Сигналы пограничных кораблей для остановки невоенных судов
Сигналы пограничных кораблей для остановки невоенных судов в территориальных и внутренних водах.
Сигнал об остановке невоенных судов в территориальных и внутренних водах пограничные корабли дают:
днем — поднятием на мачте сигнала (Лима) по Международному своду сигналов;
ночью — включением на мачте двух зеленых огней, расположенных по вертикали.
Судно, которому дан сигнал, обязано остановиться и может продолжать движение лишь по получении на это разрешения от пограничного корабля, его остановившего.
Отличительные знаки кораблей или береговых постов службы предупреждения
Такими знаками являются:
а) днем — треугольный синий флаг;
б) ночью — три синих огня, расположенных по вертикали, поднимаемые на гафеле.
Если вход или плавание в данном районе закрыты, корабль, брандвахта или береговой пост, несущие службу предупреждения, в дополнение к отличительным знакам, указанным выше, поднимают:
а) днем — три черных шара, расположенные по вертикали;
б) ночью — три красных огня, расположенные по вертикали.
Расхождение с кораблями ВМФ
При встречах советских судов гражданских ведомств с кораблями ВМФ СССР надлежит руководствоваться следующим:
1. Суда гражданских ведомств обязаны не прорезать строя соединений военных кораблей, уступать дорогу соединениям и отдельным кораблям, производящим специальные упражнения или стрельбы. В этих случаях военные корабли обязаны предупредить гражданские суда соответствующими сигналами по Международному своду сигналов.
2. Расхождение с одиночными военными кораблями, не занятыми проведением специальных упражнений, производится в соответствии с МППСС — 72.
3. Ночью для обозначения военных кораблей при встрече с судами первые при необходимости включают на видном месте два огня: верхний — белый, нижний — красный (гафельные), видимые по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.
Источник
Флаги международного свода сигналов
Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот свод. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов.
Символ | Название (лат.) | Название (рус.) | Сигнальный флаг | Код Морзе | Значение сигнала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Code Pennant | Вымпел свода | Вымпел свода и ответный вымпел | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
A | Alpha | Альфа | .- | «У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B | Bravo | Браво | -… | «Я загружаюсь, или разгружаюсь, или имею на борту опасный груз» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C | Charlie | Чарли | -.-. | «Положительный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме» (утвердительный) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
D | Delta | Дельта | -.. | «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
E | Echo | Эхо | . | «Поворачиваю вправо» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
F | Foxtrot | Фокстрот | ..-. | «Я потерял управление и возможность связи» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
G | Golf | Гольф | —. | «Мне нужен лоцман» «Сигнал Golf для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, я выбираю сети» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
H | Hotel | Хоутел | …. | «У меня на борту лоцман» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | India | Индия | .. | «Поворачиваю влево» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
J | Juliet | Джульет | .— | «У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
K | Kilo | Кило | -.- | «Я хочу связяться с вами. Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь: K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками; K3 усилительным устройством (мегафоном); K4 светосигнальным устройством; K5 звукосигнальным устройством; K6 флагами Международного свода сигналов; K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц; K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц; K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.» Источник Что значит поднять лимуКартинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС
В тексте использованы материалы книги Д.Фоли «Энциклопедия знаков и символов» В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Дабы было понятно, что на мачте поднят сигнал «по Попхэму», ряд флагов предварял т.н. «телеграфный флаг» — дигонально разделенный на красный и белый треугольники. Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций» (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations). Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854). Некоторое время во флотах разных стран использовалась система сигналов Рейнольда. Она разработана французским офицером Шарлем Рейнольдом де Шованси (Charles REYNOLD de CHAUVANCY) в 1845 году поначалу для использования в пределах острова Реюньон, между портами Сен-Дени и Сен-Поль. Существовавшую до него систему передачи информации между портами (использовались цветные шары и флаги разных цветов) критиковали за то, что было сложно иногда с большой дистанции определить цвет флага или шара. Поэтому Рейнольд стал использовать сигналы из трех предметов: один шар, один флаг и один вымпел одного и того же цвета. Когда все три предмета были одноцветными, снижалась вероятность ошибки в дешифровке сигнала. Успех системы привел к тому, что в 1855 г Рейнольдс расширил ее и для флота. Система Рейнольда была принята 15 нациями: Великобритания, Нидерланды, Сардиния, Швеция, Греция, Неаполь, Бельгия, Пруссия, Норвегия, Уругвай, Гамбург, Ольденбург, Чили, Дания, Австрия. Позже, видимо, и другие нации присоединялись к этому коду. Румыния, Россия и др. В каждой из стран использовались различные флаги. Но была общей система, т.е. использовались цифровой флаг, цифровой вымпел в разных сочетаниях. Общим был только специальный флаг свода — желтый с синей диагональю, на которой помещались три звездочки. Этот флаг означал, что поднятый на мачту сигнал нужно расшифровывать с помощью кода Рейнольда. Во французском флоте для кода Рейнольда использовались цветные флаги существовавшей с начала 19 века системы Фредерика Марриата. В других флотах — свои собственные цифровые флаги. Однако Британия позже занялась разработкой нового свода сигналов. В результате и во Франции код Рейнольда был отменен в 1863 году. Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду. В 1887 году «Система кодовых сигналов. » была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO. international code of signals). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1902-м году к системе сигналов добавились новые флаги для букв A, E, I, O, U, X, Y, Z. Т.е. «буквенных» флагов стало 26 вместо прежних 18-ти. Также в таблицах флагов Медждународного свода в начале века помещались и британский лоцманский флаг (Юнион Джек с белой каймой по 4 сторонам полотнища), а также бело-красный горизонтальный биколор «лоцман на борту». В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. В 1934 году были добавлены 13 новых флагов (треугольные флаги букв C,D,E,F,G стали цифровыми флагами 1-5, а для этих букв разработаны новые прямоугольные флаги, новые флаги сочинены также для цифр 6, 7, 8,9, 0, добавлены заменяющие флаги. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов — МСС-65 или ICOS-69. Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1». Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.
Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте. ) Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего. Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации. Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту. В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы «взлетать» вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним. На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте — на кормовом флагштоке. На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается: На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты. Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба. Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще «забронировано» под флаг страны захода или т.н. «флаг вежливости», т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу. Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага. Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты. На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя. В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз. Источник |