Подскажите, о чем стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке» и кому оно посвящено?
только если можно поподробнее. заранее спасибо
Собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества» , где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте» , «златятся» , «рыжих») .
Появление человека разрушает собачью идиллию:
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.
Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.
Вот оно:
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.. .
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Эти стихи о преданности собаки — матери своим детям, о её безграничной любви к ним, о её готовности ради детей пожертвовать собой. Есенин вырос на селе, он не раз видел подобную картину. Одному из таких случаев и посвящены стихи.
Источник
Что значит покатились глаза собачьи
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в шестой-седьмой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Метафора — скрытое сравнение («месяц скользил»);
сравнение — ( «как от подачки»);
эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), («тонкий»).
Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
В поэзии Есенина есть произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить «Песнь о собаке». Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира. Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении – «Корова».
Взаимоотношения человека с природой передано Некрасовым в поэме «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые — все лишились своего жилища. «Печальные картины», нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастны
. Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Когда же вырубка завершилась, «трупы деревьев недвижно лежали…»
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Ф. И. Тютчев призывает относиться к природе как к живому организму, выступая против представлений о ней как о бездушном механизме:
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык .
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?
10.2. Какова роль метафоры в стихотворении С. Есенина «Песнь о собаке»?
10.1. «Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных. В первой строфе нарисована трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился; подталый). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот. Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревожная нотка: «До вечера она их ласкала…». Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день.
В следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело. А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки. Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окрашенными эмоционально. Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора.
По материалам http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-pesn-o-sobake-esenina/
10.2. В стихотворении С. Есенина «Песнь о собаке» тема взаимоотношений человека и природы раскрывается через создание индивидуально-авторских образов, нарисованных с помощью метафоры. Конечно же, очень яркая метафора содержится в конце стихотворения:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Необыкновенный по силе художественный образ — в нём всё: боль, горе, безнадёжность, вопрос «За что?». При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора.
Таким образом, метафора в стихотворении Сергея Есенина играет важную роль в раскрытии темы и создании художественного образа.
Источник
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Для внеклассного чтения в 5 классе было выбрано стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке», так как оно способствует процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помогает учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививает любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a.esenin._pesn_o_sobake.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Озерницкая ООШ
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Озерницкая ООШ Слободского района
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Урок внеклассного чтения в 5 кл.)
Голубые её глаза,…
Соловьёв её голоса…
- Образовательная – провести детальный анализ стихотворения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения.
- Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
- Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививать любовь к животным.
Оборудование: портрет поэта; выставка книг стихов С. А. Есенина; иллюстрации к его стихам, стихотворение «Песнь о собаке».
Дома учащиеся читали стихотворение и по желанию учили его наизусть.
Слово учителя . Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы проведём с вами анализ стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», которое вы прочитали дома. Я думаю, что оно никого не оставило равнодушным. Наверное, вы плакали вместе с собакой над её горем. Я думаю, что вы никогда не поступите так, как поступил хозяин собаки. Вы согласны со мной?
Дети. Да, нам жалко собаку и её щенков. Мы никогда не поступим так, как поступил хозяин. Мы будем заботиться о братьях наших меньших, ведь они такие беззащитные.
Затем учитель предлагает учащимся по желанию прочитать наизусть стихотворение. После прочтения класс вместе с учителем начинает его анализировать по строфам и по ходу урока заполнять таблицу, которая заранее приготовлена на доске вместе с темой. Это позволит избежать голой умозрительности в разговоре с пятиклассниками и поможет им, ведя по ходу урока записи, наглядно представить себе, как меняется мир есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Яркий, ласковый свет золотого солнца,
освещающий закут. Златящиеся рогожи.
Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)
— Ребята, какое значение придаёт поэт такому, казалось бы, маловажному событию, как рождение щенков?
— Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. Мир как бы замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней. А само число семь, как известно по сказкам, является счастливым.
— Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят- всё это подчёркивает высоту происшедшего.
