- Единый налоговый платеж для организаций и ИП с 2022 года — как это будет работать
- Что такое единый налоговый платеж (ЕНП)
- Как это будет работать
- Когда обязанность по уплате считается исполненной
- Можно ли вернуть ЕНП
- Как перейти на единый налоговый платеж
- Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо про него знать
- Что меняется для физических лиц
- Новое для организаций и ИП
- Что включает в себя налоговое администрирование?
- Сущность налогового администрирования
- Функции налогового администрирования
- Формы налогового администрирования
- Методы налогового администрирования
- Итоги
Единый налоговый платеж для организаций и ИП с 2022 года — как это будет работать
Принят закон о едином налоговом платеже для юрлиц. Организации и ИП смогут одним платежным поручением уплачивать налоги, сборы, взносы, штрафы и пени. Этот механизм будет работать с 1 июля по 31 декабря 2022 года.
Что такое единый налоговый платеж (ЕНП)
Это добровольная уплата нескольких налогов и взносов одним платежным поручением. При этом не надо уточнять вид платежа, срок его уплаты, принадлежность к бюджету и др. Такое уже есть для физлиц — они могут разом заплатить НДФЛ и налоги на имущество, транспорт, землю.
Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ добавляет в НК РФ новую статью о едином налоговом платеже для организаций и ИП. Они смогут разом заплатить:
- налоги и авансовые платежи по ним (кроме тех, которые уплачивают физлица);
- страховые взносы;
- торговый сбор;
- сборы (кроме госпошлин, на уплату которых суд не выдал исполнительный документ);
- пени, штрафы и проценты.
Важно, что не только добровольные перечисления налоговая посчитает единым налоговым платежом. К нему будут отнесены все перечисления в бюджет, а также суммы переплаты и излишне взысканные суммы после 1 июля 2022 года.
Как это будет работать
Поступившие в счет ЕНП деньги налоговая сама зачтет на нужные направления.
Очередность зачета будет такой: Недоимки → Предстоящие платежи по налогам, взносам и сборам → Долги по пеням → Долги по процентам → Долги по штрафам.
При этом в каждой группе начинать будут с суммы, которая образовалась или должна быть внесена раньше других. Если суммы ЕНП не хватает и даты уплаты налогов, сборов и взносов одинаковы, платеж зачтут пропорционально суммам обязанностей в соответствующей последовательности. Аналогичный подход действует для пеней, процентов и штрафов.
Организации и предприниматели, перешедшие на новый порядок уплаты, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленных суммах. Сроки следующие:
- налогоплательщики — за пять дней до установленного срока уплаты налогов и авансовых платежей;
- плательщики взносов — за пять дней до установленного срока уплаты взносов;
- налоговые агенты по НДФЛ — не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.
Когда обязанность по уплате считается исполненной
Днем исполнения обязанности по уплате будет тот, в который налогоплательщик передал в банк поручение на ЕНП при наличии достаточной суммы на счете. Но есть ограничение — обязанность не может быть исполнена раньше, чем наступит срок уплаты налога, по которому принято решение о зачете.
Можно ли вернуть ЕНП
По заявлению можно вернуть часть ЕНП, по которой еще не принято решение о зачете. Налоговики отдадут деньги в течение месяца, а за просрочку доплатят процент по ставке рефинансирования.
Решение о возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней, а копию решения направить в казначейство.
Как перейти на единый налоговый платеж
Чтобы перейти на ЕНП, нужно провести сверку расчетов с бюджетом и добиться отсутствия разногласий.
В течение месяца после сверки следует подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Сделать это можно только в электронной форме по ТКС.
По НК РФ подать заявление нужно будет в период с 1 по 30 апреля 2022 года. Это значит, что сверку следует провести в марте.
Уплачивать ЕНП за организацию или предпринимателя смогут и третьи лица, однако у них не будет возможности потребовать возврат платежа из бюджета.
Источник
Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо про него знать
Единый налоговый платёж для организаций и предпринимателей планируется сделать обязательным с 2023 года — Госдума приняла законопроект во втором чтении. Документ разбирает Борис Луцет, который ведет авторский канал в Телеграме про налоговую политику.
По словам депутатов, бизнес «очень поддерживает» идею ЕНП именно в концепции всеобщего перевода на него всех налогоплательщиков. Вместе с тем пока в законопроекте только эксперимент на основе добровольности — с учётом его реализации вероятно будут приняты нормы об обязательном ЕНП.
Краткий обзор изменений, принятых ко второму чтению, представлен ниже.
