Что значит получены активы

Определение активов предприятия

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Ни одна хозяйственная деятельность предприятия не может вестись без активов. Это – необходимый, гибкий инструмент, грамотно оперируя которым, можно получить высокую прибыль.

Об активах простыми словами

Активы – совокупность всего имущества, имущественных прав, являющихся собственностью предприятия, прошедших соответствующую оценку и поставленных на баланс. Сюда относят средства производства и основные средства (ОС), дебиторскую задолженность и все то, что может составлять общую имущественную картину организации.

Актив отрицательным быть не может, поскольку это – реальные имеющиеся средства для ведения хозяйственной деятельности. Их можно сосчитать, измерить или взвесить, так как они имеют количественное обоснование.

Вопрос: Включается ли в налоговую базу по НДС при реализации предприятия стоимость активов, которые не облагаются НДС (п. 1 ст. 158 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Самыми надежными активами считаются те, которые легко принимают денежную форму без серьезной потери своей стоимости. Поэтому данные активы носят название ликвидных:

  • денежные средства,
  • запасы готового продукта,
  • краткосрочные инвестиции и другое.

Соответственно, неликвидными активами можно назвать то имущество, которое приобретает денежную форму с весьма существенной потерей текущей стоимости или может быть окуплено лишь через продолжительное время:

  • средства производства,
  • основные средства,
  • просроченные задолженности дебиторов и прочее.
Читайте также:  Что значит разрешить куки

Используя активы, руководство предприятия может получать выгоду, контролировать ее, направлять в правильное русло с целью повышения уровня финансовых потоков.

Активы и пассивы в бухгалтерском учете

Бухучет основан на балансе активов и пассивов — частях бухгалтерского баланса, представленного таблицей с двумя вертикальными полями. С левой стороны размещены активные счета, отражающие все имеющиеся средства предприятия, их распределение. С правой – пассивные счета, объясняющие, из каких источников финансирования средства появились.

По сути, в разных частях таблицы представлены одинаковые данные, только разделенные на группы и прописанные в разных столбцах в силу их назначения. Поэтому сумма активов должна ровняться сумме пассивов, что является именно бухгалтерским балансом.

Общую сумму активов называют «валютой баланса» и применяют для оценки объемов хозяйственной деятельности фирмы.

Виды активов и их характеристики

В общепринятой форме бухгалтерского баланса активы классифицируют на две группы, оформленные в виде разделов таблицы баланса. Названия групп объясняют суть их функционала.

СПРАВКА. Полный перечень оборотных и внеоборотных активов описан в Приказе Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ПБУ 4/99).

Оборотные активы

Также известны как текущие, которые обслуживают производственный процесс и расходуются в ходе операционного цикла. Обычно сроком их использования считают не более года, но в некоторых случаях может быть больше в зависимости от технологического процесса производства. К данной категории относят:

  1. НДС по приобретенным ТМЦ;
  2. финансовые краткосрочные вложения;
  3. задолженность по дебиторам;
  4. денежные активы;
  5. запасы готового продукта.

За год такие активы могут пройти несколько операционных циклов, генерируя непрерывный поток прибыли и формируя основную часть дохода предприятия. Свою стоимость они полностью переносят на готовый продукт, при этом обладают следующими положительными свойствами:

  • высокая ликвидность;
  • гибкость в управлении;
  • приспособляемость к условиям рынка;
  • легкость в преобразовании своих видов.

Недостатками можно считать:

  • зависимость от инфляции;
  • затраты на хранение некоторых видов активов;
  • потеря активов из-за неправомерных действий со стороны персонала или контрагентов.

Внеоборотные активы

Так называют активы, способные приносить прибыль организации, не принимая участия в ее хозяйственных циклах. Они представляют собой некий костяк предприятия, важный для планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности. Обычно, срок их использования составляет больше одного года, поэтому их называют долгосрочными. Сюда относят:

  1. результаты разработок и исследований;
  2. основные средства производства;
  3. долгосрочные инвестиции/вложения;
  4. нематериальные активы;
  5. просроченная дебиторская задолженность;
  6. незавершенное строительство.

Плюсами внеоборотных активов считаются:

  • независимость от инфляции;
  • способность приносить доход в неблагоприятных рыночных условиях;
  • защищенность от потери.

Существенными минусами являются:

  • неликвидность;
  • подверженность износу;
  • слабая гибкость в управлении.

Материальные и нематериальные активы

Понятие материальных активов используют для описания любого имущества предприятия, имеющего вещественный характер. К ним относят запасы ТМЦ, денежные средства, здания, землю, оборудование и многое другое.

У нематериальных активов (НМА) нет какой-либо осязаемой, физической формы, но они при этом обладают определенной денежной стоимостью. Их обычно используют для получения дополнительной прибыли, но права на них должны закрепляться документально. Общая стоимость НМА дает возможность адекватно рассмотреть финансовое состояние предприятия.

Все средства НМА можно поделить на категории, учет которых регулируется Приказом Минфина России от 27.12.2007 N153н (ред. от 16.05.2016):

  1. имущественные права;
  2. авторские права;
  3. право использования природных ресурсов;
  4. право использования коммерческих знаков и обозначений;
  5. деловая репутация;
  6. другие НМА.

ВАЖНО! Необходимо помнить, что под НМА признаются не результаты интеллектуального труда, а только права на них.

Чистые активы

Данное определение описывает показатель, характеризующий стоимость капитала предприятия, приобретенного только на собственные средства. Его расчет производится путем вычитания долговой суммы из общей суммы всех активов фирмы на основе показателей бухгалтерского баланса. Полученное значение даст общую картину о финансовом состоянии компании.

Амортизация нематериальных активов

Под амортизацией понимают постепенный перенос частей стоимости НМА на готовый продукт в ходе применения НМА в производственных процессах предприятия. Рассчитать амортизацию можно тремя методами:

  • линейный – погашение равными частями на основе первоначальной стоимости НМА и коэффициента индексации.
  • метод уменьшаемого остатка – определение годовой суммы списания на основе остатка стоимости активов на конец отчетного периода, а также нормы амортизации;
  • списание стоимости пропорционально объему продукции – начисление производится на основе соотношения изначальной стоимости активов к объему конечного продукта за время их использования, с учетом количественного показателя готовой продукции за отчетный период.

СПРАВКА. Амортизация не начисляется на НМА, полученные безвозмездно или стоимость которых со временем становится выше либо не меняется.

Оценка стоимости активов

В ходе данной процедуры определяют стоимость средств организации – материальных/нематериальных активов. Применяется при разработке стратегий развития фирмы, ее купле-продаже или реорганизации, определении кредитоспособности и иных операциях.

Процедуре предшествует сбор сведений о предприятии и перспективах дальнейшего его развития, изучение отчетов по финансам, качественный анализ рынка. Для оценки применяют три метода:

  1. затратный – рассматривает стоимость активов в качестве понесенных издержек предприятия для поддержания нормальной деятельности.
  2. сравнительный – позволяет определять стоимость основных фондов путем сравнения аналогичных, представленных на рынке.
  3. доходный – определение стоимости доходных активов и перспектив их развития.

Стоимостная оценка должна проводиться максимально точно и качественно, для чего требуются опытные специалисты, способные предусмотреть каждый фактор, способный оказать влияние на стоимость активов.

Источник

Активы в бухгалтерском учете — это.

Бухгалтерский учет активов предприятия

Активы в бухгалтерском учете — это находящиеся в собственности объекты недвижимости, товары, сырье, продукция, деньги и денежные требования к контрагентам, прочие учетные объекты, которые отражаются с левой стороны бухгалтерского баланса предприятия. Для бухгалтерского учета активов предприятия и операций, производимых с ними, используют данные таких основных бухсчетов: 01–26, 29, 40, 41, 44, 45, 50–58, 60, 62, 68–73, 75, 76, 97.

