Поиск ответа
Всего найдено: 37
Вопрос № 303835 |
Уважаемые сотрудники! Нужна ли запятая после слова «значит»? Если да, то почему? Если человек сознательно тянет время – значит есть на это свои причины.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Затруднились с пунктуацией, нужна запятая перед тире? Теоретически вроде да: Сказать, что свадьба Лолиты станет событием – значит не сказать ничего.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! «Русский – значит трезвый». Нужно ли тире? Согласно какому правилу?
Ответ справочной службы русского языка
Тире ставится перед словом значит, присоединяющим сказуемое к подлежащему: Русский – значит трезвый.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, надо ли ставить тире в следующем предложении: «Первый значит лучший»
Ответ справочной службы русского языка
Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Первый – значит лучший.
Здравствуйте. Нужна ли запятая после «значит» в предложении «Видеть коррупцию и молчать – значит участвовать в ней»? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна, знаки препинания расставлены верно.
Скажите, пожалуйста, правильно ли закавычено слово «сватовать» в предложении (начало текста) и надо ли его кавычить далее по тексту: Я начал “сватовать” сразу после школы. Сватовать – значит нелегально спускаться в шахту и добывать там золото. P.S. Большое спасибо за оперативные ответы.
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки в первом предложении поставлены правильно: надо обратить внимание читателя на непривычное, малоупотребительное слово. В следующем предложении значение этого слова объясняется, поэтому дальше по тексту кавычки уже не нужны.
Добрый день! Подскажите, как правильно оформить заголовок: «Лидер значит личность», «Лидер — значит личность»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, правильно ли расставлены знаки препинания: «Решили создавать шкатулки в стиле игольниц – значит , шьете самые разные шляпки, саше, черепашек, моделек к своей коробочке». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Желательно предложение перестроить. Например, так: Решили создавать шкатулки в стиле игольниц – шьете самые разные шляпки, саше, черепашек, модельки к своей коробочке.
Здравствуйте! =)
Посмотрели ответ № 243900, и всё равно остались сомнения) Как лучше поставить знаки в этом предложении?
Если надо, значит будет.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты: Если надо, значит будет и Если надо – значит будет .
Склоняется ли моя фамилия — Ганжур? Я мужчина. Если склоняется, то могу ли я настаивать на том, чтобы не склонялось? У моего отца и деда никогда не склонялась фамилия, со слов моего отца.
Ответ справочной службы русского языка
Мужскую фамилию Ганжур обязательно нужно склонять. Настаивать на ее несклонении – значит настаивать на совершении грамматической ошибки. См. «Азбучные истины».
Добрый день.
В разделе «Справка» вы пишете, что верное написание по-русски — «хештег».
Однако слово ещё не зафиксировано в словарях, а частотность употребления формы «хэштег» – с буквой «э» – значит ельно выше.
Как быть?
Ответ справочной службы русского языка
В «Русском орфографическом словаре» (4-е изд., М., 2012) уже зафиксированы слова с первой частью хеш. (передающей англ. hash): хеш, хеширование, хеш-код. Кроме того, пишется кеш (не кэш ), флеш (не флэш ). По аналогии: хештег.
Добрый день, дорогая Грамота!
Подскажите, пожалуйста. Правильно ли я понимаю, что фраза «доллар подорожал до ХХ гривен» — некорректна. Выглядит так, будто изменения курса доллара устанавливаются в гривнах. А корректно писать: «Курс гривны (или украинской валюты) по отношению к доллару США снизился и составил ХХ гривен».
Очень нужен Ваш авторитетный ответ.
Спасибо большое:)
Ответ справочной службы русского языка
Ошибки нет. Доллар подорожал до стольких-то гривен – значит , что доллар можно приобрести за бОльшее количество гривен, чем раньше.
В суд, значит, в суд. Верна ли пунктуация?
Ответ справочной службы русского языка
Если значение «раз в суд, так в суд», то возможен вариант оформления: В суд – значит в суд .
Подскажите, пожалуйста:
— существует ли выражение «глаза на ладонях»?
