие вопросы в нашей статье.

С современной музыкой все более или менее просто. Есть разделение на жанры и понятное ощущение: нравится или не нравится

Классическая музыка — это…

Великие произведения Вивальди, Моцарта, Баха, Чайковского, Бетховена и других признанных композиторов разного времени начиная с эпохи Барокко. Но только ли это можно считать классикой? Для кого-то классикой будут хиты Фрэнка Синатры или Let It Be группы Beatles. А как же шедевры в исполнении Queen? Их, конечно, можно считать классикой определенного жанра, но мало кто станет спорить, что культовые хиты этих и других исполнителей навечно вошли в золотой фонд музыкальной культуры.

Поэтому правильнее сказать, что под классикой сейчас чаще всего подразумевают академическую музыку. Ее обязательный атрибут и отличительная черта это ноты, без них классическое произведение не существует. Второй важный момент музыкальный инструмент, на котором музыку воспроизводят. Как и сама академическая музыка, это должен быть инструмент, что существует и широко используется уже давно. К таким инструментам относят духовые (медные и деревянные), струнные смычковые и ударные.

Другой стереотип относить к классической музыке только европейскую. Так сложилось, что произведения Шуберта, Моцарта, Глинки, Вивальди и других европейских авторов снискали мировую популярность. Однако, понятие классической музыки должно включать произведения и других народов мира. Так, иранская, китайская и японская традиционная музыка уходит корнями чуть ли не в средние века.

Не с кем сходить в филармонию, на оперу или концерт любимой рок-группы? Создавайте событие на Invme и собирайте компанию для любой затеи. Фестиваль, поход, кругосветное путешествие, спорт или просто общение вас ждут сотни интересных знакомств!

Открываем классику

Один из методов познать академическую музыку слушать ее неупорядоченно. Бах, Малер, Орф, Стравинский, Чайковский слушайте все, без привязки к конкретной эпохе или направлению. Главное слушать музыку внимательно, чувствовать “глубину” и “настроение” композиции. Так у вас со временем появятся любимые композиторы и произведения, которые захочется переслушивать снова и снова. А вместе с этим желание углубиться в творчество конкретного творца.

Например, у Чайковского есть довольно драматичные, даже трагичные, но при этом необычайно пронзительные работы: пятая симфония и трио “Памяти великого художника”. Кого-то именно они, а не знаменитый “Щелкунчик”, заставят углубиться в творчество и биографию великого русского композитора.

Немец Феликс Мендельсон известен многим как автор свадебного марша. Но в его коллекции есть немало работ не менее достойных вашего внимания. Одна из них “Скрипичный концерт”. А послушав его “Песни без слов”, Мендельсон откроется вам как автор весьма лиричных и романтичных композиций.

Есть композиторы, экспериментировавшие с музыкой всю свою жизнь. Один из таких Игорь Стравинский. В его творческом пути выделяют “русский” этап (“Петрушка”, “Прибаутки” здесь четко прослеживаются фольклорные нотки) и “серийный” этап (“Движения”, “Потоп” и другие работы из позднего творчества). Одно из лучших произведений композитора “Весна священная”. Оно стало словно предзнаменованием надвигающихся катастроф первой половины 20-го века.

В отличие от Стравинского, вся музыка Моцарта выдержана в едином стиле. Он представляет венскую классическую школу и, несмотря на выдающийся талант и неоспоримый музыкальный дар, Вольфганг Амадей редко решался на эксперименты. Пожалуй, самая нетипичная работа Моцарта “Ave verum corpus”.

Фридерик Шопен тоже узнаваем благодаря собственному стилю. Его важная особенность привязка к пианино. Работы Шопена трудно исполнить на другом инструменте, не утратив индивидуальности и обаяния. Музыку Шопена вы вряд ли услышите в исполнении оркестра.

Так, шаг за шагом открывая для себя новых исполнителей и их композиции, вы постепенно начнете разбираться в академической музыке. Не прав тот, кто говорит о недостатке разнообразия в классических произведениях мол, все они похожи друг на друга. Достаточно лишь сравнить “Турецкое Рондо” Моцарта, торжественный “Венгерский танец №5” Брамса и оперы Верди (“Аида, “Травиата”). Уже на основе этого станет ясно, что классика богата и разнопланова. Каждый найдет здесь что-то для себя.

Изучаем классику последовательно

Это более системный подход. Вы можете слушать классическую музыку в хронологическом порядке: от шедевров эпохи Барокко двигаться к музыке эпохи Модернизма.

Это совершенно иной подход, если сравнивать его с первым. Никакого хаоса слушаем все по порядку. Главное преимущество: несмотря на разницу в жанрах и школах, вы сможете глубже исследовать настроение и атмосферу, тенденции, характерные для определенной эпохи.

