- Как найти место захоронения погибшего в Великой Отечественной войне. Советы от Михаила Сергеевича Переславцева
- Виды захоронений
- Родственные (семейные) захоронения
- Одиночные захоронения
- Воинские захоронения
- Братские (общие) захоронения
- Первичные захоронения
- Почётные захоронения
- Массовые захоронения
- Методические рекомендации
- по постановке на учет, содержанию воинских захоронений и увековечению имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений
- Раздел 1. Ведение государственного учета воинских захоронений.
- Раздел 2. Содержание воинских захоронений.
- Раздел 3. Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений.
Как найти место захоронения погибшего в Великой Отечественной войне. Советы от Михаила Сергеевича Переславцева
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА
Настоящая статья не претендует на какое-то «открытие» или обучение. Скорее, её можно отнести к рекомендациям по проведению самостоятельного поиска мест захоронений (братских и одиночных могил) солдат — наших отцов, дедов и прадедов. Теперь многие активизировали свои поиски родственников, погибших или пропавших без вести на полях сражений Великой Отечественной войны. Однако, самостоятельный поиск не всегда приносит положительные результаты, в связи с чем в адрес поисковых отрядов и отдельных самодеятельных поисковиков поступают запросы с просьбой помочь отыскать могилу.
Такие обращения-запросы и побудили меня взяться за написание настоящей статьи. Я расскажу, как поступаю сам. Правильно или не правильно, обсуждать этот аспект не будем. Мне кажется, что здесь важен результат.
Так вот, при поступлении запроса от родственника я устанавливаю следующее: фамилия, имя, отчество, год рождения, район и область, откуда названное лицо призывалось на фронт. Если имеются дополнительные сведения, несомненно, их необходимо также получить от родственников. Например, имя жены или родителей, братьев/сестер, домашний адрес.
Таким образом, мы получаем первичную персональную информацию, позволяющую идентифицировать солдата.
Следует помнить, что существуют фамилии и имена, в написании которых могут быть допущены ошибки. Например, Крутских может быть записан, как Крутский или Круцкий, Крицких. Переславцев, как Переяславцев, Черемных, как Черемный. Ошибка писаря (в те годы грамотность населения была не выше, чем у сегодняшних выпускников школ) может увести поиски далеко от искомого лица и об этом надо помнить. Аналогичная ситуация — ошибка писаря — может быть и в написании года рождения, места призыва — военкомата или адреса проживания. В связи с этим, если есть основания предположить, что в написании фамилии, имени и отчества могут быть ошибки, необходимо применить все возможные варианты искажения фамилии.
Следующим шагом является поиск ФИО солдата по ОБД-Мемориал. Фактически, это оцифрованные документы Центрального архива Министерства обороны РФ. Работа по оцифровке продолжается и база пополняется новыми документами.
Так вот, на главной странице ОБД-Мемориал в поисковых окошках вносим фамилию, имя, отчество, год рождения и нажимаем «Искать». Появятся файлы с перечнем солдат имеющих такую фамилию и имя. Следует просмотреть и выбрать то сочетание фамилии, имени и отчества, которое наиболее соответствует искомой личности.
Источник
Виды захоронений
Со словом «захоронение» у наших сограждан связана чёткая ассоциация с местом на погосте. Участки на кладбище принято огораживать, мостить плиткой, благоустраивать скамейками. В родительские субботы, на Радоницу и Троицу к могилам приносят цветы и поминают родственников. Однако понятие «захоронения» не ограничивается семейными. Если быть точнее, родственными погребениями занята лишь часть территорий, в которых покоятся останки живших ранее людей.
Родственные (семейные) захоронения
В нормативных актах различных регионов России часто семейные и родственные захоронения различают между собой. Обозначим различия между ними, как они поданы в соответствующих редакциях Законов о погребении:
Родственные. Предоставляются на безвозмездной основе. Служат своеобразным дополнением к территории существующей могилы. Предназначены для упокоения супруга(и) или иного близкого родственника усопшему.
Семейные или родовые. Могут не содержать могилы, а быть полностью свободной территорией. Предназначены для двух и более захоронений членов одной фамилии после их смерти. Являются своеобразной гарантией живущим, что их прах будет упокоен в строго установленном месте.
Как становится понятно из определений, родственная могила является частным случаем семейного захоронения. До 2004 года на российских кладбищах часто происходил «самовольный» захват прилегающей к могиле родственника территории. Формально это означало, что потомки ставили оградку так, чтобы захватить побольше места. Поскольку разбирательства в каждом отдельном случае усугубили бы общую обстановку, на законодательном уровне было решено признать «самозахваченные» кладбищенские территории выделенными под упокоение членов одной фамилии. Для этого необходимо было осуществить перерегистрацию участка под родовое захоронение. Единственное ограничение накладывалось на площадь – она не должна была превышать 12 кв. метров.
Упокоения «в ограду» касаются как раз родственных захоронений. Данным термином обозначают ингумацию родственника на свободное возле существующей могилы место в пределах заграждения. В проходе между могилами проводить погребение даже урной строго запрещено.
В отличие от родовых участков, где погребения допустимы и для дальних родственников, на родственных хоронят только определённый круг лиц, являющихся усопшему:
- родителем (в т. ч. признавшим отцовство или материнство);
- ребёнком (в т. ч. пасынком или падчерицей);
- родными братом или сестрой;
- супругом(ой);
- бабушкой или дедушкой;
- внуком или внучкой.
Одиночные захоронения
Выделяются на свободных от могил территориях некрополей. В отличие от родственных (семейных) погребений, возле таких могил администрация кладбищ не оставляет дополнительного места. Следующая яма роется впритык к существующему захоронению. Как правило, это участки у обочин, возле дорог, на отшибе или в труднопроходимых местах. Здесь хоронят:
- одиноких людей, оставшихся без родственников и не имеющих законного представителя;
- лиц без определённого места жительства (БОМЖ);
- не идентифицированные тела из морга по прошествии 14 дней с момента поступления.
В последнем случае нашедшиеся родственники почившего могут впоследствии инициировать эксгумацию останков и перезахоронение.
Воинские захоронения
Как следует из названия, их предназначение – быть местом последнего упокоения ветеранов, действующих и вышедших на пенсию военнослужащих, солдат срочной службы и призванных на военные сборы. Кроме этого ФЗ расширяет данный перечень следующими лицами:
- сотрудники правоохранительных органов;
- сотрудники судебно-исполнительной системы;
- работники таможни;
- сотрудники противопожарной службы;
- работники в органах по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ;
- уволенные по выслуге лет, ранее работавшие в вышеозначенных службах;
- умершие вследствие травм во время несения службы в вышеозначенных органах;
- инвалиды ВОВ.
Воинские захоронения располагаются на воинских кладбищах или специально выделенных для подобных захоронений участках на общественных кладбищах.
Братские (общие) захоронения
О братских могилах, в которых были погребены участники сражений в ВОВ, слагали песни и снимали кинофильмы. К прискорбию следует заметить, что и в наше время на погостах выделяются места для братских захоронений. Сюда свозят останки после терактов, природных катастроф или других чрезвычайных происшествий. Как правило, идентифицированные тела передают родственникам. Те же чей прах не удалось опознать или отделить хоронят в общей могиле. В память о случившемся на место захоронения устанавливают мемориал.
Первичные захоронения
По сути это неупорядоченные воинские или братские могилы на месте происшествия. Условно их можно разделить на:
Боевые. Созданные во время войны, в спешке, формально они служили местом последнего упокоения однополчан или мирных жителей, участвовавших в боях.
Санитарные. Служили в качестве превентивной меры против распространения инфекции или предупреждали экологическую катастрофу.
Ещё древние кочевые племена при обнаружении в степях неопознанных трупов старались обозначить предполагаемый ареал распространения заразы опознавательными знаками. Зашедшего за отметки могли убить без всякого сожаления.
Почётные захоронения
Располагаются на главной аллее некрополя. Предоставляются людям, отличившимся при жизни своими заслугами перед государством или отдельным регионом. Основанием для почётного захоронения служит ходатайство заинтересованных лиц или организаций с подтверждением правомочности подобного погребения. Место выделяется на безвозмездной основе. В отдельных случаях похороны и надгробие также компенсирует соответствующая инстанция. Родственникам почившего выдаётся удостоверение о почётном погребении.
