- Фальцет – что это? Как можно научиться петь фальцетом?
- Понятие «фальцет» и его история
- Фальцет – что это такое?
- Как научиться петь фальцетом?
- Тонкости и нюансы голоса «фальцет» — как им петь?
- Какой это голос — фальцет?
- Как научиться петь фальцетом
- Фальцет, пение фальцетом — все о фальцете!
- Пение фальцетом
- Фальцет, как тип певческого исполнения
- Фальцет: манера исполнения
Фальцет – что это? Как можно научиться петь фальцетом?
Фальцет – что это? Довольно часто нам приходится слышать: «Он поет фальцетом». И многие почему-то сразу думают, что за этим кроется что-то плохое: непрофессиональное, фальшивое, далекое от искусства. В обиходе уже давно сложилось мнение, что те, кто поют фальцетом, представляют собой людей, у которых нет голоса. Некоторые же полагают, что это оскорбительное слово, которое должно обязательно задеть певца. На самом деле все не так. В музыкальном мире значение слова «фальцет» почти ничего общего не имеет с фальшью.
Понятие «фальцет» и его история
Это слово происходит от итальянского falso, которое действительно переводится как фальсифицированный, фальшивый, неверный. В старину фальцетом называли голос, который при хоровом пении исполнял партию выше тенора. Ему поручали главную мелодию. Со временем понятие несколько трансформировалось, и сегодня под фальцетными имеют в виду верхние ноты, которые заставляют дыхание скользить по голосовым связкам, едва задевая их.
А сегодня фальцет – что это? Широкую популярность он получил в середине ХХ века, «поднявшись» на эстрадную сцену из хорового пения, которое в народе называли «ду уоп». Оно было очень популярно в США. А непревзойденным мастером фальцета до сих пор считается мексиканец Мигель Асевес Мейя.
Фальцет – что это такое?
Если говорить языком музыкантов, то это самый верхний регистр голоса (мужского), который расположен выше обычного диапазона. Он звучит очень мягко и не богат на обертоны.
Фальцетный голос противопоставляют грудному, который характеризуется полнотой и грудным звучанием. Оно создается благодаря участию в процессе бронхов и легких, выполняющих функцию резонатора. А голосовая щель при грудном исполнении минимально узка. При фальцете же связки сильно удалены друг от друга, щель широкая, выдох требует большого усилия. Бронхи и легкие в данном случае отдыхают.
Взять очень высокую ноту грудным голосом невероятно сложно – это подвластно только оперным певцам с большой практикой. Всем остальным приходится переходить на фальцет. Он как бы фальсифицирует натуральный голос, сохраняя чистоту интонации. Прием фальцета обычно используется певцами-мужчинами. Их голос при этом становится похож на женский.
Как научиться петь фальцетом?
Чтобы овладеть данным мастерством, нужно упорно тренироваться и знать некоторые хитрости. Следующие тезисы помогут понять, как петь фальцетом правильно:
- Высокие ноты требуют умения глубоко дышать. А оно, в свою очередь, невозможно без хорошо развитых легких.
- Переходить к высоким нотам следует постепенно.
- Воздух при фальцете выталкивается через живот вверх – к голове. И вибрирует там.
- Горловые мышцы не напрягаются.
- Грудь не вибрирует (убедиться в этом можно, приложив к ней руку).
- Задействуются только краешки голосовых связок.
Теперь читателю известен ответ на вопрос: фальцет – что это? Это верхний голосовой регистр. Петь фальцетом сложно. Учиться этому мастерству лучше под руководством опытного педагога. А если такового не имеется, то как минимум, запасшись специальными пособиями.
Источник
Тонкости и нюансы голоса «фальцет» — как им петь?
Пение фальцетом считается одним из самых распространённых приемов в эстрадном жанре вокального искусства. Фальцет – это самый верхний регистр певческого голоса, предполагающий особый способ формирования звуков. Он характеризуется слабым звучанием и простотой тембра, не богат на обертоны (высокочастотные призвуки). Так что же значит «фальцет» в голосе – как петь фальцетом мужчине и женщине?
Какой это голос — фальцет?
Фальцет — это такой голос, при котором голосовое извлечение происходит крайне специфическим образом. Воздушный поток как бы скользит по связкам, но они колеблются не полностью — только крайние их части. Гортань при этом находится в гораздо более высоком положении, чем при обычном пении. Голос при фальцете звучит мягко и легко, без напряжения в горловых мышцах и вибрации в груди.
В оперном вокале фальцет порицается, а вот в современном неакадемическом вокале – напротив, используется достаточно широко. Фальцетный регистр расширяет диапазон голоса, делая вокал ярким и эффектным. Считается, что брать при исполнении высокие ноты вокалист может только при полном смыкании связок. Для этого певец должен обладать достаточно высоким уровнем профессионализма.
