Что значит положительный герой для толстого

Школьные сочинения

Положительные герои в романе Толстого «Война и мир»

Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л.Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ, разночинец. Не смотря на то, что Толстой был далек от революционной демократии, борьба передовых общественных сил России не прошла для него бесследно и нашла отражение в его творчестве. Центральными персонажами ранних произведений Толстого были люди из дворянской среды, желающие слиться с народом, облегчить его участь, служить ему. Но роман “Война и мир” создавался, когда были известны статьи Добролюбова и Чернышевского. Главные герои эпопеи — Болконский и Пьер Безухов, которые проходят наиболее сложный путь развития, характеризуются глубиной и богатством идейно- психологического содержания.

Но Толстой не идеализирует Безухова и Болконского. Облик каждого из них в какой-то мере омрачен пороками, привитыми средой и воспитанием. Так он раскрывает слабоволие, лень Пьера; честолюбие, стремление к личной славе Андрея. Но главное то, что Андрей и Пьер прежде всего русские люди, в которых проявляются черты русского национального характера. Основное качество, роднящее их с народом — патриотизм.

События 1812 года явились наиболее знаменитой эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита Родины становится высочайшей целью его жизни. Уйдя из штаба, сблизившись с людьми своего полка, он выражает требования возмездия виновникам войны, которое пробудилось в сердце каждого русского человека. Андрей уже не стремиться попасть в высшие сферы, где как он думал раньше решаются судьбы Родины. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их сблизить свою жизнь с их жизнью — вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея.

Читайте также:  Что значит мойка роддома

В разговоре в Пьером накануне Бородинской битвы особенно отчетливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Он выступает ни как представитель узкого круга Болконских и Ростовых, а как представитель армии, как один из тех, в ком во время этой войны формируется самосознание мужества и патриотизма.

  • Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает … вся армия.

Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона — мелочного Наполеона, “с этим мелким тщеславием и радостью победы”. “Завтра , чтобы то ни было, мы выиграем сражение!” Теперь Андрей Болконский убежден, что успех сражения зависит ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а “от того чувства, которое есть в каждом солдате”, Это и есть преодоление наполеонизма .

Андрей Болконский — истинный герой Бородинского сражения. Погибает он от ранения, находясь на воинском посту, показывая солдатам пример мужества и героизма.

Из всех положительных персонажей романа , именно А.Б. осознает народный характер войны 1812года. Отсюда сказанные им слова : “Нет, я учен Аустерлицем, Турцией, Бородиным. Успех наш — успех солдат , успех мужика , народа…”

Но не только Андрей находит пути сближения с народом. Пути духовных исканий Пьера — пути к народу. С простыми людьми Пьера роднит прежде всего исключительно русское чувство презрения ко всему “условному, искусственному.” В гостиной Пьер отличается от всех благодаря своему “умному и естественному взгляду”. Он привлекает к себе внимание рассуждениями о Наполеоне , о военных событиях того времени. Началом сближения Пьера с народом была Бородинская битва. Сблизившись с солдатской массой, Пьер начинает видеть людей и вещи, как они есть, анализировать окружающую его жизнь, в нем растет склонность к активному протесту, а в эпилоге мы видим его одним из деятелей одного тайного общества.

Читайте также:  Что для меня значит менеджмент

Толстой показывает, что не сразу Пьеру и Андрею удалось сблизиться с народом. В жизни каждого из героев происходит ряд переломов, в результате которых их облик меняется на протяжении всего романа. Напряженная, беспокойная мысль о судьбе народа, о неправильном устройстве общества проходит через все искания Пьера. Увлекаясь массонством , он решает посвятить все свои силы благоустройству жизни крестьян. Пьер думает об учреждении в селах больниц, школ, приютов, считает необходимым отпустить своих крепостных крестьян на свободу. Но Пьер Безухов часто заблуждается , его часто постигают неудачи , а это объясняется тем, что “всякая область труда в его глазах соединялись со злом и обманом… зло и ложь отталкивали его и завораживали ему все пути деятельности”. И именно это отвращение ко злу и обману в тоже время чувство ответственности перед судьбой народа приводят Пьера к идеям декабризма.

Андрею Болконскому не в меньшей мере присущи презрение ко всему искусственному, критическое отношение к окружающей его действительности, искание смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение. Андрею присуще глубокое тяготение к народу, поэтому он навсегда уходит из штаба и, получив в командование полк, еще больше сближается с народом.

Конечно, Пьер прав, думая об умершем Андрее как о своем единомышленнике.

