- Политика протекционизма Петра Первого
- Российская империя до Петра Первого
- Суть протекционизма
- Что сделал Петр для решения задачи
- Итоги
- Политика меркантилизма и протекционизма петровской эпохи: сущность и последствия
- Как проводилась политика протекционизма при Петре 1, Елизавете Петровне, Екатерине 3?
- Протекционистская политика и реформы Петра I.
Политика протекционизма Петра Первого
Протекционизм – это политика государства, направленная на снижение импорта и увеличение экспорта товаров собственного производства, ограничение иностранной конкуренции с целью поощрить развитие промышленности страны, увеличить рост национального валового дохода.
Российская империя до Петра Первого
К началу царствования Петра, Россия заметно отставала от ведущих стран Европы. В мире в это время уже активно шло развитие промышленности, создавались мануфактуры, которые были основаны на принципах наемного труда. Для сравнения: в Англии в первой четверти XVIII века работало 100 мануфактур, а на всю огромную Российскую империю действовала всего пара десятков таких предприятий.
Перед Петром стояла сложная задача: вывести экономику из кризисного состояния, добиться, чтобы уровень ее развития был соотносимым с уровнем экономического развития европейских государств. Это было тем более необходимо, что Петр постоянно вел войны за расширение территорий и доступ к морям, а на обеспечение армии и флота требовалось огромное количество боеприпасов, строевого леса и других ресурсов. Закупать продукцию за границей было дорого, и Петр принял ряд мер, способствующих созданию и работе собственных российских производств. Политика протекционизма, проводившаяся императором, дала возможность национальной экономике перестроиться на новый лад и заработать более эффективно.
Суть протекционизма
Смысл этого политического курса заключался в том, что государство постаралось ослабить иностранную конкуренцию российскому производителю, предоставляя последнему покровительство и помощь. Поддержка выражалась в том, что государство:
- давало крупные заказы;
- обеспечивало сырьем для производства;
- предоставляло рабочую силу;
- снижало налогообложение.
Государство действовало по принципу активного вмешательства в частную хозяйственную деятельность. Целью было накопление капитала, а добиться этого можно было путем наращивания производственных мощностей – то есть развития промышленных предприятий, которые к моменту прихода Петра к власти находились в зачаточном состоянии.
С политикой протекционизма была тесно связана вторая линия – меркантилизм, то есть достижение превышения вывоза товаров над ввозом. Если ранее производство на российских территориях не могло обеспечить удовлетворение нужд страны, и приходилось большую часть готовой продукции закупать за границей, то теперь император стремился уйти от этого привычного пути. Метод решения задачи – строительство новых мануфактур.
Кроме того, Петр хотел, чтобы на экспорт шло из России не только сырье (лес, пенька, пушнина), но и готовые товары.
Что сделал Петр для решения задачи
Чтобы справиться с решением поставленных задач, правительство Петра предприняло ряд шагов:
Проведена перепись населения, после чего введена подушная подать. Это дало возможность увеличить поступление в казну денег, требуемых на поддержку промышленного производства и армии.
Принята берг-привилегия, то есть дано право частным лицам заниматься поиском руды и создавать предприятия по ее переработке (государство поощряло зарождавшееся предпринимательство).
Те промышленники, которые сумели основать мануфактуры, отныне могли свободно приобретать крепостных крестьян и закреплять их за этой мануфактурой. Таких бывших крестьян называли посессионными. Годом позже издан еще один указ, разрешающий мануфактуристам не возвращать бывшим хозяевам беглых крестьян, овладевших каким-либо мастерством.
Введен торговый тариф, сделавший выгодным вывоз за границу российских промышленных товаров. Установлены большие пошлины на экспортируемое сырье и ввозимые товары и невысокие – на импортируемое сырье и те товары, которые шли на экспорт.
В рамках реформ поначалу государство ввело ряд ограничений на производство товаров (лен, соль, водка, пенька), но позже оно дозволило свободную торговлю, поощряя развитие российского предпринимательства.
Итоги
Если взглянуть на цифры, то можно убедиться, что политика протекционизма быстро оправдала себя: если к началу царствования Петра в России было чуть более 20 мануфактур, то к концу правления их стало уже 200. Среди мануфактур числились:
- парусно-полотняные;
- суконные;
- кожевенные;
- бумажные;
- стекольные.
