Что значит пилотируемый космический корабль

Пилотируемый космический аппарат

Пилотируемый космический аппарат — космический аппарат, снабженный системами жизнеобеспечения и управления полётом, и предназначенный для жизни, работы или иной деятельности одного или нескольких человек в космическом пространстве.

В современном представлении Пилотируемыми космическими аппаратами называют пилотируемые космические корабли (КК) и пилотируемые орбитальные станции (ОС).

Пилотируемыми космическими кораблями называют космические аппараты, предназначенные для доставки одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю.

Орбитальной станцией называется космический аппарат, предназначенный для долговременного нахождения на орбите людей с целями проведения научно-исследовательских, технических и другого рода работ.

Управление пилотируемыми космическими аппаратами может осуществляться экипажем, операторами наземных центров управления полётами или системами автоматики. В настоящее время, как правило используется комбинация всех трёх способов, с целью максимального использования достоинств и устранения недостатков каждого отдельного метода.

Основной проблемой стоящей при конструировании данного класса космических аппаратов является создание надёжной и эффективной системы жизнеобеспечения, от которой требуется поддержание требуемого состава, давления, влажности и температуры атмосферы в герметичных отсеках, удаление отходов человеческой жизнедеятельности и вредных испарений материалов конструкции. При длительных космических полётах необходимо также обеспечить возможность восстановления кислорода из выдыхаемого человеком воздуха, насыщеного углекислым газом, и воды из жидких отходов жизнедеятельности.

Ввиду высочайшей сложности и затратности создания ПКА, их создавали пока только 5 стран СССР/Россия, США, Китай, Япония, Европа/ESA. При этом все они, кроме пока Китая, имеют ПКА в виде ОС или их модулей или стыкующихся к ОС и посещаемых людьми на орбите грузовых КК. С участием многих стран в начале XXI века создана международная ОС МКС. Технологию пилотируемых КК имеют только первые три страны, в т.ч. только в США и СССР были созданы многоразовые системы с ПКА-космопланами (хотя такой советский КК в пилотируемом режиме не летал). Все 5 стран, а также Индия, Иран, КНДР имеют планы создания новых пилотируемых КК. Кроме того, частные компании занимаются орбитальными и суборбитальными космопланами и ОС, а также в Дании и Румынии создаются суборбитальные пилотируемые ракеты.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Пилотируемый космический аппарат» в других словарях:

пилотируемый космический аппарат — 111 пилотируемый космический аппарат; ПКА: Космический аппарат, конструктивное исполнение которого предусматривает наличие обитаемого отсека и возможность управления движением и функционированием аппарата космонавтом, находящимся на его борту.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пилотируемый космический полет — Пилотируемый космический полёт путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью пилотируемых космических аппаратов. Доставка человека в космос выполняется при помощи космических кораблей. Долговременное… … Википедия

Космический аппарат — (КА) общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел. Средствами доставки… … Википедия

Пилотируемый космический корабль — Пилотируемый космический корабль пилотируемый космический аппарат, предназначенный для полётов с доставкой одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю.… … Википедия

Пилотируемый космический полёт — Сюда перенаправляется запрос «Орбитальный космический полёт». На эту тему нужна отдельная статья. Пилотируемый космический полёт путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью … Википедия

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ — (КА) общее назв. разл. технич. устройств, предназнач. для выполнения целевых задач в космосе (вместо термина космический аппарат иногда используют термин космический летательный аппарат ). Средством достижения необходимой скорости для… … Большой энциклопедический политехнический словарь

автономный космический аппарат — 118 автономный космический аппарат: Автоматический или пилотируемый космический аппарат, обладающий способностью функционировать с заданной эффективностью без управляющих воздействий со стороны наземных средств в течение всего периода его… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Орион (космический аппарат) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орион. Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Розетта (космический аппарат) — Розетта «Розетта» … Википедия

Dawn (космический аппарат) — У этого термина существуют и другие значения, см. Dawn. Dawn … Википедия

Источник

Пилотируемый космический корабль

Пилотируемый космический корабль — пилотируемый космический аппарат, предназначенный для полётов с доставкой одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю.

Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости.

