- Пленэрная живопись
- Возникновение
- Интересные факты
- Ссылки
- Полезное
- Смотреть что такое «Пленэрная живопись» в других словарях:
- Пленэр красивое слово, а есть ли в нем смысл?
- Пленэрная живопись
- работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.
- Что значит пленэрная живопись
- Плюсы пленэрного пейзажа
- Оборудование
- Самое важное правило
- Подготовка
- Естественный свет: проблемы и решения
- Отзыв художника
- Выбор сюжета
- Отзыв художника
- Куда идти
- Отзыв художника
- Коронный прием
- Трудности
- Преодоление усталости
Пленэрная живопись
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Возникновение
Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.
Интересные факты
Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Пленэр
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Пленэрная живопись» в других словарях:
Die schönsten Franzosen kommen aus New York — Плакат выставки на фасаде универмага «Kaufhaus des Westens» «Die schönsten Franzosen kommen aus New York» («Самые красивые французы из Нью Йорка») название выставки, которая проходила в Берлине с 1 июня по 7 октября 2007 г. Под рабочим названием… … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия
Словенский импрессионизм — Словенский импрессионизм художественное течение, существовавшее в Словении в 1900 е годы. Главными его представителями были Рихард Якопич, Матия Яма, Иван Грохар и Матей Стернен, организовавшие «Свободное сообщество группы художников Сава» … Википедия
Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия
ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова
Поленов Василий Дмитриевич — (1844 1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и… … Энциклопедический словарь
Таулов — Фритс (Thaulow, Frits) 1847, Кристиания, ныне Осло 1906, Волендам, Голландия. Норвежский живописец. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1870 1872) и Карлсруэ (Германия) у Х. Гуде (1872 1875). В 1875 1880 работал во Франции, испытал сильное … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
Развитие реалистического искусства после 1848 г. — В 50 е и 60 е годы некоторые художники старшего романтического поколения еще продолжали работать, но в целом романтическое направление после революции 1848 г. уступило место широко развившемуся реализму. Быть может, никогда в истории французского … Всемирная история. Энциклопедия
Левитан Исаак Ильич — (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… … Энциклопедический словарь
Воронежское художественное училище — Воронежское художественное училище художественное училище в Воронеже Содержание 1 История 2 Специальности 3 Учеб … Википедия
Источник
Пленэр красивое слово, а есть ли в нем смысл?
Добрый день, уважаемые подписчики, покупатели и гости нашего магазинчика!
Пришла идея рассказать о пленэре.
Не все учились живописи профессионально, у кого-то не было возможности брать уроки у настоящих художников и многие начинающие не знают что такое пленэр и для чего он нужен?
Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства окружающего мира. Пленэр появился в начале 20 века в Англии благдаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.
Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин.
Когда мы только с мужем стали учиться живописи, наш преподователь, посоветовала ходить на пленэры.
Так для чего же все таки нужна натура и выход на пленэр? Ведь можно просто взять любую картинку из сети интернет или красочную фотографию и написать картину. Наш преподаватель говорит: — «Натура лучший учитель!». Когда ты пишешь на пленэре — очищается взгляд, больше начинаешь различать цветов и оттенков. Это своего рода тренировка для глаз.
Работы, выполненные на пленэре называются этюдами.
Этю́д (фр. étude): Этюд — в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения. Этюды — это также материал для более серьезных картин.
На пленэре можно ставить разные задачи: колористические, изучение свето-тени и воздушной перспективы. Для работ, выполненных на пленэре, достаточен небольшой формат. Такой небольшой размер работы нужен для того, чтобы максимально быстро ухватить состояние природы и объектов. Холст или грунтованный картон для работы на пленэре можно изготовить самостоятельно.
Работа на пленэре дает эмоциональный заряд. Даже спустя много лет, когда смотришь работы, точно вспоминаешь где и когда они были написаны и что ты при этом ощущал.
Когда мы писали серию работ «Закаты и Рассветы», время на работу уходило не более 30 минут, так как солнце садится бысро, а небо и окружение постоянно меняются.
У нас в семье правило, куда бы мы не отправились (прогулки на велосипедах, походы пешком), всегда берем с собой краски. Как здорово весной выбраться в лес, взять с собой «что-нибудь перекусить» и написать этюд.
Когда работаешь на пленэре, такое ощущение, что все вокруг тебя перестает существовать, есть только ты и объект замысла.
Так что ходите на пленэры — это не только обогатит Вас с профессиональной стороны, но и подарит Вам вдохновение для творчества.
Источник
Пленэрная живопись
работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.
- Дата публикации: 6 июня 2020
- Текст: Катя Карцева
- Время на прочтение: 3 — 5 мин.
Пленэр (от французского en plein air — в переводе с французского «на открытом воздухе». Художники знают, что живопись на пленэре — это не просто красивый образ, романтическая игра слов, а вполне определенный термин, обозначающий как живописную технику, так и непосредственный её результат. Пленэрная живопись обладает той свежестью, той силой передачи мгновенного, переменчивого, мимолетного, которой нет у пейзажистов, работающих только в мастерской по этюдам, зарисовкам с натуры или по памяти.
Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.
Только работая на «открытом воздухе», пленэре, можно живо и полно передать «открытые» проявления жизни: особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебль писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но все же картины дописывались и дорабатывались в мастерской. Только через полвека в полной мере на открытом воздухе стали работать мастера барбизонской школы, Камиль Коро и другие художники.
Общение с природой, постоянный контакт с ней в процессе работы обостряют взгляд живописцев-пленэристов, делают их чуткими к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. А главное — в этой непосредственной близости к природе художник вступает в теснейшее общение с ней.
По-настоящему пленэрная живопись раскрылась в работах французских импрессионистов: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. В 1891 году К. Моне вступил на пленэре в настоящее соревнование с природой. По тем временам это был смелый и рискованный эксперимент. Так родилась серия «Тополя», написанная на берегу реки Эпт.
Клод Моне
Тополя на Эпте
Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
Раскрыв секрет особого зрительного эффекта, который получается при наложении рядом друг с другом мазков чистого, несмешанного цвета, импрессионисты добились в своих пейзажах редкой солнечности, яркости, свежести. До импрессионистов моменту наложения красок на холст предшествовало смешение их на палитре.
Например, для получения определенного “теплого” желтого цвета на палитру накладывалась желтая, коричневая, красная краски и смешивались. Импрессионисты для получения такого же цвета все составляющие его цвета накладывали на холст чистыми мазками. В результате с определенного, продиктованного художником расстояния они смешивались “в глазу” у зрителя. Тем самым снимая условность ровного, среднего тона. Возьмем, к примеру, пейзаж последователя импрессионистов Альбера Марке “Порт Гонфлер”.
Альбер Марке “Порт Гонфлер”
Марке был великолепным маринистом — художником любившим и умевшим писать море, — его пейзаж полон жизни.В нем ощущение влажного морского воздуха, чистоты, как бы “умытого” неба, свежесть красок. Марке удалось в самой композиции этого небольшого полотна, в расположении бегущих парусников передать ту извечность движения. Сама поверхность воды, гладкая, как стекло, отражающая лучи утреннего солнца, превращается в узор серовато-голубых, белых и желтых пятен, точно передающих цвет моря на рассвете. Пейзаж Марке не претендует на философские обобщения, но в нем есть обаяние самой жизни. Зритель перед картинами Марке чувствует себя как перед широко распахнутым окном.
В России во второй половине XIX – начале XX веков на пленэре работали такие выдающиеся живописцы как Валентин Серов, Василий Поленов,Исаак Левитан, Константин Коровин, Игорь Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от затяжного зимнего сна.
На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.
Источник
Что значит пленэрная живопись
Весна уже почти, а лето ещё не. Но рисовать на пленэре уже можно. Рассказываем, как это сделать и почему пленэр — это классно.
Плюсы пленэрного пейзажа
Автор фото: Кирилл ’Фарке’ Корнилов. Источник: @farkeone
Вот несколько особенностей пленэра, которые порадуют любого художника.
Леонардо да Винчи
- Во-первых, свежий воздух. Конечно, погода нестабильна, солнце иногда скрывается за облаком в самый неподходящий момент, но ничто не затмит счастья показать на холсте красоту природы. Это настоящий азарт.
- Иногда фотографии убивают вдохновение. Они либо такие скучные и плоские, что отбивают всякую тягу к творчеству, либо настолько хороши, что нет смысла пытаться сделать их лучше.
- Изменчивость условий иногда способствует выразительности. Поскольку времени мало и каждый мазок важен, на пленэре нельзя мешкать. Такая концентрация на процессе часто идет на пользу картине.
Оборудование
Для работы на открытом воздухе возьмите раскладной стул, несколько мягких карандашей (или любые другие инструменты, которыми вы хотите рисовать) и альбом для рисования с бумагой хорошего качества. Если у вас нет альбома, вы можете прикрепить несколько листов к доске клейкой лентой (листы размером 38×28 см подойдут как нельзя лучше).
В небольшую сумку положите также бутылку воды, несколько тканевых или бумажных салфеток, чтобы вытирать руки, и что-нибудь поесть, чтобы восстановить силы.
Самое важное правило
Автор фото: akrylova_art. Источник: @akrylova_art
Труднее всего найти подходящее место. В отличие от натюрморта, где все расставлено по вкусу художника, или портрета, когда можно в любую минуту попросить модель, скажем, опереться на одну руку, изменить что-то в пейзаже не в наших силах; приходится искать идеальный вид.
Будете плутать и искать что-то более интересное, а в итоге вернетесь обратно. Так бывает каждый раз. Первый вид всегда лучший.
Подготовка
Выбрав место, которое кажется вам многообещающим, походите в разных направлениях, глядя на выбранную панораму с разных точек зрения (к примеру, можно присесть на землю или встать на возвышение).
- На каждой из точек делайте небольшие наброски, чтобы определить основные, светлые и темные, очертания будущего изображения (рисуйте, не боясь неправильно передать форму объектов; лучше обратите внимание на контраст оттенков, относительные размеры и пропорциональные отношения). Оцените формат рисунка: горизонтальный или вертикальный (книжный или портретный).
- Продумайте композицию, добавьте или уберите те или иные элементы, выберите крупный план или панорамный, общий вид.
Естественный свет: проблемы и решения
Автор фото: Александра Трофимова. Источник: @ alexandratro__
Большую трудность на пленэре представляет свет.
- Если день солнечный, сюжет хорошо освещен, и было бы неплохо, если бы свет (не слишком яркий) падал и на холст.
- Прямой солнечный свет на холсте мешает оценить яркость краски: на улице кажется, что картина контрастная, а в студии она предстает в средних тонах. Поэтому следует отвернуть холст от солнца.
- Но в тени может быть слишком темно для работы. Лучше всего встать под дерево или навес, но они не везде есть.
- Иногда спасают зонты, но те частенько не выдерживают порывов ветра.
Каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески.
Свет облачного неба создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста. Если пейзаж залит светом облачного неба, лучше подчеркнуть его. Пусть эффект спокойного свечения не так выразителен, но в нем есть своя привлекательность. Особенно выигрышно он смотрится в городских пейзажах.
Отзыв художника
Барбара Дженике — сторонник пленэрной живописи: «Регулярная живопись с натуры научила меня понимать, как на самом деле падает свет и ложатся тени в пейзаже. Камера с ее погрешностями неспособна правильно передавать светотени. Собираясь писать по фотографии, я обычно предварительно обрабатываю ее в Photoshop, чтобы она выглядела максимально приближенно к пейзажу, как я его помню».
Выбор сюжета
Еще одна трудность для художника на пленэре — выбор, что писать. При таком количестве вариантов — прекрасные деревья, живописные камни, интересные здания, динамичные горы и пр. — легко растеряться и застыть столбом с кистью в руке, не находя решения. Тут приходит на помощь опыт работы с натюрмортом.
Автор фото: Мария Ланина. Источник: @lani_mari
Чтобы не метаться между вариантами, бывалый натюрмортист ищет динамику света и делает его главным персонажем. Тогда выбор сужается. Как бы ни были интересны дерево или камень, они не пройдут отбор, если ничего не добавят к выразительности света. Одной «интересности» недостаточно; живописцу нужно подчеркнуть динамику света.
Отзыв художника
Кристин Бэйл — прекрасный пейзажист, предпочитает писать с натуры. Главным для себя художник считает «понимание того, как свет работает в картине». Ей кажется, что пленэр — «лучшая студия для изучения света». Выбирая вид для картины, Кристин прислушивается к своему внутреннему голосу. Главное — «правильно переданное настроение, а не фотографическая точность».
Куда идти
Ни дня без кисти
Если раньше вы не писали в этом жанре, возможно, вам интересно, куда лучше отправиться на пленэр или где сделать хорошие фотографии для работы в студии. Вот несколько идей.
- Посещайте парки (большие и маленькие, местные, городские или национальные), это кладези прекрасных видов.
- Поезжайте на автомобиле за город, там откроются потрясающие красоты: небо, облака, поля, амбары, ручьи, речки, холмы вдали, деревенские тропки и многое другое.
- На пляже найдется вдохновение для пейзажа с водой, дюнами, утесами, пещерами.
- Присоединитесь к местной пленэрной группе, чтобы ходить с ними в проверенные места. Вы всегда сможете рассчитывать на товарищескую поддержку. К тому же, возможно, они имеют организованный доступ в закрытые для посещения объекты частной собственности или предпринимают совместные творческие поездки.
Отзыв художника
«Живопись на пленэре — серьезное испытание. Но если картина получится удачной, вы испытаете с чем не сравнимое удовольствие. Это вы поймете сразу по тому, как вам удалось передать освещение и как тона облаков, неба, воды и суши дополняют друг друга», — рассказывает Рэндалл Когберн. Он полагает, что благодаря частым занятиям живописью научился «наблюдать, смешивать краску, класть мазок — и повторять это снова».
Коронный прием
Отвернитесь и нагнитесь. Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.
Автор фото: Юлия. Источник: @vodicapy
Трудности
Самая распространенная проблема — преодолеть стеснение. Вам придется перебороть дискомфорт от того, что вы рисуете на виду у прохожих или любопытных детей. Не беспокойтесь: вы познакомитесь и с интересными людьми!
Погода тоже может создать неудобства. Одевайтесь сообразно времени года: носите удобную обувь, головной убор и берите с собой большой зонт нейтрального цвета, чтобы создать тень или укрыться от дождя. В плохую погоду можно работать даже из машины, где вы надежно защищены от дождя, ветра и холода.
Преодоление усталости
В живописи обустройство места на пленэре — самое утомительное занятие. Приходится тащить оборудование до места, отваживать чересчур общительных прохожих, предусмотреть, чтобы ничего не сдуло ветром. Из-за этого начинающий художник иногда воздевает руки к небу и ретируется в студию. Тут выходи один: терпеть. Да, поверьте — результат стоит этих трудностей.
Источник