Что значит подобрать признак

Русский язык. «Связь слов-признаков со словами-предметами»

Тема: Связь слов-признаков со словами-предметами.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Цель: развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки.

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать умение распознавать имена прилагательные в речи;
    • ставить вопросы к именам прилагательным;
    • продолжить работу по подбору слов-признаков к словам-предметам;
    • закрепить знания о словах-признаках.
  • Развивающие:
    • употреблять имена прилагательные в речи;
    • усилить внимание к лексическому значению слова и его употреблению в речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», интерактивная доска, «светофорчики», карточки для индивидуальной работы, цветок-схема.

Планируемые результаты:

  • Результат по содержанию (учащиеся должны знать):
    • вопросы, на которые отвечают слова-признаки;
    • от какого слова зависят слова-признаки и что они обозначают;
  • Результат по способу работы (учащиеся должны уметь):
    • находить слова-признаки в речи;
    • ставить вопросы от слов-предметов к словам-признакам;
    • подбирать к словам-предметам слова-признаки.

I. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжка и тетрадка?

II. Чистописание

– Сегодня 24 октября, проверьте в тетрадях запись. (Двадцать четвёртое октября. Классная работа.)
– Начинаем урок с минутки чистописания.
– Посмотрите буквы, которые мы будем прописывать.
– Что у них общего? (Элемент – овал)
– Из каких элементов состоит буква б? (Овал и наклонная прямая с закруглением вправо)
– Найдите закономерность и продолжите ряд.

б о бб о ббб о бббб о ббббб об

– Возьмите зелёную ручку и подчеркните в первой строчке букву б, которая у вас написана правильно и красиво. А пригодится нам, правильно и красиво написанная буква «б» в следующем задании.

III. Словарно-орфографическая работа

пфбктхешсрчёшзца

– Посмотрите ребус. Если мы его разгадаем, то узнаем новое словарное слово. Буквы, которые обозначают глухие согласные, нужно убрать. Приготовьте светофорчики: если букву оставляем, то вы мне показываете зелёный свет.
– Какое слово получили? (Берёза)
– Что обозначает это слово?
– Берёза – это лиственное дерево с белой корой. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА.
– Как вы думаете, какую безударную гласную нужно писать в слове берёза? Почему?
– Запишите новое словарное слово в словарики. Напишите букву б правильно и красиво, как вначале урока на минутке чистописания.
– Составьте предложение со словом берёза.
– Прочитайте предложение, записанное на доске.

Люблю б. рёзу русскую.

– Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенную букву и подчеркните знакомые орфограммы.
– Ребята, а что обозначает слово берёза? (Предмет)
– Для того чтобы наша речь была красочной и выразительной сегодня мы продолжим подбирать слова-признаки к словам-предметам. А поможет нам в этом волшебный цветок. Если мы будем правильно выполнять задание, то он будет открывать нам свои волшебные лепестки.
– Ребята, а кто знает продолжение этого стихотворения?
– Какими словами автор называет березу?
– Как мы называем эти слова? (Слова-признаки)
– Посмотрите внимательно на предложение ещё раз. Есть ли в этом предложении слово-признак? (Русская)
– От какого слова зависит слово «русская»
– Задайте вопрос от слова-предмета к слову русская.
– Что обозначает слово русская? (Признак)
– Признак чего? (Предмета)

Вывод: Значит, слова-признаки обозначают признак-предмета

IV. Работа по картине

– С каким словарным словом мы познакомились? (Берёза)
– Посмотрите, как известный художник Исаак Ильич Левитан изобразил берёзы на своей картине.
– В какое время года изображены берёзы на картине? (Осень)
– Какая осень нарисована на картине? (Ранняя)
– Какие признаки говорят о том, что осень именно ранняя? (На деревьях ещё не опали листья, трава не завяла, река не покрыта льдом, небо голубое)
– Каким ещё словом-признаком можно назвать раннюю осень? (Золотая)
– Эта картина именно так и называется «Золотая осень». Запишем в тетради слово осень и слова-признаки, которыми её можно охарактеризовать.
Осень (какая?) ранняя, золотая.
– Подчеркните слова-признаки.
– Какие слова подчеркнули? Какой линией?
– А сейчас попробуйте сами подобрать слова-признаки к словам, записанным на доске.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Небо ( ?) Лес ( ?) Деревья ( ?)

