Что значит петь белым голосом

Открытый звук

Классическая трактовка.

Открытый (белый) звук – термин, распространенный в вокальной практике для обозначения так называемого открытого звучания голоса. Это «плоское», напряженное звучание обусловлено отсутствием элементов прикрытие, что заставляет голосовые складки работать с «пересмыканием», зажатостью. В академической манере пения такое звучание не допускается. К исправлению данного дефекта ведут приемы, повышающие импеданс: более округленное, полное произнесение гласных, округлый рот, опущенная гортань.

Открытый звук характеризуется перенесением речевого звучания гласных в пение. Открытым звуком пользуются при исполнении народных песен.

Дополнение наше.

К так называемому «открытому» (белому) звуку следует относиться, учитывая термин «Эстетика звука».

В классической трактовке понимание «открытости» несет сравнительную составляющую – открытый, это не прикрытый. О «плоскости» и «напряженности» звучания голоса классическая наука также судит исключительно по меркам эстетичности, то есть – по собственным, выработанным временем реакциям на акустические параметры звука.

«Пересмыкание» в данном случае – некоторое превалирование по времени фазы смыкания голосовых складок при вибрационном цикле над фазой размыкания, что позволяет создавать повышенное подскладочное давление – основу силы звука. Такое явление наблюдается при создании элементной вокальности twang, сложной belting, а также и в реальном пении, являющемся, как правило, смесью нескольких вокальностей одновременно.

Характер звучания голоса в современном вокале можно с полной уверенностью назвать открытым, так как «звучание гласных» должно быть именно речевым. Кроме того, корни современных вокальных стилей – это народные (этнические) вокальные традиции, следовательно, звук многообразных вокальных стилей, используемых на современной сцене – «открытый» с точки зрения классического определения.

Читайте также:  Пигалица что это значит

Источник

Словарь ошибок вокальной педагогики

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

Белый звук – термин, распространенный в вокальной практике для обозначения т. н. открытого звучания голоса… В академической манере пения такое звучание не допускается.

Белый звук применяется в классическом пении как выразительное средство. Так Кармен, применяя белый звук, завлекает Хозе; Дездемона стонет (белым звуком), молясь на ночь, а Чио Чио Сан, едва (на белом зв

уке) сдерживает рыдание, прощаясь с маленьким сыном.

До XVIII века красивое кантиленное пение называлось бельканто. Позднее, бельканто стало называться красивое пение по законам природы. Это понятие намного сложнее. Но немного истории. В XVIII веке заострились все споры по вопросам техники классического пения. Управление певцами со стороны музыкантов завело вокалистов в тупик. Волновые построения с нелогичными украшениями казались певцам насильственными. Первым реформатором вокальных построений стал Глюк, за ним последовали другие. Но конфликт с композиторами был очень серьезным и певцы театров: примадонны и премьеры, — вырвались на свободу. Их захлестнула волна радости и свободы импровизаций. Бельканто стало бурно развиваться. С XIX века под бельканто понимают красивое подвижное пение по законам природы. Певцы увлеклись настолько, что потеряли интерес к театру, а публика к ним. Певцы сами привели вокальное искусство в упадок в конце XVIII века. Именно Россини вывел оперный театр из кризиса, запретив певцам свободно импровизировать на сцене. Именно, в это время в театре с Россини работает М. Гарсия–старший, прекрасный тенор и педагог. Он увлечен стилем бельканто. Он обучает пению двух своих дочерей, которые становятся примадоннами (Малибран и Полину Виардо). Мануэль Гарсия–сын (бас) поет вместе с отцом, увлекается педагогикой и впоследствии становится автором новой физической школы, общепризнанной самой сильной вокальной школой XIX века.

Бельканто — исполнение произведений: Беллини, Доницетти и раннего Верди.

Само по себе исполнение произведений этих композиторов нельзя называть бельканто. Прежде всего требуется знание этой техники.

Бельканто — пение с вибрато.

Пение в стиле подвижного бельканто («скороговорка» по Россини) выполняется с легким или густым вибрато на резонаторе (в верхней области щек). Какое шикарное вибрато у Розины, придающее голосу игривость и подвижность – это техника! При этом не допускается вибрато на источнике звука, т. е. на гортани. А вибрато на горле мы можем слышать у эстрадной певицы и с точки зрения классического голоса – это брак. В эстрадном пении нет понятия эталонного звучания голосов, главное, чтобы певец нравился публике, а в классическом пении с этим строго. Так что при пении бельканто не следует дергать себя за кадык, т. к. от этого портится голос и вибрато возникает в опасном месте.

