Что значит писать мозгами

Нейробиологи доказали: письмо от руки переводит мозг в режим обучения

Ученые проанализировали паттерны мозговых волн детей и молодежи, пока они писали от руки или набирали текст на клавиатуре, и обнаружили, что эти действия мозг воспринимает по-разному. Результат показал, что обучение более эффективно, когда пишешь от руки.

За последние пару десятков лет электронные устройства настолько глубоко проникли в образование, что сложно теперь представить класс городской школы или аудиторию вуза без ноутбуков или планшетов, пришедших на смену тетрадям и ручкам. Ученые из Норвежского университета науки и технологии многие годы изучали разницу в активности мозга во время записи текста от руки и набором текста на клавиатуре.

Прошлые исследования команды обнаружили, что оптимальные для обучения мозговые волны возникают в том случае, когда ученики пишут от руки, но не когда печатают. Новый эксперимент с участием детей и взрослых подтвердил это предположение, пишет New Atlas.

Когда молодые люди писали от руки при помощи цифрового стило на сенсорном экране, синхронизировались участки мозга в теменной и центральной доле головного мозга. Судя по собранным нейробиологам данным, такая активность важна для запоминания и кодирования новой информации и поэтому идеально подходит для процесса обучения.

Во время рисования была отмечена активация тех же участков, но паттерн выглядел несколько иначе. Более всего нейронные процессы, связанные с письмом от руки и рисованием, отличались от печатания на клавиатуре.

«Обучение письму от руки немного более медленный процесс, но для ребенка важно пройти эту утомительную фазу, — объяснила Одри ван дер Мер, руководитель исследования. – Сложные движения рукой и правильное написание букв полезны по нескольким причинам. Если вы используете клавиатуру, вы делаете одно и то же движение для всех букв. При письме требуется контроль за малой моторикой и чувствами. Важно приводить мозг в состояние обучения как можно чаще».

Исследователи подчеркивают, что они ни в коем случае не призывают отказаться от цифровых устройств в образовании. Они лишь указывают на существование разницы между нейронными процессами и методом записи информации. Один из которых настраивает мозг на обучение, а другой — нет.

Читайте также:  Что значит масштабная личность

Австралийские ученые предложили необычный способ выявлять болезнь Паркинсона на ранних стадиях. Поскольку одной из первых у пациентов страдает способность писать и рисовать, они создали точный диагностический тест, для которого достаточно планшета.

Мы рассказываем о самых интересных новостях науки и технологий — от наступающей тотальной автоматизации до альтернативной энергетики, от искусственного интеллекта до медицины будущего. Присоединяйтесь , с нами всегда интересно и познавательно .

Хайтек+ уже много месяцев входит в 30-ку лучших каналов Дзена. Подписывайтесь и рекомендуйте нас друзьям.

Источник

Расшифровка МРТ головного мозга

Результаты МРТ головного мозга – это серия снимков в нескольких плоскостях, представляющих собой послойные виртуальные срезы толщиной в пару миллиметров, сделанные через исследуемую область. Полная и точная интерпретация снимков магнитно-резонансной томографии – работа врача-рентгенолога, имеющего специализацию в соответствующей области. Задача данного материала – знакомство с основными принципами расшифровки результатов МРТ головного мозга, но не обучение данному процессу.

Как выглядит снимок МРТ головного мозга

Классический пример МРТ снимков головного мозга показан на рисунках ниже. Магнитно-резонансная томография выполняется в поперечной (или аксиальной – рисунок снизу) и продольной (или сагиттальной — рисунок сверху) плоскостях.

Исследование выполняется в нескольких режимах. Основные из них Т1 и Т2. Изображения, полученные в данных режимах, часто также называют Т1-взвешенными или Т2-взвешенными снимками. Изображения, показанные выше, сделаны в Т1-режиме.

Главное отличие этих режимов – в том, как на снимках отображается жидкость и воздух. В Т1 режиме ткани, содержащие большое количество воды, имеют более темную окраску, в то время как в Т2 режиме они яркие, светлые. Это легко понять, посмотрев на снимки выше – глазные яблоки визуализируются в виде светлых парных округлых образований с одной стороны яркие и светлые, с другой – темные. Следовательно, снимок справа сделан в Т1 режиме, снимок слева – в Т2. Также существует разница в том, как в этих режимах отображается серое вещество головного мозга. В Т2 режиме оно светлее, чем белое вещество.