Что меняется для физических лиц
— дата исполнения обязанности по уплате не может быть ранее установленного срока уплаты налога;
— налог будет считаться уплаченным в указанные даты лишь после принятия налоговым органом решения о зачете соответствующей суммы ЕНП.
В пункт 1 статьи 45.1 вносится изменение, в соответствии с которым в отношении НДФЛ может уплачиваться посредством единого налогового платежа во всех случаях, предусмотренных статьёй 228 НК РФ. На сегодняшний день такая возможность предоставлена лишь в отношении сумм налога, уплачиваемых на основании уведомления налогового органа (проценты во вкладам и доходы свыше 5 млн.рублей). После вступления закона в силу это можно будет делать и в отношении иных указанных в статье 228 доходов, например от продажи недвижимости.
Соответствующие изменения вносятся и в пункт 5 указанной статьи, уточняя порядок принятия налоговым органом решения о зачёте ЕНП. Нужно отметить, что сам срок не изменяется и остаётся равен 10 дням, но помимо уведомления добавляется также декларация по НДФЛ, а также уведомления по иным налогам.
Новое для организаций и ИП
Важно отметить, что возможность уплаты посредством ЕНП установлена не только в отношении налогов, сборов, страховых взносов, пеней и процентов, но и штрафов. Выбора в отношении видов подлежащих оплате по новой схеме платежей налогоплательщику не предоставлено.
Пунктом 3 статьи 45.2 предусмотрены ключевые условия для перехода на использование ЕНП. Первым из них является подача заявления в срок с 1 апреля по 30 апреля 2022 года. Второе — проведение совместной сверки с налоговым органом, по которой не имеется разногласий. сроков проведения такой сверки не установлено. Однако имеется условие о том, что заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня её осуществления.
Пунктом 4 статьи 45.2 вводится обязанность для налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять уведомления об исчисленых\перечисленных суммах. Помимо упомянутого отдельного описания обязанностей налоговых агентов хотелось бы обратить внимание как минимум ещё на одну особенность в отношении них. Дело в том, что уведомление требуется представить только в отношении перечисленного НДФЛ. Таким образом остаётся открытым вопрос о возможности\необходимости применять режим ЕНП к суммам налога на прибыль и НДС, которые также могут быть удержаны налоговым агентом. Ну и конечно возникает вопрос о том, что налоговый агент может уплатить в виде ЕНП, если в уведомлении он указывает уже перечисленные суммы самого налога. Представляется, что данная норма будет в дальнейшем дорабатываться. Отдельно хотелось бы отметить, что предусмотренные данным пунктом документы являются дополнительными, каких-либо послаблений в налоговой отчётности законопроектом не предполагается.
По аналогии с физическими лицам и перечисление ЕНП может быть сделано за организацию\ИП иным лицом, которое не вправе затем требовать возврата данных сумм (пункт 5 статьи 45.2).
В статьи 58, 60, 129.12 и 133 НК РФ вносятся технические уточнения с целью распространить их действие на ЕНП организаций\ИП, а в статьи 78 и 79 уточнения в части возможности производить зачёт излишне уплаченных\взысканных сумм в счёт налогов, сборов, страховых взносов — эти нормы не изменились в сравнении с первым чтением.
Статьёй 2 законопроекта помимо сроков вступления в силу (1 января 2022 года) устанавливаются также особенности утверждения ФНС необходимых документов. Точнее даже не особенности, а возможность вместо их утверждения просто рекомендовать соответствующие формы. Видимо предполагается, что к 1 апреля 2022 года служба не успеет их утвердить и просто рекомендовать будет легче.
Источник
Что включает в себя налоговое администрирование?
Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.
Сущность налогового администрирования
Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.
Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.
Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.
Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.
Функции налогового администрирования
Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:
- исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
- Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
- ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.
Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:
- по определению направлений налоговой политики;
- установлению значений показателей по расчету налогов;
- организации учета налогоплательщиков;
- разработке форм отчетности;
- организации работы по сбору налогов;
- контролю за исполнением налогового законодательства;
- обработке информации по собираемым налогам;
- прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
- выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
- выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
- установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.
По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.
Формы налогового администрирования
Налоговое администрирование сводится:
- на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
- на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
- на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.
О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».
Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.
Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.
Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.
Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.
Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.
Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).
Методы налогового администрирования
Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:
- учету налогоплательщиков;
- исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
- контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
- проверке правильности исчисления налогов;
- применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
- проверке действий самих налоговых органов.
Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:
- предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
- налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;
О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».
- отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
- организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
- повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.
Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:
- наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
- предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
- постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
- налоговое консультирование.
Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.
На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.
Итоги
Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.
Источник