Энрико Карузо рекомендовал певцам вдыхать носом.

Живя в холодном климате, петь, вдыхая через нос, недостаточно, особенно для густых (по А. Варламову) голосов (у нас бывают проблемы с дыханием, да и носом можно запеть). Вдыхать следует одновременно и через нос, и через рот.

ВЕРХНИЙ РЕГИСТР МУЖСКОГО ГОЛОСА

Верхний регистр мужского голоса – фальцетный регистр.

Верхний регистр мужского голоса с середины XIX века в вокальной мировой школе называется головным (по Дюпре); он имеет все отличные характеристики классических голосов: густоту, яркость, серебристость, легкость и изящество. Как красивы верхние регистры наших любимых теноров: Собинова, Лемешева, Козловского, Атлантова и многих других! Фальцет в классическом пении почти не применяется – это мнение итальянских педагогов. А на эстраде он вполне допустим. Как нежен фальцет Льва Лещенко! Так и звучит в ушах!

Вибрато – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру… Вибрато может быть произвольно остановлено, а также усилено по амплитуде и высоте (при переходе в трель).

Вибрато возникает на источнике звука (на гортани) и на резонаторе (в области щек). (См. выше: Бельканто.) Вибрато на резонаторе может управляться певцом (это сгущение голоса или техника подвижного пения – бельканто), но пение «с вибрато на гортани» часто ведет к деградации голоса.

Признаки вокальности языка – обилие гласных, их чистое и полное произнесение без редукции (ослабления артикуляции). Многие требуют от певцов четкой дикции (без редукции гласных).

Итальянский язык считается самым вокальным, видимо, в нем редукция гласных менее всего выражена. Но…»Редукция гласных звуков является нормой для русского языка». Ошибочное понятие об отсутствии в пении редукции гласных порождает иногда требование: петь все гласные ровно, полнозвучно и «этим прививается привычка «петь ноты», а не музыку» (Важа Чачава). Понятно, когда это требование относится к исполнению проверочных вокализов. В этом случае, зная технику пения, нужно спеть так, чтобы понравиться. Но найдите в русском языке хотя бы одно сложное слово, чтобы в нем было более одного ударения? Как можно требовать акцентировать каждый слог в слове или даже в предложении?! Отсюда плохая интонация.

Вокальный слух может быть и у непоющего человека.

Очень интересная фраза, просто стоит задуматься… Однако, в педагогической практике распространено выражение: вокальный слух – «место ноты». Значит, вокальный слух – это сугубо индивидуальное ощущение певцом «места» каждой ноты в своем певческом аппарате (в примарном тоне с импедансом). Не может другой человек, даже самый опытный педагог, знать «место ноты» другого человека. Он может только предполагать. Для педагога важно качественное звучание ноты, и, зная технику пения, он может подсказать другому певцу, как добиться этого. Пути решения проблемы могут быть разные, но это заботы самого певца.

Пение вокализов при обучении пению выступает на первый план.

Вокальный педагог М.Микиш (Украина) практику исполнения вокализов в самом начале занятий певцом считал ошибкой и вредностью; это можно делать, когда певец уже технически оснащен. М.Микиш говорил, что» вокализы – это задачи на технику пения». Полина Виардо–Гарсия вокализов не терпела (хотя их и сочиняла). Маэстро Барра (неаполитанская школа) учил певцов по фрагментам из произведений великих композиторов. «Из любого произведения можно сделать вокализ», – говорила Полина Виардо. Вокализы в произведениях необходимо одушевлять, сочиняя текст (рыбу) или наполнять эмоциями, иначе может пострадать интонация. Интонация – это мера оценки профессионализма певца.

Глотка участвует в создании импеданса.

Певцу важно знать прием, вызывающий импеданс. Он сам, лично, участвует в создании импеданса при атаке звука через технику пения. (См. Примарный тон.)

«Великие певцы не ощущают гортани» – мнение нашего ученого (из передачи Гордона). Почему «горят» голоса у итальянских теноров? Потому, что они поют на импедансе. Импеданс – это звук с «огнем», это красота, это звонкость!

Источник

Белый голос — White voice

Белый голос ( украинский : білий голос , польский : biały głos ) или белое пение ( украинский : білий спів , польский : biały śpiew ) — это современное название, обычно используемое в Восточной Европе для традиционного стиля пения. Альтернативные названия традиционной народной техники пения: открытый голос, полный голос, естественный голос.

СОДЕРЖАНИЕ

Техника

В основе техники — открытое горло и свободный объем яркого цвета. Он использует все типы регистров в зависимости от многих факторов. Иногда это похоже на контролируемый крик или просто зов. Воздух выходит через полностью открытое горло. Используются верхний и средний резонаторы , хрящ гортани , кости и воздушные полости в голове и горле. Характерной чертой этого голоса является его яркость, четкость (не в смысле цвета голоса) или интенсивность. Хотя дыхание можно делать в произвольные моменты песни, это очень важное подчеркивающее выражение. В наши дни «возрождение» народного пения сделало этот стиль универсальным, ровным и де-факто плоским. Полевые работы показывают, что этот стиль более сложный, чем просто пение «на нос» и громкое. В основном это зависит от страны / региона, речи, цвета голоса, звука, сольного или полифонического пения и индивидуального самовыражения певца.

Случаи

Его практиковали с древних времен среди сельского населения Центральной и Восточной Европы . Громкое и чистое пение происходит от занятий на открытом воздухе во время работы в поле . Громкое пение также зависит от пения с инструментальным сопровождением. Голос певца должен «поразить» музыку, чтобы ее услышали. Восточные исследователи также придерживаются мнения, что долгий унисон и громкий, сильный голос, как полагали, обладают магической силой в традиционных культурах.

Белый голос использовался во время таких обрядов перехода, как крещение, свадьбы , погребения и ежегодные ритуалы, связанные с сельским годом, хороводесом , в больших собраниях и в небольших помещениях.

Наиболее известные современные группы, которые продолжают этот стиль пения (но не живут в деревнях и состоят из типичных современных городских певцов): Go_A , Drevo из Украины, The Bulgarian Voices Angelite, Svetlana Spajić из Сербии, Trys Keturiose из Литвы, которые поют sutartinės. , Południce из Польши, Narodnyj PRAZDNIK ( Народний) Праздник из России и Гуда из Беларуси.

География

В Украине , Латвии , Литве , Беларуси , России , Польше , Сербии , Хорватии и Болгарии белый голос принимает участие в полифоническом пении. В Чехии , Словакии, а также в Польше используют голосовую монофонию .

Источник

Дефекты тембра: носовой призвук, заглубленный звук, «белый» звук.

В обзоре акустических свойств голоса называлась причина первого вида из вышеназванных дефектов тембра. В носоглотке при мало приподнятом нёбе образуется канал, длина которого такова, что в нем поглощаются частоты около 2000 Гц; их отсутствие и воспринимается нашим ухом как носовой призвук. Для ликвидации этого дефекта нужно активизировать работу мягкого нёба. Аналогичный прием можно использовать при пении «белым», то есть переближенным, звуком. Полезны в этом случае будут упражнения с гласными у и о с добавлением согласных к и г, которые формируются в глоточной полости. Проблему заглубленного звука можно исправить, предлагая ученику упражнения, содержащие сочетания близко произносимых согласных и гласных, например: ни, зи, зе, ди и т.д.

Дефекты дикции

Они могут быть связаны с природными нарушениями речи (шепелявость, картавость и т.д.), с вялой работой артикуляционного аппарата, с искажением слов при пении. Всем известны актерские упражнения для развития дикции, неплохо было бы к ним прибегнуть и на уроках вокала. Скороговорки помогают активизировать работу губ и языка в пении, но приходится наблюдать за тем, как хорошо проговаривающие скороговорки люди в пении становятся беспомощными. Это вполне объяснимо, так как формирование гласных и согласных в пении и речи различно. Думается, что более целесообразными для устранения дефектов дикции все-таки будут вокальные упражнения, приравнивающие произнесение разных гласных и согласных, и постоянное внимание педагога к четкому произнесению согласных.

Сип

Сип, или, как говорят еще, «песок», в голосе появляется, к сожалению, не так уж и редко. Нечистый, стертый тембр может быть приобретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. Не следует насильно подтягивать голос певца к той или иной вокальной партии. Напротив, нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать и вскрывать природу голоса, не стремясь к несвойственным ей качествам».

