Что значит плоды покаяния

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 3:8

Свт. Иоанн Златоуст

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:3

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.

«Cотворите», говорит, «плоды достойные покаяния», потому что не достаточно только удалиться от нечестия, но надобно показать и великую добродетель. Не делайте же, говорит он им, того, что для меня противно, а для вас обыкновенно, и не возвращайтесь к прежним порокам, только смирившись на малое время. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки. Настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше, потому что ныне грядет сам Судия и Господь царства, чтобы возвести нас к высшему любомудрию, воззвать на небо и привлечь в тамошние обители. Потому-то я и говорю о геенне, что теперь как награды, так и наказания вечны.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.

Свт. Кирилл Александрийский

сотворите же достойный плод покаяния

Можно было бы сказать, что плоды покаяния — это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:7

Свт. Иларий Пиктавийский

сотворите же достойный плод покаяния

Он призывает их сотворить достойный плод покаяния, чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

сотворите же достойный плод покаяния

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Аскетическая проповедь.

Свт. Симеон Солунский

сотворите же достойный плод покаяния

См. Толкование на Мф. 3:2

Прп. Максим Исповедник

сотворите же достойный плод покаяния

Лицемер не испытывает волнения до тех пор, пока считает, что его лицемерие не обнаружено; он стремится к славе, пытаясь показать свою праведность. Когда же его изобличают, то он изрыгает смертоносные речи, полагая, что поношением других он скрывает собственное бесстыдство. [Священное] Писание сравнивает такого человека, в силу его коварства, с порождением ехидны, предписывая ему сотворить достойный плод покаяния, то есть сделать явным свое скрытое душевное состояние.

Главы о богословии.

Блж. Феофилакт Болгарский

Сотворите же достойный плод покаяния

Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сотворите убо плод достоин покаяния

Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. Уклонися, говорит, от зла и сотвори благо (Пс. 33:15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

сотворите же достойный плод покаяния

Плод покаяния: дерево часто представляет образ человека, именно — дерево плодовитое и с плодами добрыми означает человека добродетельного, дерево бесплодное — человека лишенного добродетелей, дерево с дурными плодами — человека, делающего злое, грешника (Мф. 7:17 и д. Мф. 12:33, Мф. 21:43, Ин. 15:8, 16 и др.). Сотворить достойный плод покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво по духу и уставам наступающего (в то время) царства Мессии. «Потому что не достаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель: не возвращайтесь же к прежним порокам. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки; настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше: ибо ныне грядет сам Судия и Господь царства, дабы возвести вас к высшему любомудрию, воззвав на небо» (Злат., ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 8-9 сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму

Сотворите плод достоин покаяния, т.е. живите так, как должно человеку, принесшему покаяние, — исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. Сотворите плод. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое, с добрыми плодами, означает человека добродетельного; дерево бесплодное или с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло (Мф. 7, 17 и дал.). Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраама. Иоанн говорит, что одно происхождение их от Авраама, без внутренних добродетелей, не имеет цены в очах Божиих; ибо всемогущему Богу возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоятся вместе с ним царства небесного, — не начинайте глаголати в себе (не думайте говорить о себе): отца имамы (имеем) Авраама. Некоторые толкователи под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных Иудеев. У Евангелиста Луки в повествовании о проповеди Иоанна говорится, что он поучал всякого особым образом, например, простому народу говорил: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же, — значит, поучал быть добрыми, милостивыми; мытарям, т. е. сборщикам народных податей, которые при сборе брали лишнее, говорил: ничего не требуйте более определенного вам; воинов поучал: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (гл. 3). Относительно мытарей нужно сказать следующее. Римское правительство, для избежания столкновения с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т.е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики, носившие название мытарей от слова «мыто» – «пошлина», взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя «мытарь» сделалось в понятия народных то же, что грешник, беззаконник.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

сотворите же достойный плод покаяния

(Лк. 3:8). Буквально: и так сотворите плод, достойный покаяния (слав. — сотворите ибо плод достоин покаяния). Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние, — или, что то же, изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, — иначе их прибытие к Иордану не принесет им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. В чем заключался этот плод, отчасти видно из дальнейшего.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сотворите же достойный плод покаяния

Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только уклонися от зла, но и сотвори благо (Пс. 33:15). Оставьте свое лицемерие и притворство. сотворите же достойный плод покаяния, живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви.

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

Плод покаяния и плоды духа

В Слове Божьем (Библии) находится сообщение о «плоде покаяния»..и о «плодах духа»
———————

«плод покаяния» — это тоже плод духа, но духа сокрушённого перед Богом —— в желании истинно раскаяться перед Ним во грехах и стать «новым человеком» в Господе..

а «плоды духовные» — это тЕ добрые изменения в (духовном) сердце и разуме, которые происходят по мере жизни в Господе и следования Его Воле..

Плод — это ТО, что вырастает в результате процесса созревания
«плод покаяния» — это созревания прозрения, ненависти ко грехам, осмысления своей и общей жизни мира. когда человек начинает видеть себя и мир глазами истины, а не ложных понятий..

Евангелие от Матфея 3 гл
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 СОТВОРИТЕ ЖЕ ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ. »

Иоанн обличал во грехах тех, кто считал себя праведниками, служителями Закона — верующими в Единого Бога – фарисеев и саддукеев…

Божий пророк призывал их «сотворить достойный плод покаяния»…

ЧТО это означало? —
Означало ТО, что можно называть ( и считать) себя верующим в Бога, исполняющим какие-то правила, празднования, предписания религиозных организаций….и при этом НЕ являться дитём божьим, продолжая жить во грехах (во тьме духовной), служа тем самым дьяволу а нЕ Богу..