— если да, то что оно означает?
Нора Галь пишет: «глаза на ладонях – значит , ладонями закрыты». Но я не нашла подтверждения. Может быть, это устаревшее выражение?
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, нам не известно о существовании этого выражения в русском языке.
– Ну пожалуйста! – умолял пес. – В последний раз!
– Последний раз уже был вчера! – не сдавалась хозяйка.
– Значит , нет? – Нет! – Никогда? – Никогда!
Правила требуют закавычивания реплик, идущих в подбор.
Но смотреться это будет плохо. И разбивать подбор на абзацы — тоже плохо. Это художественная миниатюра, состоящая практически из одного диалога.
Что делать? Объявить авторской пунктуацией?
Ответ справочной службы русского языка
Источник
Значение слова «по-русски»
по-ру́сски
1. подобно тому, как это говорят или делают русские, на русском языке, русским языком ◆ Оба говорили по-русски довольно чисто и правильно. ИП, «Золотой телёнок», 1931 г. ◆ ― Ханом, ― ответила туркменка, что по-русски означало: девушка или барышня. Андрей Платонов, «Джан», 1933-1935 г. ◆ А они по-русски ни слова не понимают. Лион Измайлов, «Памятник», 1986 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поэтому мадам Миронова и появляется на сцене с двумя большими странными саквояжами, или, говоря по-русски, «авоськами». Григорий Горин, «Иронические мемуары», 1990-1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ты становишься на весы, а они тебе человеческим голосом, причём по-русски, говорят, сколько ты весишь. Аркадий Хайт, «Монологи, миниатюры, воспоминания», 1991-2000 г.
2. подобно тому, как это делают русские, по обычаю русских ◆ Да это тот самый русский, который чисто по-русски, шёл туда, куда не следовало… А. П. Хейдок, «Миами», 1924-1934 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова нетленка (существительное):
Источник
Что значит сегодня быть русским?
Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru
Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product
Сегодня слово «русский» в отношении человека общепризнанно употребляется как этноним, указывающий на принадлежность к русской нации, а в визуальном плане под ним обобщенно понимается любой житель России славянской внешности. Однако каждый, в достаточной мере владеющий русским языком, человек может видеть, что слово «русский» — прилагательное и указывает лишь на некую принадлежность к Руси, но не конкретную нацию. При этом давно и не единожды замечено, что в мире более нет ни единого этноса, имя которого было бы прилагательным.
До 1920-х годов в отношении славянских народов Российской Империи употребимы были имена: белорусы, малорусы и великорусы, словом – Русы. Это исконно историческое имя нашего народа.
Прилагательным же «русские» в одних случаях обобщались все три коренных народа Руси, по аналогии с сегодняшним «россияне». В других – подразумевались все говорившие по-русски, обращенные в православие и растворившиеся в русской цивилизации инородцы: русские татары, русские башкиры, русские чуваши и пр. но на заре новой коммунистической идеологии и строительства страны Советов необходимо было создать и новый народ, и под эту идею окончательно растворили границы между многими братскими народами России, объединив их под одним именем – «русские».
Что же значит сегодня быть «русским»?
Русский – это человек, принадлежащий к Русской общности, Русской мысли, Русской душе и Русской земле, являющийся частью Русской цивилизации. Русский – это не национальность, а принадлежность к соответствующей идеологии и мировоззрению, а вот Рус – это принадлежность к соответствующей крови и нации. Русским может быть и немец, и татарин, и узбек, родившийся в России и впитавший в себя культуру и душу Руси, но Русом – можно быть только по крови.
Однако, как это ни странно, русом и русским можно быть и взаимоисключающе. Сегодня, в России взрос целый слой «русов по крови», отравленных идеями либерализма и западных ценностей, которые откровенно отреклись от своих корней и зачастую питают к родному отечеству ненависть и отвращение; для которых само осознание себя русскими, порой противно. Уместно ли называть таких людей русскими. По всему праву – нет.