Люди, подобные Пьеру и Андрею , незаурядны по своим идейным и душевным качествам, не часто встречались в дворянской среде. Но благодаря тому, что Толстой заостряет те черты своих героев, которые делают их непохожими на большинство людей их класса, Пьер и Андрей становятся глубоко типичными фигурами. В лице их воплощены лучшие русские люди, из которых в последствии формировалось поколение первых русских дворян-революционеров.

Роман Толстого является как бы гимном во славу русского человека, во славу жизни. Глубокое приобщение к народной крестьянской психологии, позволившее Толстому увидеть мир без привычных масок, вскрыть ложь, пронизывающую все русское буржуазное общество, одновременно привело писателя к идеям “непротивления злу насилием” и нравственного самоусовершенствования. Лучше других видя всю несправедливость общественного строя, он был не в силах найти действительные пути его переустройства. Однако как бы не относиться к учению Толстого, его мысль о человеке как высшей духовной ценности близка нам. Мы принимаем его гневное отрицание уродливых сторон старого мира, призыв к иной разумной жизни. С особенной силой в романе писатель выступал против “завоевательской мании” правительств за всеобщий мир. Толстой дорог нам как гениальный художник, оставивший непревзойденное произведение. “Война и мир” — произведение, в котором Толстой воспевает народную жизнь народных героев, их мужество и бессмертие, их любовь к родине и то самопожертвование, которые они совершают во имя жизни, во имя Отчизны.

Внимание: Не раскрыта дружба Пьера и Андрея.

Источник

Положительные и отрицательные герои романа «Война и Мир». Кто они.

В романе “Война и мир” четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Основными чертами последних являются бедность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений. В то время как положительные герои-это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они находятся в постоянном поиске чего-то нового, стремятся к совершенствованию.

Положительные герои в романе «Война и мир» » показаны всесторонне и в развитии. Каждый положительный герой отмечен сложным сочетанием особенностей характера и восприятия мира. К положительным героям относятся Адрей Болконский, его отец Николай Адндреевич, Пьер Безухов, Николай Ростов, Наташа, княжна Марья, и некоторые другие второстепенные персонажи.

Истинную красоту души человеческой Л. Толстой раскрывает на примере двух главных героинь-Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению писателя, являются идеалами женщин.

В романе насчитывается более пятисот действующих лиц, и не менее половины из них являются отрицательными героями. Большинство таких персонажей сосредоточено в салонах Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой. Именно в этом обществе внутреннюю пустоту людей заполняют лишь лицемерие и эгоизм. Князь Василий, например, в погоне за деньгами ни перед чем не остановится: заискивание, ложь, интриги – он пойдёт на всё, чтобы обогатиться, хотя сам далеко не бедный человек. Малодушие и бездействие, проявленное во время Отечественной войны, показывают его истинное лицо.

Коварство и низость в поступках передались и детям князя Василия, проявившись в ещё большей степени. Его дочь, княжну Элен, автор изображает как холодную красавицу без души и сердца, для которой ничто не свято.
Но Анатоль, её брат, оказывается ещё циничнее своей сестры.
Что же касается чувств и мнения окружающих, то они ему глубоко безразличны. Во многом так получилось благодаря излишнему покровительству со стороны его отца, который с помощью связей и влияния везде покрывает и оберегает сына. Этопозволяет Анатолю беспечно относиться к жизни. Ведь она представляется ему праздником, где всё создано для развлечения. Даже не задумываясь о смысле существования, он бесцельно проводит время в кутежах и пиршествах. А полагаясь на отца, считает, что ему уже уготовано самое лучшее.

И всё-таки, даже низкие качества Курагиных не могут сравнить их с Наполеоном, виновным в смерти тысяч людей.
Автор выражает своё мнение о нём словами князя Болконского, считавшего, что Наполеон велик только потому, что не нашлось достойных ему соперников. Но прав он лишь отчасти, так как Бонапарт всё же встретил равного по силе.
Это русский народ.
Во многом превосходя его, Наполеон не смог добиться успеха, так и не осознав, что любое оружие бессильно против человека, защищающего родину.
Впрочем, Бонапарт никогда не брал во внимание личные чувства и настрой людей. Он относился с равнодушием даже к собственным солдатам, которые жертвовали ради императора жизнью там, где это было абсолютно не нужно. Но Наполеон слишком высокомерен, чтобы оценить такую самоотверженность, и к несчастью, ещё более жесток. Ведь единственное удовольствие ему доставляет вид поля битвы после сражения.

