Левши – почему 10% населения планеты пишут левой рукой
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
10% населения планеты – левши. Учёные по сей день исследуют особенности мозга и психики леворуких людей. В чём-то они находят интересные закономерности, но есть и необъяснимые факты. На Руси левшей боялись и переучивали их насильно вплоть до конца 20 века. Есть в этих людях действительно много уникального и необычного. Не зря героем повести Лескова, гениальным мастером стал именно левша.
В работе мозга этих людей есть свои особенности, и, конечно, это отражается не только на том, как они пишут. Всем поведением человека управляет мозг. Если его работа отличается от среднестатистической нормы, то и поведение такого человека будет иным. Левши думают по-другому, воспринимают мир иначе. Сфера их интересов и способностей всегда удивляет. Но важно отсеять реальные факты от фантазий.
Мифы и поверья
Отношение к левшам в прошлом было непростое. Их боялись и демонизировали. В Древнем Риме считалось, что левши являются средоточием зла и даже называли таких людей sinister, что в переводе означает «злой», «зловещий».
В средние века это мнение трансформировалось лишь в то, что левша знается с «нечистым». А уж если левшой была девушка, то пыток инквизиции ей было не избежать. Именно факт леворукости стал последним доказательством связи с дьяволом великой Жанны Д’Арк. Древние германцы просто осуждали левшество.
Леворукая невеста считалась «низкосортной», плохой хозяйкой и криворукой. Леворуких мужчин не особо брали в мастерские и относились к ним с пренебрежением. В Японии леворукость жены могла быть поводом для развода.
На Руси левая рука именовалась «шуйцей» и считалась порождением Чернобога, символа зла, обмана и всего плохого. А левши, по мнению древних славян, были колдунами и ведьмами. До сих пор в церковнославянском каноне есть понятие «десница» — правая рука Бога. Даже в сказках и шутках по правую сторону от человека находится ангел, а по левую – дьявол. Крестятся славяне только правой, «честной» рукой.
Почему 10% из вас — левши?
Левши на Руси звались так же «шулепами» и по указу Петра I им запрещено было участвовать в суде ввиду их ненадёжности. «Шуйцы» считались принадлежащими к миру «навь» — чёрному, загробному миру.
Несмотря на многовековые гонения, осуждение и пренебрежения, левши всё ещё рождаются среди нас. И благодаря развитию науки они могут вздохнуть свободно и жить полноценно. Какие именно факты обнаружили учёные о левшах, читай дальше.
Левшество и леворукость
Начнём с небольшого уточнения терминологии. Леворукость означает, что человек пользуется в основном левой рукой. Левшество – более комплексное понятие. Оно означает особый тип организации мозговой деятельности, а именно большую активность правого полушария.
Если человек предпочитает писать левой рукой, или даже делать какие-то действия, это совсем не означает, что он левша. Точнее сказать, что он леворукий. Левшество предполагает, что активнее и чувствительнее все анализаторные системы левой стороны: ухо, глаз, нога. Тогда можно судить об активности правого полушария.
Мозг левши
У левшей лучше развито правое полушарие головного мозга, а это значит, что их сильные стороны – это:
- Образность и синтетичность (обобщённость) восприятия;
- Доминирование интуиции;
- Спонтанность и непроизвольность;
- Правое полушарие получает информацию от левой стороны тела и обрабатывает её сразу же, создавая целостный образ. Информация может обрабатываться мгновенно в больших объёмах;
- Правое полушарие обеспечивает хорошую адаптивность к изменяющимся условиям жизни, отличную гибкость поведения;
- Развиты музыкальные и художественные способности;
- Развито творческое мышление, воображение, восприятие искусства.
Giphy
Слабые стороны левшей:
- Рационально – логическое и аналитическое мышление развито слабо;
- Последовательность обработки информации от правой стороны тела – это происходит хуже;
- Затруднена адаптация в стабильных, привычных условиях жизни.
Другие особенности левшей:
- Адаптационные способности развиты очень хорошо за счёт того, что на протяжении всей жизни сохраняется представленность всех психических функций в обоих полушариях мозга. У праворуких детей это встречается только в возрасте до 3 лет. Именно поэтому мозг левшей позволяет им быть гибкими, тонко чувствовать изменения среды, искать новые способы адаптации. Их поведение обладает высокой вариативностью.
- Представленность всех психических функций обоими полушариями означает, что никакая функция не «прикрепляется» к какому-то определённому отделу головного мозга. Именно этот механизм обеспечивает высокую гибкость и адаптацию, даже к каким-то серьёзным травмам организм такого человека адаптируется быстрее и легче, чем правша, ведь его мозг владеет механизмами компенсации.
Фото автора Alexander Suhorucov: Pexels
- Только у левшей левое и правое полушарие головного мозга автономны и разобщены. От этого часто возникают сбои в психических функциях, полушария как будто «не дружат».
Конкретные примеры работы мозга левши
Рассмотрим на конкретных примерах работу такого уникального мозга, как у левши. Например, у них часто бывают проблемы с запоминанием где право, где лево, иногда выше и ниже. Мозг по-разному «слышит» сигналы тела и поэтому ориентируется в пространстве сложнее.
Могут быть задержки в развитии устной и письменной речи, какие-либо искажения. А так же в счёте, чтении, конструктивных процессах и эмоциях. Это может выглядеть забавно: буквы, написанные зеркально, или горизонтально, вертикально. Буквы или рисунки могут наползать друг на друга даже там, где достаточно места потому, что пространство для левшей – это какая-то магическая категория.
Ребёнок может добавлять или убирать элементы букв или цифр. Он может дольше учиться читать и вырабатывать почерк. Техника чтения может остаться медленной, а почерк корявым, неразборчивым, причудливым. Левши сложнее определяют время по циферблату. При затруднениях в таких простых действиях, они могут быть невероятно одарёнными в музыке, искусстве и любом творчестве.
Фото автора Jess Bailey Designs: Pexels
Эмоции левшей – это особый мир. Они тонко чувствуют других людей, атмосферу и настроение вокруг. Они так же внимательны к себе, спектр их чувств невероятно широк и богат нюансами. Однако, это может приводить к излишней меланхоличности или капризности, гневливости, к склонности к аффектам.
Левши – это гении адаптации. Они искусно владеют своим внутренним миром и всеми процессами, что рождаются в психике. Они видят те возможности и способы, которые не доступны правше. Именно поэтому они приспосабливаются к этому миру и с лёгкостью обходят своих сверстников в достижении целей, несмотря на то, что могут и во взрослом возрасте путать «право» и «лево».
Интересные факты о левшестве
Интерес человечества к левшеству не иссякает, проводятся всё новые исследования. Приведём наиболее интересные результаты:
- Левши более склонны к психическим и умственным заболеваниям, отклонениям. Ввиду особенного развития мозга, эти люди больше подвержены депрессиям и биполярным расстройствам. А так же среди них чаще встречаются нарушения речевого развития, гиперактивность. Причиной всему является межполушарная асимметрия и разобщенность.
- Левши по-другому воспринимают речь. Так как разны полушария по-разному реагируют на речь и звуки, левши лучше воспринимают интонационные модуляции и медленно чередующиеся звуки, подобные гласным.
Фото автора ready made: Pexels
- Левши всегда были редкостью, не только потому, что раньше было принято переучивать их. Работа с доисторическими предками человека показала, что даже первобытные люди чаще пользовались правой рукой. Этот вывод сделан по исследованиям зубов, так как человек работал, держа шкуру животного одной рукой и челюстью.
- Левши чаще пугаются и злятся. Особенности работы полушарий становится причиной склонности левшей к негативным эмоциям.
- Левши более застенчивы, уязвимы, менее решительны и безрассудны, чем правши.