И в противовес этому мы видим сегодня «русских» татар, таджиков, евреев, считающих себя русскими патриотами. Им остаётся выразить лишь почтение. Но становятся ли они в полной мере «русскими» от своих убеждений? Так же нет. При всем уважении к последним, они остаются татарами, таджиками и евреями, только русскими по духу, но не более того.
Так каковы же критерии «русскости» в исчерпывающем смысле? Очевидно, что быть русским в полном сознании образа – это совмещать в себе и национальный и мировоззренческий факторы. Именно такие люди в русском народе сегодня нужны Отечеству.
Вспоминаю слова классика: «Мало родиться русским, русским еще нужно стать!».
Мы искренне верим, что страницы этой книги раскроют для кого-то новые горизонты в родной культуре и истории и преумножат интерес к корням и судьбе русского народа, имя которого носит на себе самая большая страна мира – Россия.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Тарас Шевченко).
Материал из журнала «Оксюморон», скачать журнал полностью можно здесь: http://zadornov.net/?product=журнал-оксюморон-выпуск-№13
Михаил Задорнов о Великом посте youtu.be/qvGd_C7pGb4
Источник
Кто такие русские?
Когда заходит разговор о русских, сразу встает вопрос: «А кто такие русские? По каким признаком мы отличаем от иных, нерусских?». И сразу начинается спор, мы забредаем в лабиринт, из которого трудно выбраться. Нужна общая нить рассуждений и добрая воля собеседников – желание найти общий язык, а не победить в споре.
Вообще, вопрос о том, что такое этничность (в нашем случае русскость), очень сложен. Здесь нет жестких границ и определений, здесь очень много уровней, так что надо почаще пояснять, в каком смысле мы применяем это слово.
В обыденном сознании мы относим людей к тому или иному народу по родству («по крови»). Родился от русских родителей – значит, русский. В большинстве случаев верно, потому что с первого дня жизни ребенок омывается волнами русского мира – слышит русский язык и манеру речи, мать напевает ему русскую колыбельную, с кухни доносятся запахи русской еды. Он начинает подрастать и сам уверен что «родился русским». Труднее в этом разобраться, если отец и мать из разных народов, тут уж приходится выбирать, по общему согласию (и в зависимости от обстановки).
Другое дело, когда народ переживает кризис, а то и бедствие. Здесь к обыденному сознанию полезно добавить хоть немного научного, разобраться в вопросе пожестче. Тут оказывается, что ничего такого ни в крови, ни в генах нет. Помести новорожденного в семью другого народа, и он примет его «душу». Даже если он другой расы. Это установлено досконально. Предок Пушкина ребенком попал к Петру I и вырос русским человеком, ничего эфиопского, кроме темной кожи, у него не осталось. Так что объективно русские это те, кто воспитаны в русской культуре. Их «сделали» русскими усилия всего русского народа, всеми его предыдущими поколениями – языком и музыкой, сказками и преданиями, попами и царями, Разиным и Менделеевым, Сталиным и Брежневым, всей бурлящей и противоречивой жизнью русских и влезающих в эту жизнь «чужих», и друзей, и врагов. Все они лепили и закаляли (или растлевали) нашу русскость.
Ее воспитывало и наше пространство, освоенное и созданное русскими и братскими нам народами. Ведь наша земля – это давно уже творение нашей культуры, она покрыта городами и селами, дорогами и линиями электропередачи, полями культурных растений и космодромами. Все это несет в себе наш взгляд на мир, наше знание и ошибки, нашу точность и безалаберность. Как дом любой семьи и земля любого народа. Во все это мы непрерывно вглядываемся, обдумываем, переживаем и питаем свою русскость.
Но не менее важна сторона субъективная. Чтобы быть русским, надо себя осознавать как русского. Это – четкий водораздел. За несколько веков совместной жизни в России очень многие люди по своей культуре и языку перестали отличаться от русских. Но они сохранили самоосознание и имя своего народа и считают себя, например, чувашами или мордвинами. Это не только их право, это достойно уважения, так как этническое разнообразие при общем культурном ядре – большая ценность, хотя и усложняет многие общественные отношения.