Активы делят на:

  • оборотные и внеоборотные;
  • материальные и нематериальные (далее — НМА);
  • высоко-, средне-, низколиквидные и неликвидные.

Оборотные активы — это те объекты, которые расходуются в ходе хозяйственной деятельности (например, запасы, денежные средства и пр.). А внеоборотные активы непосредственно не участвуют в хозобороте предприятия (к примеру, основные средства, долгосрочные вложения и т. д.), но способны приносить ему прибыль. Полный перечень тех объектов, которые входят в оборотные и внеоборотные активы, отражен в п. 20 ПБУ 4/99:

  1. Внеоборотные:
  • НМА (деловая репутация, патенты, ноу-хау, лицензии и т. д.);
  • ОС (земля, здания/строения, машины/оборудование, незавершенные капвложения и др.);
  • вложения в матценности, приносящие доход (имущество для проката/лизинга);
  • отложенные налоговые активы;
  • финвложения (долгосрочные выданные займы, инвестиции).
  1. Оборотные:
  • запасы (сырье/материалы, затраты в незавершенке, расходы будущих периодов, товары, готовая продукция);
  • НДС по приобретениям;
  • долги дебиторов (задолженности, векселя к получению, выданные авансы, долги учредителей по вкладам в УК);
  • финвложения (краткосрочные займы компаниям; акции компании, выкупленные у собственных акционеров);
  • деньги (наличные и безналичные, в отечественной и иностранной валюте).

Подробнее о внеоборотных активах можно узнать, изучив статью «Внеоборотные активы в балансе (нюансы)».

Активы могут быть материальными и нематериальными. В отличие от материальных активов к нематериальным относятся такие объекты, которые не имеют осязаемой формы (например, имущественные права, деловая репутация предприятия, объекты интеллектуальной собственности). Несмотря на то, что нематериальные активы не имеют формы, их можно легко идентифицировать (отличить от других видов имущества). При этом права на такие активы подтверждаются исключительно в документальной форме.

О том, какие активы относятся к основным средствам, вы можете узнать из статьи «Что относится к основным средствам предприятия?».

Бухучет нематериальных активов

В бухучете единицей по учету нематериальных активов является объект с присвоенным инвентарным номером, причем под объектом понимается весь объем прав, которые дает компании один объект: патент, свидетельство и другие аналогичные документы (письмо Министерства финансов от 21.10.2014 № 07-06/53102).

Правила формирования в бухучете информации о состоянии и движении нематериальных активов прописаны в ПБУ 14/2007. В соответствии с данным положением НМА принимаются к бухучету по первоначальной стоимости, сформированной на дату их поступления на предприятие.

При этом в данную стоимость включаются все расходы на приобретение/создание НМА и доведение его до пригодного для использования состояния. В п. 10 ПБУ 14/2007 указаны те затраты, на сумму которых нельзя увеличить стоимость принимаемых к учету НМА. Если НМА был передан в дар, тогда такой актив приходуется по действующей рыночной (экспертной) цене.

Бухучет других активов

Практически все активы принимаются на учет по их фактической стоимости. Особенности учета активов в инвалюте содержатся в ПБУ 3/2006, НМА — в ПБУ 14/2007, запасов — в ФСБУ 5/2019 (с 01.01.2021, до 01.01.2021 — в ПБУ 5/01), учет финвложений — в ПБУ 19/02. Порядок и правила бухгалтерского учета таких активов, как основные средства, прописаны в ПБУ 6/01.

Важно! Об учете МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Также обращаем внимание, что ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре.
Эти и другие материалы К+ можно посмотреть бесплатно, получив пробный доступ к системе.

С особенностями учета различного вида активов вы можете ознакомиться в следующих статьях:

Группировка активов по ликвидности

В бухгалтерском балансе каждый вид актива расположен не случайным образом, а в строгом порядке. Так, вначале располагаются менее ликвидные активы, а ближе к итоговой части — более высоколиквидные.

