- Ёмкие двустишья на все случаи жизни
- Значение слова двустишие
- двустишие в словаре кроссвордиста
- Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
- Энциклопедический словарь, 1998 г.
- Большая Советская Энциклопедия
- Википедия
- Примеры употребления слова двустишие в литературе.
- Двустишие, дистих
- Пример двустишия:
- Происхождение
- Строение двустишия
- Элегический дистих
- Пример элегического дистиха:
- Двустишие в восточной поэзии
- Пример бейта:
- Двустишие в индийской литературе
- Дистих в европейской поэзии
- ПОСТИГАЕМ ДВУСТИШИЯ. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
Ёмкие двустишья на все случаи жизни
Эти замечательные жизненные двустишия пишет петербуржец Владимир Поляков, известный в интернете под ником bazzlan. Стихи из двух строчек, или полупирожки, как называет их автор, пронизаны тонким злободневным юмором и житейской мудростью. Коротко о главном — так можно описать его творчество, есть что ответить почти на все случаи жизни.
- я не хотела вас обидеть,
случайно просто повезло - поскольку времени немного,
я вкратце матом объясню - башка сегодня отключилась,
не вся, конечно, – есть могу - следить стараюсь за фигурой,
чуть отвлекусь — она жуёт - шаман за скверную погоду
недавно в бубен получил - всё вроде с виду в шоколаде,
но если внюхаться — то нет - обидеть Таню может каждый,
не каждый может убежать
- мои намеренья прекрасны,
пойдёмте ,тут недалеко - я за тебя переживаю —
вдруг у тебя всё хорошо - держи вот этот подорожник —
щас врежу, сразу приложи - я понимаю что вам нечем,
но всё ж попробуйте понять - о, приключеньями запахло,
спускаю жопу с поводка
- как говорится, всё проходит,
но может кое что застрять - кого хочу я осчастливить,
тому уже спасенья нет - а ты готовить-то умеешь?
— я вкусно режу колбасу - звони почаще – мне приятно
на твой «пропущенный » смотреть - Зачем учить нас, как работать,
вы научитесь, как платить - характер у меня тяжёлый,
всё потому, что золотой
- вы мне хотели жизнь испортить?
спасибо, справилась сама - её сбил конь средь изб горящих,
она нерусскою была - когда все крысы убежали,
корабль перестал тонуть - дела идут пока отлично,
поскольку к ним не приступал - работаю довольно редко,
а недовольно каждый день
- когда на планы денег нету,
они становятся мечтой - женат два раза неудачно —
одна ушла, вторая – нет - есть всё же разум во вселенной,
раз не выходит на контакт - уж вроде ноги на исходе,
а юбка всё не началась - я попросил бы вас остаться ,
но вы ж останетесь, боюсь
- Олегу не везёт настолько,
что даже лифт идёт в депо - меня запомните весёлым,
а завтра я начну ремонт - зевну ,укроюсь с головою,
будильник заведу на март - мы называем это жизнью,
а это просто список дел - всё то, что нас не убивает,
богаче делает врачей - и жили счастливо и долго…
он долго, счастливо она - я не туплю, а экономно
расходую потенциал - мне психиатр сказал: присядьте,
щас успокоюсь и начнём - в народ ходили депутаты
лишь только по большой нужде - сержант почти поймал бандита,
но тот по званью выше был
- пришла ко мне сестра таланта,
но не достала до звонка - я ненавижу власть и деньги,
когда они в чужих руках - Олег весь день крутил баранку,
потом не выдержал и съел
❤️ Подписывайтесь! У нас крутые посты каждый день
Источник
Значение слова двустишие
двустишие в словаре кроссвордиста
двустишие
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
двустишия, ср. (лит.). Стихотворение, состоящее из двух стихов.
Два рядом стоящих стиха, связанных друг с другом и составляющих отдельную часть в строении стихотворения.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, ср. Строфа из двух стихов(в 1 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Стихотворение или строфа из двух стихов.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
строфа из 2 стихов, простейшая и древнейшая из строфических форм (санскритского шлока, греческий элегический дистих, арабский бейт и др.).
Большая Советская Энциклопедия
строфа из двух стихотворных строк. Например, у Сергея Есенина: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?»