«Достойный Плод покаяния» — это глубокое, осознанное покаяние во грехах…———
когда человеческая душа находится в сокрушённом (перед Господом) духе,— в смирении сердца, увидевшего самоё себя в истинном свете ———
———– грязь, мерзость, зло, нечистоту всех мыслей и дел, которые человек совершал и нЕ замечал раньше их мерзость и зло,
а теперь увидел, понял, ужаснулся сам себе и своей безбожной, страстной, бесовской жизни…

Раньше он думал – я нормальный, хороший, вполне достойный..смелый, добрый, деловой, отзывчивый, талантливый, умный…—
а теперь «вдруг» видит ———
——— грязный, мстительный, жадный, лицемерный, хитрый, властолюбивый, гордый, обидчивый, мстительный, развращённый, блудный, двуличный..

В сокрушённом духе человек видит и осознаёт свои ГРЕХИ..—т.е ТО, что раньше он грехами НЕ считал…а называл их даже своим достоинствами..
думая, например, что гордость – это хорошо —
хорошо быть лучше кого-то, богаче, сильнее, влиятельнее, быть кумиром.
любовь к богатству и славе – тоже хорошо, без этого не пробиться и ничего не достигнуть.
сексуальные похождения – свидетельствуют о его секс. силе, влиянии, могуществе….
гневливость – это признак уверенности в своей правоте, и это тоже хорошо, без этого нельзя стать первым и прославленным…
ложь – неплохо, она помогает продвижению по «карьерной лестнице»….
аборты – нормально…- — а плохо рожать безотцовщину и бедноту..
алкоголь и сигареты – хорошо, помогают снять усталость и дают удовольствие..
измена супругам – неплохо, помогает расслабится, обновить ощущения…
отмечать праздники языческие – тоже хорошо, весело..можно много танцевать, петь, шутить, играть..

Но есть ещё и «тайные» мысли и тайные мечты, в которых каждый может позволять себе ненавидеть родных и ближних, желать их смерти, проклинать их, …
В тайных же мыслях человек мечтает отнять у другого его жену (мужа) ..их здоровье, красоту, молодость.. — для этого идёт к колдунам и делает задуманное..
в тайных мыслях люди занимаются самым изощрённым сексуальным развратом и насилием..

Есть ещё презрительное и жестокое отношение с детьми и с супругами…издевательства, унижения, убийства..

Есть тайные интриги, подстрекательства, оговоры, …занятие оккультизмом..гипнозом..афёрами..воровством..

Есть богоборчество. продвижение атеизма. идеологий содомии….открытая борьба против верующих, инакомыслящих, киллерство, проституция, тюремные пытки. все виды идеологического давления и т.д..и т.п..

И ВСЁ ЭТО люди нЕ считают грехами, но называют это способами выживания, ..методами своей деятельности на земле….проявлением их индивидуальности, гениальности, национального менталитета, уникальностью…——- чем угодно, только нЕ грехами и нЕ злом…

А тЕ, кто называя себя верующими и исполняя некоторые религиозные обряды и ритуалы, при этом живёт вот так же в страстях и похотениях своей души и тела,
те не лучше всех остальных,
ибо их вера фарисейская – т.е показная, на словах…обрядовая…
——
они думают, что исполнив предписания служителей церкви – чтение на ночь молитв. стояние на службах по праздникам. ношение крестика. моления «крестным знамением» на храм..подача записок «за упокой» и «за здравие». «исповедь и причастие».. – они могут считать себя верующими, детьми божьими, спасёнными душами..

На самом деле – они лжецы, их сердце далеко отстоит от Господа, они любят мир и все его вожделения…они живут по плоти и для плоти греховной..а хождение в храм для них – только отмазка — подобно индульгенции —- откуп от грехов…

«достойный плод покаяния» — это истинное сокрушение о грехах и отвращение от них.
это истинное желание – жить ДЛЯ Господа и в Нём, —— выйдя своим духом из мира и возненавидя все его «прелести»…
это познание Христа и погружение в Его Жизнь, оставив страсти и похоти мира!

И вот тогда только возможно обрести ПЛОДЫ ДУХА…
Ибо только возрождённый Богом дух способен к таким плодам…
Христос сказал – «По плодам их узнаете»..—
У лицемерных верующих НЕ появятся плоды духа, т.е они останутся духовно мёртвыми, живущими по стихиям мира, его страстями и пороками..

А если верующие истинные и рождены от Духа Святого, усыновлены Богом через Христа, тогда –
У них произойдут перемены.. и они будут иметь плоды духа..— т.е они изменятся..——- перестанут совершать грехи, вредить своему телу, душе и ближним…

из высокомерных они станут смиренными и кроткими,….
из злых и суетных – станут терпеливыми, добрыми, благочестивыми в речах и поступках…
из блудников – добропорядочными, воздержанными, бесстрастными..
из воров и завистников — честными тружениками и щедрыми даятелями…
из язычников и оккультистов – верующими только в Единого Бога…
из кумиров и ненасытимых – «ничего не значащими для мира» и довольными даже малым..
из лжецов и карьеристов – правдивыми и честными, исполнителями Божьей Воли на земле – в освящении и провозглашении миру Евангелия спасения души – во Христе Иисусе..
——————————

Евангелие от Иоанна 15 гл, Христос:
«5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.»
———————————————-

Библия. Галатам 5 гл:
«22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.»
————————————————

Библия. 1 Фессалоникийцам 3 гл:
«3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;»
———————————————

Римлянам 6 гл:
«20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? — Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.»
———————————————————

Евангелие от Матфея 7 гл, Христос:
«13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.»

Источник

Читайте также:  Что значит умыться с иконы
Оцените статью