КУЛЬТУРА ПОДДАННИЧЕСКАЯ
Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .
Смотреть что такое «КУЛЬТУРА ПОДДАННИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Культура подданническая — тип политической культуры, характеризующийся слабым индивидуальным участием в политической жизни, признанием особого авторитета власти, почтительным или отрицательным отношением к ней … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Культура политическая — совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.… … Политология. Словарь.
Политическая культура — часть культуры в целом, совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора
Источник
Подданническая политическая культура
Основной ролью государства является обеспечение нормального социально-экономического развития страны.
По сути, оно представляет собой организованную форму управления общественными процессами, осуществляемую как госорганами, так и гражданскими объединениями. Из этих положений можно вывести значение системы, отвечающей за отношения между государством и человеком.
Политическая система, определение которой выражается совокупностью государственных органов, различных общественных образований и граждан, принимающих участие в регулировании социальных процессов, является способом такого взаимодействия. Существует ещё несколько дефиниций политической системы. Данное понятие можно определить как структуру государственных и общественных социальных институтов, играющих определенные роли в политическом процессе. Также эту систему нужно понимать как взаимодействие государственных органов, общественных объединений и демократических институтов в едином политическом пространстве.
Государство в политической системе общества находится в особом положении, обусловленном его суверенитетом, то есть господством по отношению к другим источникам власти. Государственные акты превалируют над любыми предписаниями общественных объединений и защищаются мощной правоохранительной системой. Государство представляет не локальные желания отдельных групп населения, а общенародные интересы. Оно монополизирует правотворчество.
Степень вовлечённости государства в общественные процессы страны во многом определяет политическую культуру, которая характеризует целостность этноса в области публичной власти. Она создается из традиционных ценностей и убеждений субъектов политического процесса. Существуют различные типологии политических культур. Однако особенную известность приобрела классификация, выдвинутая С. Вербой и Г. Алмондом в научной работе «Гражданская культура», которая была опубликована в 1963 году. Этими социологами было выделено три вида отношений государства и общества: подданническая политическая культура, парохиальная и партиципаторная.
Последние два типа представляют собой крайние состояния гражданского самосознания. При парохиальном характере культуры политическая заинтересованность населения крайне мала, знания скудны. Тогда как в партиципаторном обществе гражданская активность массова, актуальность политической жизни в такой ноосфере для обывателя высока. Подданническая политическая культура занимает промежуточное положение между этими полярными состояниями социума и отличается сильно ориентированным обществом в отношении к институтам власти.
На практике данные виды взаимодействуют и смешиваются. Авторы отмечают, что с точки зрения интересов стабильности социально-политического режима, наиболее позитивной является подданническая политическая культура. К таковой форме общественного сознания можно отнести и Россию. Симптоматическая картина гражданских настроений нашей страны говорит в пользу такого диагноза. Характерной чертой этого состояния общества является ярко выраженная ориентация на политическую систему с крайне низким проявлением участия в таковой. Отсутствие развитого гражданского общества служит основным доказательством того, что подданническая политическая культура не эволюционирует в другие типы.
Для преодоления этой застойной политической ситуации, в которой оказался российский гражданин, для начала нужно забыть атавизмы советского периода путём расчищения простора для частных инициатив и творческого потенциала. А пока остаётся возлагать надежды на те слабые ростки нового гражданского общества, которые пробиваются сквозь асфальт исторической наследственности.
Источник
Основа развития российского общества — подданническая политическая культура
При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежитподданническая политическая культура, характеризующаяся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ.
В России подданническая политическая культура обладает рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития:
— в России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на системы ценностей Востока и Запада. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности корпоративизма (ценности коллективизма, соборности), справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т. д.). Другой поток, иные субкультуры содержали ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т. д.;
— расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции;
— концентрация политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего Средневековья. Она была вызвана тем, что освоение громадных российских просторов и защита протяженных границ от воинствующих соседей были возможны (при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры) лишь с помощью сильной власти. Поэтому именно политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательное развитие российского общества;
— отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, которые всегда приводят к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса.
Советская политическая культура.Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов политического поведенияподданнических политических ориентации, несмотря на утверждения новой власти о широком участии населения в политике, было обусловлено рядом причин:
— преодоление социально-экономической и культурной отсталости России можно было обеспечить усилением интегрирующей и мобилизующей роли государства;
— концентрация экономической, политической и идеологической власти в руках нового, сформировавшегося в советское время правящего класса — партийной номенклатуры, которая стала олицетворять собой государство, привела к поглощению индивида обществом;
— легитимация партийно-государственной власти, утверждение ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности по сравнению с любой другой формой лояльности характерны для стран со значительным удельным весом маргинальных групп. Именно они стали социальной базой советского тоталитарного режима.
