Что значит полномочия руководителя

Принцип делегирования полномочий

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.

Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ

Понятие делегирования

Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.

Цели делегирования

Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:

  • Снижение нагрузки на руководящий состав.
  • Увеличение эффективности работы каждого звена.
  • Повышение заинтересованности сотрудников в труде.
Читайте также:  Если болят стопы ног что это значит у женщин

Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?

Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.

Принципы эффективного делегирования

Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:

  1. Единоначалие. Делегировать задачи может только непосредственный руководитель сотрудника. Над каждым работником может стоить только один менеджер. Руководитель высшего звена не может делегировать задачи менеджерам низшего звена. Задачи в данном случае передаются руководителям среднего звена.
  2. Ограничение. При использовании инструмента принципиальна правильная организация вертикали управления. За каждым управленцем закрепляется фиксированное число подчиненных. Руководитель не может передавать свои функции не своим подчиненным.
  3. Соблюдение прав и обязанностей. Сотрудникам запрещается передавать функции, которые не соответствуют их должностной инструкции.
  4. Закрепление ответственности. Если руководитель передает определенную задачу своему подчиненному, это не снимает с него ответственности за ее невыполнение.
  5. Передача ответственности. Если управленец передает сотруднику определенную задачу, он должен быть уверен, что она будет выполнена.
  6. Отчетность. Все нюансы выполнения задач, в том числе нарушение графика и прочее, должны фиксироваться в отчетах.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.

Разновидности полномочий

При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:

  • Линейные. В этом случае действует вертикальная система власти. То есть полномочия передаются от руководителей высшего звена руководителям среднего звена, от управленцев среднего звена управленцам низшего звена.
  • Штабные. Полномочия передаются вне вертикальной системы.

Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.

Базовые правила передачи полномочий

Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:

  1. Делегирование и жесткая централизация противоречат друг другу. Имеет смысл передавать важные полномочия руководителям среднего и низшего звена.
  2. Основная цель делегирования – обеспечение развития предприятия.
  3. При передаче полномочий нужно принимать во внимание занятость сотрудника. Если работник сильно занят, не стоит поручать ему дополнительные обязанности.
  4. При делегировании нужно всегда предусматривать риск того, что сотрудник не справится с задачей. Учет риска позволит его предотвратить. К примеру, можно задавать предварительные сроки, чтобы оставалось время до основного срока.
  5. Руководитель должен брать на себя ответственность за ошибки, допущенные сотрудником, которому передана задача.

К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.

Что не стоит доверять своим подчиненным?

При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:

  • Разработка целей деятельности предприятия.
  • Принятие решений, которые меняют политику компании.
  • Контроль над результатами деятельности.
  • Задачи высокой важности, которые сопряжены с большим риском.
  • Срочные задачи, для контроля над результатами которых нет времени.
  • Передача полномочий.

Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.

К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.

Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:

  • Передача полномочий руководителя.
  • Создание правильной рабочей атмосферы.
  • Контроль деятельности сотрудников.
  • Анализ поступающей информации.
  • Решения, касающиеся развития предприятия.

Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.

Источник

Что значит полномочия руководителя

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какой документ, подтверждающий полномочия стороны, необходимо указать в преамбуле договора: приказ о назначении на должность директора или Устав (Положение)?

1. Гражданское законодательство не содержит требований относительно того, чтобы в договоре в обязательном порядке содержалось указание на основание полномочий лица, подписывающего этот договор от имени какой-либо из его сторон. Данные положения не являются условиями договора, относятся к информации о сторонах договора и их представителях и включаются в него по усмотрению этих сторон.
В связи с изложенным даже неверное указание в договоре на то или иное основание возникновения полномочий представителя (или полное отсутствие этих данных) не будет влечь за собой никаких правовых последствий, касающихся действительности данного договора, при условии, что сами эти полномочия оформлены надлежащим образом. Соответственно, в рассматриваемой ситуации в преамбуле договора может быть указан любой из приведенных документов (приказ о назначении или устав) либо не указываться ни один из них.
Тем не менее если стороны все же решили сослаться в преамбуле договора на основания возникновения полномочий лиц, подписывающих договор, то необходимо помнить, что руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом этого учреждения, и только ему предоставлено право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку указанное положение закона, как правило, находит свое отражение в конкретных пунктах устава, на практике в преамбуле договора, подписываемого руководителем, указывается, что он действует на основании устава.
2. Если вопрос рассматривать шире — на основании каких документов контрагент может убедиться в наличии у конкретного лица (руководителя) права на подписание договоров, то можно отметить следующие:
— выписка из ЕГРЮЛ. В ней руководитель указан как лицо, действующее от имени организации без доверенности (пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Отметим, что полномочия лица, занимающего должность руководителя, возникают и прекращаются с момента принятия соответствующих решений уполномоченным органом (либо с даты, указанной в таком решении) и не зависят от внесения записей в ЕГРЮЛ. Однако лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ);
— учредительный документ (как правило, устав, смотрите п. 1 ст. 52 ГК РФ);
— документ, подтверждающий назначение руководителя на должность (в данном случае приказ);
— паспорт или иной удостоверяющий личность документ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Подписание гражданско-правового договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как снизить риски превышения полномочий директором предприятия

Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Несмотря на то, что директор зачастую в компании лишь наемное лицо, он своими действиями и решениями каждодневно ведет организацию либо к росту и успеху, либо к убыткам и разорению. Как же собственникам контролировать ситуацию по развитию бизнеса и снизить риски от действий недобросовестного директора – рассмотрим в статье.

Полномочия директора

Генеральный директор осуществляет текущее руководство компанией, решает повседневные вопросы. Он реализует свои полномочия в рамках устава, внутренних нормативных актов и федерального закона об ООО.

Основные обязанности директора:

  • директор действует от имени организации. Оформление доверенности от собственников на директора не требуется;
  • занимается заключением сделок;
  • является представителем интересов организации в налоговой, в отношениях с контрагентами, поставщиками, подрядчиками, с бюджетными учреждениями, контрольными и надзорными органами;
  • самостоятельно, от своего имени выписывает доверенности другим лицам на право представлять общество;
  • утверждение и подписание приказов о назначениях, переводах, перемещениях, отпусках, увольнениях сотрудников компании;
  • принятие решений о наложении дисциплинарных взысканий, а также о способах поощрения работников.

Перечисленные выше полномочия директор осуществляет в рамках Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме них на директора могут быть возложены и иные полномочия и функционал, которые закрепляются в трудовом договоре и во внутренних НПА.
Основные обязанности генерального директора:

  1. директор обязан вести учет участников ООО, обеспечивать соответствие данных из перечня участников их фактической численности, а также информации в едином реестре ЮЛ. Полномочия по ведению списка могут быть переданы другому лицу;
  2. проведение общих собраний общества, а также обязательное составление протоколов по результатам каждого из них;
  3. директор отвечает за сохранность всех документов ООО.

Минимизация рисков

Какие риски злоупотребления полномочиями встречаются на практике:

  • вывод директором документации за пределы ООО;
  • распространение конфиденциальной информации;
  • кража товарно-материальных ценностей;
  • вывод прибыли на счета, не имеющие отношения к организации и проч.

Как предотвратить негативные последствия

Для того чтобы избежать негативных последствий ввиду недобросовестных действий руководителя собственники бизнеса могут осуществить ряд мероприятий.

Разработка устава

Внимательно отнестись к составлению положений устава общества. Именно в уставе есть возможность прописать ограничения по проведению сделок директором от своего имени и по своему решению. Можно включить в устав перечень сделок, которые директор не вправе совершать без учета мнения участников общества. То есть перед определенными видами сделок директор обязан проводить общее собрание участников и отталкиваться уже от мнения команды.

Трудовой договор и должностная инструкция директора

Детально проработать все пункты трудового договора и должностной гендиректора. Данные документы могут ограничивать полномочия, а также устанавливать прямой запрет на конкретные действия. Также договором можно запретить директору работать по совместительству и вести предпринимательскую деятельность.

Неразглашение конфиденциальных сведений

Многие компании прибегают к еще одному способу обезопасить собственников от обмана со стороны наемного управляющего: заключение соглашения, которое запрещает разглашать конфиденциальные сведения. Причем важно перечислить какая информация относится к этой категории. Также рекомендуется сразу оговорить какая ответственность наступает в случае нарушения условий соглашения и какие меры наказания могут быть применены.

Контроль бизнес-процессов

Кроме разграничения полномочий важно осуществлять и текущий контроль деятельности директора. Это можно делать путем проведения плановых и внеплановых ревизий, проверок, приглашать аудитора. Все эти методы позволят вовремя выявить мошеннические действия со стороны директора и предупредить возможные убытки.

Локальными НПА можно предусмотреть дополнительную функцию общего собрания участников.

Она касается контроля за происходящими в ООО бизнес-процессами. Если финансовые документы общества подписывает всегда одно лицо – директор, то имеет смысл внедрить вторую подпись со стороны еще одного человека – любого из участников общества.

Хранение печати

Все документы, касающиеся деятельности ООО, в обязательном порядке должны храниться исключительно на территории организации, но никак не дома у наемного руководителя. Необходимо ограничить доступ к печати общества со стороны директора.

Как привлечь к ответственности директора

В рамках Федерального закона №14 на директора налагается обязанность действовать при осуществлении своих полномочий разумно и добросовестно. Статьей 44 предусмотрена ответственность директора перед ООО за ущерб, который был причинен ООО виновными действиями директора либо его бездействием. Эта формулировка означает, что убытки и расходы, которые понесла компания в период руководства конкретного директора, могут быть взысканы. Для этого собственники подают судебный иск и доказывают недобросовестность действий директора.

Источник

Оцените статью