Что значит поговорка что посеешь то пожнешь

Что посеешь то и пожнешь, смысл пословицы

Примеры употребления пословицы

На эту пословицу каждый человек может привести массу примеров как личных, так и своих близких и знакомых.

В прямо м же значении пословица означает, что если посеять хорошие семена, то обязательно получишь хороший урожай. В этом смысле этой пословицей тоже стоит пользоваться. Ведь нам хочется получить как можно лучший урожай на огороде, чтобы сделать заготовки на зиму. Ведь зимой тоже нужны витамины.

Кроме того, об этом не стоит забывать всем руководителям колхозов и совхозов, которые ответственны за то, что вырастет в течении лета. Ведь все эти продукты будут тем, над чем все лето работали люди деревень. Они ждут хорошего урожая в ответ на свои вложенные силы.

Так что задумайтесь. В нашей жизни все возвращается бумерангом.

Бумеранг – это то, чего некоторые люди ждут, а некоторые бояться. Нужно приложить все усилия, чтобы бумеранг был долгожданным для каждого человека, населяющего нашу планету. Если каждый человек будет делать добрые поступки, весь мир станет намного добрее.

Видео

Лопухин А.П

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться (по-русски, не точно: «поругаться» — в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.

Читайте также:  Что значит сеялка пропашная

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

Блж. Феофилакт Болгарский

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную

Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он, хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратой на духовное, он говорит; если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собой губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело. Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет

Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться (по-русски, не точно: «поругаться» — в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

предыдущий стих к тексту Писания следующий стих содержание

Источник

Смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь»

Пословицы о действиях и их последствиях всегда выразительны. Но самым доходчивым, пожалуй, можно назвать выражение «Что посеешь, то и пожнёшь».

Эта истина постигается, так сказать, всем животом. Не правда ли?

Значение пословицы

«Что посеешь, то и пожнёшь» значит «Как поработаешь, такой и результат получишь». Если бросить в землю семя, оно прорастёт, станет колосом, даст зерно. Если посадить дерево, оно со временем порадует плодами.

Если научить ребёнка уважать взрослых, он станет утешением матери и отцу. У всего на свете есть последствия – как добрые, так и дурные. Именно поэтому каждое наше действие должно быть обдуманным.

Выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» употребляется, когда речь идёт о воспитании детей. Родители колотят и обзывают ребёнка, чтобы он рос добрым и вежливым, но, впитывая агрессию взрослых, малыш не научится доброте. Рано или поздно он ответит жестокостью.

Мы сами создаём свою реальность, надо только вовремя дать себе в этом отчёт.

Происхождение выражения

Пословица относится к тому классу идиом, история которых связана с житейской практикой наших предков. Основой жизни крестьянина было земледелие.

Земледельческий цикл обеспечивал незыблемость бытового уклада. Сравнение с севом и жатвой – это форма философского иносказания, понятная каждому. Кстати, образы поля, жатвы, зерна характерны для Нового Завета, повествующего о жизни духа.

Именно поэтому выражение «Что посеешь, то и пожнёшь» следует понимать как в прямом, так и в переносном смысле.

Синонимы

Люди во всём мире осознают связь между действием и результатом. Мы находим синонимичные пословицы во многих языках:

  • Как посеешь, так и косить будешь (англ.);
  • Из хорошего семени – хороший урожай (нем.);
  • Посадишь дыню – получишь дыню, посадишь бобы – получишь бобы (кит);
  • Как аукнется — так и откликнется;
  • Как потопаешь, так и полопаешь (рус.).

Так что гадать о будущем – дело пустое. Нужно сажать свой сад в настоящем. Кстати, где у нас календарь посадок на текущий год?

Тест на знание пословиц

Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.

Источник

«Что посеешь, то и пожнешь»: значение пословицы

Всем известны пословицы: что посеешь, то и пожнешь; посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь ветер, пожнешь бурю. Смысл этих крылатых выражений понятен даже школьникам младших классов. Казалось бы, все очень просто. То, что человек посылает в мир, возвращается к нему в том же виде или качестве. Но откуда возникло само выражение?

Ветхий завет

Интересна и необычна пословица «что посеешь, то и пожнешь». Значение ее нужно искать в древнехристианских писаниях. Вот выражение из Ветхого Завета: «Кто сеет ветер, пожнет бурю». В нем пророк Осия обличает народ Израиля в неправедной жизни. В одной из глав он сообщает неправедным израильтянам о бедах, которые обрушатся на них из-за нарушения законов Божьих.

Вам будет интересно: Бардак: это что означает?

Пророк произнес те слова, которые впоследствии превратились во фразеологизм. Он сказал израильтянам, что напрасно они сеют ветер. Кто делает это, тот пожинает бурю. И хлеба у них не будет. Ведь зерно муки не даст. А если и получиться мука, то хлеб из нее съедят враги.

Ветер – это пустота, а буря – разрушение. То, что у евреев не будет урожая, означало, что все их начинания пойдут им во вред. А врагам израильского народа – на пользу. За нарушение религиозных законов они должны были быть уничтожены. Значение «что посеешь, то и пожнешь» близко к толкованию пословицы «посеешь ветер – пожнешь бурю».

Библия

Пословицы являются малой поэтической формой и уходят корнями во времена зарождения народной мудрости и религий. Более близкое к нам значение «что посеешь, то и пожнешь» нашлось в Библии. В изречении из Послания к Галатам говорится: «те, кто живут интересами плоти своей, получают тлен, а живущие духовными практиками – жизнь вечную». И вот здесь уже без пояснений не обойтись.

Что Апостол Павел хотел сказать? В дополнение к вышесказанному, в Библии есть еще такие строки: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. » Означает оно то, что законы бога неизменны. Независимо от того, сколько времени прошло, ни один закон Божий не изменился. Согласно этому, есть неизменные понятия праведной и неправедной жизни. Значит для тех, кто предается мирским утехам и не занимается саморазвитием, уготовано тление. Тех же, кто не поддается низменным потребностям, а уделяет время духовному развитию, ждет вечная жизнь.

Любовь к трактованию

Человеческая природа такова, что любое мудрое изречение со временем начинает обрастать все новыми и новыми толкованиями. В ходе истории человечества возникают аспекты жизни, к которым применяется та или иная мудрая мысль. Приобретая причудливые формы, изначальные варианты крылатых выражений не распознаются.

Так, значение поговорки «что посеешь то и пожнешь» в наши дни истолковывается исключительно с точки зрения межличностных отношений. Выражение утратило свою религиозную основу, но приобрело магический оттенок. По мнению многих, если постоянно творить злые дела, то от высших сил (не обязательно от Бога) последует наказание при жизни. И наоборот – за хорошие дела можно получить вознаграждение в виде земных благ или душевного покоя.

Пословицы, близкие по смыслу

Использование в литературе архисюжетов порождает наибольший отклик в сердцах людей. Это доказывает постоянство законов, прописанных в священных писаниях. На основе библейских сюжетов появилось немало произведений в различных формах и жанрах. Не обошло это явление и малую форму народного творчества. Есть в русском языке фразеологизмы, подобные пословице «что посеешь, то и пожнешь». Значение их имеет общие корни:

  • отольются кошке мышкины слезки;
  • не рой соседу яму, сам попадешься;
  • куда иголка, туда и нить.

Источник

Что посеял то и пожнешь

(значение) — 1) Человек сам определяет свое будущее; 2) Если подготовился к чему-либо основательно, то все будет в порядке, а если нет, то сам и виноват (русская пословица).

— собирать урожай ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 ).

Буквальный смысл пословицы — то что ты посеешь, то и соберешь в качестве урожая.

— Что посеешь, то и пожнешь.

— Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

«Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь. Что смолотишь, то и смелешь. Что смелешь, то и съешь».

Первоисточник этого выражения — Библия , Послание к Галатам (глава 6, стр. 7 – 10):

«7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».

✍ Примеры

«А пока я обивала пороги кабинетов миграционной службы, я заметила, что в коридорах сидят одни азербайджанцы, и ни одного русского. Они заходили в кабинеты по одному, а выходили уже с документами на оформление. У этих людей были деньги. Так что, само государство, власть необдуманной политикой создали межнациональную проблему. Как говорится, «кто платит, тот заказывает музыку». Что посеяли в 90-х годах, пожинаем сейчас.«.

Стивен Кинг

«Зелёная миля» (1996 г.), перевод – Виктор Вебер, Дмитрий Вебер, ч. 3, гл. 8:

«В этой жизни ты пожинаешь то, что посеял, хотелось мне сказать ему, но потом я решил, что для нравоучений время, возможно, не самое удачное.»

«Письмо» (1887 г.) — мужчина говорит другому про того непутевого сына:

«Что же ты хочешь? Этого следовало ожидать! Я всегда знал и был уверен, что из твоего Петра ничего путного не выйдет! Говорил я тебе и говорю. Что посеял, то и пожинай теперь! Пожинай!

— Да что же я посеял, о. Федор? — тихо спросил дьякон, глядя снизу вверх на благочинного.

— А кто же виноват, как не ты? Ты родитель, твое чадо! Ты должен был наставлять, внушать страх божий.»