в романе два полюса : вокруг Кутузова (естественность и простота) лучшие люди, а вокруг Наполеона (фальшь и притворство) — дрянь

Источник

Сочинение по лит-ре Срочно! Помогите пожалуйста!

Положительные герои в понимании Толстого.

Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении.

Л. Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ, разночинец. Не смотря на то, что Толстой был далек от революционной демократии, борьба передовых общественных сил России не прошла для него бесследно и нашла отражение в его творчестве. Центральными персонажами ранних произведений Толстого были люди из дворянской среды, желающие слиться с народом, облегчить его участь, служить ему. Но роман “Война и мир” создавался, когда были известны статьи Добролюбова и Чернышевского. Главные герои эпопеи — Болконский и Пьер Безухов, которые проходят наиболее сложный путь развития, характеризуются глубиной и богатством идейно- психологического содержания. Но Толстой не идеализирует Безухова и Болконского. Облик каждого из них в какой-то мере омрачен пороками, привитыми средой и воспитанием. Так он раскрывает слабоволие, лень Пьера; честолюбие, стремление к личной славе Андрея. Но главное то, что Андрей и Пьер прежде всего русские люди, в которых проявляются черты русского национального характера. Основное качество, роднящее их с народом — патриотизм.
Андрей Болконский — истинный герой Бородинского сражения. Погибает он от ранения, находясь на воинском посту, показывая солдатам пример мужества и героизма.

Из всех положительных персонажей романа, именно А. Б. осознает народный характер войны 1812года. Отсюда сказанные им слова: ”Нет, я учен Аустерлицем, Турцией, Бородиным. Успех наш — успех солдат, успех мужика, народа. ”

Но не только Андрей находит пути сближения с народом. Пути духовных исканий Пьера — пути к народу. С простыми людьми Пьера роднит прежде всего исключительно русское чувство презрения ко всему “условному, искусственному. ” В гостиной Пьер отличается от всех благодаря своему “умному и естественному взгляду”. Он привлекает к себе внимание рассуждениями о Наполеоне, о военных событиях того времени. Началом сближения Пьера с народом была Бородинская битва. Сблизившись с солдатской массой, Пьер начинает видеть людей и вещи, как они есть, анализировать окружающую его жизнь, в нем растет склонность к активному протесту, а в эпилоге мы видим его одним из деятелей одного тайного общества.
.
Роман Толстого является как бы гимном во славу русского человека, во славу жизни. Глубокое приобщение к народной крестьянской психологии, позволившее Толстому увидеть мир без привычных масок, вскрыть ложь, пронизывающую все русское буржуазное общество, одновременно привело писателя к идеям “непротивления злу насилием” и нравственного самоусовершенствования. Лучше других видя всю несправедливость общественного строя, он был не в силах найти действительные пути его переустройства. Однако как бы не относиться к учению Толстого, его мысль о человеке как высшей духовной ценности близка нам. Мы принимаем его гневное отрицание уродливых сторон старого мира, призыв к иной разумной жизни. С особенной силой в романе писатель выступал против “завоевательской мании” правительств за всеобщий мир. Толстой дорог нам как гениальный художник, оставивший непревзойденное произведение. “Война и мир” — произведение, в котором Толстой воспевает народную жизнь народных героев, их мужество и бессмертие, их любовь к родине и то самопожертвование, которые они совершают во имя жизни, во имя Отчизны.

Источник

klassreferat.ru

Меню сайта

Краткое эссе Положительные герои Толстого

Теплое ощущение испытывает каждый читающий или слушающий произведения Толстого. Образ чудесной волшебницы Наташи Ростовой, как зовут ее другие герои романа «Война и мир», понятен, близок и дорог не только нам, русским людям, но и людям любой другой страны. Восхищаясь художественным совершенством образов «Войны и мира», французский писатель Ромен Роллан с большой теплотой говорит о Наташе Ростовой: «Милая девчурка, проказница и хохотунья, с любящим сердцем, она как бы живет рядом с вами, и вы следите за ее ростом с целомудренной нежностью брата — кому из читателей не кажется, что он встречал ее в своей жизни. Да, этот образ служит безжалостной мерой при оценке почти всех женских типов, созданных современными романистами и драматургами! Толстому удалось запечатлеть трепет самой жизни, читаешь, и тебе кажется, что ты видишь, как от строчки к строчке меняется жизнь героев».

