пилотажное исследование
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Смотреть что такое «пилотажное исследование» в других словарях:
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — см. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Пилотажное исследование — пробно поисковое исследование проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании любого… … Исследовательская деятельность. Словарь
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — пробно поисковое исследование, которое проводится до основного и является его упрощенной формой; применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания анкет, тестов. Пилотажное исследование важнейшая часть в планировании… … Профессиональное образование. Словарь
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (pilot study) мини версия запланированного эксперимента или наблюдения, используемая для проверки материально технического обеспечения и проекта. Так, опросный список может охватывать малую часть предложенной выборки населения, чтобы посмотреть,… … Большой толковый социологический словарь
Пилотажное исследование — (фр. piloter – вести самолёт) – предварительное исследование, нередко предшествующее основному и позволяющее более успешно планировать последнее … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (PILOT STUDY) Перед основной исследовательской стадией стадией сбора данных рекомендуется проверить программу исследования, прежде всего техники сбора данных, в небольшом пилотажном исследовании. Последнее позволяет в случае необходимости… … Социологический словарь
Пилотажное исследование — мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии … Социологический словарь Socium
пилотажное исследование (зондаж, поисковый эксперимент, претест) — пробно поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе п.и. устанавливается необходимый обьем выборки, уточняются детали анкет, тестов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пробное (пилотажное) исследование — предназначается для проверки надежности методик и процедур основного исследования, схемы организации и проведения самого обследования и предшествует ему. В процессе П. и. вырабатывается наиболее оптимальный вариант (проект) методики организации и … Социологический справочник
исследование пилотажное — пробно поисковый тип исследования, кое проводится перед основным и является его упрощенной формой. В психологии социальной исследование пилотажное (рабочий термин зондаж) применяется для установления требуемого объема выборки, уточнения… … Большая психологическая энциклопедия
Источник
Вопрос 55 (пилотажные исследования)
Пилотажным исследование— предварительное, пробное (чаще всего методической направленности) социологическое исследование с целью отработки инструментария сбора первичной социологической информации, методов организации и процедур проведения массового полевого исследования. Пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего — для апробации вопросника
. Цель — получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.
. Объект — для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.
При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:
. Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.
· Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество — разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному.
· В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).
В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; угочнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).
Итак, пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления — экспертными оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса от массового состоят в следующем:
— количество респондентов в массовом опросе значительно больше, чем в экспертном;
— экспертный опрос не является анонимным;
— экспертный опрос отличается более сложным инструментарием;
— труд экспертов, в отличие от труда респондентов всегда оплачивается.
При определении конкретного состава экспертов надлежит руководствоваться не только и не столько компетентностью экспертов, сколько валидностью их заключений.
Вопрос 56 (метод анализа документов)
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.
В социологии применяют следующие методы изучения документов:
- неформализованный (традиционный);
- формализованный.
- В свою очередь формализованный вид анализа документов может быть представлен тремя разновидностями:
- контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);
- анализом статистической информации;
- информационно-целевым анализом текстовой информации.
Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки. Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.
Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.
Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти и др.
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
2. Единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
и др.
Источник
ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Разведывательное исследование часто называют также пилотажным ис следованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социоло гического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования по хожи в двух аспектах:
♦ Цель — получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.
« Объект — для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.
Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего — для апробации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка — для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.
При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:
4 Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования’.
+ Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество — разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если малообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут отвечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.
« В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).
В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В зарубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пилотажа (рабочий термин — «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.
В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).
Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пилотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы респонденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени занимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки — сколько дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.
Шмерлина И.А. Процедурные начала исследовательской социологии. Учеб. пособие // http:// www.unn.ac.ru/ras/fl4/k2/courses/shmern.htm
Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укороченному» плану — в нем используются малые выборки, не в полной степени проводится сбор информации, полученная информация анализируется только пс наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (неоднозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового исследования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов программы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.
Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее е работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:
1.Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.
2.Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного заполнения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.
3.Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.
4.Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них 2 .
Рис. 28. Тестирование различных видов инструментария
Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этал подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такогс опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве разработанного инструментария. Проверяются все организационные и методические условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 211-212.
документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анкеты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруднения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения анкетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.
Вернувшись с опроса, лучше сразу же сесть за свою анкету, просмотреть ответы на все вопросы, отметить самые проблемные, а потом сходить на объект и пообщаться с респондентами.
Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом — всю группу респондентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и задачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопросах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержания опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.
Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3—4-х респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание ответов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник