Что значит платежи роялти

Роялти в отечественной практике предпринимательства

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Если предприниматель или компания применяет или дает в пользование активы, имеющие исключительное право на применение, то есть защищенные авторским правом, при этом взимая или получая соответствующее вознаграждение, такая форма взаимоотношений имеет особое законодательное урегулирование.

Вопрос: При выплате организации роялти на территории Казахстана налоговый агент удержал с выплаченных доходов налог в размере 15%.
В каком порядке производится зачет налога, уплаченного в Казахстане, при расчете налога на прибыль в РФ? Возможно ли учесть в целях налога на прибыль сумму налога, не подлежащего зачету?
Посмотреть ответ

Объясним, что представляет собой роялти с точки зрения делового сотрудничества, Налогового и Гражданского Кодексов РФ. Рассмотрим тонкости составления договора роялти, а также налогового учета таких активов. Проанализируем возможные риски системы роялти в налогообложении.

Вопрос: Российское издательство (далее — издатель) подписало договор с финским агентством (далее — агент) о приобретении авторских прав.
По условиям договора правообладатель — физическое лицо предоставляет издателю лицензию на публикацию и продажу своего произведения. Выплата вознаграждения предусмотрена в форме роялти.
Агент — юридическое лицо выступает от имени правообладателя и уполномочен им действовать по вопросам, вытекающим из договора. Выплаты по договору перечисляются на счет агента. Окончательным же получателем дохода является правообладатель — резидент Финляндии. При этом правообладатель не осуществляет деятельности на территории РФ и иных доходов от источников в РФ не имеет.
Каков порядок налогообложения НДФЛ указанных выплат?
Посмотреть ответ

Читайте также:  Татьяна по гречески что значит

Роялти как экономическое понятие

Интеллектуальная собственность – такой же актив, как и материальные фонды, она имеет свою стоимость и правила использования. Так же, как и материальные активы, объекты интеллектуальной собственности можно передать в пользование другой организации, получая при этом законную прибыль. Договор, который при этом заключается, дает право на исключительное использование за определенную плату.

Для оформления таких отношений используется термин «лицензионные соглашения», или «роялти». Можно определить роялти как средства, полученные или переданные в качестве вознаграждения за использование исключительного права собственности на некий объект.

Если объяснить максимально просто, то получится соответствие следующим условиям:

  • если собственник может что-либо продать, это является активом (материальным либо интеллектуальным), но не объектом роялти;
  • роялти платится не за сам актив, а за право на его применение, при этом имущественное право остается у собственника;
  • продать объект роялти нельзя, им можно только пользоваться.

Примеры:

  • фирма получила право на прокат кинофильма, выпуск книги, диска и др.;
  • компания, купившая франшизу «Макдональдс», оплачивает регулярные отчисления по ставке роялти;
  • автор песни получает «авторские» за использование ее в рекламе, фильме, исполнение определенным артистом;
  • компания заплатила автору ПО за право использовать его компьютерную программу;
  • организация передала другой фирме конструкторскую документацию и др.

Вопрос: Как отразить в учете организации (лицензиата), применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», расходы на выплату вознаграждения (роялти) по лицензионному договору за право использования товарного знака (на примере первого месяца), если выплата вознаграждения производится в форме процентных отчислений от прибыли, полученной за каждый текущий месяц в течение действия лицензионного договора?
Лицензионный договор заключен сроком на два года. Согласно лицензионному договору роялти (с учетом НДС) исчисляется в размере 15% от прибыли, полученной за текущий месяц от реализации продукции, индивидуализированной этим товарным знаком (но не менее 40 625 руб. с учетом НДС в месяц), и выплачивается в месяце, следующем за текущим. Прибыль от реализации выпущенной продукции за первый месяц действия лицензионного договора составила 260 000 руб.
Согласно лицензионному договору расходы, связанные с государственной регистрацией предоставления права использования товарного знака, несет лицензиар.
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование роялти

В отечественном законодательстве термин «роялти» не применяется, но в его качестве используется понятие «лицензионное соглашение», которое регламентируется ч. 5 ст. 1235 Гражданского Кодекса РФ. Там говорится о том, что заключение лицензионного договора предусматривает вознаграждение правообладателю в виде регулярных фиксированных или процентных платежей.

П. 37 ст. 246 Налогового Кодекса РФ рассматривает такие выплаты (полученные деньги) как расходы (или доходы) на средства индивидуализации либо на реализацию платежей за использование результатов интеллектуальной деятельности. Ст. 250 НК РФ позволяет представить такие средства также в качестве внереализационных доходов.

Международое предпринимательство широко использует роялти, поэтому при сотрудничестве используются нормативные акты, регламентирующие эти отношения между странами, чтобы не возникло ситуации, когда налог на прибыль придется платить дважды. Такие конвенции на сегодня заключены с Италией, Чехией, Саудовской Аравией, Грецией, Испанией и многими другими государствами.

На какие объекты может распространяться роялти

Объектом интеллектуальной собственности, который можно получить или предоставить в пользование, может быть:

  • патент;
  • компьютерная программа;
  • уникальный образец;
  • формула;
  • модель;
  • план;
  • авторское право на художественное произведение;
  • товарный знак;
  • франшиза;
  • технологическое ноу-хау и т.п.