Нерифмованное Д. из гекзаметра и пентаметра называется элегический дистих ; Д. бывает самостоятельным стихотворением (в эпиграммах, эпитафиях, надписях). В восточной поэзии Д. называется бейт . См. также Строфика .
Википедия
Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов , обычно скреплённых рифмой .
Особым видом нерифмованного двустишия является дистих . Ряд античных строф ( гиппонактова строфа , архилохова , алкманова и др.) представлял собой двустишие. Ещё шире распространено двустишие в средневековой метрике — французские восьмисложники , немецкий четырёхударный стих куртуазного эпоса
Примеры употребления слова двустишие в литературе.
Не будем же расписываться в своей нечестности и отсутствии юмора, удивляясь тому, что в одном двустишии Ангелус Силезиус уподобляет смерть злу, а в другом — благу.
У Ангелуса Силезиуса промежутки, разделяющие между собой двустишия, смягчаются, а то и затушевываются благодаря привычному рисунку повторяющихся слов, благодаря бедности языка, из-за которой теряется индивидуальность и вздохов, и ужасов, и экстазов.
Чосер нашел для своих английских стихов адэкватные формы: героическое двустишие и семистрочную строфу.
Гомера и Гесиода, как гомеровские гимны к богам, это гексаметр в сочетании с пентаметром, и их структура — двустишие.
Двустишие начинает придаточное предложение условия, к нему относится придаточное дополнительное предложение, и только после него следует главное предложение, к которому они относятся.
Рифма фразовый параллелизм, двустишие имеют смысл только в извечных игровых фигурах удара и контрудара, подъема и спада, вопроса и ответа загадки и ее разрешения.
Ничто не могло бы быть дальше от душевного распорядка любого из вас, юные и дерзкие, чем настроение, выраженное в этом двустишии немецкого поэта Питера Хухеля, ныне покойного.
Элегическое двустишие, говоря короче, давало возможность выразить как минимум две точки зрения, не говоря уже о всей палитре интонационной окраски, обеспечиваемой медлительностью гекзаметра и функциональностью пятистопного ямба с его дактилической — т.
Таково, например, двустишие, которое приписывалось Пушкину: Я влюблен, я очарован, Словом, я огончарован.
У меня для Петеньки Леденцы в пакетике, — мальчик произнес это двустишие так: У меня для Петеньки Леденцы в пакетеньке.
Шагнув в центр круга, я произнес магическое двустишие, в котором мое имя рифмовалось со словами заклинания, и начал опускаться под землю.
Как всегда, Шопенгауэр ссылается на своих предшественников, среди которых наиболее выразительным ему представляется двустишие английского поэта А.
Из этого же стихотворения взято и последующее двустишие, которое цитируется не совсем точно.
Стихи такого рода, как мы видели, бывают по необходимости кратки и никогда не выходят за пределы двустишия, так как во время пляски маленьким детям нужны однообразные звуки, могущие быть повторяемыми бесчисленное множество раз.
Именно таков смысл двустишия средневекового мистика Ангела Силезского: Я знаю, без меня Господь не может жить мгновенья: Погибни я — невольно дух испустит он в томленьи.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: dvustishie
Задом наперед читается как: еишитсувд
Двустишие состоит из 9 букв
Источник
Двустишие, дистих
Двустишие, дистих это греческая строфа, состоящая из 2-х стихов; две стихотворные строки со смежной рифмой.
Пример двустишия:
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой
(А. С. Пушкин)
Происхождение
Двустишие возникло и распространилось в античной метрике. Ряд древнегреческих строф (алкманова, архилохова, гиппонактова и др.) представляет собой образование из двух стихов.
Строение двустишия
Двустишие является простейшей и кратчайшей строфической формой. Два стиха, объединенных строфой, могут быть:
- одного или разных стихотворных размеров;
- симметричными или неравными по длине строки;
- связанные парной рифмой или нерифмованные;
Нестрофическое двустишие – часть сложной стихотворной строфы, определяющаяся смежной рифмой.
Элегический дистих
В древнегреческой поэзии распространенным видом двустишия являлся элегический дистих, название которого связано с лирическим, философским характером произведений такой формы. Дистих использовался для написания элегий и представлял собой сочетание двух нерифмованных стихов, стихотворный размер первого из которых – гекзаметр, второго – пентаметр.
Пример элегического дистиха:
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом,
Чтобы тебя созерцать всеми очами его.
(Платон; перевод А. Н. Майкова)
Двустишие в восточной поэзии
Особое развитие двустишие получило в тюркской и персидской поэзии. Арабская строфа из двух симметричных строк – бейт – представляет собой завершенную мысль и может выступать как отдельным стихом, так и составной частью других форм восточного эпоса и лирики (газели, месневи, касыды, рубаи и др.).
Пример бейта:
Вечно по саду слов я брожу, садовод.
Мне цветы мои холить велел небосвод.
(Низами Гянджеви)
Двустишие в индийской литературе
Двустишие представляет собой древнеиндийская санскритская строфа шлока, которой написаны выдающиеся произведения индийского эпоса: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Брахма-самхита», «Нараяниям» и др. Шлока, содержащая в себе 32 слога, – симметричная по ритмическому строению строфа.
Дистих в европейской поэзии
Античная традиция двустишия была продолжена поэтами раннего Средневековья и эпохи Возрождения. Строфическая форма дистиха также усвоилась в силлабо-тоническом стихосложении неоклассицизма как подражание древнему миру. Известны «Ксении» – собрание рифмованных эпиграмм в немецких элегических дистихах Гёте и Шиллера. Особое влияние на европейскую литературу оказали французские стихотворные размеры, основанные на двустишии, – восьмисложный стих, александрийский стих и т. д.
В русской поэзии XVIII века двустишие было основной формой лиро-эпических жанров. Дистихами писали великие русские поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, В. Я. Брюсов и др.
Дистихи часто встречаются в качестве афоризмов, эпитафий, эпиграмм, надписей.
Слово двустишие (дистих) произошло от греческого distikhon, что в переводе означает di – два и stichos – стих.
Источник
ПОСТИГАЕМ ДВУСТИШИЯ. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПОСТИГАЕМ ДВУСТИШИЯ.
(Теоретическая работа)
Двустишия – на поверхностный взгляд форма довольно таки простая и очевидная, чуть ли не примитивная, но у нее есть свои композиционные особенности и закономерности. Так сказать, необходимые хитрости.
Концентрированная форма двустиший не выносит пустоты. Две зарифмованные строчки, не содержащие интересного, значительного содержания, смысловой, образной нагрузки, сразу же выдают себя. Раз уже две строки находятся в таких отношениях, когда они взялись за руки друг друга, им необходимо совершать какие – то признания. Иначе – всё это выглядит очень даже несерьёзным.
Получается иронический эффект двоих кумушек, которые общаются в своем убогом, никчемном мирке.
Понятно, что в понимание этой формы мы должны вложить совершенно обратное. Содержательную беседу.
Для примера обращаюсь к собственному творчеству. Ссылаюсь на свое последнее произведение – «Все осудить меня взялись».
Стою,
прозрачная
как свет –
Спасенья нет,
спасенья нет?
Стою,
раздета
как стекло:
Мое ли
время истекло?
Содержание двустиший должно измеряться концентрацией интеллектуального. Именно интеллектуализм – это индикатор качества двустиший.
Здесь нет возможности, как в ином куплете, передать нагрузку иным строчкам, призвать их на помощь, и таким образом рассредоточить, распределить их семантически – смысловые обязанности.
Каждое двустишие – уже цель. Оно обязано попадать. Подтверждать.
Принимать нагрузку. Выдерживать ее.
В стихотворных двустишиях, как никогда, должна проявиться мускулатура атлета, архитектоника культуризма, мышечно – маскулинная демонстрация.
Двустишия сродни тяжелому, романскому стилю в архитектуре, где всё весомо, зримо, ощутимо.
Следующий пример:
Но, ведь преврат –
ностей
не счесть:
И вот,
поставлена
я здесь!
И, кажется,
сама земля –
Уже для
ног моих
мала!
Все осудить
меня взялись:
Затопчут,
как осенний лист …
Как видно из приведенного примера, каждое двустишие наполнено образным содержанием, тесситурой логики и смысла, являясь звеньями в инструментарии законченных структурных единиц.
Двустишия, разумеется, – это процессуальная форма. Ей присуще такое качество как текучесть. Каждое двустишие – это звено в общей цепочке, в общей «движухе», в композиции целого.
