Типы физических нагрузок (тренировок)
То, к какому типу относится конкретная физическая нагрузка, определяется способом образования энергии для выполнения этой нагрузки. Если в получении энергии для мышечной работы участвует кислород, то такое энергообразование называется аэробным, если образование энергии проходит без участия кислорода, то это анаэробное энергообразование.
Анаэробное энергообразование присутствует во время самых первых движений при любой активности, а также тогда, когда аэробные источники энергии не могут удовлетворить потребности организма в энергии. Источниками энергии для анаэробного энергообразования служат фосфатные соединения и углеводы (в виде запасов гликогена в мышцах и печени). В процессе расщепления гликогена вместе с энергией образуется молочная кислота (лактат). Именно из-за накопления лактата свыше порога возможной утилизации возникает мышечная усталость, и действие анаэробной системы длится примерно 2-3 минуты очень интенсивной работы.
Аэробное энергообразование (от «аэро» – воздух) осуществляется с участием кислорода, т.е. происходит реакция окисления кислородом углеводов (в виде гликогена) и жиров (в виде жирных кислот). При этом в процессе реакции наряду с энергией выделяются вода и углекислый газ. Аэробная система запускается практически сразу в момент начала физических нагрузок, но наращивает обороты очень медленно, выходя на свою максимальную мощность через 2-3 минуты интенсивной нагрузки. Вначале преобладает распад гликогена, и только потом, минут через 20-30 начинает преобладать распад жирных кислот. Мощность, образуемая при аэробном энергообразовании, гораздо меньше мощности, получаемой анаэробным процессом. Но с помощью аэробных источников энергии можно проплыть или пробежать намного дольше: ведь резервы жиров в организме весьма велики.
Так как организм всегда использует обе системы энергообразования, то не существует чисто аэробных и чисто анаэробных упражнений. Поэтому, говоря об анаэробной или аэробной тренировке (тренинге, нагрузке), обычно имеют в виду то, какой способ выработки энергии является преобладающим, что в свою очередь зависит от интенсивности и продолжительности нагрузки.
Аэробные и анаэробные тренировки отличаются интенсивностью и мерой воздействия, как на весь организм, так и на конкретную группу мышц. Аэробная нагрузка характеризуется интенсивностью от малой до средней, анаэробная — от выше средней до высокой. Основная цель аэробных тренировок – жиросжигание в процессе занятий. укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение внешнего вида и состояни здоровья. Анаэробные тренировки нацелены на повышение мышечной массы и построение «фигуры мечты». Включение анаэробных упражнений в аэробные тренировки позволит усилить общеоздоровительный эффект и влияние тренировок на внешний вид. Включение аэробных упражнени в анаэробные тренировки ускорит процесс похудения и увеличит выносливость.
В нижеприведенной таблице подытожим наши знания и рассмотрим более подробно влияние на организм и цели разных видов физической нагрузки.
Возраст (лет) | Коэффициенты корреляции |
11—18 12—18 13—18 14—18 15—18 16—18 17—18 | 0,6189 0,6335 0,4571 0,5804 0,4575 0,7365 0,7579 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели физической работоспособности достаточно стабильны. Таким образом, успешное прогнозирование развития этого качества в будущем (у взрослого спортсмена) может быть сделано в возрасте: у девочек до 11 лет, у мальчиков до 12 лет.
Следует иметь в виду, что в периоде полового созревания (девочки 11—12 лет, мальчики 13—15 лет) прогнозирование физической работоспособности, как и роста, менее надежно.
Как известно, спортивный результат является интегральным показателем физической работоспособности. Причем высокие достижения в плавании на средние и длинные дистанции свидетельствуют о хорошо развитой в организме пловца аэробной производительности, тогда как успешные выступления на коротких дистанциях — о высоких анаэробных возможностях.
Чтобы определить прогностическую значимость спортивных результатов, показанных в юные годы, были рассчитаны коэффициенты корреляции между высшими достижениями сильнейших пловцов мира (США, Австралии и Европы) в плавании на 100 и 1500 м вольным стилем и их результатами в юношеском возрасте:
Возраст (лет) | Коэффициенты корреляции | |
100 м | 1500 м | |
14 15 16 17 18 | 0,26 0,29 0,38 0,39 0,40 | 0,36 0,44 0,75 0,56 0,60 |
Проведенный анализ показал, что между лучшим результатом сильнейших пловцов мира и их юношескими достижениями на дистанции 100 м существует слабая связь, тогда как для дистанции 1500 м эта зависимость выражена достаточно сильно. Следовательно, стабильность аэробного компонента выносливости значительно выше.
Поэтому высокие спортивные результаты, показанные в юношеском возрасте в плавании на средние и длинные дистанции, будут иметь прогностическое значение для дальнейших успехов, тогда как в плавании на 100 м такой прогноз нужно делать очень осторожно, по результатам, показанным не ранее 16—18 лет.
Подвижность в суставах. Хорошие пловцы, как правило, обладают высокой степенью подвижности в суставах. Для определения стабильности этого показателя у одной и той же группы сильнейших пловцов 11—14 лет измерялась в течение четырех лет пассивная подвижность в голеностопном суставе. Между результатами повторных измерений рассчитывались коэффициенты корреляции, средние величины характеристик и стандартные отклонения от средних величин для каждой возрастной группы (табл. 1).