Мир левши устроен причудливым образом. Их творческий потенциал – настоящее чудо для рациональных правшей. Самое главное, что теперь мир так же открыт для этих уникумов, как и для правшей.
Источник
Пишет левой? Не значит, что левша! Интервью с нейропсихологом
Что вы знаете о леворукости? Кроме того, что каждый второй американец, если верить кино и сериалам, пишет левой рукой, и что наши бабушки и дедушки упорно всех левшей переучивали. Наверняка вы неоднократно читали, что среди левшей множество гениев, а еще где-то краем уха слышали, что левша — это вовсе не про левую руку. Рассказываем подробнее, что такое левшество, вместе с экспертом-нейропсихологом.
6 фактов о левшестве:
- Только правшество бывает полным — когда ведущим является левое полушарие мозга, отвечающее за правую половину тела, а рука, нога, ухо и глаз доминируют правые.
- Левшество бывает и полным, и частичным. Согласно данным профессора биологии Карла Ханнафорд, существуют 32 различных доминирующих профиля, и от них зависит вся жизнь человека.
- Ведущую руку человека можно определить, еще когда он находится в утробе матери.
- Переученные левши до 6 раз медленнее обрабатывают информацию в зависимости от особенностей латеральной асимметрии.
- Левши живут меньше.
- У левшества есть несколько бонусов.
Обо всем этом мы рассказываем вместе с Екатериной Галяевой, нейропсихологом, психологом, кинезиологом, двигательным терапевтом, Членом Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов, основателем проекта «Мудрое Движение».
Екатерина, ответьте сразу на главный вопрос, левой рукой действительно пишут только левши?
Конечно же, нет. И дело даже не в том, что всем известны случаи, когда левшей переучивали. Раньше так просто было принято в нашей культуре: все должны писать правой рукой, и дома родители, бабушки, нянюшки учили только правой рукой держать ложку, карандаш. И в школе учили также: «Возьмите ручку в правую руку». К счастью, сейчас уже редкий случай, когда кто-то настаивал, чтобы ребенок выполнял какие-либо ручные работы только правой рукой. Но я порой вижу в диагностике детей, которые изначально являются леворукими, но пишут правой рукой. Почему так? Я для себя выделила несколько вариантов:
1) У маленького ребенка, еще до года, был повышен тонус в силу тех или иных особенностей рождения и неонатального периода развития и затруднены любые действия с левой стороны. То есть левой рукой ему было труднее оперировать, чем правой. Ребенок тогда начинает что-то делать правой рукой, хотя его ведущая рука левая.
2) Бывает, что леворукому ребенку делают прививку БЦЖ, а делают ее в левое плечико. Это болезненная прививка, и рука болит довольно долго. Как результат, малыш начинает пытаться манипулировать правой рукой, и тогда именно она закладывается как основная.
3) Бывали в моей практике и такие случаи, когда леворукий ребенок задействовал свои зеркальные нейроны и начинал оперировать правой рукой, просто смотря и беря пример со своих праворуких родственников.
Но бывает и наоборот. Однажды ко мне на прием пришел, по словам мамы, леворукий мальчик, 15 лет. И диагностика показала, что ведущая рука у него вовсе не левая, а правая. Просто в раннем детстве был тонус, который и вынудил тело сделать левую руку основной. В общем, возможны разные варианты.
Главное, что нужно понимать: переученные и праворукие и леворукие дети — это не здОрово.
Вы говорите леворукость, в обиходе говорят левша. В чем разница?
Мы, специалисты, разделяем леворукость и левшество. Леворукость — это то, как принято называть левшей в народе, когда ребенок ест левой рукой, пишет левой рукой и зубы тоже чистит левой. А левшество — это когда доминантное полушарие мозга у ребенка правое. В противовес правшам или праворуким детям, то есть истинным правшам, у которых ведущее полушарие левое.
Нужно помнить о том, что у нас перекрестная иннервация, левый глаз, левое ухо, левая нога — управляются правым полушарием, а левое полушарие — правой стороной тела.
Ведущая нога? Ухо? Глаз? Это действительно важно?
Еще как. Известный факт, что у большинства нашей популяции ведущий правый глаз и он следит слева направо, то есть вся наша культура создана изначально для правшей, именно так мы пишем и читаем, но у некоторых людей ведущий глаз левый, а он следит справа налево и таким людям было бы удобно читать при условии, что они бы жили в арабских странах или в Израиле, где именно так устроено письмо. А когда они читают слева направо, они тратят гораздо больше энергии, чтобы удержать глаз на строке.
Если мы представим, что у нас слабенький ребенок, с ведущим левым глазом, с некоторыми функциональными нарушениями, ребенок, который при этом пошел в школу в неполные 7 лет, или быстро истощаемый, неусидчивый, то ему подобные затраты энергии будут попросту не под силу и как результат пострадает чтение и письмо.
Глаза отвечают за визуальное восприятие, уши — за восприятие аудиальной информации, и если левое ухо связано с правым полушарием, а речевой центр, как мы помним находится, слева, то обработка информации у таких детей, как минимум, занимает больше времени, они дольше осознают, о чем спрашивает учитель или понимают, что до него хочет донести преподаватель. Такие дети частенько не могут сразу ответить на поставленный вопрос.
Именно поэтому очень важно, чтобы учителя в школе располагали информацией о нейропсихологическом статусе ребенка, и не просто располагали ею, но и использовали при коммуникации с учениками, учитывали латеральную организацию при рассадке детей в классе.
Рука — это символ коммуникации, и дети, у которых односторонний профиль — и рука и полушарие одно — испытывают в состоянии стресса проблемы с коммуникацией. Чувствуют себя очень одинокими, не могут попросить о помощи, ощущают свою оторванность от мира.
Нога — это движение, крупная моторика. И тут есть очень интересные особенности. Дети и взрослые с ведущей правой ногой — левое полушарие — учатся новым движениям последовательно по левополушарному типу. Такому ребенку нужно показывать все stepbystep, от простого к сложному. Все объяснять. Это обучение дискретное. А вот дети с ведущей левой ногой, у которых ведущее правое полушарие, скорее посмотрят, как это делает кто-то другой и просто смогут повторить. Но при этом они вряд ли смогут объяснить, как они это сделали. Спонтанное целостное восприятие. Увидел и повторил.
Родители часто пытаются уже в младенчестве понять, какая рука у ребенка ведущая. Чтобы не переучивать и помогать. В каком возрасте уже можно определить: левша или правша?
Обычно мы не говорим, левша или правша ребенок до возраста 5-6 лет, а иногда, но значительно реже, даже до 7 лет. В норме такая «специализация руки» должна установиться перед школой. Маленькие дети все делают двумя руками и ни в коем случае взрослому не надо настаивать, чтобы ребенок брал игрушку, погремушку, ложку или карандаш той или иной рукой. Пускай пробует — в каком-то возрасте обязательно установится ведущая рука. Но специалисты знают, что даже когда беременной маме делают УЗИ, ребенок чаще сосет палец одной руки — и именно она позже диагностируется как ведущая.
К чему нужно быть готовым родителям левши?
Первое, что нужно запомнить: ребенок левша — это повод обратиться к нейропсихологу. Левша обязательно должен пройти курс нейрокоррекции. У таких детей плохо выстраиваются межполушарные связи и это вообще тот минимум работы, который должен быть проведен, даже если у него нет и намека на трудности в учебе. Нужно связать два полушария.
У детей со смешанным латеральным профилем, когда ведущее полушарие и ведущая рука/нога/ухо или глаз находятся на одной стороне (то есть ведущее полушарие левое и ведущее ухо левое или ведущее полушарие правое и глаз правый) в ситуации стресса обязательно возникнут проблемы. Дело в том, что доминирующую роль в состоянии стресса берет на себя ведущее полушарие и доступ к полноценному восприятию информации или действию будут затруднены, а значит, снижается стрессоустойчивость.
И если у полных левшей и правшей стрессоустойчивость — 100%, то у таких частичных левшей стрессоустойчивость снижена.
Но есть же и какие-то плюсы у левшества?
Безусловно. И их очень много. Чего только стоит умение увидеть и повторить, которым обладают носители ведущей левой ноги. Левши мыслят нестандартно. Правое полушарие, его функция: целостное восприятие, видеть нечто целиком и только потом раскладывать на детали. Именно поэтому левши видят какие-то вещи иначе, по-другому, и такой взгляд нестандартный дает такие же нестандартные решения.
Доминирование левого уха и глаза — это еще большие плюсы. Они считывают невербальные компоненты в общении с людьми и получается как в сериале «Обмани меня» — эти люди очень чувствительны к недосказанности, лжи, фальши в общении причем визуально или на слух (в зависимости от того, что у них ведущее по левой стороне, глаз или ухо).
Этакое шестое чувство, но обусловленное сугубо особенностями физиологии мозга.
Какие советы вы бы дали родителям левшей?
Не переучивать левшу ни в коем случае. Еще раз — обязательно обратиться к нейропсихологу, чтобы связать два полушария, это важно.
Продолжительность жизни у левшей ниже, чем у правшей — это связано с их чересчур эмоциональным восприятием мира и всего вокруг. Поэтому важно, как говорит профессор Семенович, «связать полушария бантиком», чтобы левши имели полноценный доступ к анализу, логике, рациональному мышлению, которое дает левое полушарие, чтоб мозг был целостным даже в условиях стресса.
Использовать визуальное расписание для таких детей. У левшей нет времени в голове. Они живут здесь и сейчас. Ощущение времени — прерогатива левого полушария. Маленькие левши, да и большие тоже, его попросту не чувствуют. Время для них течет по-разному.
Ребенку с ведущим левым глазом очень важно много читать вслух с самого раннего детства. Чтобы у него разворачивались картины перед глазами. Разыгрывать настоящий театр одного актера. Обязательно повышать самооценку ребенка.
Регулярно выполнять упражнения из Гимнастики мозга Пола Деннисона. Я особенно рекомендую: перекрестный шаг, слон, думательная шляпа, ленивые восьмерки и крюки. Последнее упражнение особенно важно для поддержания самооценки.
Присмотритесь к своему ребенку — возможно, то, что вы принимали за невнимательность или лень на самом деле является проявлением левшества, а возможно вы и сами левша, просто не знаете об этом. Возможно, пришло время узнать?
Упражнения из Гимнастики Пола Деннисона
Перекрестный шаг: Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Эти же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Можно выполнять, и стоя, и сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторяем 4-8 раз. Главное: чем медленнее движение, тем эффективнее.
Думательная шляпа (колпак): Полезно при потере слухового внимания. Правую руки сгибаем в локте, заводим за голову и берем себя за противоположное ухо. Массируем начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторить 3-5 раз. То же самое — левой рукой. Выполнять можно как стоя, так и сидя с хорошей опорой.
Ленивые восьмерки: Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), потом — левой. А теперь правой и левой одновременно. Начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Слон: Ухо плотно прижимаем к плечу. Одновременно вытягиваем одну руку, как хобот слона, и начинаем рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза при этом следят за движениями кончиков пальцев. Меняем руки. Упражнение выполнять максимально медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Крюки: Можно выполнять как стоя, так и сидя. Необходимо скрестить ноги лодыжками. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, соединить пальцы в замок. Следите, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Теперь самое сложное: нужно вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку» — сцепленные пальцы будут направлены кверху. Смотреть нужно прямо, взгляд вверх, а кончик языка прижат к верхнему нёбу. Находиться в этой позе нужно 1-5 минут.
Источник