— Рождение- это всегда торжество сил света, тепла, плодородия.
— Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. Об этом говорит плодородная символика ржи: «ржаной закут», в котором ощенилась собака.
До вечера она их ласкала,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.
Постепенное уменьшение света Лёгкое шуршанье, (день переходит в вечер). Белый ласковое журчание воды.
снег тает, превращаясь в
— Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы «приглушил» яркий свой свет, давая счастливой матери насладиться в одиночестве своим материнством. Почему поэт обращает наше внимание на такую поэтическую деталь, как «тёплый живот» собаки?
— Отдыхает счастливая мать-собака от пережитых страданий. Всё позади, выносила она в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.
А вечером, когда куры
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Тьма, мрак (вечер), Куры молчат. Шаги хозяина.
— «А вечером…» — наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество над миром силы мрака. Быстры и деловиты действия вошедшего («вышел», «поклал») хозяина – «хмурого», подобного туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоёванное солнце. «Рыжие», как солнце щенята, брошены в тёмный, душный мешок. Мир молчит. Может, от сознания своей вины или стыда за свою беспомощность? Как вы думаете, ребята?
— Да, мы согласны с таким выводом.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
Белый цвет сугробов. Шорохи, дыхание собаки.
Стальной отлив воды
— Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события?
— Всё происходящее здесь показано глазами собаки, и она не успела увидеть гибель своих детей.
— Случившееся было непредсказуемым для собаки, она даже не успела понять, что произошло.
— Однако «долго, долго» дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывавшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как погибли щенята?
— Может быть, Есенин не рассказал нам об этом, чтобы люди не знали даже, как это делается, чтобы не совершали сами такого зла.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из щенков.
На тёмном небе – месяц Негромкие. Может, собака
(может быть, рыжий, как прислушивается, замерла
часто бывает в есенинских в ожидании подтверждения
стихах: «рыжий месяц своей догадки?
— Что позволило собаке принять месяц за своего щенка, будто бы оставшегося в живых?
— То, о чём уже говорилось: цвет.
— Форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
Синий цвет небесной выси. Скулящий (здесь важно
(Синий – сияющий, вместо слово «звонко», чуть
былой черноты!) позже остановимся на нём)
Блеск (золотистый? серебристый?) голос собаки.
скользнувшего за холм месяца. Затем внезапное
Чернота, наступившая после разочарованное молчание.
— На некоторое время мир обрёл звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение сияние. Но обманул, «скрылся» месяц – солнце не нашего мира, мира нежити и покойников.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Белый цвет снега, поглотивший Возможно, тонкий звук
падающие в него «золотые» падающих «золотых
Чернота, мрак нависшей Но снег заглушает его.
над землёй ночи.
— Теперь становится понятно звучавшее ранее «звонко». На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.
А теперь подведём итог нашим раздумьям. Как же реагирует мир на то, что произошло в нём?
— Мы видим удивительную торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения.
— Ещё раз с грустью уверяемся, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет; как молчит он, стыдясь своей беспомощности перед силами зла.
— Какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь.
— В чёрно-белое беззвучие погрузился мир. У древних славян белый снег – смертное покрывало земли зимой.
— А сейчас, ребята, поговорим об удивительном образе стихотворения — «золотых звёздах»…
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Как же понять эти строки?
— Среди поверий наших предков есть такое утверждение, что звёзды, горящие на небе, — души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек…
— Но при чём тут тогда собака?
— В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.
— Я совершенно с вами, ребята, согласна. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Всё от древа». О каком древе идёт речь?
— Да, действительно, существует древо жизни. Это прародитель всего сущего на земле.
— Вы правы, ребята. Если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди,- то горе собаки, потерявшей своих щенков,- это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.
Ребята, мы с вами проанализировали стихотворение по строфам, и я предлагаю вам раскрасить таблицу. Это сделает картину мира стихотворения ещё более ощутимой, зримой.
Источник