Так что, быть русским значит добровольно и четко принять на себя это звание – и счастье, и крест. Тут заставить никого нельзя, и если для кого-то крест покажется тяжелым, он всегда найдет повод от него отодвинуться. Один вдруг вспомнит про свою еврейскую бабушку, другой откопает свои латышские корни. Говорят, какой-то депутат Госдумы даже утверждал, что он печенег.
Так что вот два первых критерия: к русским надо причислять людей русской культуры, которые сами считают себя русскими.
Сложнее проблема с дискриминацией. В трудные моменты у одной части народа возникает желание изгнать из него другую часть своих соплеменников (это именно рецидив племенного сознания, отзвук тех времен, когда такое изгнание было равносильно смертной казни). Мол, такие-то и такие-то – не настоящие русские, а только притворяются. Если партия националистов такого толка приобретает влияние (духовное, экономическое или политическое), то в народе возникают трещины и расколы, а в пределе – гражданские войны. Но об этом мы поговорим особо.
Мы начали разговор о том, кто такие русские. Будем договариваться, снимая противоречия слой за слоем.
С основной массой нашего народа проблем нет. Это люди славянской внешности, родившиеся от русских родителей и воспитанные ими. У них русские имена и фамилии, они говорят на родном для них русском языке и сами считают себя русскими. Сомнения возникают относительно небольших групп, но говорить о них надо, поскольку некоторые из них очень влиятельны.
Во-первых, это те, кто сам себя считает русским, но в среде русских это вызывает сомнения. Императрицы Екатерина II и Мария Федоровна были уроженками Европы (первая – немка, вторая — датчанка), но стали русскими императрицами. И сами себя осознавали именно так. И большинство русских с ними соглашались.
Получается, звание русского можно не только получить при рождении, но и заслужить? Именно так. Суворов был родом из финских дворян, но о себе сказал: «Я не немец, а природный русак». Его приняли в русский народ и полюбили. Таких примеров много и они говорят о силе народа и русской культуры. А если наш сосед Василий Степанов привез себе жену-турчанку, в Стамбуле на рынке познакомился – признали бы мы ее за русскую? Даже, если бы она сносно заговорила по-русски? Не факт.
Чем же человек может заслужить, чтобы его признали русским? Тем, что ведет себя соответственно общепринятым нормам русской культуры – не лезет в наш монастырь со своим уставом. Словами и делами показывает солидарность с русскими. Наконец, сам хочет, чтобы его воспринимали как русского, как соотечественника. Один ученый по этому поводу сделал краткий вывод:
1. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, их объединяет одна культура, которая понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.
2. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, они признают принадлежность друг друга к этой нации. Обычная группа людей (скажем, жителей определенной территории) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства.
Кажется, сказанное просто и очевидно. Но из этого вытекают важные следствия. Во-первых, мы должны помнить, что для нас каждый русский – брат, пока не перешел грань, сам не отрекся от своей нации.
Во-вторых, когда человек, в чем-то отличный от основной массы русских, заявляет, что сам он себя считает русским, он делает очень важный шаг. Особенно сейчас, когда Россия переживает трудные времена, когда русским приходится туго. Таких людей нельзя отталкивать, их надо поддерживать. Надо помогать им осваивать нашу культуру и язык, понимать правила жизни и мировоззрение русских людей.
Такое отношение является частью русской культуры, поэтому и прирастал русский народ такими людьми, как Суворов, Лермонтов и Багратион. Поэтому русские стали одним из десяти больших народов мира, хотя во времена нашествия Наполеона нас было в полтора раза меньше, чем французов.
Сейчас, под давлением общенациональной катастрофы, некоторые желают изменить эту установку нашей культуры, замкнуться русским в себе. Это большая ошибка. Наоборот! Русские не выживут без России, а ее надо укреплять, наращивая притяжение к русскому ядру.
Повторим, человек, родившийся в русской семье, может перестать быть русским, сам отказавшись от своей национальной принадлежности, добровольно превратившись в «общечеловека», «родства не помнящего». Но также верно и другое – человек может стать русским, добровольно и четко принять на себя это звание – и счастье, и крест.