Примеры отражения активов в балансе вы можете посмотреть в Путеводителе по бухотчетности от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

По степени ликвидности активы делят:

  • на неликвидные (когда их невозможно продать по их настоящей стоимости либо они вообще не пользуются ни у кого спросом);
  • низколиквидные (просроченные задолженности, ценные бумаги, которые не котируются на фондовом рынке, и т. д.);
  • среднеликвидные (основные фонды, которые пользуются спросом);
  • высоколиквидные (примеры — наличные средства либо деньги на банковском счете, государственные ценные бумаги и пр.).

Итоги

В соответствии со структурой баланса активы можно разделить на оборотные и внеоборотные — такое разделение указывает на то, насколько интенсивно участвуют в хозобороте активы на протяжении отчетного периода. Порядок учета различных видов активов устанавливается в специальных положениях по бухучету.

Источник

Что такое активы компании

Инвестпривет, друзья! Активы компании – это по сути ее имущество, с помощью которого она извлекает прибыль. Для активного инвестора анализ активов фирмы – важная задача. Рассмотрим далее, что входит в число активов компании, какие типы активов бывают и чем они отличаются от пассивов.

Активы и пассивы

Итак, активы – это всё имущество фирмы, которым она обладает на отчетную дату. Например, станки, автотранспорт, скважины, шахты, заводы, пароходы, недвижимость, а также патенты, разрешения, лицензии и непосредственно денежные средства (кэш).

Активы отображаются на первой странице отчета по МСФО вместе с пассивами.

Пассивы – это источники приобретения активов. Например, компания выпустила облигации и купила на полученные деньги новый завод. Сумма долга по облигациям будет записана в пассивы, а стоимость завода – в активы. Акции, кстати, тоже считают пассивом, поскольку используются для привлечения денег, которые потом преобразуются в активы.

Пассивы делятся на две большие категории:

  • обязательства – долги предприятия, которые надо отдать;
  • капитал – собственные средства предприятия, которые отдавать не надо.

Главное правило бухгалтерского баланса: активы = пассивы, т.е. активы всегда равны сумме обязательств и капитала компании, так как формируются именно ими.

Сведения о структуре активов фиксируются в финансовом отчете. Существуют специальные правила, по которым ведется учет активов (об этом поговорим позднее).

Активы и пассивы компании (предприятия) следует отличать от активов и пассивов «по Кийосаки». М-р Кийосаки называет активами всё, что приносит доход (например, свой бизнес или инвестиции), а пассивами – всё, что его отнимает (кредиты, долги, ипотеки и т.д.). И вообще, его типология активов и пассивов относится к человеку (физлицу, если угодно). Мы же дальше будем говорить об активах и пассивах предприятия – «это другое» (с). Не путайте эти понятия между собой.

Виды активов

Классифицировать активы можно по-разному. По типу использования в хозяйственной деятельности активы делятся на оборотные и внеоборотные (эта классификация принята в отчете МСФО). Это мы подробно разберем далее. Но начала: другие типы классификации.

  • материальные – то, что имеет физическое воплощение: земля, строения, оборудование, техника и т.д.;
  • нематериальные – патенты, лицензии, разрешения, ноу-хау и т.д.;
  • финансовые – акции, облигации, деньги, векселя, опционы, фьючерсы и т.д.

По характеру владения:

  • собственные – это те активы, которыми владеет сама компания;
  • привлеченные – взятые в аренду, лизинг или временное пользование активы.

По характеру использования:

  • производственные (они же операционные) – это активы, которые используются непосредственно для осуществления хозяйственной деятельности (например, сырье, станок и готовая продукция – это производственные активы);
  • непроизводственные (они же инвестиционные) – это активы, которые вложены в различные долгосрочные проекты, которые пока не используются в операционной деятельности (например, незавершенное строительство, несмонтированное оборудование, ценные бумаги, инвестиции в дочерние предприятия и т.д.).

