Что значит подчеркнуть буквы которые обозначают гласные звуки

Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки»

Акопян Лена
Урок русского языка в 1 классе «Буквы, обозначающие гласные звуки»

«Буквы, обозначающие гласные звуки»

Учитель начальных классов Акопян Лена Владимировна,

МБОУ СОШ №7 г. о. Королёв

Тема: буквы, обозначающие гласные звуки.

Цели: закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

— Какое сейчас время года? (Весна)

— Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «в».(Согласный, парный, звонкий.)

— Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)

— Какой сейчас месяц? (Апрель)

— С каким звуком начинается это слово? ([а]). Он какой? (Гласный)

— А какие ещё бывают звуки? (Согласные)

— Во что звук превращается на письме? (В букву)

— А чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим, пишем и называем, а звуки мы слышим и произносим.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

— А у каких букв нет звуков? (ъ и ь)

— А с какого гласного звука никогда не начинаются слова? (Со звука [ы])

— Какая буква начинает алфавит? (Буква а)

— А какую букву нужно дописать к букве «а», чтобы получилось слово-призыв о помощи в лесу? (Букву у)

— Что получится? (Ау)

— Итак, отрабатываем написание букв «а» и «у». Откройте тетради и пропишите слово «Ау» до конца строки.

— Какие секреты письма надо помнить, чтобы красиво писать? (Класть тетрадь под наклоном, правильно держать ручку, сидеть ровно, стараться)

— Пишем красиво и аккуратно.

3. Самоопределение к деятельности

— Ребята, для вас на доске записаны слова, прочитайте их, пожалуйста.

Т. рт, кр. м, д. м, р. к, д. б.

— Ой…А что это с ними случилось? Куда пропали буквы?

— Кажется, я догадываюсь. Это всё проделки гнома-Буквоеда! Это он проказничает! (На доске рисунок гнома.)

— Как вы думаете, почему его так зовут? (Потому, что съедает буквы)

— Я знаю секрет гнома-Буквоеда: он очень боится красного цвета. Давайте вставим пропущенные буквы, записывая их красным цветом. (Дети по очереди у доски записывают.)

Торт, крем, дом, рак, дуб.

— Что вы заметили общего у букв, которые съел гном? (Все они обозначают гласный звук)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О гласных звуках)

— Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Буквы, обозначающие гласные звуки».

— С новой строки запишите слова, которые мы спасли от гнома-Буквоеда и подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Цель нашего урока: уметь определять гласные звуки и буквы, закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

— Ребята, а почему гласные звуки так называются? (От слова «глас» – голос, в образовании гласного звука участвует только голос)

— Произнесите любой гласный звук.

— Мешало ли что-нибудь вам произносить звук или воздух проходил через рот свободно? (Ничего не мешало, воздух проходил свободно)

— А какую роль играет в словах гласный звук? Чего без него не бывает? (Гласный звук образует слог)

— Назовите, пожалуйста, все гласные звуки. (А, о, у, и, ы, э. Запись в тетрадь.)

— Откройте учебники на с. 58 и прочитайте памятку «Как определить гласные звуки».

— Как определить количество слогов? Сколько в слове может быть слогов? От чего это зависит? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

— Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6 звуков)

— А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)

— Почему так? (Потому, что 4 буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают те же звуки, что и буквы «э», «о», «у», «а» — повторяют их)

4. Фронтальная работа

— Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

— На какой вопрос отвечают эти слова? (Что)

– Что это за слова? (Словарные.)

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный,непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6 зв.

— В слове ягода букве «я» доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли? (Когда стоит в начале слова, после гласной, после ъ и ь)

– А у этой буквы есть ещё «подруги»? (Да, буквы е, ё, ю)

— А в чём секрет этих букв? (Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласного звука, после ь и ъ)

5. Работа над определением гласного звука

— Найдите упражнение 5 на с. 59

— Прочитайте самостоятельно, что вам нужно сделать в этом упражнении.

— Прочитайте вслух ещё раз. Объясните, что нужно сделать. (Один ученик читает)

(Прочитать слова, найти пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук, назвать его, списать и подчеркнуть эти гласные звуки)

— Запишите «Упражнение 5»

— Найдите слова, в которых повторяется гласный звук. Начнём с первого слова.

(Дети по одному выполняют задание у доски – 3 чел.)

(Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол)

6. Работа в парах

— Сейчас вам нужно будет поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам нужно будет выполнить его вместе. На карточках даны слова.

1 уровень

Ваше задание вставить пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. Например, липа –лупа, веник – венок. (Образец на доске)

Булка – б…лка река – р…ка кит – к…т

стол – ст. л палка – п…лка точка – т…чка

кисти – к…сти лук – л…к мошка –м…шка

2 уровень

Ваше задание найти и подчеркнуть гласные буквы.

Кошка, сыр, пенал, улитка, экран, флаг, лиса, урок.

— Что у вас получилось?

7. Рефлексия

На доске записаны слова.

Аист, ель, зебра, облако, ложка, удочка, юла, кактус, апельсин.

Назовите слова, которые начинаются с гласного звука.

Игра «Да – нет»

— А сейчас знакомая вам игра «Да – нет». Я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: зеленый – вы со мной согласны, красный цвет – нет.

– Звук – это то, что мы видим. (Нет)

– Буква — это то, что мы пишем. (Да)

– Звуки бывают только гласными. (Нет)

– Звуки бывают гласными и согласными. (Да)

– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (Нет)

– Гласные звуки нельзя пропеть. (Нет)

Итог урока

— Какой была тема нашего урока? (Буквы, обозначающие гласные звуки»)

— Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые поются)

— Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их. (6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э)

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их(10 букв: а, о, у, ы, и, э, я, ё, ю, е)

— Как вы думаете, наша цель достигнута?

— Оцените свою работу на уроке.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку — лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: — обобщение и систематизация.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Источник

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п].

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].

Таблица гласных букв и звуков

[и] весло́ [в’исло́]

[э] мо́ре [мо́р’э]

[’и́] мирт [м’ирт]

[ы] цирк [цырк]

[’и] свисто́к [св’исто́к]

[ы] цита́та [цыта́та]

[’а] пла́мя [пла́м’а]

[’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:

1). в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

[й’и] езда́ [й’изда́]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

я: [й’а] яд [й’ат]

[й’и] язы́к [й’изы́к]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

[й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):

е: [й’э] съел [с’й’эл]

[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Читайте также:  Что для вас значит футбол кратко
Оцените статью
Буквы Звуки
В ударном положении В безударном положении
а [а́] лавр [лавр] [а] ло́дка [ло́тка]
е [’э́] те́сто [т’э́сто]
ё [’о́] пёс [п’ос] не бывает
и
о [о́] торт [торт] [а] вода́ [вада́]
у [у́] стул [стул] [у] пурга́ [пурга́]
ы [ы́] пры́гнул [пры́гнул] [ы] прыжо́к [прыжо́к]
ю [’у́] лю́стра [л’у́стра] [’у] слюна ́ [сл’уна́]
я [’а́] пять [п’ат’]