На самом деле режимов намного больше – FLAIR, DWI, STIR и так далее. Какой-то режим используется для подавления сигнала от богатых жиром тканей, какой-то – для изучения плотности распределения протонов в тканях, третий – для оценки броуновского движения молекул воды. Вот почему полный курс МРТ-диагностики для врачей длится не один месяц.

Норма и отклонения на МРТ головного мозга

Как же узнать, есть ли на снимках признаки болезни? Самое главное – запомнить, как выглядит головной мозг здорового человека. Врач, изучая снимки пациентов, постоянно сравнивает их с нормальными снимками, хранящимися у него в голове. Чтобы понять, как это происходит – посмотрите на снимки внизу:

Перед вами – два снимка, сделанных в одном режиме. Снимок снизу – норма. Какое заболевание, в таком случае, есть на верхнем снимке? Чтобы понять это, нужно сравнить эти изображения. Явно видно отличие – на верхнем снимке в правой части головного мозга есть новообразование. Разница еще заметнее, если сравнить левую и правую части того же снимка.

Отметим его красной окружностью. Визуально оно представляет собой узел, неоднородный по окраске и отличающийся от серого и белого вещества головного мозга. В таких случаях, чтобы точно определить границы опухоли и определить её тип исследование повторяют с контрастом. Введение контрастного препарата в кровь через локтевую вену приводит к накоплению контрастного вещества в тканях опухоли – нормальные здоровые ткани его практически не накапливают. И мы получаем следующую картину, показанную на рисунке справа. Яркая окраска опухоли соответствует накопленному контрасту – теперь можно не только сказать, где опухоль, но и примерно определить, что это доброкачественная опухоль, так как она имеет четкие границы (злокачественные опухоли прорастают окружающие ткани, из-за чего границы будут размытыми и не такими четкими).

Таким образом расшифровка результатов МРТ головного мозга проводится путем сравнения полученных снимков с нормой. При отсутствии отличий можно говорить о том, что пациент, чьи снимки исследует врач, скорее всего здоров. Сравнивается все – форма, размеры анатомических структур, локализация, симметричность, количество спинномозговой жидкости в полостях головного мозга, и множество других параметров. Каждое заболевание, будь то инсульт или рассеянный склероз, имеет свои характерные признаки.

Как читать результаты МРТ головного мозга

Теперь попробуем прочитать заключение МРТ головного мозга с расшифровкой снимков на следующем примере:

  • Техника сканирования – перечисляются режимы, в которых проводилось исследование;
  • На серии томограмм определяются мелкие очаги ишемии – участки белого вещества головного мозга, испытывающие дефицит кислорода (возрастные изменения). Любые очаговые изменения вне зависимости от локализации — патология;
  • Далее описывается кора головного мозга – незначительная атрофия лобно-височных долей также является возрастными изменениями (исследование проводилось у пожилого человека);
  • Затем описывается система желудочков головного мозга – полостей, в которых циркулирует спинномозговая жидкость – если они не расширены, имеют нормальную форму, значит все в норме.
  • Мозолистое тело, мозжечок и ствол мозга без изменений;
  • Далее идет описание гипофиза – железы, расположенной на основании мозга (незначительное уплощение возможно в норме), области перекреста зрительных нервов, синусы внутренней сонной артерии – также без изменений, так как нет асимметрии, их контуры четкие и ровные;
  • Затем идет описание глазных яблок и содержимого глазниц – без патологических сигналов, т.е. в норме;
  • Область мостомозжечкового угла – место отхождения слухового или преддверно-улиткового нерва, отвечающего за слух – без изменений, нерв определяется с обеих сторон;
  • Описываются придаточные пазухи носа – в правой гайморовой пазухе имеется киста – остальные пазухи в норме, пневматизация обычная (содержат воздух, а не гной или жидкость);
  • Далее идет исследование сосудов головного мозга или МР-ангиография – отсутствие изменений калибра, симметричность, отсутствие смещения и сужения просвета – норма. Небольшое сужение допускается;
  • Затем проводится венография – отсутствие изменений и нормальный калибр – норма.

В заключение выносят только патологические изменения – в данном случае это очаги ишемии, атрофия лобно-височных областей, киста гайморовой пазухи. В целом картина соответствует возрасту пациента – 65 лет. МРТ-признаки сосудистой энцефалопатии – окончательный диагноз будет определен лечащим врачом. Обратите внимание – в норме на снимках отсутствуют изменения, очаговые или диффузные (распространенные равномерно), кисты, опухоли, новообразования, участки патологической гипер или гипоинтенсивности сигнала. Анатомические образования имеют четкие ровные контуры, не смещены, симметричны. Сосуды симметричны, без признаков сужения просвета, с нормальным ходом и калибром, интралюминарный сигнал (фактически кровь в сосуде) гомогенный, что говорит об отсутствии тромбов в просвете артерии или вены.

Подобным путем проводится расшифровка и описание снимков в любой клинике. Однако точность сделанного заключения зависит от квалификации врача МРТ-диагностики.

Источник

Писать — значит думать: Как письмо от руки влияет на работу мозга

Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Интервью «Wiener Zeitung» («Венская газета», Австрия) с доктором Кристианом Марквардтом о значимости письма от руки, о выработке моторных навыков и экспериментировании при выработке почерка.

Наше досье

Д-р Кристиан Марквардт является экспертом в области обучения письму от руки и занимается исследованием двигательных (моторных) основ процесса письма.

Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии в университете Мюнхена по теме «Кинематический анализ двигательных процессов». С 1990 года он является членом исследовательской группы в области клинической нейропсихологии в клинике Богенхаузен (Klinikum München-Bogenhausen) в Мюнхене.

Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу «CSWin» «SchreibCoach», анализирующую моторику в процессе письма. В 2003 он создал фирму «Science and Motion» («Наука и Движение»), занимающуюся анализом двигательных процессов в спорте.

Доктор Марквардт также является научным советником-консультантом в Институте Графомоторики в г. Херольдсберг, занимающимся повышением профессионального уровня учителей.

Когда человек пишет от руки, развиваются его творческие способности

«Wiener Zeitung»: Финляндия хочет вычеркнуть из школьной программы все письменные занятия по языку. Неужели всё потеряно?

Кристиан Марквардт: Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

При этом также развиваются творческие способности человека — ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера.

Тем не менее необходимо дать точное определение, что такое письмо: ведь почерк человека и т.н. «латинский» стандарт чистописания (куда входят собственно печатные буквы и латинский шрифт) не одно и то же.

Вначале ребенок изучает печатные буквы и, таким образом, он узнаёт графическую «конструкцию» буквы, после того, как печатные буквы освоены, ребёнок начинает изучать непосредственно стиль письма, т.е. письменный шрифт, который по эстетическим причинам стилизован по сравнению с печатным шрифтом — буквы письменного шрифта имеют более красивую и даже немного вычурную форму.

Этот «латинский» стандарт чистописания и служит первой ступенькой к конечной цели – выработке индивидуального почерка, притом оптимального с точки зрения движений и прилагаемых усилий в целом.

В процессе выработки индивидуального почерка каждый ребёнок так или иначе подстраивается и облегчает весь процесс для себя, т.е. упрощает форму букв, изменяет угол наклона букв или чаще делает разрывы между ними.

Любой стиль приемлем, если почерк ребёнка является быстрым, плавным и разборчивым.

Какое значение имеет выработка правильного почерка для общего развития моторных навыков?

Настоящее развитие моторики начинается тогда, когда ребёнку приходиться писать быстро – всё, что замедляет скорость, сразу же «выбрасывается за борт».

Если во время диктанта ребёнок не успевает записывать за учителем, значит необходимо сразу же принимать меры.

А в Финляндии пошли другим путём – отныне там в школах будут только учить писать печатными буквами, а после пусть каждый школьник пишет так, как ему заблагорассудится.

Сможет ли ребёнок самостоятельно выработать правильный почерк, если он научился писать лишь печатными буквами — более чем сомнительно. Лично я полагаю, что нет.

Какие процессы протекают в мозгу человека, когда он пишет рукой?

Есть сравнительные исследования, проведённые между студентами, которые во время лекции делали записи в ноутбуке, и теми, кто записывал от руки. Результаты наглядно показывают, что те, кто писал от руки, лучше запоминали, а главное – лучше обрабатывали полученную информацию. А те, кто делал записи в ноутбуке, хуже запомнили содержание лекции.

В мозг студентов, записывавших от руки, поступали сенсорные сигналы многих типов (модальностей).

Исходя из этого очевидно, что навыки письма от руки оказали положительное влияние на общий уровень когнитивного развития ребёнка (т.е. развития у него всех видов мыслительных процессов — таких, как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика).

Ведь у пишущих от руки в большем объёме задействованы смежные функции — сила воображения, креативность, правописание, возможности памяти.

Что же касается людей, которые умеют только вводить текст с клавиатуры, но при этом совсем не умеют писать от руки – то тестирование таких людей на практике пока не проводилось. Лично я считаю такой эксперимент довольно опасным.

Мы живём в т.н. обществе достижения, в котором положение, авторитет и успех индивидуума зависят, прежде всего, от его личных достижений.

Многозадачность мозга (обеспечивающая человеку возможность выполнения нескольких задач одновременно) зачастую кажется последней спасительной соломинкой для возрастающих коммуникационных потребностей такого общества в современную цифровую эпоху.

Вредит ли это интеллекту?

Нет, сами по себе цифровые средства массовой информации, как таковые, не могут оглуплять людей. Трудности возникают лишь тогда, когда современные технологии начинают заменять человеку полноценную жизнь, со всеми её чувствами и переживаниями.

Например, если вы просто смотрите фильм про Африку на DVD, то это нечто совершенно другое по сравнению с тем, как если бы вы на самом деле были там и дышали знойным воздухом этого континента.

Когда же использование цифровых технологий сужается лишь до простого информирования, в котором напрочь отсутствует личное восприятие и сопереживание живого человека, то это уже оказывает серьёзное влияние на нашу жизнь.

Вначале мы должны постичь и усвоить всё, что делает нас людьми, прежде чем впустить цифровые технологии в нашу повседневную жизнь настолько широко, что значимость нашего личного присутствия отодвинется на второй план, и оно будет сводиться только к тому, что мы будем просто вводить данные в машины, ставить им задачи для последующего выполнения и т.п.

Человечество изобрело письменность много веков назад. Является ли отказ от письма от руки отказом от одной из форм самовыражения человека?

Поскольку мы можем выразить свои чувства через почерк, то в нём закрепляются индивидуальные особенности каждого человека, что имеет большое значение.

Это приводит к тому, что рассказ, написанный от руки, может оказаться более креативным, более творчески раскрытым и эмоционально насыщенным, чем рассказ, напечатанный на клавиатуре, поскольку человек, пишущий от руки, полнее и глубже поглощён мыслительным процессом.

В процессе письма многие области человеческого мозга активизируются одновременно — ведь внутренний механизм, с помощью которого мозг обрабатывает написанное от руки, отличается от механизма простого ввода информации на компьютере.

Но и печатать тоже можно эмоционально — особенно если автор злится и в ярости буквально колотит по клавиатуре.

Если вы вводите текст на клавиатуре, то специальные растровые шрифты, используемые на экране компьютера, не могут передать ваше волнение или эмоции.

Однако при письме от руки, если ваш почерк стал выглядеть более экспрессивно, чем обычно, то это некоторым образом похоже на то, как меняется речь при волнении. Поэтому нельзя недооценивать такие социально-психологические аспекты.

Многие подростки с удовольствием экспериментируют, пробуя изменить свой почерк. А есть ли на самом деле люди, которые не испытывают такой потребности?

На занятиях по развитию навыков мелкой моторики дети и младшие школьники проверяют опытным путём, какой именно почерк подходит им лучше всего.

У тех детей, которые не экспериментируют со своим почерком, наблюдается одна проблема: у них не вырабатывается правильный почерк и это приводит к нарушению всего процесса обучения письму.

В Германии 30 процентов школьников и от 10 до 12 процентов школьниц имеют проблемы при выработке почерка: в их случае занятия по письму не привели, к сожалению, к положительным результатам.

Приведённые выше цифры кажутся чересчур большими. Почему же ситуация у мальчиков ещё хуже, чем у девочек?

Если ребёнок в целом не проявляет интереса к выработке хорошего почерка и не экспериментирует, то и положительные результаты в учёбе даются ему с трудом.

Девочки, как правило, проявляют больший интерес к такому виду общения, как письмо.

Мальчики к нему более равнодушны и гораздо охотнее переписываются при помощи компьютера. опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Оцените статью