По ликвидности (т.е. оборачиваемости в деньги):

  • абсолютно ликвидные (А1) – это деньги в сейфе компании, на расчетном счете, на бессрочных вкладах или ценные бумаги, словом, то, чем можно расплатиться «прям щас»;
  • среднеликвидные (А2) – депозиты сроком на 1 год, краткосрочная дебиторская задолженность, отложенные налоги и т.д. – чтобы обратить эти активы в деньги, придется предпринять какие-то действия и немного подождать;
  • слаболиквидные (А3) – сырье, товары, запасы, какая-то часть оборудования – чтобы обратить это в деньги, придется довольно сильно постараться и порядочно подождать;
  • малоликвидные (А4) – недвижимость, оборудование, земля, незавершенное строительство, лицензии и т.д. – всё это придется довольно долго продавать.

Далее я рассмотрю подробно классификацию активов, предусмотренную в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Оборотные активы

Обычно отчет МСФО начинается как раз с перечисления активов и пассивов – это раздел отчетности так и называется: «Активы и пассивы» (но некоторые компании начинают с «Отчета о прибылях и убытках», поэтому просто найдите соответствующую часть отчета).

Оборотные активы в этой классификации – это те активы, которые используются непосредственно для осуществления текущей деятельности (т.е. участвуют в обороте): сырье, товары, материалы, а также денежные средства. Эти активы должны быть израсходованы в течение ближайшего года, обратившись в деньги или же в дебиторскую задолженность (т.е. задолженность клиентов).

В отчетности активы указываются по степени ликвидности сверху вниз (т.е. чем проще обратить актив в деньги, тем выше он будет находиться в списке активов).

К оборотным активам относятся:

1. Денежные средства и их эквиваленты. По факту, это запас средств на счетах или вкладах, которые могут быть куда-нибудь потрачены прямо сейчас. Это самые ликвидные активы. В перспективе хорошо, если запасы кэша растут: значит, у компании будут резервы на случай черного дня или удачную инвестицию.

2. Краткосрочные финансовые активы. Как правило, это вложения в короткие облигации или фонды. Их ликвидность ниже, чем у кэша, но тоже довольно высока. Тут нужно смотреть на качество вложений. Если госбумаги – то всё норм, если ВДО – это повод задуматься.

3. Дебиторская задолженность. Это деньги, которые должны заплатить компании контрагенты. Например, компания отгрузила 100 тонн нефти, но еще не получила оплату. Чтобы не допускать в бухгалтерии «кассового разрыва» (ведь товар продан, а не списан), эта будущая оплата записывается в дебиторку.

Нужно смотреть, чтобы с годами дебиторка не сильно росла – ведь клиенты могут и не заплатить. Кроме того, нужно смотреть на качество дебиторской задолженности – если компания работает с потенциальными банкротами, то она сама без пяти минут банкрот. Некоторые компании учитывают в дебиторке возможные убытки, т.е. показывают дебиторскую задолженность меньше, чем она есть в реальности.

4. Запасы (товарно-материальные активы). Это товары, материалы и сырье, которым обладает компания. У торговых, добывающих и промышленно-производственных компаний это будет самая крупная категория активов. У IT, биофармы, компаний из сферы услуг, естественно, таких активов будет гораздо меньше.

Инвестору нужно следить, чтобы количество запасов не росло слишком сильными темпами, иначе происходит затоваривание складов. Это не только это свидетельствует об отсутствии спроса на товар, но и влечет за собой рост расходов на обслуживание складов. При излишнем затоваривании компании вынуждены занижать цены или вовсе списывать излишки.

5. Налог к возмещению. Чаще всего здесь «скрывается» возмещенный НДС – это такой аналог налогового вычета для компаний. Но могут быть и другие налоговые поблажки, например, сниженный НДПИ.

6. Прочие оборотные активы. Сюда включаются, например, производные финансовые инструменты, краткосрочные депозиты, предоплата и т.д.

7. Резервы. Некоторые компании указывают в составе активов отложенные резервы.

В примечаниях к отчетности компании указывают конкретный состав активов. Если вы хотите погрузиться в изучение деятельности организации, обязательно их читайте.

Вот так выглядят оборотные активы на примере отчетности Лукойла за 2020 год.

Внеоборотные активы

К внеоборотным активам относится всё то, что будет использоваться компанией не один год. Например, это могут быть патенты, разработки, техника, земля, оборудование (допустим, станки). Условно говоря – это то, с помощью чего осуществляется деятельность.

Например, чтобы завод выпустил готовую продукцию, он должен купить землю, возвести цех, поставить станки – всё это внеоборотные активы. Затем завод привозит железо и уголь и делает из них стальные детали, которые потом продает. И вот это (железо, уголь, детали) и будут оборотные активы.

Для каждого предприятия определяются свои оборотные и внеоборотные активы. Например, если у нас не завод, а фирма по продаже станков, то станки будут оборотными активами. Если у нас завод по производству станков, то используемые в производстве станки будут внеоборотными активами, а новые сделанные станки – оборотными.

К внеоборотным активам относятся:

1. Основные средства. Они делятся на две большие категории: материальные и нематериальные. Материальные – это как раз те самые земли, станки, заводы и пароходы, словом: основное имущество фирмы. Нематериальные – патенты, лицензии, разрешения, ноу-хау и прочее. Кроме того, у финансовых компаний выделяют еще одну категорию: финансовые активы. Например, у банков это – выданные кредиты, а у инвестиционных компаний – вложения в другие фирмы.

У промышленных и производственных компаний типа Газпрома, Лукойла или Exxon Mobile основных материальных средств будет гораздо больше, чем, скажем, у банков, IT или компаний из сферы услуг (у условного Яндекса из оборудования – только компьютер и стол для программиста, а у условного Лукойла – километры труб, хабы, сети, качалки, заправки и т.д.). Поэтому компании с большим объемом материальных активов называют капиталоемкими – чтобы запустить новую нефтяную компанию, потребуется гораздо больше капитала, чем открыть IT-фирму.

Важно: когда инвесторы говорят, что компания растет, то обычно под ростом подразумевается как раз-таки увеличение основных средств. Если объем основных средств растет, то всё нормально.

Но нужно смотреть, чтобы в активах не надувался пузырь. Компания может решить, что сегодня ее земля стоит 1 млрд рублей, а завтра – 2 млрд рублей. Такие бухгалтерские упражнения называются переоценкой имущества и некоторыми компаниями осуществляются регулярно. Одновременно завышается размер капитала (мы же помним, что активы = пассивам?). Получается, мы имеем завышенную оценку компании и более низкие мультипликаторы.

Ну, и переоценка работает в другую сторону. Компания может решить, что ее ГРЭС стоит не 15 млрд, а 12 – активы уменьшаются, а мультипликаторы улучшаются (становится лучше рентабельность активов и т.д.).

2. Долгосрочные финансовые активы. Обычно это долгосрочные депозиты (сроком более 1 года), ценные бумаги с погашением через год (например, облигации и векселя) и т.п. Компании в примечаниях раскрывают конкретный состав активов. Если компания – финансовая, то смотреть эти примечания прям обязательно надо.

3. Инвестиции в ассоциированные и дочерние предприятия. Здесь имеются в виду займы, выданные совместным, ассоциированным и дочерним предприятиям в рамках одного холдинга. Поступления от этих займов учитываются в доходах в виде финансовых доходов.

4. Долгосрочная дебиторская задолженность. Что такое дебиторка – вы уже знаете, поэтому едем дальше.

5. Активы в форме пользования. Это активы, сданные в аренду. Например, техника, переданная в лизинг, или зафрахтованные судна.

6. Гудвилл. Это «добавочная стоимость» холдинга, так как в целом холдинг стоит больше, чем его отдельные части. Изначально идея гудвилла появилась при оценке ликвидационной стоимости компании, чтобы оценить (в деньгах) эту самую «добавочную стоимость».

Например, при построении вертикально-интегрированного холдинга (полный цикл – от добычи сырья до продажи готовых изделий) транспортных издержек будет меньше, так как не надо платить поставщику за сырье и сторонней компании за доставку. Чем больше в холдинге взаимодействующих частей, позволяющих сокращать операционные издержки и наращивать прибыль, тем дороже будет стоить гудвилл.