«Моя жизнь» (1896 г.) — отец говорил сыну:

«- Что ж? — вздохнул отец, снимая очки и кладя их на стол. — Что посеешь, то и пожнешь. Что посеешь, — повторил он, вставая из-за стола, — то и пожнешь. Я прошу тебя вспомнить, как два года назад ты пришел ко мне, и вот на этом самом месте я просил тебя, умолял оставить свои заблуждения, напоминал тебе о долге, чести и о твоих обязанностях по отношению к предкам, традиции которых мы должны свято хранить.»

Басня «Волк и Кот» (1830 г.) — за волком гонятся охотники. Он спрашивает у кота, кто из мужиков подобрее, чтобы обратиться к тому за кровом. Кот начинает перечислять добрых мужиков, но оказывается, что у каждого из них волк когда-то задрал скотину:

«Нет, в наших мужичках не столько мало толку,

Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы, — сам себя вини:

«Фауст» (перевод Б. Пастернака)

«Где ты был в тот миг, в ту пору,

Источник

«Что посеешь, то и пожнёшь»…

«Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Гал. 6: 7-10).

Все наши поступки добрые и злые не проходят бесследно ни для нас, ни для других людей. Всё возвращается нам в этом веке или будущем. И в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Пословица. Господь говорит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 37-38). Человек делающий добро, помогающий другим, милостивый, получает много добра в этой жизни и в жизни будущего века. Человек, делающий добро, сеет в дух. Тем, кто помогает другим, помогает Бог: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь. Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго. Господь да поможет eму на одре болезни eго: все ложе eго обратил еси в болезни eго.» (Псалом 40: 1-3). А если человек, делающий добро, не получает в ответ добра в этой жизни, то это ещё лучше, значит он получит воздаяние в вечности за свои добрые дела, потому что у Бога ничего не забывается, и Он воздаст каждому по делам его; «яко Ты воздаси комуждо по делом eго.» (Псалом 61: 12). Господь Иисус Христос здесь на земле сделал много добра: исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, приводил людей к покаянию, кормил голодных, во всём был послушен Отцу, но от людей благодарности, в основном, не получал: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10: 32). И потом иудеи предали Его на распятие. Но Господь Иисус Христос вознёсся в славе и является Судиёй живых и мёртвых; «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.» (Фил. 2: 8-11). Вот поучительная притча о том, как добро, сделанное нами, возвращается нам, а жадность наказывается. «Пришел как-то в одно село старичок-странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду и утварь, и еду. Все давала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула. Только ушел старичок-странник, как случился в том селе страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул все, что ему дали. Первой хозяйке все ее добро отдал, а жадной достался только ее дырявый, как решето, платок. Не так ли и Бог когда-нибудь всех нас рассудит?» «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40).

И, напротив, злые дела, которые делает человек, оборачиваются ему злом. Например, когда человек таит на кого-то злобу, не прощает, — это тоже является злом. Господь говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15). Когда человек делает зло другому, то он делает зло себе, потому что ему оно вернётся в этой жизни или после перехода в иной мир. «Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет.» (Псалом 7: 14-16). Есть и народная пословица: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.» «Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу.» (Псалом 10: 5). Когда человек в этом мире наказывается за зло, это лучше для него, и может привести его к покаянию, чем, когда наказывается после перехода в мир иной, где нет покаяния, и никакие муки здесь на земле не сравнятся с муками в аду. Апостол Павел говорит: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.» (1-е Кор. 5: 3-5). Вот одна поучительная притча, как зло может вернуться человеку. «Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог ее взять. Каждый день, когда женщина клала лепешку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении. Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!» и продолжал свой путь. Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?» И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим. «Я избавлюсь от этого противного горбуна!», сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку. Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. «Что же я делаю?» — подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник. Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: «Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!» и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях. В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде. «Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он». Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!».

Поэтому надо избегать делать зло, но делать, как можно больше добра. «Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и.» (Псалом 33: 14). Надо делать, как можно больше добра, пока есть время, чтобы свет наш светил перед людьми, нужно собирать нетленное сокровище на небесах. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.» (Тит 2: 11-14). Мы должны приносить добрые плоды. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.» (Лк. 6: 43-44). «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф. 2: 10). Когда человек делает добро, даёт милостыню, то Господь даёт ему Свою благодать и средства делать добро. «Да не оскудеет рука дающего». И потом, каждый человек не без греха. А чтобы Господь был милостив к нам, надо быть милостивыми к другим людям, поступать со всеми по любви, чтобы Господь простил нам грехи: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.» (1-е Петра 4: 8). «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.» (Иак. 2: 13).

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21).

«При сём скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силён обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.» (2-е Кор. 9: 6-11).

Источник

Оцените статью