Как и другие положительные герои Толстого, Наташа Ростова привлекает нас чистотой нравственного чувства, неспособностью лгать, притворяться, злословить, интриговать, жить той «призрачной» эгоистической жизнью, на которую обрекли себя люди, принадлежавшие к «избранному» аристократическому обществу. Положительные герои Толстого необыкновенно чутки к правде и испытывают отвращение к любой фальши. Им свойственны высокая культура и благородство чувств — свидетельство богатства их внутреннего мира.

Основная отличительная черта отрицательных персонажей в произведениях Толстого — отсутствие нравственных принципов, эгоистическая узость интересов и стремлений.

Благодаря непревзойденному умению изображать «диалектику души», Толстой поднял на новую высоту искусство человековедения, каким, по словам Горького, является художественная литература. Он открыл новые пути художественного познания жизни отдельного человека и целого народа, показав зависимость «судьбы человеческой» от «судьбы народной».

Весь арсенал художественных средств — сюжет произведения, его композицию, язык персонажей, авторскую речь — Толстой подчинил одной цели: сказать о жизни правду, нужную людям. Как метко пишет Чичерин, «язык «Войны и мира» в его самых существенных особенностях — это орудие, добывающее правду». То же самое можно сказать о языке и стиле других великих произведений Толстого. Вся жизнь писателя была до предела заполнена непрестанным трудом. «Чем ярче вдохновение,- говорил он,- тем больше должно быть кропотливой работы для его выражения».

О своем обычном самочувствии, в котором он находился с тех пор, как стал писателем, и — до конца жизни Толстой писал: «Работа моя томит и мучает меня, и радует и приводит то в состояние восторга, то уныния и сомнения; но ни днем, ни ночью, ни больного, ни здорового, мысль о ней ни на минуту не покидает меня». Дневники и письма Толстого, представляющие подлинную и, можно сказать, полдневную летопись его жизни, дают сотни и тысячи подтверждений этому признанию. Особенно мучился он, когда на его «верстаке», как поздний Толстой называл свой письменный стол, находились его крупнейшие произведения, такие, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», или произведения, которые по тем или иным причинам «не задались» автору, такие, как роман «Декабристы» или роман о Петре I и другие.

После окончания «Войны и мира» Толстой, как мы уже говорили, был захвачен замыслом романа об эпохе Петра I. В ту пору он писал А. А. Фету: «Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать всё, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинеиия, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них — ужасно трудно. И этим я занят». Проделав огромную работу по собиранию и изучению материалов о Петровской эпохе, Толстой признается л письме к П. Д. Голохвастову от 12 января 1873 года: «…Я всю зиму нынешнюю нахожусь в самом тяжелом, ненормальном состоянии. Мучаюсь, волнуюсь, ужасаюсь перед представляющимся, отчаиваюсь, обнадеживаюсь и склоняюсь к тому убеждению, что ничего, кроме муки, не выйдет».

Если вспомнить, что в «Войне и мире» насчитывается около 600 действующих лиц, то можно себе представить, сколько труда должен был потратить писатель, обдумывая «миллионы возможных сочетаний», из которых складываются взаимоотношения героев романа.

Много труда требовали от Толстого поиски наилучшего начала произведения. Напомним, что в его архиве сохранилось 15 вариантов начала «Войны и мира», 11 вариантов начала «Анны Карениной», 12 начал романа «Воскресение», 25 начал романа о Петровской эпохе, написанных до 1873 года, и 8 начал того же романа, написанных шесть лет спустя

Над повестью «Детство» — первым опубликованным произведением — Толстой работал немногим более года. Она насчитывает четыре редакции. Над одним из поздних своих произведений — повестью «Хаджи-Мурат»-Толстой работал в 1896-1898 и 1901 -1904 годах, то есть на протяжении семи лет. Она насчитывает десять редакций.

С молодых лет писатель приучил себя к работе трудной, упорной, поглощающей все силы. Те дни, когда ему писалось «очень легко», он считал потерянными. Толстой не ждал, когда наступит период творческого подъема. Он работал всегда, при любом настроении и в любом состоянии. Вот что рассказывает об этом С. А. Берс: «Он, по-видимому, не ждал вдохновения и не признавал его. Он садился ежедневно утром за стол и работал. Если он не писал, то подготовлялся к писанию изучением источников и материалов».

Работая над первой повестью «Детство», Толстой установил для себя такие правила: «Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. 3, 4 раза — это еще мало». И еще: «Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные, одним словом неудовлетворяющие, хотя бы они были хороши сами по себе».

Источник

Оцените статью