— Ли Дюбридж, американский физик

В своей работе «Космический корабль» 1924 года Константин Эдуардович Циолковский, говоря об аппарате, предназначенном для полёта человека в космос, в основном, называл его иначе: — небесный корабль. [1]

Одной из основных проблем при конструировании данного класса космических аппаратов является создание безопасной, надёжной и точной системы возвращения экипажа на земную поверхность в виде бескрылого спускаемого аппарата (СА) или космоплана. Кроме того, важной особенностью является наличие системы аварийного спасения (САС) на начальном этапе выведения ракетой-носителем (РН). Проекты советских и китайских космических кораблей первого поколения не имели полноценной ракетной САС — вместо неё, как правило, использовалось катапультирование кресел экипажа (КК «Восход» не имел и этого). Крылатые космопланы также не оснащены специальной САС, отделяясь от РН собственно при аварийных ситуациях, а также могут иметь катапультируемые кресла экипажа. Также космический корабль обязательно должен быть оснащён системой жизнеобеспечения (СЖО) экипажа.

Ввиду высочайшей сложности и затратности создания ПКК, их имеют только 3 страны — СССР/Россия, США, Китай. В том числе только в США и СССР были созданы многоразовые системы с ПКК-космопланами (хотя такой советский КК в пилотируемом режиме не летал). Также Индия, Япония, Европа/ESA, Иран, КНДР имеют планы создания ПКК. Кроме того, частные компании занимаются орбитальными ПКК и суборбитальными космопланами, а также в Дании и Румынии создаются суборбитальные пилотируемые ракеты.

Источник

Пилотируемая космонавтика

Пилотируемый космический полёт — путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью пилотируемых космических аппаратов. Доставка человека в космос выполняется при помощи космических кораблей. Долговременное пребывание людей на орбите Земли обеспечивается за счёт использования орбитальных космических станций. Людей, совершающих космические полёты называют космонавтами. Страны, способные проводить космические полёты на собственных космических кораблях, запускаемых собственными ракета-носителями, иногда именуют космическими сверхдержавами. Способности выполнять пилотируемые космические полёты предшествует способность страны, как космической державы, выполнять запуски на собственных ракетах-носителях собственных спутников. Ввиду требования намного больших экономических и интеллектуальных затрат и ресурсов число космических сверхдержав намного меньше, чем космических держав. На 2009 год пилотируемые космические полёты выполняются в России (ранее — в СССР, с 1961), США (с 1961) и КНР (с 2003). В 2004 году американской компанией Scaled Composites были совершены три суборбитальных пилотируемых космических полёта с использованием корабля собаки и обезьяны.

Содержание

История пилотируемых космических полётов

Первый и сразу орбитальный пилотируемый космический полёт выполнил 12 апреля 1961 года СССР, который стал первой космической сверхдержавой. Первый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту совершил 1 виток вокруг нашей планеты и благополучно доставил космонавта на Землю.

Второй (и одной из двух на последующие 4 десятилетия) страной, начавшей выполнять пилотируемые космические полёты, стали Соединённые Штаты Америки. Первый суборбитальный полёт космического корабля США «Меркурий-3-Фридом-7» с астронавтом Аланом Шепардом осуществлен 5 мая 1961 года. 20 февраля 1962 года США провели первый орбитальный пилотируемый космический полёт корабля «Меркурий-6-Френдшип-7» с астронавтом Джоном Гленном.

Уже через два года после начала освоения космоса человеком полетела первая женщина-космонавт — Валентина Владимировна Терешкова. Её полёт в одиночку на космическом корабле «Восток-6» состоялся 16 июня 1963 года. США осуществили первый полёт женщины-астронавта Салли Райд в составе смешанного экипажа в 1983 году.

Первый в мире выход в открытый космос из космического корабля в скафандре произвёл космонавт СССР Алексей Леонов 8 марта 1965 года, первый выход в космос женщины-космонавта сделала Светлана Савицкая в 1984 году.

По состоянию на 2008 год самый длительный 437-суточный космический полёт осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 — марте 1995 гг. Самый длительный общий налёт (803 суток) за несколько полётов имеет российский космонавт Сергей Крикалёв. Самое длительное непрерывное пребывание на орбите космонавтов и астронавтов (3644 суток) произошло с сентября 1989 по август 1999 гг.

Первой и единственной страной, начавшей эксплуатацию пилотируемых многоразовых транспортных космических кораблей серии «Спейс Шаттл», стали США. Первый корабль этой серии «Колумбия» стартовал ровно спустя 20 лет после начала пилотируемой космонавтики — 12 апреля 1981 года. СССР провёл первый и последний запуск многоразового корабля «Буран» в 1988 году; полёт был беспилотным, хотя «Буран» мог летать и в пилотируемом режиме.

Самая высокая орбита в 1374 км была достигнута при полёте американского корабля «Джемини-XI» в 1966 году. Полёты кораблей «Спейс Шаттл» к орбитальному космическому телескопу «Хаббл» выполнялись по орбитам с высотой около 600 км. Наиболее же часто пилотируемые полёты выполняются на высотах от 200 до 300 км, именно на таком удалении от Земли совершает свой полёт и современная Международная космическая станция.

Пилотируемые полёты за пределы земной орбиты выполнялись только астронавтами США по лунной пилотируемой космической программе «Аполлон». Первый полёт за пределы орбиты Земли выполнил в 1968 году экипаж космического корабля «Аполлон-8», совершивший облёт Луны. Посадка на Луну и возвращение на Землю выполнялась 6 раз астронавтами из экипажей кораблей США «Аполлон-11—17» (за исключением «Аполлон-13») с 16 июля 1969 года. Американская лунная пилотируемая программа была свёрнута после декабря 1972 года. В те же времена т.н. «лунной гонки» СССР много лет разрабатывал собственные лунно-облётную и лунно-посадочную пилотируемые космические программы, но, несмотря на полное выполнение в автоматическом режиме первой и высокую степень готовности второй, не завершил их.

Китайская Народная Республика стала третьей космической сверхдержавой 15 октября 2003, когда на космическом корабле «Шэньчжоу-5» начал успешный полёт первый тайконавт Ян Ливэй. Предыдущие программы Китая по созданию пилотируемых космических кораблей в 1970-х и 1980-х годах не были завершены.

В 1990-х—2000-х годах собственные программы пилотируемых космических полётов имели Европа (Европейское космическое агентство) и Япония. Однако, создание и европейского («Гермес»), и японского (HOPE-X) многоразовых космических кораблей после нескольких лет разработки было отменено. В Европе также рассматривались аванпроекты отдельных стран по созданию обычных пилотируемых космических кораблей и многоразовых пилотируемых транспортных космических систем следующего поколения (немецкий Зенгер-2, британский HOTOL и др.)

Начиная с 1978 года, на космических кораблях СССР, США, России выполняются полёты космонавтов и астронавтов из нескольких десятков других стран, в т.ч. частных космических туристов (см. Первые полёты космонавтов различных стран мира). Китай объявил, что в будущем также планирует предоставлять возможность запуска на своих кораблях тайконавтов других стран.

В мае 1996 года был объявлен конкурс Ansari X-Prize, по условиям которого 10 миллионов долларов могла получить любая частная компания, которая без государственной поддержки до конца 2004 года в течение двух недель дважды поднимет на высоту 100 км летательный аппарат с экипажем из трёх человек. Это подтолкнуло более 20 частных компаний и инициативных групп к созданию собственных вариантов средств доставки человека в околоземной космос. Поскольку разрабатываемым пилотируемым суборбитальным аппаратам не было необходимо достигать орбитальной скорости, они требовали, значительно меньшего количества топлива и оснащались более простой тепловой защитой, по сравнению с орбитальными космическими кораблями. Первый частный суборбитальный космический корабль 21 июня 2004 года компанией Scaled Composites.

Средства пилотируемых космических полётов

В настоящее время человечеством используются следующие космические корабли и орбитальные станции:

  • Транспортные космические корабли «Союз-ТМА» (Россия)
  • Многоразовые транспортные космические корабли«Спейс Шаттл» (США)
  • Космические корабли «Шэньчжоу» (КНР)
  • Частный многоразовый суборбитальный космический корабль Scaled Composites
  • Международная космическая станция

Помимо перечисленных космических аппаратов для полётов и проживания людей в космическом пространстве использовались:

  • Ракетные самолёты: «X-15» (США)
  • Пилотируемые космические корабли: «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ» (СССР), «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» (США)
  • Орбитальные станции: «Салют», «Алмаз» (СССР), «Мир» (СССР-Россия), «Скайлэб» (США)
Корабль Страна Экипаж Полётов Период использования
Одноразовые космические корабли
«Восток» СССР 1 чел. 6 1961 — 1963
«Восход» СССР 2-3 чел. 2 1964 — 1965
«Союз»
(все разновидности)
СССР
Россия
1-3 чел. 100 с 1967
«Союз 7К-ОК» СССР 1-3 чел. 8 1967 — 1970
«Союз 7К-ОКС» СССР 3 чел. 2 1971
«Союз 7К-Т» СССР 2 чел. 27 1973 — 1981
«Союз 7К-ТМ» СССР 2 чел. 2 1975 — 1976
«Союз-Т» СССР 2-3 чел. 14 1979 — 1986
«Союз-ТМ» СССР
Россия
2-3 чел. 33 1986 — 2002
«Союз-ТМА» Россия 3 чел. 14 с 2003
«Меркурий» США 1 чел. 6 1961 — 1963
«Джемини» США 2 чел. 10 1965 — 1966
«Аполлон» США 3 чел. 15 1968 — 1975
«Шэньчжоу» КНР 1-3 чел. 3 с 2003
Многоразовый транспортный космический корабль
«Спейс шаттл» США 2-8 чел. 125 с 1981
Суборбитальные самолёты
«North American X-15» США 1 чел. 2 1963
«США 1 чел. 3 2004

Будущее пилотируемых космических полётов

Россия в настоящее время ведёт разработку многоцелевого пилотируемого космического корабля «Клипер» и объявила о пилотируемых полётах на Луну в будущем.

В США проектируется многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», призванный как заменить систему «Спейс Шаттл» на околоземных полётах, так и обеспечить пилотируемые полёты на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс в рамках амбициозной «программы Созвездие». Начало околоземных орбитальных полётов корабля «Орион» ожидается в 2013—2014 гг.

Китай объявил об обширной космической программе, включающей в ближайшем будущем — создание собственной пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — пилотируемые многоразовые транспортные космические системы следующего поколения и пилотирумые полёты к Луне.

Кроме США, России и Китая программы по самостоятельной пилотируемой космонавтике имеют и другие страны мира.

Европа (Европейское космическое агентство) разрабатывает как собственно европейский, так и совместный российско-европейский пилотируемые космические корабли для использования с 2018 года. В рамках обширной программы «Аврора» Европа планирует в кооперации с США и Россией или самостоятельно отправлять людей на Луну с 2025 года и затем на Марс после 2030 года.

Индия планирует стать следующей (4-ой) космической сверхдержавой и начать запуски собственного пилотируемого космического корабля с 2014—2015 гг, а в далёкой перспективе в сотрудничестве с Россией или даже самостоятельно — доставлять человека на Луну.

Япония продолжает исследования в области создания пилотируемых многоразовых транспортных космических систем и объявила о планах пилотируемых полётов к Луне после 2025 года.

Иран с 2005—2008 гг начал работы по созданию к 2020 г. собственного небольшого пилотируемого космического корабля и в перспективе — небольшой орбитальной станции.

Турция составила поэтапный план разворачивания собственной космонавтики, завершающийся созданием пилотируемого космического корабля после 2020 года.

Малайзия объявляла желание стать инициатором и координатором создания объединенной космической программы мусульманского мира, включая независимую пилотируемую космонавтику.

В рамках космического туризма компании Scaled Composites и несколько других продолжают разработку туристических суборбитальных и орбитальных космических кораблей и даже орбитальных станций с планами начала регулярной эксплуатации в ближайшем будущем.

Становление (и попытки) космических сверхдержав

Первые успешные полёты выделены жирным. Суборбитальные полёты выделены курсивом.

Источник

Читайте также:  Что значит яндекс мессенджер
Оцените статью