Мы уже говорили о том, по каким признакам принимают в русский народ тех, кто сам хочет стать русским. Гораздо сложнее дело с теми, кого мы считали русскими, а они от этого звания открещиваются. Как с ними быть?
Можно, конечно, рвать на груди рубаху и потрясать кулаками: «Отступники! Отщепенцы!» Но делу это не помогает. Надо или найти способ вернуть «отщепляющихся» в лоно русского народа, или найти способ ужиться с ними как «братским народом» — да, отделились как народ, но ведь братский! Или, если не справимся с этими задачами, ограничиться пока «добрососедскими отношениями».
Мы – Русское объединительное движение и должны смотреть на эти вещи трезво. Объединяться с одними, звать в братский союз других, искать взаимовыгодные соглашения с третьими, понимать намерения враждебных нам четвертых.
Национальность – не клеймо, поставленное навеки. Мы признаем, что выходцы из других народов могут влиться в число русских. Вот, первый крупный русский поэт, царедворец Державин. Пушкин сказал о нем: «сей гений думал по-татарски и русской грамоте не знал». Или Борис Годунов, умный и трагический русский царь – «по крови» чистый татарин. Лев Толстой — потомок татарского княжеского рода. И так – поныне. Народ – живая система, поток, чьи струи сливаются и расходятся. Как ни прискорбно расхождение!
Глянем вокруг и увидим, что это и есть реальная жизнь народов. Был на Балканах большой народ. Но при расколе христианства часть его стала католиками и даже писать стала на латинском алфавите – назвала себя хорватами. А сербы остались православными и пишут на кириллице, как русские. Другая часть не выдержала кнута и пряника турок и приняла ислам, отделилась от сербов в Боснии. Казалось бы, разницы никакой – язык тот же, хлеб едят одинаковый. И была попытка собрать их в одну страну и уже почти в один народ – через общий проект жизнеустройства. Но рухнула и Югославия – эти части поджигателям опять удалось растащить до страшной войны. Одна сербка сказала тогда ученому-этнологу: «Теперь все ненавидят Тито, потому что он был хорватом. До того, как все это началось, я даже и не знала, что он хорват. Но даже если бы я и знала об этом, это бы меня никак не волновало. До того, как все это началось, никого бы это не волновало».
Объединение – сложная вещь, она требует ума, сердца и воли. Надо понимать, какие условия ведут к объединению, а какие – к разъединению. Пытаться загнать кого-то в свой народ силой бесполезно.
Мы старались не думать о расщеплении русских – тяжело. Но если уж заниматься делом, а не в чувствах копаться, то такие случаи надо знать и извлекать уроки. В 1790 г. бухтарминские старообрядцы, выходцы из центра России, просили царицу даровать им статус инородцев, это дало бы им многие льготы (и царица их прошение удовлетворила).
Да и сегодня. Мы считаем казаков частью русского народа, а ведь среди них сильна партия, которая требует признать казаков «репрессированным народом» (как чеченцев и крымских татар). Льгот захотелось, и предпочитают объявить себя особым народом. И основания для этого при желании всегда можно найти. Ведь беглые рязанские крестьяне, создавая свои ватаги на Дону, всех к себе принимали, анкет не требовали. А жён себе привозили из набегов, турчанок да персиянок. С точки зрения науки, казаки – субэтнос русского народа, то есть его региональная часть со своими особенностями. Но если они решат назвать себя особым народом, спорить будет бесполезно, наука тут бессильна.
То же и с русскими в Латвии. Они сейчас живут в другом государстве, с другим народным хозяйством, другими возможностями, другими бедами. Очевидно, отдаляются от ядра русских, но отрываться не собираются. Будут «в чем-то иными» русскими.
Искусство объединения заключается в том, чтобы понять, в чем отделившаяся часть «иная». А поняв, разумно решить, какую «инаковость» надо уважить, а какую попытаться преодолеть или изжить. Наломать дров легко, но своему народу добрую службу сослужат только те, кто умеет собирать людей и земли «светлым путем».
Источник