Стороны роялти

Роялти предусматривает внесение (получение) платы в рамках заключенного между сторонами лицензионного договора. Гражданский кодекс предусматривает участие в подобной сделке следующих участников:

  • лицензиар – сторона, предоставляющая в пользование права на применение объекта исключительной собственности;
  • лицензиат – сторона-плательщик роялти, которая получила в пользование предоставленное лицензиаром право.

Лицензионный договор в обязательном порядке предусматривает наличие следующих компонентов:

  1. Реквизиты обеих сторон.
  2. Определение объекта договора – наименование объекта собственности и перечень прав на действия, которые может совершать с ним получатель.
  3. Исключительность предоставляемой лицензии (может быть полная и предусматривающая передачу третьим лицам – своего рода «суброялти»).
  4. Территориальные лимиты по использованию (если не оговариваются специально, по умолчанию право применения ограничивается Российской Федерацией).
  5. Срок действия договора.
  6. Порядок расчета и выплаты денежных средств в качестве роялти (ставка роялти). Возможна и безвозмездная передача права на использование.
  7. Периодичность и процедура отчетности о применении предоставленного объекта лицензиатом. Если лицензиар не нуждается в таком отчете, это следует отразить в договоре.

Роялти и отечественное налогообложение

Роялти и налоги лицензиара

Как упоминалось выше, в соответствии с НК РФ доход от предоставления в пользование объектов исключительного права может быть признан как выручкой, так и внереализационными доходами. Выручкой полученная прибыль станет, если предприниматель ее получает на постоянной основе (ст. 256 НК РФ), то есть получил ее в течение календарного года дважды или чаще.

НДС на роялти будет начисляться, если переданный объект интеллектуальной собственности не относится к одной из следующих групп, освобожденных от НДС (п. 26 ст. 149 НК РФ):

  • запатентованные изобретения;
  • компьютерные программы;
  • модели, имеющие практическое использование;
  • действующие образцы;
  • ноу-хау;
  • базы данных и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если объект относится к необлагаемым НДС, что правильно отражено в лицензионном договоре, от лицензиара все равно потребуется выставление счета-фактуры на платеж роялти (п. 3 ст. 169 НК РФ), в котором нужно будет указать «Без НДС».

Роялти и налоги лицензиата

Для получателя услуги платежа роялти будут расходами. С точки зрения налогообложения это траты, связанные с производством и/или реализацией, необходимо только обосновать этих траты и подтвердить их документально.

Вычет по НДС касательно лицензионных платежей будет произведен, если соблюдены обычные условия налоговых вычетов, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ.

Если право на использование объекта роялти передано физлицом, то на платеж роялти необходимо начислить для удержания НДФЛ, причем именно лицензиат в данном случае выполнит функции налогового агента, кроме авторских, выплат наследникам собственника (они платят НДФЛ сами).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Бывают случаи, когда затруднено или невозможно документальное подтверждение расходов на роялти. В таких ситуациях используются нормативы затрат (ст. 221 НК РФ). Они составляют от 20% (на научные разработки) до 40% (некоторые художественные произведения).

«Подводные камни» роялти

Система роялти очень удобна, так как, в частности, позволяет существенно снижать налогооблагаемую базу. Однако из этого следует повышенный интерес налоговиков к участникам роялти. Главным риском является возможность истолкования роялти как способа уклонения от положенной уплаты налогов.

ПРИМЕР. Российская компания приобрела право на использование некоего патента у иностранной организации, с которой не заключена Конвенция о международном сотрудничестве. В таком случае будет необходим посредник – оффшорная компания, причем выбирается страна из зоны низких налогов. Российский лицензиат будет платить роялти не собственнику, а посреднику по сниженным ставкам, а отечественный НК не предусматривает налога на прибыль с таких выплат роялти. Договор с посредником должен быть зарегистрирован в Росстате. Причем средства вносятся исключительно после заключения договора, иначе они не будут признаны расходами, что можно оспорить в суде.

Любое применение роялти попадает в сферу пристального внимания налоговых органов.

Что могут попытаться поставить «в вину» налоговики:

  • цель сделки – исключительно налоговая выгода, тогда инспекция может отменить вычеты по налогам и произвести доначисление;
  • нет достаточного экономического обоснования роялти: нужно подтвердить действительность применения взятого в качестве объекта роялти актива;
  • неправильности в заключении лицензионного договора могут сделать его недействительным, а сделка будет признана мнимой;
  • отчисления значительно меньше рыночных цен (отсюда экономическая необоснованность).

Источник

Что такое роялти в франшизе

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое роялти

Роялти — это регулярный платеж, который покупатель франшизы или других прав делает владельцу; говоря простыми словами, это абонентская плата за поддержку. Давайте немного разберемся в терминах.

Франчайзер — это владелец популярного бренда, который передает право использовать бренд и бизнес-модель в пользование другим юрлицам или предпринимателям за некоторую плату. Есть два вида платы: паушальный (первоначальный) взнос платится сразу при покупке франшизы, а роялти — это регулярные платежи во время работы по франшизе. За эту плату обычно франчайзер оказывает “фоновую” поддержку новому бизнесу и помогает развиваться.

Франчайзи — это компания или ИП, которые покупают право использовать бренд и бизнес-модель. Но не только это: им помогают на старте и в процессе, передают технологии, рецептуру, брендбук, маркетинговую стратегию, поставщиков и так далее.

За что взимается роялти

В каждом договоре франшизы могут быть свое наполнение регулярной поддержки, за которую франчайзи платит роялти. Обычно в этот список входят:

  • использование торговой марки;
  • консультации;
  • рекламные материалы;
  • контроль качества услуг или продукции;
  • юридическое или организационное сопровождение.

Для франчайзи такая поддержка — это возможность пользоваться известным брендом, кураторство от опытного практика, подключение к системам франчайзера — сайту и соцсетям, линии техподдержки. А еще контекстная реклама, расходные материалы, обучение и тренинги.

Владелец бренда тоже получает выгоду. С помощью франчайзи он распространяет влияние бренда, идет в регионы, получает дополнительные финансы для развития головной компании.

Какими способами рассчитывают роялти

Есть несколько способов расчета: это может быть фиксированная ставка, процент от прибыли, комбинированный вариант или “скрытые” роялти. Обычно для франчайзи выгоднее платить процент от прибыли, но все зависит от того, какой вид выплат и их размер назначит владелец бренда.

Процентный платеж. В этом случае франчайзер не устанавливает точной суммы, но вводит процент от фактических результатов деятельности. Дополнительно он контролирует своего партнера и следит за доходностью его бизнеса — например, запрашивает регулярные отчеты или сам изучает их в открытых источниках. Его прибыль зависит от доходов франчайзи, так что контроль понятен.

Фиксированный платеж. Здесь платеж — это одинаковая сумма на конкретный период, скажем, год, в следующем году сумма пересматривается. Она выплачивается раз в месяц, квартал или год. Риски здесь связаны с тем, что прибыль может быть еще низкой, но роялти придется платить сполна. Владелец бренда получает доход, не зависящий от эффективности партнера, поэтому меньше контролирует его, но и не так заинтересован в его успешности, и это может сказаться на качестве поддержки.

Комбинированный платеж. В этом случае сочетаются фиксированный и комбинированный методы. Обычно есть минимальная сумма “абонентской платы” и проценты с прибыли. В зависимости от условий договора, процентная ставка снижается или повышается, чтобы мотивировать франчайзи.

Скрытый платеж. Здесь нет фиксированной или процентной ставки, но у партнера есть обязательства: например, закупать сырье или товары франчайзера, и здесь роялти уже заложены в стоимость поставок, поэтому их можно назвать скрытыми. Например, предприниматель открывает точку продаж матрасов “Аскона”, закупает их у производителя по установленной для него цене и продает конечным покупателям.

Как формируется размер роялти

Единого правила по определению размера выплат нет, и закон этот момент не регулирует. Головная компания сама устанавливает нормы расчета. Они могут зависеть от объема продукции или услуг, условий на рынке, вида деятельности, особенностей региона франчайзи и уровня дохода жителей в этой местности, а еще от узнаваемости бренда

Как правило, роялти составляют 7-10% от выручки, но многое зависит от сферы деятельности. Скажем, для ресторанов и гостиниц регулярные платежи могут быть не выше 5%, а для фастфуда — более 10%.

Как проверить обоснованность суммы роялти

Перед покупкой франшизы обязательно разберитесь, что вы получите за предусмотренный договором платеж. Это должны быть четко прописанные услуги, и их объем должен быть пропорционален размеру роялти. Если в договоре есть только общие слова о поддержке, это плохой знак.

В любом случае, изучите договор вместе с юристом и более опытным предпринимателем. Проведите сравнительный анализ затрат на роялти и доходности для нескольких похожих бизнесов по франшизе. Если в целевой франшизе сумма роялти выше, надо понять, выгодно ли это вам, ведь уменьшить регулярные платежи после подписания договора вы не сможете.

Слишком большие суммы роялти могут затормозить развитие вашего бизнеса и снизить мотивацию. Слишком малые могут подкрепляться незначительными мерами поддержки в виде необязательных консультаций, и это тоже нельзя назвать выгодным вариантом.

Каким налогом облагается роялти

Юридически отношения между владельцем бренда и франчайзи оформляются договором коммерческой концессии. Он следует нормам ст. 1235 ГК РФ, где указано, что отношение между правообладателем и лицензиаром подразумевают гонорар правообладателю в виде процентных или фиксированных сумм.

С роялти взимаются два вида налогов:

  • НДС — платит франчайзер;
  • НДФЛ — платит франчайзи, а при работе с иностранной компанией стороны могут освободиться от выплат, если у другой страны есть особые условия по оплате подоходного налога.

Открывая бизнес по франшизе, упростите себе работу с бухгалтерией — ведите учет в современной системе с автоматизацией большинства операций и управленческими отчетами для руководителя. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и контролировать финансы. Все новички бесплатно тестируют сервис в течение 14 дней.

Источник

Оцените статью