Многие начинающие певцы путают пение фальцетом и головной голос из-за похожести звучания. Однако, отличия у них значительные: при фальцете голосовые связки становятся тонкими и растянутыми, а звук становится менее плотным, чем при использовании головного голоса.
Как научиться петь фальцетом
Петь фальцетом может научиться любой вокалист. В первую очередь, для этого необходимо иметь хорошо развитые легкие, а также обладать техникой правильного дыхания – с коротким и энергичным вдохом и плавным выдохом. Тренировки с профессиональным репетитором по вокалу помогут научиться использовать скачкообразные переходы между нотами.
До научных исследований 1950-60х годов считалось, что петь фальцетом могут только мужчины, но применять этот способ пения могут и женщины – стоит только захотеть.
Как петь фальцетом мужчине или женщине? Ответ прост — используя одинаковые вокальные приемы. Отличие состоит лишь в том, что из-за физиологических особенностей у мужчин более явная разница в тембре, и переход на фальцет при пении сразу заметен. В женском вокале разница между тембрами практически не ощущается – именно поэтому раньше ошибочно считали, что женский фальцет не существует.
Хотите, чтобы ваш голос всегда был безупречен, а даже самые большие голосовые нагрузки не сказывались на здоровье голосовых связок? Принимайте препарат Гомеовокс. Эффективные таблетки для рассасывания – это скорая помощь при любых проблемах с голосовым аппаратом!
Источник
Фальцет, пение фальцетом — все о фальцете!
Фальцетом в исполнительском искусстве называют ноты верхние, головные, образуемые с помощью дыхания, скользящего и слегка задевающего по связкам. Образуемые звуки называются фистулой. Их образование свойственно мужскому голосу, способному образовывать звуки мягкие, но ограниченные в полноте и силе, если сравнивать их со звуками таких регистров как грудной или смешанный.
Фальцет – слово итальянского происхождения, перевод которого звучит как «фальшивый». Однако специалисты предостерегают несведущих делать скоропалительные выводы о звучании, обладающего, кстати, отличной интонационной чистотой. Специалистами фальцет признается своеобразной фальсификацией естественного голоса человека, неспособного брать высокие ноты. Стоит заметить, что фальцет используется не только профессиональными исполнителями. Достаточно часто он используется фольклорными исполнителями, к примеру, татарами или тирольцами.
Каким способом образуется фальцет? Вопрос, на который еще не получил точного и основательного ответа. Точно можно сказать, что он противопоставляется голосу, образуемому при помощи грудного регистра. Грудной голос характеризуется полнотой, а звуки образуются при узкой голосовой щели с использованием в качестве резонаторов бронхов и дыхательного горла. Фальцет же образуется при широко раскрытой голосовой щели. Для формирования фальцетных нот от исполнителя требуется прилагать серьезные усилия при выдохе. Широко расставленные голосовые связки и не менее широкое раскрытие голосовой щели не способствуют использованию бронхов и грудины в качестве резонаторов, поэтому образование гортанных звуков и свойственных им грудных оттенков не происходит.
Некоторые следователи фальцета, к примеру, Вашер, отмечают, что формирование фальцета и грудных звуков схоже в части одинакового суживания гортанной щели. Однако исследователи тут же добавляют, что при фальцете голосовые связки вибрируют в своей передней части, а при образовании гортанных звуков – на всем их протяжении. Если рассматривать видение вопроса Иоганнесом Мюллером, то обращает внимание его убежденность в факте образования фальцетных нот с помощью колебания краев связок. По его же мнению при образовании грудных нот колебание голосовых связок происходит в объеме всей имеющейся у них массы.
В данной связи необходимо отметить, что фальцет, как явление, толкуется разными исследователями по-разному. Однако общий вывод из всего предлагаемого материала можно сделать следующий. Чтобы грудной голос смог преобразоваться в фальцет, исполнителю необходимо осуществить некий «мышечный маневр». При наличии такого утверждения, каким именно должен быть этот маневр, исследователи пока что не знают.
Примечательно, что фальцетом пользуются в случае, когда необходимо наличие окрасить звук особым образом.
Фальцет – явление, которое по-разному проявляется у людей. У одних он может быть развит, обладать отличными певческими качествами и весомыми отличиями от обычного голоса. У других он может характеризоваться тусклостью, отсутствием выразительности, бедностью обертонов. Подобный фальцет едва ли может быть применим в вокальном искусстве. Зафиксированы случаи отсутствия в мужских голосах фальцета, что обусловило полноту и звонкость звучания верхнего регистра. В подобных случаях тихий фальцет объединяется с основным голосом. Исследователи предполагают, что данный процесс обусловлен особенностями строения голосовых складок, в которых отсутствуют тонкие края.
Фальцет – привычное явление, свойственное камерному исполнению. Виртуозами фальцета зачастую признают теноров. Введение фальцета в оперные партии обуславливается необходимостью формирование определенного образа.