В этом высказывании определено сразу несколько причин осиплости:

— во-первых, пение не своим голосом в том смысле, что тип голоса выявлен неверно или сам поющий считает себя обладателем не свойственного ему голоса;

— во-вторых, пение не в своей тесситуре, что связано, конечно, с первой причиной;

— в-третьих, пение не своего репертуара, что следует из двух вышеназванных причин, и, наконец,

— в-четвертых, большая певческая нагрузка при непоставленном голосе.

Всё это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию связок, которые рано начинают терять эластичность, а голос — красоту естественного тембра и силу. Последствия печальны: фонастения, хроническое несмыкание, болезни связок и всего голосового аппарата, потеря голоса.

Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.

Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений — таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое врачом-фониатром.

Нарушения вибрато

Наиболее частые случаи — тремоляция, «качка», «прямой голос».

Тремоляция, или «барашек», в голосе возникает при слишком частом вибрато (чаще, чем 6-7 колебаний в секунду). Для устранения этого дефекта нужно обратить внимание на снятие излишних напряжений, чтобы гортань могла работать свободно.

Для голосов без вибрато, т. е. «прямолинейным», можно рекомендовать обратиться к упражнениям на трели и к упражнениям, развивающим беглость.

«Качка» (менее 6-7-ми колебаний в секунду) голоса возникает от потери верной координации в работе голосового аппарата, переутомления мышц в результате перенапряжения или из-за снижения тонуса нервно-мышечной системы у стареющих певцов. В этом случае следует прибегнуть к упражнениям на ряд последовательных нот в пределах квинты и ноны, выбрав темп, при котором голос не качается. Эти упражнения нужно петь продолжительное время.

Форсировка

Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание — естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», — писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал, хотя поющему кажется, что его голос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь «большим» голосом на эмоциональном подъеме.

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

В качестве совета: пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события — пойте в середине вашего диапазона и не более 30—40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, и вам трудно говорить — сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.

В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация верну-лась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар и только потом начать снова подъем к заветной вершине.

Фальшивая интонация

Этот дефект голосоведения возникает по ряду причин, которые могут быть, впрочем, взаимосвязаны. Не будем подробно рассматривать природный дефект слуха, связанный с нарушениями в слуховом аппарате.

В музыкальные учебные заведения часто поступают люди, не имеющие начальной музыкальной подготовки. Но в пении такие люди могут обладать необыкновенной выразительностью и красивым тембром и абсолютно чистой интонацией. Традиционное развитие слуха таких людей происходит в процессе обучения путем приобретения теоретических знаний.

Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная незакрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании, — причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.

Чрезмерная сила звучания оркестра или фонограммы провоцирует форсирование голоса певцом и приводит к нечистой интонации.

Одной из причин нечистой интонации можно назвать и пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса ученик старается интонировать верно, то, как правило, пение в более высокой тесситуре, например, у сопрано выше ре второй октавы, потребует необходимых технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.

Нечистой интонация в пении может становиться при переходе с одного гласного на другой. Для устранения этой причины необходимо обратиться к упражнениям, выравнивающим произношение разных звуков.

В результате неверной работы дыхания, при отсутствии навыков пользования резонаторными ощущениями, при наличии разного рода зажимов возникает пение в так называемой низкой позиции, которое также отрицательно сказывается на чистоте интонации.

Детонация возникает у певца и при фонастении, являясь, кстати, и одним из главных симптомов в нарушении работы связок. В этом случае требуется наблюдение врача и режим отсутствия голосовой нагрузки.

В условиях экзамена или при публичных выступлениях ученик, который в классе всегда поет чисто, также может начать нечисто интонировать. Причина этого явления кроется в волнении, которое нарушает нормальную работу дыхания, и в акустике незнакомого помещения, затрудняющей контроль за мышечными ощущениями. В результате неопытный певец начинает фальшивить. Этот дефект интонации можно снять увеличением числа выступлений и обучением ученика управлять своим нервно-психическим состоянием перед концертом или экзаменом.

Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно. Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти пути его устранения.

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

1. Роль вокальных упражнений и педагогического репертуара в обучении пению.

2. Защита курсовой работы.

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Упражнения даются по принципу «от простого — к сложному».

Первые упражнения– распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.

Первая часть вокальных упражнений

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений входят невокальные, такие как:

  • Упражнения для развития мимики
  • Легкая гимнастика для мышц шеи
  • Упражнения для развития подвижности язык, губ.
  • Упражнения для развития дыхания

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1186 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью