- «Период охлаждения» в страховании
- С 1 января 2018 года
- На какие виды страховок действует «период охлаждения»?
- От каких страховых договоров нельзя отказаться?
- Возможные риски
- Как отказаться от полиса и вернуть деньги?
- Страхование
- «Период охлаждения» в страховании: что это и как им воспользоваться
- Что такое «период охлаждения»
- Нюансы и особенности
- Как считать период
- Как воспользоваться «периодом охлаждения»
- Как ещё можно расторгнуть договор, если вы опоздали
- Если вам отказывают
«Период охлаждения» в страховании
Вы купили свитер, но дома поняли, что он вам не подходит — вы можете спокойно отнести вещь в магазин. А можно ли так же «вернуть» договор страховой компании, если вам навязали дополнительную страховку или нашлось предложение еще выгоднее? Да, во многих случаях это действительно возможно!
С 1 января 2018 года
у покупателей страховки появилась возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым «периодом охлаждения».
«Период охлаждения» установлен указанием Банка России от «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Текст официального документа смотрите здесь
У «периода охлаждения» есть ограничения: он действует минимум 14 календарных дней с момента заключения договора, страховая компания может продлить этот период.
Правило действует, только если вы заключали договор как физическое лицо (не как организация) и покупали услугу добровольного страхования. Условия «периода охлаждения» обязательно прописываются в правилах страхования компании, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему — если такой информации нет, это нарушение закона.
минимум 14 дней
На какие виды страховок действует «период охлаждения»?
Вы можете отказаться от большинства видов добровольной страховки:
Страхование от несчастных случаев и болезней
Гражданская ответственность за причинение вреда
Добровольное медицинское страхование (ДМС)
Страхование финансовых рисков
От каких страховых договоров нельзя отказаться?
Возможные риски
Будьте внимательны, если вы хотите отказаться от дополнительного страхования жизни, которое часто предлагают вместе с ипотечным кредитом, или от полиса каско в дополнение к кредиту на автомобиль. С помощью такой страховки банк снижает свои риски, и это дает ему возможность предложить вам более выгодные условия кредитования.
Поэтому в вашем договоре может быть закреплено, что в случае отказа от дополнительного страхования даже по «периоду охлаждения» вырастет процентная ставка по кредиту или договор даже могут расторгнуть в судебном порядке.
Нельзя отказаться от страховки, которую вы приобретаете для путешествия в другую страну, чтобы покрыть возможные медицинские расходы.
Нельзя вернуть деньги за отказ от «Зеленой карты». Для этого полиса действуют свои условия расторжения — поэтому внимательно читайте договор.
Страхование профессиональной ответственности
Договор не расторгается, если без этого вида страховки вас не допустят к работе по профессии (аудитор, нотариус и другие).
Страхование для иностранцев
Вы не можете отказаться от медицинской страховки по «периоду охлаждения», если у вас нет российского гражданства и вы заключили договор медицинского страхования, чтобы получить разрешение на работу или патент.
Как отказаться от полиса и вернуть деньги?
Использовать «период охлаждения» очень просто. Мы подготовили для вас карточки, которые подскажут, как действовать, если вы хотите отказаться от ненужной страховки.
Мне не нужна страховка, которую я купил, что делать?
Для начала определите, попадает ли ваша страховка под «период охлаждения»: какой у страховки тип и сколько рабочих дней прошло с момента заключения договора. Оцените возможные риски, если эта страховка — одно из условий договора кредитования.
Страховка попадает под правило, но договор я заключил больше 14 дней назад. Как быть?
14 дней — это минимальный срок действия «периода охлаждения». Страховая компания может установить и больший срок, но обязательно должна прописать условия «периода охлаждения» в правилах страхования или в договоре. Перечитайте эти документы или уточните в компании. Когда «период охлаждения» у вашей страховки закончится, деньги вам не вернут, если это дополнительно не оговорено в договоре.
Страховка попадает под правило и сроки подходят, но страховой случай уже наступил. Правило еще действует?
Нет, если ваша страховка уже действует и по ней наступил страховой случай, деньги вам не вернут.
Моя страховка — исключение из правила. Я не смогу вернуть деньги?
Страховой договор, не попадающий под правило «период охлаждения», расторгают на общих условиях. Они установлены Гражданским кодексом РФ. В статье 958 прописано, что при отказе от договора страхования премия не возвращается, если сам договор не предусматривает иное. Поэтому советуем внимательно читать условия, когда вы приобретаете страховку.
Какую часть денег мне вернут?
Это зависит от того, начал ли ваш договор действовать или еще нет. Если страховка еще не действует, вам вернут полную стоимость полиса. В обратном случае из суммы вычтут часть, покрывающую прошедшие дни действия страховки. Повторим: условия возврата каждая компания обязана указать в договоре или правилах страхования.
Мой договор попадает под правило и срок еще не вышел. Как оформить отказ?
Это просто. Подайте в компанию, у которой вы купили страховку, письменное заявление об отказе. Это обязательное условие — звонка в компанию будет недостаточно. Вы можете лично прийти в офис или отправить документы по почте — выбирайте, что вам удобнее.
Как выглядит это заявление и где его найти?
Форма заявления — свободная. Некоторые компании для удобства клиентов сделали бланки заявления для отказа. Если у компании есть такая форма, вам дадут ее при личном визите в офис. Но это не обязательное условие, у вас должны принять и заявление не на бланке.
Мне нужно взять с собой что-то, кроме заявления?
Не забудьте взять с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Если от страховки отказываетесь не лично вы, у вашего представителя должна быть нотариально заверенная доверенность. Многие компании попросят вас предъявить оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты. И еще для получения денег вам могут понадобиться банковские реквизиты.
Я напишу отказ, а когда страховка прекратит действовать?
В тот же день, когда компания получила отказ, договор расторгается, и страховка перестает действовать.
А как и когда мне вернут деньги?
Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного отказа. Вы сами выбираете, как вам вернут деньги: наличными в кассе офиса, в который вы обратились, или безналичным переводом. Тогда у вас спросят банковские реквизиты.
Источник
Страхование
СТРАХОВАНИЕ
С 1 января 2018 года «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, увеличивается с 5 рабочих до 14 календарных дней
Данное правило распространяется практически на все виды добровольного страхования в отношении физических лиц, в частности: на страхование жизни, имущества, транспортных средств, медицинское страхование.
«Период охлаждения» также действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.
Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.
(Указание Банка России от 21.08.2017 N 4500-У; Информация Банка России)
С 1 января 2018 года обновляются формы отчетности в порядке надзора страховщиков, формы статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков
В частности, отчетность в порядке надзора страховщиков дополнена новой формой 0420169 «Сведения для расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление страховой деятельности». Отчетность по указанной форме составляется страховыми организациями с иностранными инвестициями.
Указание Банка России от 21.04.2017 N 4356-У утрачивает силу.
(Указание Банка России от 25.10.2017 N 4584-У; Информационное сообщение Банка России от 29.12.2017; Информация Банка России)
С 1 января 2018 года на страховщиков возлагается обязанность в течение 5 рабочих дней после окончания каждого отчетного полугодия и каждого отчетного года передавать на хранение в Банк России резервные копии баз данных, содержащих информацию о страховых резервах, средствах страховых резервов, собственных средствах (капитале) и об их движении
В случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в указанных базах данных, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Одновременно вводится административная ответственность за нарушение требований законодательства о хранении информации, содержащейся в информационных системах.
Предусматривается, что непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
(Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ; Информационное письмо Банка России от 29.12.2017 N ИН-015-53/66; Информационное письмо Банка России от 09.02.2018 N ИН-015-53/10)
С 1 января 2018 года страховщики обязаны передавать национальной перестраховочной компании в перестрахование 10% от обязательств по договорам, которые были заключены до января 2017 года
Источник
«Период охлаждения» в страховании: что это и как им воспользоваться
Можно отказаться от страховки, если вы передумали или нашли вариант поинтереснее? Во многих случаях — да. Для этого существует так называемый «период охлаждения». Ваше право отказаться от страховки закреплено официально указанием Банка России от 21.08.2017 № 4500-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Поэтому можно и нужно пользоваться такой поблажкой, если возникла необходимость.
Что такое «период охлаждения»
Это срок, в течение которого клиент вправе отказаться от договора страхования и получить возврат уплаченной премии. Правда при обязательном условии, что на дату отказа от страховки не произошло событий, имеющих признаки страхового случая. То есть тех, от которых вы и пытались защититься, заключая договор.
Передумать можно в течение 14 календарных дней с даты заключения договора страхования. Страховая компания может увеличить этот срок .
Нюансы и особенности
Охладеть можно к самым популярным видам страховок:
- страхование жизни;
- страхование от несчастных случаев и болезней;
- страхование имущества;
- гражданская ответственность за причинение вреда;
- страхование транспорта (КАСКО) и ответственности владельцев транспорта (ДСАГО);
- добровольное медицинское страхование (ДМС);
- страхование финансовых рисков (защита от упущенной выгоды).
Как видите, речь в том числе и про довольно дорогие виды страхования. На практике это работает даже там, где после «периода охлаждения» вступают в силу штрафы за расторжение договора. Главное, хорошо подумать: действительно ли вам внезапно стала не нужна страховка? Если да, то важно успеть отказаться от договора в положенный срок.
Например, моя мама-пенсионерка по ошибке оформила инвестиционное страхование жизни вместо банковского вклада. Она даже не прочитала договор, а такие решения должны быть сознательными. Консультант в банке обещала ей гарантированную доходность в 28% в год в рублях. Но дело в том, что возможность получить такую прибыль есть, только обещать её было нельзя: в контракте было четко указано, что такой результат основан на предыдущей доходности. Та же сотрудница банка сказала, что расторгнуть договор без штрафа невозможно. Но это не так, ведь мы имеем дело не только с инвестиционным инструментом, но и со страхованием жизни. ИСЖ — это неплохо и даже интересно для долгосрочных вложений, но мама огорчилась, что её обманули. На следующий же день она вернулась в банк и произнесла волшебное заклинание: «Я хочу воспользоваться «периодом охлаждения». Через неделю после письменного заявления об отказе от страховки вся сумма по ИСЖ честно была переведена обратно на счёт. Без штрафов .
Но есть и исключения. Например, нельзя отказаться от:
- добровольного медицинского страхования для иностранцев, которые приехали в Россию работать. Без такой страховки разрешение на работу не дадут, но купить её и быстро отказаться не получится;
- добровольного страхования для выезжающих за рубеж. Это сделано для вашей же защиты, ведь лечение за границей может влететь в копеечку и такая страховка может пригодиться даже самым экономным путешественникам;
- добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем такого страхования. Там действуют собственные правила расторжения договора;
- добровольного страхования, являющегося обязательным условием допуска человека к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством РФ (это актуально, например, для нотариусов и аудиторов);
- обязательных страховок. Например, страхования имущества при ипотеке или ОСАГО.
Также стоит понимать: если вы отказываетесь от страхования, которое подразумевалось одобренным или полученным кредитом на покупку жилья или автомобиля, банк вправе повысить процентную ставку или расторгнуть договор . Это обычно изначально прописано в вашем контракте с финансовым учреждением. Делать так не имеет смысла: в большинстве ситуаций это невыгодно. Не забывайте внимательно и вдумчиво читать все документы, которые подписываете.
Как считать период
Если клиент отказался от договора страхования в течение «периода охлаждения», то страховую премию (то, что вы заплатили за полис), должны вернуть полностью, если договор ещё не действует. Зачастую он привязан не к той дате, когда вы подписывали контракт, а к другой.
Если контракт уже действовал, когда вы решили отказаться, то из суммы к возврату могут вычесть оплату за прошедшие дни. Все подробности должны быть указаны в вашем договоре, дополнительном соглашении к нему или в правилах страхования.
Но как мы уже упоминали, эти принципы действуют, если не было страховых случаев . А что если были? Тогда возврат страховой премии приостанавливается до принятия решения по произошедшему событию. Сами понимаете: вернуть деньги полностью и всё равно получить компенсацию по страховке, от которой вы отказываетесь, было бы слишком дерзко. То есть, если вы требуете компенсацию по страховому случаю, вы уже пользуетесь полисом и деньги за саму страховку полностью не вернут.
Страховая вправе по собственной инициативе увеличить срок «периода охлаждения». Это также прописывается в договоре.