Пение фальцетом
Пение, как явление, базируется на таких критериях как дыхание, подача и функционирование резонаторов.
При помощи дыхания исполняемая нота обладает опорой. Воздушный поток, благодаря легким и диафрагме, исполнителем безошибочно расходуется и верно направляется.
Благодаря подаче исполнитель проявляет свою индивидуальность. Определяющими критериями для данного параметра являются: дикция, объем легких, уровень певческих навыков и умение работать с резонаторами.
Останавливаясь на резонаторах, стоит выделить три типа: грудной, носолобный, головной.
Для определения первого типа стоит всего лишь начать говорить, приложив руку к груди: ощущение легкой вибрации будет свидетельствовать о работе грудного резонатора.
Резонаторы лобные или носовые используются для формирования голосового тембра.
Головные резонаторы используются для достижения высоких нот, то есть фальцетных.
Пение фальцетом большей части представителей академического вокала не признается за вид исполнительского искусства. Однако как вид фальцет существует. Если искать примеры в сфере рок-исполнителей, то весьма ярким представителем данного певческого направления можно назвать Фредди Меркьюри. Приводя подобный пример, стоит оговориться, что фальцет представляется типом пения, а вокалисты роковых произведений в большинстве своем пользуются микстом.
Фальцет, как тип вокального исполнения, представляется верхним головным регистром певческого голоса мужчин. Для него характерна бедность обертонами и незамысловатость тембра, что обуславливает легкость, мягкость, слабость и значительную резкость звучания.
В современных условиях весьма мало исполнителей, раскрывающих виртуозность владения фальцетом. Среди известных имен можно назвать Эрика Курмангалиева, Алексея Щербинина, Яна Гиллана, Джимми Сомервиля и других.
Фальцет, как тип певческого исполнения
Пение, в котором вибрация краев связок характеризуется минимальными показателями, называется фальцетом. Подобный тип пения сравнивают с игрой на флейте. Для образования фальцетного, то есть высокого звука требуется постоянное расширение голосовой щели. Подобный подход исключает напряженность голосовых связок, но не исключает незначительную громкость звучания. Звук, по словам специалистов, можно усилить. Для этого предлагается заузить выход из гортани, увеличить давление выдыхаемого воздушного потока на края значительно расширенных связок. Если говорить о принципах формирования оперного фальцета, то выход из гортани у певцов заужается больше, чем при использовании иных режимов. Данным способом достигается значительная мощность звуковой струи. Если опора правильная, то есть используется вершина твердого неба, то в звучащем отражаемом потоке проявляется мощь. Для проявления в звучании низких частот исполнителю необходимо приложить усилия для увеличения объема глотки и ротовой полости. При этом гортань опускать нельзя.
Если опора звука фальцетного голоса найдена правильно, тогда он приобретает яркость, приобретает легкость.
Фальцет: манера исполнения
Истории музыкального искусства утверждают, что фальцет приобрел популярность в середине прошлого века. Его истоками был стиль хорового пения — «ду уоп», популярного у американской молодежи.
От простого интереса к фальцету музыканты перешли к процессу формирования групп, состоящих из 4 исполнителей: теноров, ведущего и первого, баритона и баса. При этом бас брал нижние ноты, первый тенор – самые высокие, а ведущий – исполнял основную музыкальную тему в весьма простой манере.
Современные оперные исполнители постоянными тренировками и певческой практикой добиваются высоких мощных нот, которые с трудом выводятся из глубины легких.
Если говорить не научной терминологией, а простыми словами, то под фальцетом понимается фальсифицированный голос мужчины, которым он подражает голосу женщины. При правильном извлечении звука, он приобретает высокую тональность и сильно отличается от традиционного баритона мужчины.
Петь фальцетом – искусство, характеризующееся серьезными трудностями. К примеру, специалистами называется ограниченная динамика, сила и мелодизм. В процессе пения фальцетом исполнитель может столкнуться с проблемами нарушения речи, развития глухого звука голосовых связок, тоновые скачки.
Лиха беда начало
То, что петь фальцетом можно научиться – доказано. Однако дано это не всем. А обучению необходимо посвятить достаточно много времени. При этом стоит понимать необходимость искажать голос в пользу отнюдь не «мужественного» пения.
Развитие более высокого голоса потребует тренировки и выполнения массы разнообразных дыхательных упражнений.
Первое, на что обращается внимание, – на глубину дыхания, которое, при постоянной и правильной вокальной разминке, должно способствовать увеличению оборота воздуха в легких.
Исполнителю необходимо постепенно и постоянно стремиться к пению с использованием высоких нот. Для этого рекомендуется тренироваться в извлечении звука посредством выталкивании воздуха к верхним дыхательным путям через живот. При этом рекомендуется не напрягать мышцы горла.
Стоит исключить возможность вибрации груди посредством передвижения воздуха от живота к голове, где звук и должен вибрировать.
Источник