Участки имеют площадь 6 кв. метров и не предполагают подзахоронения.
Массовые захоронения
Ещё одно тёмное пятно в мировой истории – это массовые захоронения. В отличие от первичных или братских, о них обычно умалчивают. Всё дело в том, что подобные погребения имеют криминальную или политическую подоплёку. Каждое массовое захоронение – это горе множества семей, надеявшихся долгие годы найти без вести пропавших родственников.
Примерами массовых захоронений могут служить:
- могильник под Нижним Тагилом, где было обнаружено убитыми 15 несовершеннолетних девушек;
- массовые захоронения младенцев 1-3 лет на территории ирландского монастыря;
- массовые захоронения в Руанде после геноцида 1994 года, когда за 100 дней было убито около 800 тыс. этнических тутси боевиками хуту.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Источник
Методические рекомендации
по постановке на учет, содержанию воинских захоронений и увековечению имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений
Данные методические рекомендации подготовлены с учетом положений Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
Раздел 1. Ведение государственного учета воинских захоронений.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (учетная карточка). Данные нормы федерального законодательства распространяются на всю территорию Российской Федерации не зависимо от категории земель, собственника территории, на которой расположено захоронение, наличия (отсутствия) охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, а также на территории закрытых воинских гарнизонов. Воинскими захоронениями считаются не только захоронения бойцов и командиров Красной армии, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а все захоронения погибших при защите Отечества, включая захоронения периода Первой мировой, Гражданской, Советско-финляндской войн и могилы военнослужащих Советской и Российской армии, погибших при исполнении служебного долга, как за пределами Отечества, так и в антитеррористических операциях на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Основанием для постановки на государственный учет ранее неизвестных воинских захоронений могут быть как сведения государственных и военных архивов, так и акты (протоколы) обследования неучтенных воинских захоронений. Обследование воинских захоронений проводится общественными поисковыми объединениями, уполномоченными на проведение поисковой работы согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти». Акт составляется в произвольной форме. К акту прилагается протокол обследования по форме № 1 (приложение 1).
Перезахоронение останков, погибших при защите Отечества из неучтенных воинских захоронений производится на основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и рекомендуется осуществлять в следующих случаях:
— когда обнаружены останки небольшого количества погибших;
— когда в доступности (поблизости) имеется действующее воинское захоронение, куда возможно перезахоронить останки;
— нахождение неучтенных воинских захоронений на земельных участках предназначенных для возведения объектов капитального строительства федерального значения (линейных объектов);
— в случае если захоронение уже подвергалось частичному переносу или разграблению.
Отказ от переноса останков из неучтенных воинских захоронений производится на основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и рекомендуется осуществлять в следующих случаях:
— когда обнаружены останки большого количества погибших;
— когда выявленное захоронение было ранее благоустроено и сведения о нем содержатся на топографических картах;
— когда в доступности от места обнаружения нет воинских захоронений, куда можно перезахоронить все обнаруженные останки;
— другие случаи, в том числе состояние останков.
В случае отказа (нецелесообразности) переноса останков, погибших место их обнаружения подлежит благоустройству и регистрации как воинское захоронение.
Во всех указанных случаях все найденные воинские захоронения обозначаются на местности и берутся под охрану органами местного самоуправления до вынесения решения об их дальнейшей судьбе.
При проведении работ по перезахоронению останков необходимо учитывать, что данную работу надо производить согласно письменному распоряжению администрации муниципального образования, на территории которого находится захоронение с указанием места последующего перезахоронения и обязательным уведомлением родственников погибших, поиск которых осуществляют территориальные органы военного управления. Следует так же учитывать положения статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающей санитарные нормы и запрещающей в течение 20 лет любые виды хозяйственной деятельности на территориях где располагались захоронения.
Таким образом, государственный учет воинских захоронений во всех случаях ведется органами местного самоуправления. Централизованный учет воинских захоронений осуществляет в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации № 4292-1 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в данном случае Министерство обороны Российской Федерации.