Кроме того, если компания обладает уникальными технологиями или супер-менеджментом, это тоже будет отражаться в гудвилле.

На самом деле гудвилл – это «бумажный» актив, т.е. он не имеет материальной стоимости. Правил, которые определяют его стоимость, строго говоря не существует. Доходит до смешного, когда в некоторых компаниях с «одаренным» менеджментом гудвилл составляет чуть ли не 90% всех активов.

Я обычно смотрю на динамику гудвилла (если он растет – это хорошо, а если бухгалтеры периодически его списывают – значит, не очень хорошо) и на соотношение гудвилла и остальных активов. Если гудвилла больше 10% – значит, это повод хорошенько покопаться в отчетности.

7. Прочие внеоборотные активы. Здесь всё, что не поместилось в предыдущих пунктах. Расшифровку, как обычно, нужно искать в примечаниях.

Внеоборотные активы на примере Газпрома.

Чистые активы предприятия

Итак, мы разобрались, что активы компании – это совокупность внеоборотных и оборотных активов. Активы всегда равны пассивам. Пассивы, в свою очередь, образуются из капитала и обязательств.

Поэтому формула расчета активов будет такой:

Активы = обязательства + капитал

Но сам по себе размер активов мало что говорит. У одной компании активы 100 млрд долларов, а у другой – 150 млрд. Какая лучше? Можно подумать, что вторая, раз у нее больше активов.

Но потом окажется, что у первой компании почти нет обязательств и активы сформированы в основном капиталом, а у второй всё наоборот, и все активы взяты в долг.

Бенджамин Грэм в книге «Разумный инвестор» вводит такое понятие, как «чистые активы». Чистые активы (ЧА, Net Assets) – это разница между активами и обязательствами компании. Проще говоря, это сумма, которая останется инвесторам, если компания продаст все свои активы (обратит их в деньги), а потом погасит свои долги.

То есть самая простая формула ЧА будет такой:

Затем Грэм предлагал на стоимость ЧА разделить количество акций компании – так он определял справедливую стоимость акции.

Вариант этой же формулы, но скорректированный на долги учредителей и доходность будущих периодов:

ЧА = активы – обязательства + задолженность учредителей по взносам в уставный капитал + доходность будущих периодов

Другой подход: из стоимости активов вычесть не все обязательства, а только их часть (текущие обязательства). То есть формула будет такой:

ЧА = активы – текущие обязательства

Например, у девелоперов значительная часть долгосрочных обязательств формируется в виду специфики их бизнеса. Так, деньги пайщиков (покупателей недвижимости) помещаются на эскроу-счета в банке, и под эти деньги застройщику выдается кредит, который учитывается как раз в долгосрочных обязательствах. Когда дом сдан, кредит в банке погашается, а застройщик получает деньги с эскроу-счета.

Если считать стоимость ЧА по классической формуле, у нас будет занижение показателя. Поэтому целесообразнее вычесть из активов не все обязательства, а только краткосрочные и часть долгосрочных.

Чистые материальные активы

Для компаний, у которых большая доля материальных активов, обычно считают не стоимость чистых активов, а стоимость чистых материальных активов (Net Tangible Assets, NTA). Это нужно, чтобы понять, сколько реально стоит физическое имущество фирмы.

NTA = активы – обязательства – гудвилл – нематериальные активы

Таким образом, мы «очищаем» активы от всех долгов, бумажных и нематериальных активов.

Отмечу, что считать NTA для IT, биомедицинских, рекламных компаний, фирм из сферы услуг не совсем правильно, потому что большую часть их активов формируют как раз-таки нематериальные активы и гудвилл, и произойдет существенное занижение оценки.

Рентабельность активов

Ну ок, мы рассчитали размер активов, стоимость чистых или материальных активов – но что нам это дает?

