Применение метода проектов на уроках технологии
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблему). Потребность в проектной деятельности существует во всех сферах: дом, школа, отдых, бизнес и т.д. Сфера применения определяет тему проекта и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, Интернет, специальные каталоги и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную (лучшую) идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и возможность эффективного применения. szalunki stropowe aluminiowe, w i
Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап в «Технологии» является центральным, основополагающим, системообразующим, организующим продуктивную деятельность, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. При оценке результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное — строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах. [2, 80]
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.
Основой обучения является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.
Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти возможности, позволяя сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.[10, 61]
В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда у школьников развиваются определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.
Внеурочные мероприятия также могут входить в структуру организации проектной деятельности, например олимпиады школьников по «Технологии» в виде конкурса творческих проектов как заключительный и обобщающий этап технологической подготовки. Они проходят как праздник мастерства и творчества.[14,92]
Вывод по главе: таким образом можно сделать вывод, что под методом проектов понимается дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих, взависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.
Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социум .
Индивидуальность в образовательном пространстве
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его р .
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. В педагогических работах, посвящё .
Источник
Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до
Валентина Беспалова
Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до
«Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ
в свете требований ФГОС ДО»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
В. А Сухомлинский
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
ФГОС ДО определяет познавательно-исследовательскую деятельность, общение, игру как сквозные механизмы развития ребенка.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывается следующим образом:
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)
Цели и задачи познавательной-исследовательской деятельности:
развитие познавательных интересов детей;
расширение опыта ориентировки в окружающем;
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
А в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
В соответствии с учебным планом нашего ДОУ познавательно – исследовательская деятельность реализуется в подготовительной группе 1 раз неделю в первой половине дня в форме образовательной деятельности, в старшей группе 1 раз неделю в первой половине дня в совместной деятельности, во всех остальных группах опытно – экспериментальная деятельность проводится 1 раз неделю в первой половине дня в форме совместной деятельности.
Структура детского исследованиявключает в себя следующие конкретные этапы:
— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
— целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
— выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
— проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
— анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
постановка и решение вопросов проблемного характера;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
трудовые поручения, действия.
В соответствии с образовательной программой мы разрабатываем систему познавательных задач, которые ставим перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач мы считаем создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
Характеристика этапов процесса познания:
Младший дошкольный возраст
С первой младшей группы (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Во второй младшей группе (3–4 года) опытно – экспериментальная деятельность усложняется. Развивается ориентировочно – исследовательская деятельность: найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.
Возраст 5 – 6 лет
Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста дает возможность планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. У старшего дошкольника появляется способность к волевым действиям.Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.
Так как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, в наших группах созданы центры экспериментирования, где дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Оборудование центра экспериментирования:
схемы, таблицы, инструкции-картинки, модели с алгоритмами выполнения опытов;
различные приборы: зеркало, лупы, увеличительные стекла, прозрачные и цветные стекла, магниты, микроскопы,
измерительные приборы: весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
природные материалы: листья, песок, семена, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, шишки, желуди, скорлупа орехов, семена, почва разных видов и др. ;
серии картин с изображением природных сообществ;
разнообразные сосуды из различных материалов;
медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, шпатели, деревянные палочки, резиновые груши;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки пластмассы, пробки и т. д. ;
коллекции тканей и бумаги;
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки, клеёнки;
прочие материалы: воздушные шары, свечи, фонарики, масло, мука, соль, сахар, сода, фасоль, манка и другие крупы, макароны, зубочистки, коктейльные трубочки, ватные палочки, ватные диски, ветродуи, губки, мыльные пузыри, ведёрки, формочки, лопатки, грабельки, подносы, тарелочки, снеголепы, нитки, целлофановые пакеты, песочные наборы, фольга, «Волшебный мешочек»;
бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, шерсти, разной бумаги;
игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
сито, воронки, марля, сетка, лейки, брызгалки, черпаки, сачки, деревянные катушки из — под ниток, камушки «Марблс»;
половинки мыльниц, формы для льда;
карточки-подсказки (разрешающие — запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
писчие принадлежности для фиксации результатов.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности:
как наблюдение и труд.
развитие речи. Это хорошо прослеживается при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Изодеятельность: изобразительные способности точнее отображают результат эксперимента.
ФЭМП: Во время проведения опытов дети считают, измеряют, сравнивают, определяют форму и размеры и т. д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, помогает расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
из опыта работы на тему
«Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ
в свете требований ФГОС ДО»
Источник