Раздел 2. Содержание воинских захоронений.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В целях благоустройства и содержания воинских захоронений в надлежащем состоянии воинские захоронения и мемориальные сооружения на них подлежат постановке на баланс органами местного самоуправления (за исключением ряда памятников федерального значения, балансодержателем которых является субъект Российской Федерации).
Процедура постановки на государственной и кадастровый учет заключается в:
— обозначении на местности воинского захоронения (вновь обнаруженные или не обозначенные ранее);
— составлении учетной карточки воинского захоронения, если таковой не имеется;
— проведении кадастровой съемки участка и составление кадастрового паспорта территории воинского захоронения;
— издании решения о принятии на балансовый учет воинского захоронения в целях обеспечения его содержания;
— организации свободного доступа граждан к воинскому захоронению;
— установки памятного знака.
В случаях, когда воинское захоронение находится на землях федеральной собственности (Лесной фонд), собственность на которые не разграничена, принадлежащих юридическим и физическим лицам земельные участки, на которых расположены воинские захоронения рекомендуется включить в границы населенных пунктов, путем внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений (городского округа), либо организовывать перевод земельных участков в категорию земель «Земли особо охраняемых территорий и объектов» (земли историко-культурного назначения) согласно пункту 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 ФЗ.
Раздел 3. Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений.
Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений, является частью работы по содержанию воинских захоронений.
Увековечение имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений проводится органами местного самоуправления.
Основанием для увековечения имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» может быть:
-наличие в учетной карточке воинского захоронения данных о захороненных в нем воинах;
-акт захоронения (перезахоронения) останков советских воинов, найденных в ходе поисковых работ или проведения мероприятий по укрупнению захоронений;
— сведения государственных и военных архивов Российской Федерации и стран зарубежья;
— обращения юридических и физических лиц, подтвержденные документами (копиями документов) о гибели и захоронении воинов.
Перед принятием решения о нанесении на мемориальные плиты воинских захоронений имен захороненных (увековеченных) воинов необходимо провести проверку их именных данных, а также факта возможного захоронения этих воинов на данном воинском захоронении. Проверку достоверности данных проводят органы местного самоуправления с возможным привлечением некоммерческих общественных организаций, проводящих поисковые работы посредством общедоступных баз данных, книг Памяти и запросов в государственные и военные архивы. Нанесение имен на мемориальные плиты согласуется с территориальными органами военного управления.
Решение об увековечении имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений должно основываться на веском документальном подтверждении архивными документами или актами захоронения (перезахоронения).
При проведении церемоний захоронения (перезахоронения) останков погибших воинов, органами местного самоуправления вносятся изменения в учетную карточку воинского захоронения, согласно акту захоронения. При этом учитывается количество воинов как, чьи имена удалось установить, так и безымянные воины.
В случае нанесения имен погибших воинов на мемориальных плитах воинских захоронений без подтверждения их захоронения на данном воинском захоронении, в случае их нанесения ранее, наличия на мемориальных плитах имен воинов, захороненных в других местах, следует отнести данных воинов как увековеченных, но не захороненных на данном захоронении, что отражается в учетной карточке воинского захоронения.
При оформлении (переоформлении) учетных карточек воинских захоронений рекомендуем использовать новую форму приложения к учетной карточке (приложение 2).
Установка новых мемориальных плит, изменение вносимые в уже существующие мемориальные плиты и памятные знаки воинских захоронений — объектов культурного наследия Федерального и регионального уровня (меняющие композиционные решения и внешний облик объекта) согласуются с подведомственными учреждениями культуры субъекта Российской Федерации.
В целях разработки экспертных оценок при возникновении спорных ситуаций, возникающих при обнаружении вновь выявленных воинских захоронений, уточнения границ и другой информации по уже выявленным захоронениям, координации взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов военного управления, и общественных организаций в вопросах учета паспортизации, благоустройства воинских захоронений на территории субъекта Российской Федерации создается Экспертный совет по вопросам паспортизации и благоустройства вновь выявленных и существующих воинских захоронений на территории субъекта Российской Федерации.
Источник