Подданство
Временное пребывание
Трудящийся-мигрант
По́дданство — политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха.
Для науки российского права характерно разделение (сложившееся в результате особенностей языка) понятий «гражданство» и «подданство». Подданство ранее было характерно для большинства государств с монархической формой правления. В настоящее время в подавляющем большинстве монархий в результате проведённой политики ограничения монархии и демократизации общества институт гражданства целиком заменил [источник не указан 98 дней] собой институт подданства. Если, как отмечалось, под подданством понимается связь физического лица с монархом (и, соответственно институтами короны), то под гражданством понимается более широкая связь непосредственно с государством, а не его главой.
В прочих языках указанные термины могут обозначаться одним словом. Так, под английским «citizenship» в зависимости от контекста может пониматься как гражданство, так и подданство. Вместе с тем иностранные языки могут обладать специфическим разделением видов гражданства, отсутствующим в русском языке: например, английское «citizenship» (в большинстве случаев более узкое понятие) и «nationality» (как правило, более широкое понятие). При этом разделение понятий на широкое и узкое не универсально и может объясняться историко-политическими особенностями развития той или иной страны (например, гражданин Великобритании (то есть непосредственно Соединённного Королевства, коронных владений и заморских территорий) — «British citizen», под категорию «British nationals» попадают лица, входящие в категорию «British citizen», граждане государств Содружества и британские подданные; в то же время для широкого термина «гражданство Европейского союза» применяется термин «citizenship»).
Содержание
Британские подданные
Британскими подданными (British subjects) в соответствии с Актом о гражданстве 1981 года признаются определённые категории лиц, не являющихся ни гражданами Великобритании, ни гражданами Содружества.
В англоязычных странах принято разделять понятия «citizenship» и «nationality», то есть просто гражданство и гражданство в более широком смысле. Исторически понятие «citizenship» означало связь с определённой местностью, а «nationality» в целом с государством. В настоящее время для нужд британского права британскими гражданами в узком смысле (British citizens) признаются физические лица, имеющие связь непосредственно с Великобританией, то есть лица, населяющие Великобританию, Норманские острова и остров Мэн, а также британские заморские территории (до 2002 года их население было гражданами Британских заморских территорий, после указанной даты большинство приобрело статус британских граждан, хотя в ряде случаев статус граждан британских заморских территорий сохранился, к примеру, у граждан британской заморской территории Военная база Акротири и Декелия на Кипре). Указанные категории лиц вне зависимости от того проживают ли они на территории Евросоюза (непосредственно Великобритания, а также заморская территория Гибралтар) либо вне его пределов (Нормандские острова, остров Мэн, британские заморские территории, кроме Гибралтара) являются гражданами Евросоюза. Что касается британских граждан в широком смысле (British nationals), то ими признаются как указанные категории лиц (британские граждане в узком смысле), так и граждане британских заморских территорий, а также граждане государств-членов Содружества, граждане Ирландии, находящиеся на службе в государственных органах, учреждениях, организациях Великобритании.
Подданство Российской империи
Российское право до XVIII века не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является российским подданным и кто — иностранцем.
В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным означало креститься в православную веру.
Натурализация российскому праву той эпохи была неизвестна. Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство».
«Вполне очевидно, что, при таких условиях, — указывал В. М. Гессен, — господство в Московской Руси территориального начала (juris soli) при определении подданства фактом рождения является, по самому существу своему, невозможным. Дети, рождённые на территории московского государства от иноземцев, остаются иноземцами до тех пор, пока они остаются иноверцами. Место рождения никакого значения не имеет».
Указ Петра I 1721 г. предусматривал возможность приобретения иностранцами поместий и вотчин не в результате крещения, а путём принесения присяги на «вечное подданство Российскому Государю». Впервые присяга на подданство как способ натурализации получает правовое закрепление в манифесте 1721 г., призывавшем пленных шведов к вступлению в русское подданство. Вступление в подданство должно было быть добровольным, причём вступающий должен был показать, «чем он честно пропитать себя чает». В тексте присяги не было прямого указания на вечный характер подданства. Однако уже сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда… за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать». Текст этот оставался неизменным и в последующих указах: от 8 марта 1762 г. и 6 июля 1793 г. В соответствии с указами от 12 декабря 1796 г. и 18 апреля 1801 г. присягающий, не называя себя рабом, обещал тем не менее «верным, добрым, послушным и вечно подданным с моею фамилией быть». Текст этот перешёл, в конечном счете, и в Свод законов.
Этим же указом были впервые признаны допустимыми смешанные браки также при условии вступления иностранца в вечное подданство России. Это условие было подтверждено указом от 26 августа 1833 г.
Истории русского права известен только один акт, признающий за рождением на русской территории определённое влияние на подданство. Так, согласно ст. 61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. «кто из иностранцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство, а без того их не принимать. Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть». Этот текст полностью воспроизводит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г. Текст этих документов свидетельствует о том, что не само по себе рождение в России, а поступление иностранца на государственную службу влекло за собой приобретение российского подданства.
Как способ натурализации, значение присяги на подданство в XIX в. изменилось. «С прекращением колонизаторской деятельности русского правительства, — указывал В. М. Гессен, — разрывается та связь, какая в предшествующую эпоху существует между присягой на подданство и водворением. С этого времени присяга на подданство становится для иностранцев средством освобождения от тех правоограничений, которые устанавливаются для них в интересах коренного населения. В частности, со времени издания Манифеста 1 января 1807 г., воспрещающего иностранцам, не присягнувшим на вечное подданство, вступление в гильдии, — натурализация, то есть присяга на подданство, становится для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Само правительство на вступление в подданство смотрит как на особую форму вступления в гильдии; в официальных законодательных актах «вечно подданные иностранцы» так и называются «иностранцами, присягнувшими вступать в гильдии».
Закон 27 мая 1807 г. устанавливал довольно сложный порядок принесения присяги. Согласно этому закону иностранцы, желавшие вступить в гильдии, если они находились в столице, должны были явиться в Министерство коммерции и подать объявление о желании вступить в вечное подданство. Министерство после изучения сведений о поведении и занятиях иностранцев представляло Сенату заключение о допущении их к присяге, которая приносилась в Губернском правлении. В других местностях упомянутые обязанности Министерства возлагались на губернаторов, которые были обязаны представить свои заключения Сенату. Таким образом, принятие в подданство законом 1807 г. ставилось под контроль Правительствующего Сената.
Законом от 6 февраля 1826 г. этот порядок был существенно упрощен. Отныне приведение к присяге всех иностранцев, желающих вступить в гильдии, мещанство или в цех, осуществлялось распоряжением Губернских правлений после получения у них необходимых сведений об их поведении. Причём привидение к присяге должно было осуществляться в присутствии представителя Губернских правлений. Впоследствии губернатору было предоставлено право разрешать иностранцам принятие присяги в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.
Предоставление права принятия в подданство иностранцев Губернским правлениям означало, что государство не считало необходимым осуществление централизованного руководства и надзора делом натурализации иностранцев. Практически каждый «неопороченный по суду» иностранец имел право на вступление в русское подданство.
Это объяснялось отчасти тем, что, рассматривая натурализацию как способ приобретения определённых, преимущественно служебных и торговых прав, законодательство вплоть до 1864 г. не считало натурализованного иностранца действительным подданным, таким же подданным, как подданный по рождению. В результате между подданством, приобретаемым натурализацией, и прирождённым подданством существовало коренное и принципиальное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. Как таковой, он обладал правами, которых был лишён прирождённый подданный, и был лишён тех прав, которыми обладал подданный прирождённый.
Действительное уравнение натурализованных иностранцев в правах с прирождёнными подданными было осуществлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства».
Российское законодательство различало несколько разрядов подданных, пользующихся различными правами: природные подданные, инородцы и финляндские уроженцы. В свою очередь, природные подданные и финляндские уроженцы подразделялись на сословные группы.
Источник
Чем отличается гражданство от подданства
Британские подданные
Британскими подданными (British subjects) в соответствии с Актом о гражданстве 1981 года признаются определённые категории лиц, не являющихся ни гражданами Великобритании, ни гражданами Содружества.
В англоязычных странах принято разделять понятия «citizenship» и «nationality», то есть просто гражданство и гражданство в более широком смысле. Исторически понятие «citizenship» означало связь с определённой местностью, а «nationality» — в целом с государством. В настоящее время для нужд британского права британскими гражданами в узком смысле (British citizens) признаются физические лица, имеющие связь непосредственно с Великобританией, то есть лица, населяющие Великобританию, Норманские острова и остров Мэн, а также британские заморские территории (до 2002 года их население было гражданами Британских заморских территорий, после указанной даты большинство приобрело статус британских граждан, хотя в ряде случаев статус граждан британских заморских территорий сохранился, к примеру, у граждан британской заморской территории Военная база Акротири и Декелия на Кипре). Указанные категории лиц, вне зависимости от того, проживают ли они на территории Евросоюза (непосредственно Великобритания, а также заморская территория Гибралтар) либо вне его пределов (Нормандские острова, остров Мэн, британские заморские территории, кроме Гибралтара), являются гражданами Евросоюза. Что касается британских граждан в широком смысле (British nationals), то ими признаются как указанные категории лиц (британские граждане в узком смысле), так и граждане британских заморских территорий, а также граждане государств-членов Содружества, граждане Ирландии, находящиеся на службе в органах, учреждениях, организациях Великобритании.
Основное различие
Когда рассматривают особенности, чем гражданство отличается от подданства, акцент делают на следующем. Гражданство характеризуется правовой связью со страной, наличием у тот и другой стороны прав и обязанностей друг перед другом. Наиболее в современном мире распространен термин «гражданство».
Термин «подданство» в международном праве обозначает не только правовую, но и историческую взаимосвязь государства и человека. В противовес гражданству, подданство характеризуется взаимоотношениями человека и монарха. В современном мире под понятие «подданные» попадают граждане монархий – государств, во главе которых находятся королевские семьи. В качестве примера можно привести Великобританию, Данию, Монако.
Следует понимать, что эти два понятия различаются только в русском языке. Термины «подданство» и «гражданство» во многих иностранных языках обозначаются одним словом. Тогда подданство и гражданство различают исходя из контекста фразы. Характеризуясь одинаковой природой, эти правовые статусы имеют отличительные черты. Критерии отличия следующие.
- Правовая принадлежность к державе или монарху.
- Наличие взаимосвязей. В случае гражданства – это взаимные обязанности участников отношений – страны и гражданина. В случае подданства – нести обязательства, быть верным, преданным главе державы предписано только жителям монархии. Подданные монархии обладают более низким правовым статусом.
- Инструменты власти. Граждане, обладающие статусом гражданской принадлежности к стране, могут быть избранными в органы власти. Подданные не могут властвовать.
Во многих государствах связь с жителями определяется признаками, характерными и для гражданства, и для подданства.
Вступление в Российское гражданство
Не следует также путать «резидентство» и «гражданство», эти два определения не связаны друг с другом. Понятие «резидент» привязано к налоговому и валютному законодательству. Российский гражданин может быть налоговым нерезидентом страны, а обладатель иностранного паспорта, напротив, являться налоговым резидентом России.
Получение российского гражданства – процесс длительный, состоит из многих этапов. Существует общая процедура и упрощенная схема. , зависит от многих факторов. По льготным условиям получить российское гражданство могут носители языка, имеющие родственников или предков-граждан России, заслуги перед РФ.
Отличие от национальности
Российская Федерация заинтересована в том, чтобы соотечественники, оказавшиеся волею судеб за рубежами своей Родины, смогли вернуться. Для того чтобы облегчить им этот важный шаг в жизни, уже второе десятилетие работает государственная программа содействия. Коротко остановимся на том, .
Под действие программы подпадают бывшие граждане Советского Союза, русские эмигранты, русскоговорящие народности, которые исторически проживают в границах России. Войти в программу могут и те, кто обладает гражданским статусом, но долгие годы проживает на чужбине. Участниками программы становятся и дети, супруги, родители лиц, относящихся к перечисленным категориям граждан.
Для тех, кто попал в программу, государство предоставляет льготы при оформлении документов, выплате налогов. Переезд оплачивается из госбюджета, предоставляются «подъемные». Участники программы пользуются благами бесплатного медицинского обслуживания, получения образования. Гражданство предоставляется в максимально кратчайшие сроки.
Остановимся на еще одном интересном вопросе касательно того, в чем разница между гражданством и национальностью. Иногда происходит путаница в понятиях, хотя и существуют четкие определения. Если гражданство – это принадлежность к какому-то государству, то национальность подразумевает этническую общность, к которой относится человек – русские, якуты, татары. Вопросы, связанные с национальностью, могут возникать при заполнении документов. Для жителей России, обладающих гражданским статусом этой страны, в пункте «Гражданство» следует писать «Российская Федерация» или «Россия», а в графе «Национальность» – русский, калмык, ингуш.
Особенности правовых статусов
Подданство обеспечивает крайне низкий правовой статус конкретного человека. Гражданство же дает не только ряд прав и свобод, но и налагает обязанности, отказаться от исполнения которых невозможно без потери статуса
Именно поэтому так важно понимать правовое соотношение данных понятий.
Правовой статус | ||
---|---|---|
Параметр | Подданный | Гражданин |
1. Участие в управлении государством и обществом | — | + |
2. Наличие привилегий, связанных с управлением государством и обществом | — | + |
3. Наличие личных обязанностей перед монархом | + | — |
4. Наличие личных обязанностей перед государством | — | + |
5. Наличие закрепленных в конституции страныа прав и свобод | — | + |
6.Наличие подтверждающего статус документа | — | + |
Сходства и различия
Сходство понятий подданства и гражданства в том, что они определяют взаимосвязь индивида с той или иной территорией – в лице ее монарха или в лице государства. Но при этом есть весьма существенные отличия, преимущественно правовые. Подданство – во многом устаревшая форма взаимоотношений физических лиц с монархами, существующая на данный момент в монархиях параллельно с институтом гражданства.
В настоящее время главные различия рассматриваемых правовых статусов определяются по следующим параметрам:
- взаимосвязь с территорией: в лице государства или единоличного правителя;
- структура взаимосвязи: односторонняя обязанность гражданина перед монархом или взаимная система обязательств гражданина и государства;
- наличие инструментов власти: подданство не дает права управлять страной, гражданство дает.
Статус гражданской принадлежности
Рассмотрим разницу определений «гражданство» и «подданство» как конституционное право. Люди, обладающими статусом гражданина, имеют большие привилегии. Права носителей этого статуса гарантируются конституцией. Конституционные права подкрепляются законами, нормативными актами, регулирующими механизмы реализации этих прав. Статус гражданина обеспечивается социальными, экономическими гарантиями.
Разбирая гражданство и подданство в соотношении понятий, можно отметить еще одно отличие. Среди граждан можно выделить две категории.
- Урожденные. Это люди, которые получили гражданскую принадлежность к стране автоматически по праву крови или почвы. В первом случае родители или один из них имеет гражданство страны. Во втором – статус приобретается по месту рождения, независимо от гражданства родителей. В некоторых государствах урожденные граждане обладают большими привилегиями, чем те, которые обрели статус через процесс натурализации.
- Натурализованные. Эти граждане, прежде чем обрести свой статус, должны пройти через определенную процедуру интеграции в общество, в процессе которой доказывают свое желание жить и работать в конкретном государстве. Натурализованные россияне имеют все права урожденных граждан РФ.
Положение населения различных государств, с точки зрения права, разнится. В каждом государстве существует свое законодательство, определяющее обязанности граждан и их права. Особняком стоит гражданство Европейского Союза.
Несмотря на то, что на политической карте мира такая страна отсутствует, граждане всех стран-членов объединения обладают правом пользоваться всеми льготами и возможностями ЕС и параллельно реализовывать гражданство своего государства.
Источник