Возраст (лет) | Коэффициент корреляции между повторными измерениями | Среднее значение (градусы) | Стандартное отклонение |
11 12 13 14 | 0,917 0,928 0,885 | 189,75 190,92 193,83 202,83 | 12,46 15,87 17,93 15,46 |
Достоверная зависимость между повторными измерениями пассивной подвижности в голеностопных суставах указывает на высокую стабильность этого признака, а следовательно, и на возможность прогнозирования его развития.
Показатели силы. Одновременно с подвижностью в суставах на той же группе юных пловцов определялись силовые характеристики по показателям становой силы и силы тяги в воде (табл. 2).
Возраст (лет) | Коэффициент корреляции между повторными измерениями | Среднее значение (кг) | Стандартное отклонение |
Становая сила | |||
11 12 13 14 | 0,805 0,721 0,684 | 63,44 69,00 74,66 81,70 | 9,07 5,78 5,04 6,85 |
Сила тяги в воде | |||
11 12 13 14 | 0,835 0,749 0,786 | 10,50 11,89 13,75 16,49 | 1,72 2,75 2,86 3.73 |
Достоверная зависимость между величинами, полученными при повторном измерении силовых характеристик, также свидетельствует о высокой стабильности этого качества, что позволяет с достаточной уверенностью прогнозировать его развитие.
Таким образом, есть основание полагать, что определять потенциальные способности к плаванию с большей, чем это было до сих пор, уверенностью можно, ориентируясь на показатели роста, физической работоспособности, подвижности в суставах и силы. Приводим средние величины этих показателей у сильнейших юных пловцов трех возрастных групп (табл. 3).
Показатели | Возраст (лет) | ||
10—12 | 13—14 | 15—16 | |
Спортсмены | |||
Рост (см) Длина руки (см) Длина кисти (см) Вес тела (кг) ЖЕЛ (мл) Подвижность в суставах (градусы): плечевых голеностопных Сила тяги в воде (кг) | 162,4—174,4 72.3—77,9 18.4—19,0 44.5—52,4 3700—4500 147—163 | 171,0—173,3 74,7—82,0 18,7—20,2 55,7—62,9 4500—5900 145—155 | 176,6—188,0 78,1—83,3 19.4—21,3 67,6—77,8 5400—7200 141,5—150 |
Спортсменки | |||
Рост (см) Длина руки (см) Длина кисти (см) Вес тела (кг) ЖЕЛ (мл) Подвижность в суставах (градусы): плечевых голеностопных Сила тяги в воде (кг) | 162,15—173,28 71,8—77,8 18,0—18,6 44,3—51,5 3800—4600 144—160 | 167,2—176,8 74,5—80,7 18,4—20,2 52,9—60,1 4300—5200 145—153 | 171—180,4 76,6—81,7 19,2—20,7 59.2—67,3 4800—6300 142—150 |
При прогнозировании способности к плаванию необходимо проверить у пловца исходный уровень развития всех показателей, перечисленных в табл. 3. Измерения проводятся с точностью, достаточной для практической работы. При оценке способности надо сравнивать результаты детей, прошедших обследование.
Наиболее перспективными в отношении плавания следует считать детей, имеющих лучшие показатели по всем тестам или высокие в одном-двух и несколько менее высокие в остальных. Если цифровые показатели измерений в 10—12-летнем возрасте соответствуют нормативам, представленным в табл. 3, то можно с достаточной уверенностью прогнозировать динамику развития этих характеристик в последующие годы. Для ориентировочной проверки темпов прироста этих показателей в табл. 3 приведены средние данные для возрастных групп 13—14 и 15—16 лет.
Рекордсменом Европы в плавании баттерфляем на 200 м Рогер Пыттель (ГДР) стал в 1974 г., когда ему исполнилось 17 лет, но уже за несколько лет до этого у него был определен высокий уровень способности к плаванию
Однако высокий уровень способности к плаванию сам по себе не является гарантией успеха. Отличные работоспособность, подвижность в суставах и сила не будут реализованы в спортивный результат, если молодой человек не имеет мотивационной основы, не обладает сильной волей, громадным желанием, интересом, любовью к плаванию, помогающими терпеть трудности, переносить тяжелые тренировки и временные неудачи, соблюдать строгий режим жизни. Ребенок должен понять, что плавание — это не только развлечение, активный отдых, но и серьезная работа.
Наряду с поиском талантов важнейшее значение имеют организационный и методический факторы, определяющие направленность педагогического воздействия на разных этапах многолетней тренировки юного пловца: тщательное изучение тренером содержания программ для ДЮСШ плавания; правильно построенная система соревнований в возрастных группах и др. Необходимо отметить такой положительный факт, как включение в традиционные всесоюзные соревнования для детей 12 лет и моложе «Веселый дельфин» средних и длинных дистанций. Это означает, что базовая тренировка в ДЮСШ плавания будет иметь в соответствии с международными стандартами аэробную направленность.
Положительную роль играет отмена старой и введение новой системы поощрения тренеров, согласно которой высокие оценки они получают за подготовку абсолютных победителей и призеров всесоюзных и международных соревнований, а не за чемпионов в возрастных группах.
Все это обеспечивает целенаправленную подготовку юных пловцов без форсирования, преждевременно расходующего физические и психические ресурсы молодого организма.
Н. Ж. Булгакова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва
Источник