Двустишия сильны своим хором. Коллективом.
Однако бывают и исключения. У Марины Цветаевой встречается двустишия из 6 строк. Критические просто! Такие краткие двустишия
в литературной среде, неформально, именуются – « срубами ».
Всё же, самые грамотные и безупречные двустишия подчинены определенному композиционному принципу. Он заключается в последовательности рифм – когда открытые наследуют закрытые, затем снова открытые, после них – снова закрытые и так от начала до самого конца.
Ах, боже мой,
мои чулки
Озорничают –
как щенки!
Они на улице
шалят,
И этим
пополняют штат –
Очарований
городских,
Из синтетической
луски!
Развязной
парочкой псяюх –
Нет, не такой,
как у писюх,
Они мелькают,
смельчаки
Там, где гуляют
пошляки
На ножках
стройненьких
моих
Как пара рифм,
связавших
стих
Я привела в качестве образца это развернутый пример. Из него видно, как кружат, словно в танце, двустишия, где пара сменяет пару – если одно состоит из открытых рифм – заканчивающихся на гласную, то затем наступает очередь пары закрытых, заканчивающихся
на согласную. К тому же все открытые рифмы образуют свой круг, рифмуясь между собою.
Такие требования – это не только последний крик моды, но и извечная жажда создавать безукоризненное, стремление к абсолютному письму.
Естественно, для решения подобных композиционно – технологических задач необходима универсальная техника, очень высокая степень подготовленности.
А теперь например, образец неудовлетворительных двустиший:
Наша улица снегами залегла,
По снегам бежит сиреневая мгла.
Мимоходом только глянула в окно,
И я понял, что люблю её давно.
Я молил её, сиреневую мглу:
Погости со мной, побудь в моем углу,
Не мою тоску ты давнюю развей,
Поделись со мной, желанная, своей!
Этот пример взят из стихотворения Анненского.
В художественно изобразительном плане строчки эти недостаточно живописны, недостаточно яркие, они такие тусклые и бедные в смысловом наполнении. Сиреневая мгла аморфна, она не задевает сознания.
Таковы казусы характерны даже для хороших поэтов, если они недостаточно времени уделяли этой форме.
А теперь я приведу пример двустиший, в которых представлен определенный прием.
Прытки прытки
мои чулки
Непредсказуемо
пылки
Мягки мягки
мои чулки
Совсем
не школьные мелки
Тонки тонки
мои чулки
Где хочешь пальцем
в них –тыкни!
Легки легки
мои чулки
Как откровения
Луки…
Рассмотрев эти строчки внимательно, постигаем то, что начальное слово каждого нового двустишия рифмуется со словом
заключительным. В каждом двустишии представлена тройная рифма.
Это – уникальный образец тех новых возможностей, которые способна подарить эта давняя форма.
Двустишия — это те клещи, которые вынуждены вцепиться в Ваше сознание и в Ваши фразы.
Итак, при овладении структурой двустиший необходимо исходить из той закономерности, что художественный смысл окажется зажатым между двумя рифмами.
Как правило, соотношение рифм позволяет предполагать поведение смысла, содержание фразы или же фраз.
Исходя из этого Ваш замысел должен содержать некий интересный поворот, так называемый « загиб», чтобы, оттолкнувшись от одной рифмы, он мог бы в следующей строчке предстать с необходимой парадоксальностью, иносказательностью, изобретательностью, внести свою изюминку загадочного и непредсказуемого. Вы обязаны помнить, что всякая предсказуемость — это враг художественного.
Если же этот принцип у Вас не соблюдается, если Ваша вторая строчка продолжает первую в том же направлении, Ваше двустишие приобретет тривиальное, избитое выражение. То есть то, что на художественном сленге именуется« водой» . Если у Вас образовалось подобное место, то в дальнейшем впечатление от него следует нейтрализовать нагнетанием содержания. Ведь двустишия — это процессуальная форма.
В заключение этой статьи подведу итоги. Двустишия это та художественная форма, которая позволяет получить наиболее чистый, незамутненный посторонними примесями конденсат сублимированного воображения, наиболее достоверный концентрат смысла.
Так что рекомендую не пожалеть времени и труда на извлечение этого эликсира.
Источник