Самые большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, центр которой переместился на Урал. Там были открыты предприятия по добыче и переработке руды. Правительство давало льготы промышленникам, предоставляло льготы и передавало часть предприятий, бывших казенными, в частные руки. В это время появляются будущие династии «железных королей», таких, как Демидовы, Пастуховы. Русская металлургия не только удовлетворила потребности страны в металле, но и начала продавать его за границу.
На всех мануфактурах, вне зависимости от формы собственности, трудились крепостные. И это коренным образом отличало русскую мануфактуру от подобных ей в других государствах Европы, где использовался вольнонаемный труд. Результатом стала невысокая производительность, что впоследствии привело к стагнации и отставанию российской экономики.
Но в правление Петра поставленные им задачи были решены: грамотное проведение политики протекционизма позволило практически с нуля создать собственное российское производство, удовлетворить часть потребностей страны, полностью обеспечить армию. Россия сделала заметный шаг вперед.
Источник
Политика меркантилизма и протекционизма петровской эпохи: сущность и последствия
В основе торгово-экономической политики правительства находилась модная в Европе в то время теория меркантилизма. Она рекомендовала систему мер, поощряющих развитие отечественной экономики и торговли: предоставление владельцам мануфактур определенных экономических льгот, искусственное ограждение производства от иностранной конкуренции, превышение, вывоза товаров из страны над ввозом.
Элементы меркантилизма в России наблюдались еще в XVII в., но в основном в области охраны интересов отечественной торговли, теперь же (при Петре I) экономическая политика была направлена на поощрение промышленного развития. Одной из форм меркантилизма является политика протекционизма — комплекс мер по закрытию внутреннего рынка Для иноземных товаров.
I Наглядным проявлением политики протекционизма в XVII в. был Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. В первой четверти XVIII в. орудием этой политики стал Таможенный тариф 1724 г., имеющий ярко выраженный покровительственный характер для товаров отечественного производства.
Таможенный тариф 1724 г. установил следующие пошлины на ввозимые (импортные) товары: 75% от стоимости на те товары, производство которых в России полностью удовлетворяет внутренний спрос; 50% — на те, отечественное производство которых почти полностью удовлетворяет потребность; 25% — на те, производство которых в стране явно недостаточно для внутреннего потребления; 10% — на те товары, которые вообще не производятся в России. Пошлина на вывозимые (экспортные) товары была определена в 3% от их стоимости.
Характерной чертой экономической политики Петра I были государственные монополии на товары (вино, соль, табак и т.д.) и принудительная роль государства (даже владельцы частных мануфактур состояли на службе). В 1721 г. было разрешено покупать крепостных крестьян к мануфактурам, появились так называемые посессионные крестьяне.
В результате последовательного проведения политики меркантилизма к концу царствования Петра I экспорт значительно превысил импорт: в 1726 г. экспорт составил 4,2 млн. руб., а импорт — 2,1 млн. руб.
В эпоху преобразований Петра I в экономическом развитии страны заметно повысилась роль внешнеторговых связей. Новые, приобретенные в ходе Северной войны порты (Нарва, Рига, Ревель, Выборг), в сочетании с петербургским портом, изменили направленность и размеры торговых связей России с Западной Европой. Если раньше страна имела возможность морских контактов с заграницей только через Архангельский порт и Белое море, то теперь эти возможности были в несколько раз увеличены. Об этом говорит даже количество кораблей, посетивших Россию в 1725 г.,— 914 кораблей (для сравнения: в 1701 г. в Россию прибыло 103 купеческих судна).
Развитию экономики и торговых связей способствовали организационные мероприятия, проведенные правительством Петра I. В 1703-1708 гг. был сооружен Вышневолоцкий канал, соединивший бассейн Волги с Балтийским морем (по линии: р.Волга — р.Тверца — р.Мста — Ильменское озеро — р.Волхов — Ладожское озеро — р.Нева). В 1718 г. началось строительство обводного канала вокруг бурного Ладожского озера (закончен после смерти Петра, в 1731 г., его длина составила 104 версты). В 1698 г. началась прокладка канала Волга-Дон (строительство было прекращено после неудачного Прутского похода). Разрабатывался проект (но остался неосуществленным) по сооружению канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой.
Источник
Как проводилась политика протекционизма при Петре 1, Елизавете Петровне, Екатерине 3?
Политика государства при Петре I была направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г. ) . Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п.
Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А. Турчанинову и С. Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: «А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они. . получат милость».
