- Планетарная КПП: что это такое и как работает планетарная трансмиссия
- Планетарный механизм: назначение и устройство
- Где используется планетарный механизм в автомобиле
- Плюсы и минусы планетарной передачи
- Автомобильный справочник
- для настоящих любителей техники
- Планетарная передача автоматической коробки передач
- Простая планетарная передача
- Нейтральное положение
- Составные части планетарные передачи
- Планетарная передача Симпсона
- Планетарная передача Равиньо
- Переключение передач в планетарной коробке
- Тормоза
- Ленточные тормоза
- Дисковые тормоза
- Муфты
Планетарная КПП: что это такое и как работает планетарная трансмиссия
На автомобилях планетарная механическая коробка передач появилась очень давно. Использовался такой тип КПП на заре автомобилестроения. Так называемая «планетарка» ставилась на легендарную модель Ford T, где водитель управлял коробкой отдельными педалями.
Если говорить о современных авто, сегодня планетарная передача активно используется в устройстве коробок автомат АКПП. Далее мы рассмотрим, как устроена планетарная передача АКПП, каков принцип работы данного механизма, а также какие особенности имеет планетарная передача в коробке автомат.
Планетарный механизм: назначение и устройство
В устройстве трансмиссии планетарный механизм позволяет изменять скорость, а также при необходимости направление вращения выходного вала. При этом в работе механизма можно выделить зависимость, что чем ниже будет скорость вращения выходного вала, тем большим будет на нем крутящий момент.
Итак, планетарная передача в основе имеет несколько вращающихся шестерен. Шестерни бывают следующих видов:
- солнечная шестерня;
- коронная шестерня
- сателлиты;
Само свое название планетарный механизм получил благодаря особенности размещения шестерен (подобно планетам вокруг солнца). Схема устройства предполагает, что в центре расположена солнечная шестерня, вокруг которой вращаются сателлиты. Сателлиты связаны между собой водилом, снаружи сателлитов установлена коронная шестерня. Указанные виды шестерен связаны с входным или выходным валом.
Общий принцип работы планетарной передачи состоит в том, чтобы одна из шестерен (солнечная, коронная или водило) имела жесткую фиксацию. В этом случае элемент становится передающим.
В качестве примера можно представить, если закреплена коронная шестерня, тогда входной вал передает крутящий момент на солнечную шестерню. От солнечной шестерни идет передача момента дальше на сателлиты. Сателлиты проходят по коронной шестерне и вращают водило.
Водило, в свою очередь, передает крутящий момент на выходной вал коробки. По такому принципу построена планетарная коробка передач, куда также включены специальные системы торможения (тормоза) и блокировки элементов планетарного механизма.
С учетом особенностей конструкции можно выделить два типа планетарных передач:
- в первом типе блокируется только один тип шестерен (одноступенчатая планетарная передача);
- во втором возможна блокировка разных видов шестерен (многоступенчатая планетарка);
Также планетарный ряд может быть как с закрепленным элементом, так и с дифференциальным. Во втором случае ни один из элементов не зафиксирован жестко, что позволяет изменять вращение отдельно (посредством усилий, которые прикладываются к валам). Данный механизм позволяет вращаться наименее нагруженному валу с наибольшей скоростью.
Где используется планетарный механизм в автомобиле
Начнем с того, что планетарная передача используется в устройстве различных типов техники. Что касается автоиндустрии, чаще всего планетарный механизм лежит в основе дифференциала автомобиля.
Дифференциал стоит на каждой ведущей оси. Именно в дифференциале использован такой тип планетарной передачи, где ни один из элементов не имеет жесткой фиксации. Через входной вал момент передается на шестерню (не коронную, так как зубья расположены не вниз, а по сторонам). Шестерня передает момент на сателлиты, к которым присоединены 2 солнечные шестерни.
Принцип работы таков, что сателлиты вращаются с одинаковой скоростью, однако солнечные шестерни могут иметь разную скорость вращения, причем отличную друг от друга. Однако если сложить скорости, сумма всегда является одинаковой.
- Идем далее. Планетарная передача также лежит в основе гидромеханической планетарной коробки передач АКПП. Если просто, общий принцип работы также основывается на вращении трех типов шестерен. При этом устройство намного сложнее, так как современная коробка передач требует от 5-и до 6-и передач для движения вперед. Вполне очевидно, что на одном планетарном механизме невозможно реализовать такую задачу.
В устройстве современной трансмиссии инженеры используют целый планетарный ряд АКПП. Планетарные ряды фактически являются связанными между собой несколькими планетарными механизмами. Благодаря такой конструкции можно гибко реализовать диапазон передаточного соотношения от 0.7:1 (для повышенных передач) и 4.5:1 (на пониженных). Передаточное соотношение, например, 0.7:1, означает, что на один оборот выходного вала входной вал делает 0.7 оборота.
Также в устройстве АКПП имеются специальные тормозные механизмы, которые нужны для переключения передач. Указанные механизмы (тормоза АКПП) имеют возможность притормозить вращение шестерен, а также полностью их заблокировать для подключения других элементов.
Плюсы и минусы планетарной передачи
Начнем с того, что данный механизм имеет целый ряд очевидных преимуществ:
- компактность (все шестерни находятся на одной оси, расположены рядом);
- низкий уровень шума при работе (нагрузка на зубья минимальна);
- механизм обеспечивает расширенный диапазон передаточных чисел;
- зубья способны выдержать большую нагрузку, также самих шестерен больше;
- меньшая вибронагруженность, плавность работы;
Что касается недостатков, можно выделить повышенную сложность конструкции, дороговизну изготовления, требования касательно точности сборки, снижение ремонтопригодности. При сборке предельно важно добиться точного расположения всех элементов.
Использование планетарного ряда или планетарного механизма в системе с высокими нагрузками приводит к снижению КПД и надежности. Причина – много шестерен и составных элементов, в результате чего увеличиваются потери на трение, возрастает риск поломок.
Также можно выделить высокую чувствительность к смазке и качеству смазочного материала применительно к планетарной передаче. Например, если в АКПП окажется недостаточно масла, тогда такая коробка быстро выйдет из строя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое пониженная передача в устройстве трансмиссии автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и назначении понижающей передачи КПП.
Так или иначе, планетарная коробка не имеет валов, ползунов, последовательно расположенных шестерен, что делает ее очень компактной и позволяет разместить даже в предельно ограниченном пространстве.
Еще планетарные коробки могут передавать большой крутящий момент (такие КПП даже используются в устройстве тяжелой военной техники). Крутящий момент достаточно равномерно распределяется на сателлиты (особенно если их больше 3), при этом зубья испытывают меньшие нагрузки сравнительно с двухвальными или трехвальными КПП.
Также при условии грамотного и своевременного обслуживания можно говорить о большом ресурсе, а сама конструкция планетарных коробок передач позволяет с относительной простотой реализовать их систему управления. Если просто, в устройстве коробки используются ленточные тормоза и блокировочные муфты. Ленточный тормоз плавно останавливает шестерни, тогда как муфта позволяет их заблокировать, что и приводит к переключению передачи.
Также удачно спроектированная планетарная коробка (при условии правильно подобранного передаточного отношения шестерен) имеет более высокий КПД, чем двухвальные и трехвальные механические МКПП.
Главным же недостатком можно считать то, что в автоматических коробках, где необходимо получить 3, 4, 5 и более ступеней, требуются каскадные планетарные системы. Данное решение значительно усложняет устройство, снижая КПД и общую надежность.
Источник
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Планетарная передача автоматической коробки передач
В основе самых распространенных на сегодняшний день автоматических коробок передач лежит планетарная передача. Она используется в работе классической гидродинамической коробки передач, так как посредством ее работы можно эффективно перераспределять как крутящий момент, так и передаточное число на валах коробки.
Преимущества таких коробок передач:
- Круглая форма;
- Высокие передаточные отношения;
- Распределение момента и мощности между несколькими планетарными шестернями, а также разделение мощности между отдельными планетарными рядами.
Это дает, среди прочего:
- Снижение усилия на зубьях;
- Более компактную конструкцию;
- Уменьшение маховых масс;
- Снижение уровня шума.
Недостатком, по сравнению с механическими коробками передач, является более высокая стоимость планетарной передачи.
Простая планетарная передача
Название «планетарная передача» связано с тем фактом, что водило (S) планетарной передачи, соединенное с планетарными шестернями (2), вращается внутри неподвижной коронной шестерни (3) вокруг солнечной шестерни (1), при этом расположенные между ними планетарные шестерни вращаются вокруг собственной оси (рис. 14 «Планетарная передача«). Такая схема движения в принципе напоминает вращение планет вокруг солнца.
При оснащении каждой из этих деталей коробки передач соединительным валом (рис. 15), а также муфтами свободного хода или тормозами, можно получить различные соотношения взаимного перемещения деталей планетарного механизма, а, следовательно, различные варианты передаточных отношений (см. таблицу 1).
Примечание: количество зубьев коронной шестерни обозначается знаком «-», поскольку коронная шестерня имеет внутренний зубчатый венец.
Вращение блоком (вариант 7 в таблице 1) достигается за счет жесткого соединения солнечной и коронной шестерней, в результате чего водило с планетарными шестернями вынуждено вращаться с такой же частотой.
На практике в автомобилях используются в основном планетарные передачи с одной определенной точкой отбора мощности. Это означает, что количество возможных передаточных отношений сокращается с семи до трех.
Вариант 3 (рис. 16)
Передаточное отношение «на замедление» Солнечная шестерня вращается Коронная шестерня неподвижна. Отбор мощности через водило.
Вариант 7 (рис. 18)
Вращение блоком. Коронная шестерня вращается и сблокирована с солнечной шестерней.
Водило вращается с такой же частотой:
Нейтральное положение
Одна часть зубчатой передачи приводится в движение. Все остальные элементы могут свободно вращаться, то есть подвижны и не сблокированы друг с другом.
Составные части планетарные передачи
Если несколько простых планетарных передач конструктивно соединены друг с другом (к примеру, передача Симпсона, рис. 19), такой механизм называют составной планетарной передачей. При грамотном сочетании отдельных элементов коробки передач возникает огромное множество теоретически возможных вариантов передаточных отношений.
Если стоимость составной планетарной передачи снижается за счет:
- Объединения водил планетарной передачи;
- Использования одинаковых по размеру шестерен;
- И/или использования одинаковых по размеру планетарных шестерен, говорят об «урезанной» планетарной передаче (к примеру, передача Равиньо).
Планетарная передача Симпсона
Отличительной чертой передачи Симпсона являются простые в техническом отношении зубчатые венцы. Это означает, что в этой конструкции друг с другом соединены два блока планетарных шестерен с одинаковыми солнечными шестернями (Z1 = Z4) одинаковыми планетарными шестернями (Z2 = Z5) и одинаковыми коронными шестернями (Z3 = Z6). В целях уменьшения стоимости чаще всего используется удлиненная солнечная шестерня, общая для обоих блоков планетарных шестерен.
Планетарная передача Равиньо
Очень часто в многоступенчатых планетарных передачах в качестве блоков планетарных шестерен используются блоки Равиньо рис. 20 «Передача Равиньо». Такой «урезанный» блок планетарных шестерен состоит из солнечных шестерен (1 и 2), а также одной коронной шестерни (3) и водила (4), общего для обоих блоков планетарных шестерен.
Переключение передач в планетарной коробке
В планетарной коробке передач одни детали блока планетарных шестерен удерживаются на месте, другие с геометрическим замыканием (жестко) соединены с валом турбины гидротрансформатора крутящего момента (выполняющим роль первичного вала механической планетарной передачи).
Удержание обеспечивается за счет тормозов, а соединение с геометрическим замыканием — за счет соединения многодисковых муфт.
Тормоза и многодисковые муфты в автоматической коробке передач носят общее название органы переключения или элементы переключения передач. Управление ими всегда осуществляется с помощью гидравлического давления.
Тормоза
При включении или затягивании тормозов в рамках переключения передачи солнечные шестерни, водило планетарной передачи или коронные шестерни блокируются (останавливаются), а при выключении или отпускании тормозов снова разблокируются и начинают движение,
В планетарных передачах могут использоваться ленточные или дисковые тормоза.
Ленточные тормоза
По окружности тормозного барабана расположена тормозная лента, имеющая с внутренней стороны фрикционную накладку.
У ленточного тормоза с одинарной обвивкой тормозной лентой тормозная лента обвита вокруг тормозного барабана один раз, а у ленточного тормоза с двойной обвивкой тормозной лентой — два раза, благодаря чему усилие фиксации тормозного барабана при стягивании тормозной ленты в два раза выше, чем у ленточного тормоза с одинарной обвивкой. Ленточный тормоз автоматической коробки передач Opel имеет двойную обвивку тормозной лентой. На рис. 21 «Ленточный тормоз с гидравлическим приводом механизма переключения передач автоматической коробки» изображен ленточный тормоз с одинарной обвивкой тормозной лентой.
Дисковые тормоза
В современных автоматических коробках передач используются только дисковые тормоза. На рис. 22 изображены основные детали дискового тормоза. Стальные диски (2) с наружными захватами вложены в стальную обойму (1) и имеют возможность перемещения в осевом направлении, фрикционные диски (3) с накладками соединены с блоком планетарных шестерен с помощью внутреннего зубчатого венца. Стальная обойма жестко соединена с картером коробки передач (в ZF и Opel такой дисковый тормоз получил название «неподвижной муфты»). По сравнению с ленточными тормозами дисковые тормоза могут передавать более высокие крутящие моменты и более точно регулироваться в отношении передачи усилия.
Муфты
Муфты автоматической коробки передач выполняют следующие функции:
- Соединение вала турбины (первичный вал коробки передач) с определенными частями блока планетарных шестерен и отсоединение от них;
- Передача усилия от частей одного блока планетарных шестерен на части другого.
При установлении соединения с жестким геометрическим замыканием говорят, что муфта включается или соединяется. При разъединении соединения с геометрическим замыканием говорят, что муфта выключается или разъединяется.
Как и дисковый тормоз (рис. 22) дисковая муфта состоит из стальных дисков с наружными захватами и фрикционных дисков с накладками и внутренним зубчатым венцом.
На рисунках 23 и 24 схематически изображена муфта переднего хода автоматической коробки передач Audi и VW.
Название муфта переднего хода говорит о том, что эта муфта включается на всех передачах переднего хода. Только в нейтральном положении и на передаче заднего хода муфта разъединена.
Под системой автоматического переключения понимается гидравлический привод тормозов и муфт. Для затягивания и быстрого отпускания ленточных тормозов используются круглые поршни в соответствующих цилиндрах (см. рисунок 21).
Для обеспечения соединения дисковых тормозов и муфт поршни выполнены в виде колец, как показано на рисунках 23 и 24. Отпускание тормозов и разъединение муфт выполняется с помощью тарельчатых или спиральных пружин или с помощью нескольких небольших круглых витых пружин, расположенных по окружности муфты.
Источник