Как воспользоваться «периодом охлаждения»
Чтобы воспользоваться «периодом охлаждения», нужно предоставить страховщику письменное заявление об отказе от договора страхования, договор страхования, копию паспорта. Иногда могут попросить копию квитанции об оплате. В заявлении укажите банковские реквизиты, на которые вы хотите получить деньги.
Можно написать заявление в офисе страховой компании или, если вам так удобнее, отправить его почтой. Обычное письмо не подойдёт, оно может затеряться или могут сказать, что вы отправили новогоднюю открытку. Выбирайте письмо с описью вложения. В самом бланке описи перечислите, что именно вы отправляете, в том числе стоит чётко указать «заявление на отказ от страховки».
Договор страхования прекращает своё действие в зависимости от того, как именно вы предоставили заявление и документы: лично или почтой. Если сами обращались в офис, то датой расторжения будет считаться та, в которую состоялся ваш визит. Если почтой, то в день отправки заявления.
Вернуть деньги должны в течение 10 рабочих дней после получения заявления (то есть в течение двух недель, если на этот период не выпали праздники).
Как ещё можно расторгнуть договор, если вы опоздали
По закону возможность расторгнуть договор есть в любое время. Но в статье 958 Гражданского кодекса РФ указано, что при этом страховщик вправе не возвращать страховую премию, если договором не предусмотрено иное. Поэтому в большинстве случаев дело упирается в цену вопроса. Каких-то ограничений Гражданский кодекс тут не устанавливает. Обычно это возможно, но страховая компания может предусмотреть своего рода штрафные санкции и вычесть не только оплату страховки пропорционально тому времени, пока вы ей пользовались, но и административные расходы за ведение дела. Размер этой комиссии может быть большим, поэтому сумма к возврату окажется совсем скромной.
Если это условие прописано в договоре, возврат части страховой премии возможен, даже если вы не успели расторгнуть его в течение срока охлаждения.
Подобная премия за ведение дела может быть и 10% и 90%, но в среднем порядка 40% от цены страховки. Размер указан в договоре. А если прошла, например, половина срока действия по договору, то после перерасчёта может оказаться, что по договору к возврату положен 0.
Пример. Мне доводилось в этом году расторгать договор страхования жизни в связи с досрочным погашением кредита. За страховку я платила около 10 тысяч рублей. Погасила за 77 дней. Страховщики вернули примерно половину уплаченной им суммы. Рассчитали строго по договору. Я обратилась через месяц после погашения кредита, но датой расторжения контракта со страховщиком указали именно дату погашения. Ведь страхование жизни было привязано к сумме кредита, а у меня его уже не было. Премия за ведение дела составляла 40% от всей суммы. И всё же, проблем с возвратом не было, деньги перечислили быстро.
С тех пор прошло совсем мало времени, но законодательство сделало шаг навстречу заёмщикам, которые досрочно погасили кредит. Теперь для договоров, заключённых с 1 сентября 2020 года, действуют отдельные правила . По ст. 11 закона «О потребительском кредите (займе)» с последними изменениями, при полном досрочном погашении кредита возврату подлежит страховая премия за неистёкший период страхования, т.е. за вычетом части денежных средств, исчисляемой пропорционально времени действия страховки . Вернуть деньги должны в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения заявления заёмщика. Это правило применяется и к договорам страхования, заключённым при оформлении ипотеки. Но есть два нюанса: этот закон касается только страховок, которые оформлены в целях обеспечения исполнения обязательств заёмщика по кредиту и на момент расторжения договора нет страхового случая, с которым ещё не разобрались.
Также по статье 958 Гражданского Кодекса РФ, договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключён, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование риска, о котором шла речь, прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Например, гибель застрахованного имущества по причинам, которые не были предусмотрены вашим договором. При расчётах страховщик может вычесть из суммы к возврату оплату за те дни, когда имущество ещё существовало и полис действовал.
Если вам отказывают
Если возникли проблемы с возвратом, вы можете жаловаться в саму страховую, на финансовых форумах в интернете и на страницах страховых компаний в соцсетях. На это обычно очень быстро реагируют. И, конечно, есть смысл пожаловаться в Центробанк.
Источник