Петр считал необходимым возбуждать промышленность государственными
средствами. В интересах обрабатывающей промышленности, он выдавал
субсидии отдельным предпринимателям и целым «кумпанствам», собиравшим
капиталы для заведения фабрик; допускал беспошлинный ввоз сырых
материалов из-за границы; стеснял или вовсе запрещал вывоз необходимых
для фабричного производства отечественных материалов; дозволял
прикреплять крестьян к фабрикам; выписывал из-за границы опытных и
искусных мастеров; дозволял продавать изделия, для облегчения их сбыта,
без уплаты внутренних таможенных пошлин; иногда же сам покупал у
фабрикантов нераспроданный ими товар; с этой же целью он затруднял
высокими таможенными пошлинами ввоз в Россию изделий, производившихся в
ней, по его мнению, в достаточном количестве.
При Елизавете Петровне правительство держится протекционной
системы: с 1754 г. все внешние таможенные оклады увеличены добавочным
сбором в 13% с ценности товара, так что, вместо прежнего нормального
оклада в 10%, господствующим сделался оклад в 23%. При этом необходимо
заметить, что весь доход от возвышения пошлин по внешней торговле был
предназначен на восполнение ущерба, причиненного казне отменой
внутренних таможенных и некоторых других сборов, весьма тягостных для
народа. Тарифы 1764 и 1782 гг. имели умеренно-покровительственный
характер; изданный в 1793 г. , под влиянием недружелюбных чувств
императрицы Екатерины II к революционному правительству Франции, был
запретительным для многих товаров, особенно — предметов роскоши.
Источник
Протекционистская политика и реформы Петра I.
Желательно рассматривать реформы в той же логической последовательности, что и их причины.
Говоря о военных реформах, необходимо выделить два аспекта:
1) вопросы комплектования рядового состава. Решались за счет введения рекрутских наборов;
2) вопросы комплектования офицерских кадров и их обучение. Решались за счет введения для дворян обязательной пожизненной службы, организации военных школ и отправки дворянских детей для обучения за границу.
Экономические и налоговые реформы были тесно связаны с ведением военных действий, необходимостью обеспечить армию и флот вооружением:
• создание за государственный счет металлургических заводов на Урале;
• накопление золотого запаса внутри страны для финансирования войны (эти вопросы решали политика меркантилизма и протекционистская политика).
Меркантилизм — экономическая политика, направленная на обеспечение превышения экспорта (вывоза) товаров над их импортом (ввозом) в целях увеличения золотого запаса страны. Протекционизм (протекционистская политика) — экономическая политика, направленная на защиту отечественных купцов и производителей от иностранной конкуренции. Заключалась, в частности, в установлении высоких таможенных пошлин на ввоз тех товаров, которые в России производились (чугун, пенька, парусное полотно), и низких — на ввоз тех, которые не производились;
• денежная реформа — уменьшение содержания драгоценных металлов в монете;
• налоговая реформа — введение в 1718— 1724 гг. после переписи населения нового прямого налога в виде подушной подати (* Как рассчитывался ее размер?
Ответ: крестьяне должны были содержать армию, посадские люди — флот. Размер подати определили, разделив требуемую сумму на число лиц мужского пола каждого сословия по переписи. В итоге крестьяне должны были платить 74 коп. в год, посадские — 1 руб. 14 коп.) и многочисленных косвенных налогов.
Итоги: к 1725 г. доходы бюджета выросли в 4 раза.
Ответ: за счет выявления новых источников дохода и увеличения количества налогоплательщиков.)
Административные реформы проводились в целях максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха. Их следует рассматривать в следующем порядке:
1) реформы местного управления. Их цель — переложить на органы местного управления расходы по сбору налогов, наладить строгий контроль над доходами:
• 1699 — 1700 гг. — создание Ратуши в Москве и земских изб в городах с целью переложить на них расходы по сбору налогов и пошлин;
• 1708 — 1710 гг. — первая областная реформа: деление страны на восемь губерний с фактически диктаторской властью губернаторов. Создание двухзвенной системы: уезд — губерния;
• 1719 г. — вторая областная реформа, замена двухзвенной системы на трехзвенную: уезд — провинция — губерния
(* Чем была обусловлена необходимость ее проведения?
Ответ: огромные размеры губерний, слишком большие полномочия губернаторов, недостаточная контролируемость их действий.).
Источник