По одному ученику у доски.

– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом небо? (Какое?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Голубое, серое, красивое)
– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом лес? (Какой?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Лиственный, красивый, далёкий)
– На какой вопрос отвечает слово-признак, связанное со словом деревья? (Какие?)
– Какие слова-признаки подобрали? (Разноцветные, красивые, осенние)

Вывод:

– Что обозначают слова-признаки? (Признак предмета)
– На какие вопросы могут отвечать слова-признаки?

Физкультминутка

Осторожно ветер Руки вверх и махи
За калитку вышел, вправо-влево.
Постучал в окошко, Постучать кулачками по парте
Пробежал по крыше, Перебирать пальчиками по парте

Покачал тихонько Руки вверх и махи
Ветками черёмух, вправо-влево.
Пожурил за что-то Кулачки
Воробьёв знакомых. Пальчики

И, расправив гордо Руки согнуты в стороны
Молодые крылья, Махи руками
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

V. Закрепление знаний

Работа по учебнику («Дидактический материал» стр. 24, № 46)

– Прочитайте задание.
– Послушайте, каким станет текст без слов-признаков.
(Читает учитель)
– Что произошло с текстом?

Вывод: без слов-признаков текст становится невыразительным, некрасивым. Слова-признаки делают нашу речь богатой и красивой.
– Выпишите из первого предложения слово-предмет и 3 слова-признака, которые вам кажутся более красивыми, более точно описывают осеннюю листву.

Листву (какую?) золотую, пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую, белую.

– Назовите главное слово. (Листву)
– Что обозначает слово листва? (Предмет)
– Какие слова зависят от главного слова? (Слова-признаки)
– Подчеркните их.

Вывод: От какого слова зависят слова-признаки.

– Справились мы и с этим заданием, и цветок открывает нам свой волшебный лепесток.

VI. Работа с текстом

Прочитайте текст. Каких слов в нем не хватает? (Слов-признаков)
Пришла _______ осень. Дует _______ ветер. ________ тучи затянули ________ небо.
Серое, холодная, сильный, тяжёлые
– Запишите текст, вставляя подходящие слова-признаки из тех, что даны внизу.

Вывод: Какие слова вставляли в текст? (Слова-признаки)
– Каким стал текст? (Более выразительным, красивым, богатым)
– Для чего нужны слова-признаки?

VII. Самостоятельная работа по карточкам

– Сейчас вы сами попробуете побыть учителями и оценить свои силы. У вас 2 карточки: второй уровень для тех, кто уверен в себе и очень хорошо понял эту тему, а первый уровень для тех детей, которым ещё нужна тренировка.

Напишите слово-предмет и подберите к нему подходящее слово-признак. В скобках напишите вопрос.

___________ ( ?)________________ .
_____________ ( ?)________________.

Вставить в текст, подходящие по смыслу слова-признаки.

С деревьев облетели __________ листья. ________ птицы стаями подались в ___________ края.

Проверка: интерактивная доска.

VIII. Домашнее задание

– Дома составьте устно рассказ-описание любого дерева в осенний период, применяя как можно больше слов-признаков.

IX. Итог урока

– О каких словах мы сегодня говорили?
– Что обозначают слова-признаки?
– От какого слова зависят слова-признаки?
– На какие вопросы они отвечают?
– Молодцы, мы сегодня хорошо поработали, и цветок открывает нам тайну: слова-признаки по-другому называются имена прилагательные.

– А если бы вы были художниками, чтобы вы дорисовали к цветку?
– Какие стебель и листик? (По цвету)

Источник

Значение слова «признак»

ПРИ́ЗНАК, -а, м. Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-л. Признаки отравления. Признаки болезни.Я ехал долго, не встречая признаков жилья. Пушкин, Путешествие в Арзрум. Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления. Это был, по всем признакам, избалованный камердинер молодого, богатого барина. Тургенев, Свидание. Инструктор думал о том, что снежные зимы — признак урожая. Четвериков, Зарницы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • При́знак в математике, логике — достаточное условие для принадлежности объекта некоторому классу. В менее строгих науках слово «признак» употребляется, как описание фактов, позволяющих (согласно существующей теории и тому подобное) сделать вывод о наличии интересующего явления.