Особенности подданнической политической культуры советского типа раскрываются через характеристику устойчивых черт, элементов политического сознания (политического мышления, установок, ценностей и стандартов политического поведения), которое определяется как бюрократическое по своему содержанию. К числуособенностей советской политической культуры относятся:
— иерархичность как наиболее существенная черта любого бюрократического сознания. Высшему слою бюрократической иерархии (неважно, было это поместное дворянство или партийная номенклатура) принадлежит монопольное право на истину в последней инстанции, моральные оценки; зависимому же населению остаются бездумное приятие и следование авторитарным формулам;
— авторитет как основной принцип бюрократического сознания (в данном случае КПСС), а сакрализация авторитета стала сущностью тоталитарного политического мышления. В таком сознании мир представлен целостно и лишен противоречий. Сверхконцентрация всех видов власти в тоталитарных обществах не только отчуждает человека от собственности и власти, но и поглощает его, лишает индивидуальности;
• закрытость, состоящая в абсолютизации политических ценностей рабочего класса и полном отрицании таких достижений западной демократии, имеющих общечеловеческое значение, как правовое государство, принципы разделения властей, права человека, гражданское общество и т. д.;
• абсолютизация революционных способов преобразования общества и игнорирование эволюционных методов. Политический радикализм обусловлен наличием у субъекта политики упрощенной картины мира и завышенных социальных ожиданий. Низкий уровень общей культуры социальных субъектов вызывает состояние нетерпения, стремление к быстрой реализации собственных социальных ожиданий. Революции являются, по их мнению, наиболее быстрым и радикальным способом решения всех проблем.
Постсоветская политическая культура.Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно назвать фрагментарным, что означает:
• политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур и отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности;
• отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность в обществе, подталкивает большинство населения к признанию приоритета местных или региональных интересов.
В условиях господства такой политической культуры баланс интересов и ценностей может поддерживаться исключительно сильной властью. В перспективе в результате процесса демократизации фрагментарная политическая культура должна трансформироваться в плюралистическую культуру, основывающуюся на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.
Источник
Что значит подданническая политическая культура
Несмотря на смену политических режимов и форм правления, политическая культура России обладает рядом устойчивых признаков, позволяющих относить ее к подданническому типу. Для него характерны сильная позитивная ориентация на политическую систему и слабая степень личного участия населения в политической жизни. Хотя возможны и иные критерии типологии. Так, по характеру отношений власти и общества она может быть отнесена к тоталитарному типу, формировавшемуся в советское время в силу ряда исторических, идеологических, внешнеполитических и иных причин.
Подданнический тип политической культуры характеризуется рядом признаков.
Во-первых, отсутствие развитого гражданского общества со свободным индивидом, несформированность демократических традиций обусловили диктаторский характер власти (в форме абсолютизма или тоталитаризма) вне зависимости от исторического времени: до-
советское, советское или постсоветское. Власть в России всегда жестко контролировала общественную жизнь, поскольку строилась на авторитарных началах, которые олицетворял либо монарх, либо Генеральный секретарь, либо президент.
Во-вторых, особая роль государства, его доминирующее положение в общественной жизни привело к тому, что вне государства и помимо него ничто не могло развиваться. Государство в силу географических, исторических и иных условий выступало инициатором всех преобразований. Отношения государства и индивида строились на основе полного подчинения последнего первому. Контроль за жизнедеятельностью населения можно было обеспечить с помощью разветвленной бюрократической и репрессивной систем. Государство олицетворяло «высшие интересы» нации, выступало патроном, заботящимся о своих подданных.
В-третьих, подданническую культуру характеризует культ будущего, обращенность в будущее при недостаточном внимании к настоящему. Живущий в настоящее время человек с его заботами отступает на второй план, становится средством достижения «светлого будущего». На алтарь счастливого будущего приносятся неисчислимые жертвы.
В-четвертых, подданническая культура неоднородна по своему содержанию. Она содержит противостоящие друг другу антагонистические субкультуры. В различное время это был конфликт либеральной («западнической») и «почвеннической», радикальной и патриархально-консервативной, «демократической» и коммунистической политических субкультур. Найти согласия столь противоположные субкультуры не могли. Любая из этих субкультур всегда стремилась к доминированию, к подчинению других субкультур. Это свойство определило такие черты подданнической политической культуры, как нетерпимость к инакомыслию, ориентация на силовое решение актуальных проблем как на универсальное средство.
В советское время ряд черт подданнической культуры заметно усилился. Прежде всего возросло стремление к унификации мышления, образа жизни, поведения, нетерпимость ко всему, отлич ному от общепринятого . Немаловажное значение приобретает в тоталитарной культуре традиция обожествления вождей, представителей правящих кругов.
Источник