  • Клаудио Монтеверди (1567-1643). Итальянца считают “отцом оперного искусства”. Именно он в 1607-м году представил первое в мире произведение в этом жанре “Орфей”. А его опера “Коронация Поппеи. Дуэт Нерона и Поппеи” спустя 4 века не утратила своей художественной ценности;
  • Антонио Вивальди (1678-1741). Его “Времена года”, пожалуй, слышали все это четыре скрипичных концерта. Итальянец заслужил признание еще при жизни, он был известен как один из самых выдающихся скрипачей Европы;
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Бетховен называл его “отцом гармонии”. Бах написал свыше 1000 композиций, среди них самые известные “Токката и фуга ре минор”, “Сюита №2”, “Хорошо темперированный клавир”. Последнее эталон музыкальной гармонии, обязательно к прослушиванию всем, кто открывает для себя классическую музыку;

Бах написал свыше 1000 композиций, среди них самые известные — “Токката и фуга ре минор”, “Сюита №2”, “Хорошо темперированный клавир”

  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Один из самых одаренных и популярных композиторов в мировой истории. Несмотря на свою недолгую жизнь, оставил важнейший след в музыкальной культуре. Его опера “Дон Жуан” возможно, лучшее произведение в данном жанре: идеальный баланс настроений. Обязательно послушайте полную версию его симфонии №40 и “Концерт для фортепиано №21”;
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Как и Моцарт, представитель венской классической школы. Но если первый проявил себя еще будучи ребенком, то второй заставил всех говорить о себе позже. Обязательно изучите не только известные “Симфонию №5” и “Лунную сонату”, но также “Симфонию №7” она диссонирует с остальным творчеством Бетховена несколько мрачным и тревожным;
  • Никколо Паганини (1782-1840). Известнейший скрипач-виртуоз. Ознакомьтесь с его “Кампанеллой” и “Каприсом №24”;
  • Франц Шуберт (1797-1828). Работал в разных жанрах, но наибольшую известность получил как автор песен. Его “Аве Мария” стала всемирно известной;
  • Михаил Глинка (1804-1857). Именно его “Патриотическая песня” стала основой для первого гимна России в 1990-м году. Русский композитор оказал огромное влияние на последователей Чайковского, Мусоргского и других;
  • Ференц Лист (1811-1886). Выдающийся пианист 19-го века, чьи навыки считаются эталоном для современных музыкантов. В детстве он удостоился похвалы от самого Бетховена, а сегодня его именем назван международный аэропорт Будапешта. Откройте для себя его “Венгерскую рапсодию №2” и “Грезы любви”;
  • Джузеппе Верди (1813-1901). Один из главных оперных деятелей 19-го века. Среди его работ неизменно выделяют “Аиду”, “Фальстаф” и “Отелло”;
  • Петр Чайковский (1840-1893). Один из лучших композиторов не только своей эпохи, но и вообще в истории музыки. Его симфонии, работы для фортепиано, романсы и сюиты известны во всем мире. Пожалуй, главное детище композитора балет “Лебединое озеро”;
  • Имре Кальман (1882-1953). Известный композитор венгерского происхождения. Его главной работой считают трогательную “Арию мистера Икс” из оперетты “Принцесса цирка”;
  • Карл Орф (1895-1982). Немецкий композитор и педагог. Обязательно вдохновитесь его кантатой “Carmina Burana” скорее всего, вы ее узнаете с первых секунд.

Здесь мы привели лишь ключевых композиторов каждой эпохи. С более полным списком можно ознакомиться здесь.

Слушайте сердцем, а не головой

Слушать классику стоит в хороших наушниках или на качественном акустическом оборудовании, а еще лучше вживую. Приходите на концерты и открывайте для себя не только классические произведения прошлых эпох, но и талантливых современников, исполняющих эти великие произведения. Заодно вы заметите, что одну и ту же композицию можно исполнить совершенно по-разному.

Если слушаете запись, сосредоточьтесь на музыке и не отвлекайтесь ни на что. Закройте глаза, настройке оптимальные параметры звука вашего устройства и внимательно слушайте произведение от начала до конца. Не стоит ограничиваться короткими отрезками, ведь вам доступны полные версии балетов Чайковского, скрипичных концертов Моцарта и Мендельсона, Бранденбургских концертов Баха. Вслушивайтесь в детали, чтобы понять характер каждого композитора.

Начните с простого

Тяжелые, драматические композиции воспринимать порой тяжело. Поэтому можно начать углубляться в классику с мелодичных произведений. “Прелюдия №24” Шопена, “Щелкунчик” Чайковского, “Марш Тореадора” Жоржа Бизе, “Wiener Blut” Иоганна Штрауса вот, с чего можно начать.

Скорее всего, вы в своей жизни слышали десятки классических произведений. В рекламных роликах, в фильмах, в магазинах, на каких-то праздниках и даже на улице. Самое время узнать, что это за мелодии, кому они принадлежат. Этот подход может отлично мотивировать вас на дальнейшее познание классики. В этом видео собрано 65 шедевров классической музыки, которые вы, наверняка, слышали, но теперь еще и сможете узнать, как они называются и кто их написал.

Скорее всего, вы в своей жизни слышали десятки классических произведений. В рекламных роликах, в фильмах, в магазинах, на каких-то праздниках и даже на улице

Помимо вышеприведенных методов, вы можете подойти к вопросу более основательно и начать изучение классики с курсов или лекций. Здесь мы собрали несколько онлайн-курсов об искусстве. Нетрудно понять, что такое классическая музыка, слушать ее внимательно, открывая для себя все новые и новые шедевры, одновременно с этим познавая историю и дух эпохи куда сложнее и интереснее. Главное в этом деле регулярность.

Источник

Оцените статью