ПРИ’ЗНАК, а, м. Та сторона в предмете или явлении, по к-рой его можно узнать, определить или описать, к-рая служит его приметой, знаком. Основной признак различия между классами — их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства. Ленин. Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства. Чернышевский. Признаки делимости (т. е. такие, по к-рым можно узнать, что число делится без остатка на другое; мат.). Обнаруживать признаки нетерпения. В лесу не было никаких признаков жилья. Раненый не подавал признаков жизни.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

при́знак

1. особенность, по которой можно узнать, определить что-либо ◆ В 1920-1930-е годы старые вещи уничтожаются как чуждые советскому строю и идеологии, как «признак обывательщины». Лариса Шпаковская, «Старые вещи. Ценность: между государством и обществом» (2004) // «Неприкосновенный запас», 15.01.2004 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: скрежетание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Слова-признаки

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 19.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 19.

Во 2 классе вы уже знаете, что у каждого слова есть значение. Слова называют предметы, явления, лица, действия. У всего этого есть признаки. Нам мало знать, что растёт цветок, хочется понять какой он: маленький или большой, синий или красный. Если мы говорим о погоде, то тоже характеризуем её: хорошая, ненастная, ветреная. В русском языке такие слова называют словами-признаками. Ещё они называются прилагательными.

Вопросы, на которые отвечают слова-признаки

Если мы говорим о признаке предмета, то от слова, его называющего, задаём вопрос: мышка (какая?) серая, настроение (какое?) весёлое, урок (какой?) интересный, ученики (какие?) умные. Обратите внимание: во всех примерах вопросы у нас получились разные. Потому что слова, от которых задавался вопрос, употреблены в разных формах числа и рода. Если мышка одна, то и вопрос ед. ч. — какая?

Признаки слов-признаков

Чаще такие слова называют прилагательными. Их основное значение — указывать на признаки слова, которое они характеризуют.

У прилагательных есть характеристики. Они непостоянные, что значит, что этот признак будет меняться в зависимости от слова, от которого задаётся вопрос. Красивая (ж. р.) ваза, красивый (м. р.) пиджак, красивые (мн. ч.) листья. Одно и то же слово может употребляться в том числе и роде, которое требует существительное.

Такие характеристики называются морфологическими признаками. У каждой части речи они свои. А правильное сочетание прилагательного и существительного в речи изучает раздел языка под названием грамматика.

Прилагательные употребляются в той же форме, что и существительные. То есть ставятся в тот же род и число, чтобы наша речь была красивой. Школьник (м. р., ед. ч.) старательный, тетради (мн. ч.) новые.

Слова-признаки помогают нам сравнивать предметы между собой. Если качество выражается в большей или меньшей степени мы говорим: высочайшая гора — самая высокая гора; мельчайшая частица — самая мелкая частица. Когда мы с помощью прилагательных сравниваем что-то, такой признак называется степенью сравнения.

Употребление слов-признаков

Основные признаки, которые характеризуют прилагательные:

  • размер: маленькая собака;
  • цвет: белый снег;
  • форму: круглый стул;
  • материал: шерстяной свитер;
  • принадлежность: кошачий корм;
  • температуру: горячий чай.

Прилагательные делают нашу речь красивее, яснее, разнообразнее. Любое объяснение станет понятнее, если описать признаки. Представьте, друг скажет просто: игра, — вы потребуете уточнить, какая: компьютерная, спортивная, новая, скучная. Хотя, что такое игра, вы прекрасно знаете, без признаков бывает сложно понять друг друга.

По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают третье место, после существительного и глагола. В любой ситуации наш мозг стремится не просто назвать предмет, но оценить его, описать качества.

Что мы узнали?

Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?. Характеризуют предмет, явление, человека. Употребляются в форме рода и числа существительного, к которому относятся. Помогают сделать речь красивее.

Источник

Читайте также:  Математика что значит цифра над корнем
Оцените статью