Чтобы понять, насколько эффективно компания использует активы, применяют формулу ROA (Return of Assets, т.е. рентабельность активов). Формула выглядит так:

ROA = чистая прибыль / активы * 100%

Чем выше показатель ROA, тем лучше.

Например, у двух фирм одинаковая стоимость активов – 50 млрд долларов. Но компания А имеет чистую прибыль в размере 5 млрд долларов, а компания Б – 15 млрд. Посчитаем ROA:

  • компания А: 5 / 50 * 100% = 10%;
  • компания Б: 15 / 50 * 100% = 30%.

По показателю ROA мы можем сравнить компании в одной сфере деятельности и понять, кто из них более эффективно использует свои активы. Может оказаться так, что небольшая закусочная «У Ашота» является намного более рентабельней глобальной транснациональной нефтяной компании.

Долг / активы

Коэффициент долг / активы (отношение долга к активам, или Total debt ratio) показывает, какая часть активов была профинансирована внешними заимствованиями. Проще говоря, показывает долю обязательств в активах.

Total debt ratio = обязательства / активы

Посмотрим значение коэффициента у Газпрома. Активы на конец 2020 года составляли 23,352 трлн рублей, а обязательства – 8,547. Значит, Total debt ratio равен 8,547 / 23,352 = 0,366.

Это значит, 36,6% активов профинансированы обязательствами, а остальную часть активов (63,4%) формирует капитал.

Значение Total debt ratio ниже 0,4 говорит о низкой долговой нагрузке, выше 0,6 – о высокой.

Иногда бывает так, что у компании – отрицательный капитал из-за большой доли долгов и накопленного дефицита. В таком случае обязательства могут оказаться в несколько раз больше активов. Например, у Мечела капитал оставляет –230,67 млрд рублей, а обязательства 424,51 млрд. Активы при этом равны 193,84 млрд рублей (т.е. обязательства + капитал, в данном случае 424,51 – 230,67).

Следовательно, коэффициент Total debt ratio будет равен: 424,51 / 193,84 = 2,19.

В целом, если TDR оказывается выше 1, это значит, что долгов у компании больше, чем активов. И это не очень-то хорошо, особенно в долгосрочной перспективе.

Коэффициент иммобилизации

Еще один коэффициент, связанный с активами – это так называемый коэффициент иммобилизации. Он показывает степень ликвидности активов. Инвесторы смотрят на него, чтобы понять, насколько быстро компания сможет обратить свои активы в деньги.

КИ = постоянные активы / текущие активы

Какие именно активы относить к постоянным и текущим, определяется спецификой бизнеса. Чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов фирмы.

На самом деле на практике этот коэффициент используется довольно редко, но знать о нем лишним не будет.

Коэффициент текущей ликвидности

А вот этот мультипликатор используют гораздо чаще, главным образом – для определения платежеспособности предприятия.

Формула коэффициента текущей ликвидности такова:

КТЛ = оборотные активы / краткосрочные обязательства

Мультипликатор показывает, может ли компания погасить текущие обязательства за счет исключительно оборотных активов. Если завтра в фирму придет кредитор и потребует отдать все долги до копейки – сможет ли фирма сделать это?

Соответственно, чем выше значение коэффициента, тем лучше. Если оно выше 1, то это просто замечательно: это– значит, у компании достаточно средств прямо сейчас, чтобы отвечать по своим коротким обязательствам.

Итак, активы – это имущество компании, которое формируется за счет собственных средств компании (капитала) и заемных (обязательств). Активы всегда равны пассивам – это главное правило бухгалтерского равенства. Разделить активы можно по-разному, самое распространенное деление – на оборотные (со сроком обращения менее 1 года) и внеоборотные (со сроком использования более 1 года). Активы отображаются в отчетах по МСФО. На основе значения активов рассчитывают разные мультипликаторы, самый важный из которых ROA – он показывает рентабельность активов, и чем он выше – тем лучше. На этом всё. Удачи, и да пребудут с вами деньги!

[Общее число голосов: 4 Средняя оценка: 5 ]

Источник

Оцените статью