- Динамические оттенки в музыке.
- Онлайн уроки фортепиано, урок 8
- Обозначения в нотах
- Пиано
- Смотреть что такое «Пиано» в других словарях:
- Пиано-пианиссимо
- Содержание
- Обозначения
- Громкость (относительная)
- Постепенные изменения
- Резкие изменения
- Музыкальные термины, связанные с динамикой
- История
- См.также
- Полезное
- Смотреть что такое «Пиано-пианиссимо» в других словарях:
- Динамика в музыке
Динамические оттенки в музыке.
Онлайн уроки фортепиано, урок 8
Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.
В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении, как правило, используются разные динамические оттенки.
В этом уроке вы узнаете, какие бывают динамические оттенки, как они исполняются, как обозначаются в нотах и как произносятся.
Вы наверняка встречали в нотах такие значки: p, mp, f, mf, dim, cresc. Все это музыкальные термины, которые обозначают силу звука или громкость.
Обозначения в нотах
Итак, разберемся с каждым обозначением отдельно.
p — пиано (piano) — тихо
pp — пианиссимо (pianissimo) — очень тихо
f — форте (forte) — громко
ff — фортиссимо (fortissimo) — очень громко
mp — меццо пиано (mezzo piano) — средне тихо
mf — меццо форте (mezzo forte) — средне громко
Намного реже в нотах встречаются такие обозначения как ррр, pppp или fff, ffff. Это означает, что композитор хотел передать более крайние степени силы звучания: очень-очень тихо, еле слышно или очень-очень громко.
Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются следующие термины и обозначения:
dim. — диминуэндо (diminuendo) — постепенное уменьшение громкости звука. Обозначается или словом dim. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.
cresc. — крещендо (crescendo) — постепенное увеличение громкости звука. Обозначается или словом cresc. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.
Если же нужно сделать акцент, громко выделить какую-либо ноту или аккорд, используется знак sf — сфорцандо (sforzando).
А теперь попробуйте передать разнообразные динамические оттенки в этих фортепианных пьесах. Помните, что громкие оттенки требуют большей силы прикосновения пальцев к клавишам, а тихие — меньшей. Потренируйтесь исполнить крещендо и диминуэндо.
Динамические оттенки очень важны для передачи настроения и характера музыки. Гимн или марш будут звучать громко и торжественно, а романс, скорее всего, тихо и спокойно.
Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение.
Источник
Пиано
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Пиано» в других словарях:
пиано́ла — пианола … Русское словесное ударение
пиано — нескл., ср. piano m. устар. То же, что фортепияно. БАС 1. Лучшая мандолина или гитара предпочтительнее худому или средственному пиано или арфе. 1830 1834. Ширинский Шихматов О воспит. девицы. // Ш. 1901 224. Она к пиано Подошла, тихонько села, Уж … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПИАНО — (фр. piano). Фортепиано. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИАНО в музыке: тихо; знак в нотах p. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ПИАНО — (итал. piano) (муз.). 1. нареч. Не громко, тихо, нежно, не в полную силу звука (об исполнении музыкального произведения). Это место надо исполнять пиано. 2. в знач. нескл. сущ. пиано, ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с таким оттенком… … Толковый словарь Ушакова
Пианоёль — Характеристика Длина 17 км Бассейн Баренцево море Бассейн рек Печора Водоток Устье Лыжа · Местоположение 86 км … Википедия
ПИАНО — нареч., итал. музык, тихо, потише, негромко, слабо. | Пиано ср. нескл. и пианофорте, фортепиано, музыкальное орудие: долгий ящик, с натянутыми на полочке (деке) струнами, по коим бьют с исподу молоточки на рычагах, клавишах, перебираемых пальцами … Толковый словарь Даля
Пиано — Пиано, Ренцо Ренцо Пиано (Renzo Piano; род. 14 сентября 1937 г.) итальянский архитектор, который вместе с Ричардом Роджерсом создал стиль хай тек. Центральное произведение Центр Помпиду в Париже (1971 77). В течение многих лет… … Википедия
пиано — негромко, тихо Словарь русских синонимов. пиано нареч, кол во синонимов: 3 • негромко (17) • тихо … Словарь синонимов
ПИАНО — см. Динамика в музыке … Большой Энциклопедический словарь
ПИАНО — (спец.). 1. нескл., ср. Неполная сила музыкального звука. Мягкое п. 2. нареч. Тихо, не в полную силу музыкального звука; противоп. форте. Играть п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пиано — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Источник
Пиано-пианиссимо
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
(фо́рте, итал. forte ) — громко,
(пиа́но, итал. piano ) — тихо.
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
(меццо-форте, итал. mezzo-forte ) — умеренно громко,
(меццо-пиано, итал. mezzo-piano ) — умеренно тихо.
(форти́ссимо, итал. fortissimo ) — очень громко,
(пиани́ссимо, итал. pianissimo ) — очень тихо.
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко — немного), poco a poco (поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Музыкальные термины, связанные с динамикой
- al niente — буквально «до ничего», до тишины
- calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
- crescendo — усиливая
- decrescendo или diminuendo — снижая громкость
- perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая
- morendo — замирая (затихая и замедляя темп)
- marcato — подчёркивая каждую ноту
- più — более
- poco — немного
- poco a poco — мало-помалу, постепенно
- sotto voce — вполголоса
- subito — внезапно
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
См.также
Современная музыкальная нотация
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Пиано-пианиссимо» в других словарях:
Пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
ПИАНИССИМО — ПИАНИССИМО, нареч. (итал. pianissimo, превосх. к piano) (муз.). 1. Еще тише, чем пиано (см. пиано в 1 знач.). Играть пианиссимо. 2. в знач. нескл. сущ. пианиссимо, ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с таким оттенком. || Само такое… … Толковый словарь Ушакова
ПИАНО — (фр. piano). Фортепиано. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИАНО в музыке: тихо; знак в нотах p. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ПИАНИССИМО — ПИАНИССИМО, нареч. (спец.). Очень тихо, тише, чем пиано. Спеть что н. п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пианиссимо — (ит. pianissimo) муз. очень тихо, тише, чем пиано, сокращенно обозначается двумя лат. буквами pp. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. пианиссимо нареч. [ит. pianissimo, превосх. ст. к piano] (муз.). 1. Очень тихо, тише, чем пиано… … Словарь иностранных слов русского языка
пианиссимо — неизм., муз. Очень тихо, тише, чем пиано. Исполнять пианиссимо. Антонимы: форти/ссимо Этимология: От итальянского pianissimo ‘очень тихо’, ‘тишайше’. Энциклопедический комментарий: Пианиссимо один из динамических оттенков в музыке, имеющий… … Популярный словарь русского языка
Пиано — (итальянское piano, буквально тихо; сокращенное обозначение p) в музыке один из важнейших динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. Противостоит динамическому оттенку Форте. Производным от П. является обозначение… … Большая советская энциклопедия
Пианиссимо — (итальянское pianissimo) в музыке один из динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. См. Пиано … Большая советская энциклопедия
Пианиссимо — I нескл. ср. Чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке. II нареч. качеств. обстоят. 1. Тише, чем пиано; очень тихо (об исполнении музыкального произведения). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пианиссимо — I нескл. ср. Чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке. II нареч. качеств. обстоят. 1. Тише, чем пиано; очень тихо (об исполнении музыкального произведения). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник
Динамика в музыке
В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. ( Все 4 параметра звука рассматриваются здесь )
Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.
Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.
Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.
Самая простая схема выглядит следующим образом.
p ( piano — пиано) — тихо
f ( forte — форте) — громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp — пианиссимо — очень тихо
mp — меццо пиано — не очень тихо
mf меццо форте не очень громко
ff — очень громко
Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.
Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.
Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.
Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.
fffФорте-фортиссимо — самое громкое100 фон88 сонffФортиссимо — очень громкое90 фон38 сонfФорте — громкое80 фон17,1 сонpПиано — тихое50 фон2,2 сонppПианиссимо — очень тихое40 фон0,98 сонpppПиано-пианиссимо — самое тихое30 фон0,36 сон
Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.
Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.
Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.
Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.
Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.
По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.
Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения
cresc. и dim. или усиливая и ослабляя
Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:
Резкие изменения громкости
sf или sfz — внезапно громко или резкий акцент
Также встречается обозначение fp (forte piano) оно значит «громко, затем сразу тихо»;
sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.
В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.
Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.
Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.
Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.
Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.
Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.
Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику — ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.
Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.
Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.
В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня — поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.
Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.
2 простые градации звука это тихо и громко.
Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине ( пауза тоже музыка) и максимальной громкости.
Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.
Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.
Или самый громкий звук — можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?
Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.
В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.
В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.
Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.
Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.
Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!
Источник